Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Геннадий Филатов.Мастер видового пейзажа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована в газете КУЛЬТУРа 21 апреля 2019г

  В Чернова.
  Мастер видового пейзажа Геннадий Филатов
  В Самарском областном художественном музее открылась выставка "Жигулевские дороги", приуроченная к 90-летию со дня рождения Геннадия Васильевича Филатова (1929 - 1979), мастера пейзажной живописи в Самаре. Представлены картины из собрания художественного музея и из частной коллекции.
   Вот его краткая биография. Геннадий Филатов родился в Москве в 1929 году. В военные годы его родители вместе с заводом имени Фрунзе были эвакуированы в наш город, да так в нем и осели.
  Любовь Григорьевна Филатова, вдова Филатова давно, в одном из интервью вспоминала: "У них в семье было трое детей. Старшая дочь в ожидании родителей после работы всегда коротала время за рисованием. Гена делал это вместе с ней. Может быть, в это время проснулся у него этот талант? Гена с малолетства любил рисовать, поэтому будущее его было предопределено.
  Образование он получил в Пензенском художественном училище на театрально-декорационном отделении (1945-1950). Где-то у нас хранился рисунок, на котором Гена нарисовал самого себя, едущим на крыше железнодорожного вагона с этюдником. В студенческие годы он так и ездил на крыше: не было у него ни денег на билет, ни самих билетов не было в продаже. Время было послевоенное, голодное... Окончив одно из лучших в стране Пензенское художественное училище, он вернулся домой".
  Вернисаж в СОХМ привлек множество художников - пейзажистов, коллекционеров, журналистов, учащихся Самарского художественного училища им. К.С.Петрова - Водкина. Выставка представила восемь произведений из собрания СОХМ, около двух десятков работ из частного собрания. Многие восхищались техникой живописи, утверждая, что так теперь уже не пишут, настолько все точно и правдиво.
  Это верное замечание невольно заставило задуматься об истории пейзажной живописи на заре ее развития.
  В XVII веке несколько нидерландских художников, приехавших в Италию, в Венецию создали особый жанр живописи - ведута натурале (натуральный пейзаж - вид на что-то), в котором конкретный пейзаж изображался в виде панорамы с соблюдением масштаба и пропорций
  Самый знаменитый художник - ведутист Антонио Канале (1697-1768). Славу ему принесли ведуты - красочные виды родной Венеции. Ведуты этого мастера превратились в "манящую рекламу" города: они охотно покупались приезжавшими в Венецию туристами и, разлетаясь по всему свету, принесли городу необыкновенную популярность среди иностранных путешественников. Ведуты натурале были в приоритете, они стали статьей венецианского экспорта XVIII века. Каналетто свою жизнь посвятил исключительно живописи: по воспоминаниям современников художник всё время проводил в своей мастерской или на улицах и площадях Венеции, не расставаясь с карандашом и альбомом для набросков. Современники Каналетто считали его непревзойдённым реалистом, восхищаясь точностью изображения.
  Именно с XVIII века в Европе начал развиваться видовой пейзаж - вид, конкретно фиксирующий ту или иную местность. Этот жанр пейзажа развивался также и в России, он существует и в наше время.
  Начало творческой деятельности Геннадия Филатова пришлось на пятидесятые годы двадцатого века, на период хрущевской оттепели. Практически одновременно в Самару, тогда называвшуюся Куйбышевом, приехала группа молодых талантливых художников: В.Пурыгин, Г.Филатов, И.Комиссаров, А.Кулаковский.
  В Самару их притянула Волга, заманили Жигулевские горы, Самарская Лука. Дочь художника И. Комиссарова Татьяна вспоминала, что тогда все ездили за Волгу, жили в палатках, спали на раскладушках. На берегу стоял длинный стол под навесом, все художники были с женами и детьми. Татьяна также отмечала в беседе, что провела там лучшие годы своего летнего детства. Все писали этюды, открыто дружески обсуждали. Для Геннадия Филатова период с 1950 по 1960 год был настоящим практическим университетом. Казалось, отныне в искусстве возможно все, художникам позволены любые поиски. Творческую атмосферу тех лет сегодня можно лишь вспоминать, как незабываемую.
  В 1957 году талант Геннадия Филатова признали в Союзе художников России. Следующий этап в творчестве Филатова - 1960-е и 1970-е годы состоял из ряда творческих поездок по Прибалтике, Центральной России, Крыму, Кавказу. Красоты этих живописных уголков СССР находили отражение в пейзажах художника и бывали на областных, региональных и всесоюзных выставках.
   Но у Филатова был особый дар типического воплощения природы, наиболее характерных родных мест. Пурыгин, Филатов, Кулаковский, Комиссаров - все они стали членами Союза художников СССР, и все вместе сформировали самарскую пейзажную школу.
  В 1955 году картина Г.Филатова "Поселок нефтяников" была представлена на республиканской художественной выставке в Москве. Она же с большим успехом экспонировалась в 1957 году на выставке в Польше. В том же году он был принят в Союз художников России
   Сейчас эта работа экспонируется в зале Самарского художественного музея. Мотив незначительный: куцая полоска неба, узкая лента реки и две трети холста занимает площадь поселка, застроенная безликими объектами. Рукой художника на берегу Волги воспроизведены дома, крыши, палисадники. На выжженной от солнца земле и покрытом густым слоем пыли берегу растворены контуры домов и редкой группы деревьев. Рядом на стене этюды к картине и в них видно, как художник добросовестно топографически воспроизводит вид поселка, следуя традициям ведуты. Это проявляется прежде всего в панорамности, растянутости изображения, в стремлении широко охватить топографию мотива. Так пейзаж приобретает монументальность, значимость.
