Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Гобелены - славное ремесло из старого Парижа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Всероссийская выставка гобелена в Самаре

  Российские гобелены - славное ремесло, из старого Парижа
  
  
  
  Гобелены - некое скопление энергии из прошлого,
   которая радует, удивляет и восхищает.
  В.И.Савицкая. "Превращения шпалеры
  
  
  В Самаре, в областном историко-краеведческом музее им П.В.Алабина, при поддержке Министерства культуры Самарской области, Российской Академии художеств, ВТОО "Союз художников России", благодаря инициативе Самарского отделения ВТОО "Союз художников России" открылась всероссийская художественная выставка "Волжский гобелен"
  Красивое слово гобелен (фр. gobelin) - оно связано с одним из самых элитарных видов декоративно-прикладного искусства. Гобелен - это стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей, воспроизводящий по картону художника какую-нибудь картину. Иногда мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.
  У нас в Самаре, а раньше, в городе Куйбышеве многочисленные поколения художников живописующих окрестности Волги отродясь не встречались с гобеленовым искусством. С 1970х годов здесь обосновался замечательный мастер гобелена А.Бандура. Одному ему было, наверное, тяжко выставляться, иногда произведения на выставках вешали на стену изнаночной стороной, или вверх ногами, не видя разницы.
  В те годы невозможно было иметь всевозможные оттенки шерсти, вообще какие-либо нити, не было красителей. Законодательницей моды в СССР была Латвия. И только там росли мастера международного уровня.
  Возможно потому, что прибалты находясь ближе к Европе, понимали - это искусство для королей. Когда-то в XVI веке Жиль Гобелен под Парижем построил свою красильню, а позже его детки пристроили ткацкую фабрику, и эту фабрику уже в XVII веке выкупил Людовик XIV, и она стала называться "Королевская гобеленовая мануфактура". Эта мануфактура здравствует и в наше время, а имя, Жиля Гобелена, стало нарицательным.
  Конечно, историки моды знают, что тканые ковры были и у египтян, греков, римлян, и у инков, но в Европе впервые немецкие монахи утепляли коврами свои помещения. Так же утеплялись обитатели богатых домов и замков. Сюжеты для ковров чаще носили религиозный характер, лишь с XVIII века над эскизами, картонами стали работать большие художники.
  И прошли годы, и многое изменилось. Вот перед нами сногсшибательная выставка, на которой гобелены проросли хлопком, шелком, льном, шерстью, акрилом, оказалось у нас в Самаре появилось много мастеров гобелена.
  Зрители сразу отметили иронию и своеобразную философию гобеленов "Черный квадрат" и "Красный квадрат" А.Н.Бандуры. Этот мастер всегда верен себе, воплощая мотив в сдержанном колорите, с использованием контраста большого пятна и мелких композиционных элементов.
  Его друг и единомышленник О.Н.Емельянов доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Самарской академии культуры и искусства, руководит студией гобелена. На первой российской триеннале современного гобелена в "Царицыно" в 2011 году, он получил диплом за лучшую работу в традиционной технике гобелена, в номинации "поэтика образа". Его серия гобеленов "Реликты Жигулей". "Седые Жигули" завораживает кажущейся простотой и сдержанностью. Этот мастер избегает нарядных оттенков шерстяных нитей, применяет лен и хлопчатобумажное сырье.
  В традиционной технике работает наша самарчанка Дина Ковалева. Триптих "Ее время", диптих "Времена года. Мак. Роза" по-женски запоминаются цветностью и колористическим разнообразием пятен. Она интересна тем, что ткет отдельными мотивами".
  А вот и племя молодых мастериц, предпочитающих сложную смешанную технику. Это Ольга Емельянова с гобеленом "Праздник Валенка! Здесь привлекательны и резное дерево обрамления, и гладкий тканый фон, на котором выделяется пушистый валенок, и три подсолнуха, как три оранжевых помпона растущие из голенища.
  Все солнечно - желтые и ярко оранжевые оттенки нитей собрались в огромном панно с изображением золотой рыбки. Соединяя плетеные полосатые ленты, с невероятными кольцами, кругами, помпонами и длинной бахромой, она разрушает эффект плоского настенного ковра. Безусловно, фактурный гобелен с использованием авторской техники переплетения, создает оригинальную поверхность.
  В такой же технике работают Дарья Жаворонкова, Кристина Терехова. Две работы Ольги Глуховой представляют два типа ткачества. Классическое ткачество "Замок" и двухметровый ковер "Прятки" с использованием смешанной техники авторского плетения. Диана Сайфулина пока еще студентка СГАКИ, представила гобелен "Настроение" с различными типами плетения, но с хорошим чувством колорита - песочная гамма. Итак, 2000е знаменуют в Самаре расцвет уникального вида искусства. Любовь Балабась, Ольга Буренкова, Екатерина Некрасова, Ольга Паутова, - это все мастера, представляющие наш самарский гобелен.