  Тогда же в 1957 году он пишет эпическое полотно "Жигулевское море" 1957г., где лишь одна десятая часть на полотне отдана блеклому небу, а все остальное пространство занимает большая вода. И вода в Волге тусклая, коричневая, тяжелая, как будто вся состоит из взвеси грязи, глины и мусора. Такую воду мы видим весной, когда половодье наполняет затоны и протоки мутной водой. На этой огромной поверхности Жигулевского моря, строго точно и выверено расположились старые баржи, сухогрузы и другие маломерные суда. Уже тогда он предпочитает формат горизонтального прямоугольника.
  В шестидесятые годы художник много работал над этюдами. Станислав Щеглов вспоминает: Лиричных художников у нас в Самаре мало. Я убежден, что самым большим лириком в живописи у нас был Геннадий Филатов. В работе был напряжен. Несколько раз я выезжал с ним на этюды. В Отрадном, куда мы ездили на художественный совет, мы с ним писали весенние пейзажи. Снег тогда везде растаял, а под Отрадным еще лежал, и я увидел, как же быстро Гена пишет. Он работал быстро, но я бы не сказал, что легко.
  И всегда, когда я приходил к нему в мастерскую то ахал от удивления: сколько же он написал этюдов! Волгу он любил невероятно.
   Именно работа над этюдами привела Г.Филатова к тому, что в шестидесятые годы он кардинально изменяет части композиции. Теперь треть пространства на полотне он отдает небу, а земле и воде на первом плане самую малую часть. Просторы неба над рекой наполняют картины воздухом. Главную составляющую видового пейзажа, Филатов соблюдает неукоснительно. Элемент панорамы есть и в полотне "Волга у Жигулей"1964г., и в картине "Жаркий день"1964г. В данных картинах горизонтального формата есть элемент ленты фриза, который можно продолжать по обе стороны горизонтали. Нет по краям композиций того, что позволяло бы все элементы собрать в единый композиционный узел. Потому так узнаваем.
  В первой половине семидесятых годов Г.Филатов вновь возвращается к теме большой воды оттенённой узкой полосой выцветшего неба в картине "На Куйбышевском море".1976г. Вода бурлит у берега, пениться и светлеет, серебриться вдали. И снова мастер показывает композиционную панораму. В картине "Жигулевские дороги"1976г. показана дорога - серпантин в Жигулевских горах на фоне ограниченной ленты неба. Это самая яркая, полная сочных красок осени работа. Желтые, оранжевые, лимонные и зеленые пятна листвы деревьев в Жигулях незабываемы. Полотно буквально излучает радость, наполненное прозрачной атмосферой осени.
  В свое время художник Ю.Филиппов вспоминал: "Городской пейзаж, как мне думается, Гена не любил. Он любил природу, и в этом смысле был однолюбом. Его мягкое, трепетное отношение к перелескам, к первой листве, к проблескам лучей солнца, июльская жара и огромное небо над водой, великолепны!
  Этюды у него замечательные! По своей сути Геннадий Филатов был художником реалистом. Картины у него очень точные, монументального, я бы сказал, плана. Геннадий всегда выезжал на место, писал массу этюдов".
   Во второй конце семидесятых годов, Геннадий Филатов уравновешивает небо и землю. Линия горизонта у него в большинстве работ проходит посередине. В картине "Жигулевские ворота" 1978г. перед зрителем предстает великолепная панорама бурного движения облаков и кипучее пенное движение вод. Это единственное произведение, где художник ушел от топографической точности воспроизведения, природного колорита, пожертвовав всем во имя условности, монументальности и символичности сюжета.
  Одна из последних работ в творчестве художника "В затоне" 1979г.
  подкупает непритязательностью мотива, отсутствием привлекательности как в открытках, и пронзительным чувством лиризма, в том, как показаны будни затона. Вот какой - то лысый обрывистый берег, голые бревна на его склоне, на бережке подъемный кран, словно гусак, наклонивший голову - стрелу, сбоку спешит рыбак на моторке; и все это запечатлено на фоне простора чистого светлого неба. Благодаря его отражению в спокойной заводи, вода серебрится, мерцает перламутром, и, словно живое зеркало отражает неприхотливую жизнь волжан. Можно сказать, что данный холст это, по сути, добросовестный "портрет" конкретного места. Но помимо топографической точности воспроизведенного, место наполнено особенной любовью, трепетом сердца автора, и присутствием "гения места"
   Чем выставка Геннадия Филатова драгоценна? Образ Волги и окрестностей Жигулей, несмотря на то, что размечен фактами жизни конкретного художника, очень важен для нас волжан, важен, потому что помогает преобразовать нашу стихийную любовь к Волге, в сознательную. Гений места Филатова указывает, за что конкретно можно любить или не любить Волгу. Глазами гения места образы Волги, Самарки преобразуются в элементы местной достопримечательности, способствуют возникновению "чувства родины".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"