  История гобеленового дела в России связана с эпохой Петра I. Во время своих путешествий по Европе он обратил внимание на дорогостоящие ковры, и заключил в Париже договор на пять лет аренды ткачей с Королевской гобеленовой мануфактуры для организации мастерской в Петербурге. Конечно, красители и сырье поступали из-за границы, мастера приезжали и уезжали, на память оставались серии шпалер, одна замечательная - "Полтавская битва" (хранится в Эрмитаже). К середине XXIII века в мастерских работали русские ткачи. Их работы сейчас украшают многие залы Зимнего дворца и других апартаментов. За период с 1732 по 1747год выткали пятьдесят семь шпалер, они также производили обои и обивку для мебели. В конце 20-х годов XIX века Петербургская шпалерная мастерская стала терять заказы, поменялась мода. В 1857 году закрылась.
  После революции советская дипломатия использовала шпалерное наследие в качестве дипломатических даров, сейчас в музеях страны осталось чуть более ста русских шпалер.
  Гобелен как уникальный вид декоративно-прикладного искусства расцвел в XX веке. Художник Жан Люрса создал 1000 картонов для Королевской мануфактуры. Его ковры не были плотными по плетению, как в средние века, отличались минимумом цвета и стилизованной композицией. На картонах он обозначал номер крашеной пряжи, потому за месяц можно было выткать один метр гобелена. Считается, что это быстро, к тому же уменьшает стоимость. Ле Ду, друг Люрсы создал более 500 ковров. Помню, была выставка в Гос. Эрмитаже Жана Люрсы в семидесятые, интерес был колоссальный, очереди выстраивались
  Именно в середине XX двадцатого века в СССР вырос колоссальный интерес к гобелену, художники, особенно латыши стали стенной ковер трансформировать в рельефный, иногда даже со скульптурными формами. Художник Рудольф Хеймрат сформировал целую школу латышских художников, которые по сию пору участвуют на триеннале - выставках. Основное отличие прибалтов - свое сырье, скрутка нитей и окрас.
  После девяносто первого года, распада страны центры гобелена остались в Украине и в Прибалтике, петербургская школа фактически исчезла, осталась только московская. Не случайно, на вернисаже экспозиция начинается с показа двухчастного гобелена Заслуженного художника России, академика Сергея Гавина "Острова". Этот гобелен - настоящая королевская вещь! Большие полотна расчерчены будто бы в клеточку. Под клетчатой сетью выделены два белых материка, разделенные проливом глубокого синего цвета, а сверху на них как бы низвергаясь в синюю бездну, летят кусочки, фрагментики островов. И вот эти лоскутки островов невероятно сочные в колорите, живописны как старинные шпалеры XVII века из города Антверпена. И размеры подходящие - два метра.
  Мастеров на выставке много не только из городов Повольжья, таких как Самара, Саранск, Саратов, Оренбург, Нижний Новгород, Набережные Челны, Энгельс. На выставке присутствуют также экспоненты из Владимирской Области, Екатеринбурга, Ростова на Дону, Тамбова, Череповца.
   Есть работы спокойные как у Е.Фирсова "Шаги осени", М.Вовенко "Песнь о земле", Н.Никитиной "Ветер травы", "Письма из детства", М.Щербакова "Аргонавты", "Сумерки" - мастеров из Саратова. Но я была очарована небольшим ковром мастерицы из Екатерибурга Софьи Хабибулиной - "Ехал Ваня на коне" (Вот она моя Россия). В качестве сырья указан хлопок, но я вдруг поняла, что нить скручена из пестрых тряпок, как половики в деревне у бабок. Темный фон, светлая лошадка и кукольный солдатик с сабелькой.
  Москвичи особо на выставке отметили мастеров из Саранска. Обращение к национальным символам, архетипам - любопытно. Я спросила, почему? Собственно у нас в Самаре тоже есть мастера, работающие на основе народных традиций, как А.Бандура. В интервью Сергей Гавин оветил:
  - У вас ушло более тридцати лет в городе, чтобы поднять престиж гобелена и открыть студию. А они только в начале пути. Потому важна поддержка
  И напоследок несколько слов необходимо посвятить таписерии. Таписерия - принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии.
  Шпалера в наши дни стала художественным объектом, от начала до конца исполненным одним художником. Современная шпалера прошла путь от плоскости к двухмерному слоеному произведению, на выставке их много, к объекту, напоминающему скульптуру - энвайронмент, к таписерии-среде, которую можно изучить изнутри. Такого рода оригинальный объект создала Анастасия Косарева "Птичий базар" Самара. Композиция (2м х1м) состоит из множества тканных и плетеных поясков, лент, шнуров, опоясок, колец, ободков, обручей с наличием большого количества яиц. В основании композиции огромное яйцо, возможно - дракона.
  Всероссийская художественная выставка Волжский гобелен отчетливо отражает общемировую тенденцию - своевременное возвращение гобелена на стену, и широкое привлечение рукотворных вещей в связи с расцветом интерьерного искусства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"