Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Вадим Сушко.Я люблю судьбу свою

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К недавно открывшейся юбилейной выставке произведений Вадима Сушко.


   Валентина Чернова

Я люблю судьбу свою...

В целом о творчестве.

   Имя самарского художника Вадима Викторовича Сушко широко известно на карте художественной Самары. Выпускник Пензенского художественного училища, за десятилетия творческой деятельности он создал много прекрасных полотен, которые по сей день, радуют ценителей живописи в Самаре, России, Болгарии, Италии, Корее, США. Работу "Утренний туман" губернатор Самарской области К.А. Титов в свое время подарил президенту Германии Роману Херцу. Живописные произведения этого мастера находятся в собраниях Самарского областного художественного музея и Пензенской картинной галереи.
   В.В. Сушко личностно активный художник, вместе с единомышленниками открывал художественную школу в Новокуйбышевске, он же один из основателей Самарского художественного училища. В этом плане его жизнь сложилась удачно и очень интересно. Много учеников, которых он воспитал. Из них он выделил семь человек несколько лет назад организовал совместную выставку.
   В.В. Сушко входил в группу художников "шестидесятников ГМК-62", по линии ГМК они ездили по комсомольским стройкам Сибири - музыканты с концертами, а художники писали картины. От ЦК ВЛКСМ были также поездки и по старым русским городам, отчетные выставки.
   Однажды группа молодых художников, отправилась в самостоятельное путешествие по Волге. Проходя через древнерусские города, Сушко пристально всматривался в текущую возле их стен жизнь. Его интересовало все, что характеризует быт народа и русскую историю. Художник открыл своеобразную красоту в провинциальном укладе жизни. Субботние баньки, гуляния на масленицу, вся "карусельная", лубочная и балаганная культура российской глубинки привлекла В.Сушко своей праздничной красочной пестротой. Живописи Вадима Сушко того времени наиболее полно соответствует поэзия самого значительного лирического поэта России Николая Рубцова. "О сельские виды! О! дивное счастье родиться
   В лугах, словно ангел, под куполом синим небес!
   Боюсь я, боюсь, как вольная птица,
   Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!!"...
   Именно после одной такой поездки ему становятся дороги памятники национального русского зодчества. Комплекс монастыря и церквей Свияжска привлек Сушко не своей мистической религиозностью, а выражением особенной национальной красоты. В картинах Свияжска, составляющих самый протяженный цикл, начавшийся в 60-е годы и продолжающийся по сию пору, изначально определились самобытные черты художника. На полотнах этого цикла он сочетает изображение природы, элементов быта с архитектурными мотивами. Определяющаяся роль архитектуры намечается уже в работе "Свияжск" 1966г., продолжается в этюде "Зима в Свияжске"1991г., и утверждается в картине "Ворота монастыря в Свияжске"1999г.
   Почему же Свияжск? В ту пору многие монастыри, храмы, были приспособлены под детские колонии, спасательные станции, склады и т.д. Свияжский комплекс монастыря и церквей вплоть до конца девяностых годов XX века являлся медучреждением для психических больных. Самое его бытие на фоне безупречной красоты архитектуры и фресок 16 века являло ужасающий контраст, оставляло памятный след на всю жизнь. Несмотря на драматизм существования Свияжска, Сушко изображает жизнь только с одной стороны - праздничной, декоративной". Это черта его жизнелюбивого характера. В 2008 году Вадим Сушко снова посетил Свияжск. Впечатления самые позитивные. Теперь почти все сооружения переданы местным епархиям, идет реставрация. И это отрадно.
   До Сушко мало кто касался поэтической стороны быта провинциального города, села. В частности приволжского. В своей пейзажной живописи В.Сушко опирается на здоровое народное чувство восприятия природы, которое пронизано бодрым мироощущением. Народная культура всегда тяготеет к ярким полнозвучным сочетаниям красок, это видно и в иконе, в архитектуре, в предметах домашнего быта.
   В неизменной любви к яркой декоративной красочности отражалось духовное богатство народа. Впервые это было открыто художниками конца XIX века и начала XX века, мастерами объединения "Бубновый валет", и такими экспрессионистами как М.Шагал. В Сушко хорошо зная историю искусства, проявляет не столько эрудицию в этой области, но понимание сути живописного метода мастеров того времени.
  

В частности об одной картине

  
   Существуют разные В.Сушко, человек и художник, Один - человек на первый взгляд простой, открытый, с лукавой улыбкой, - шутник. И есть В.Сушко - занятный художник, обративший взгляд на редкие библейские сюжеты, такие, как падение ангелов.
   Одна из лучших работ, написанных под впечатлением наследия Марка Шагала представляет падение ангела. О низвержении ангелов живописали столетиями не только мастера живописи, по и поэзии. До сих пор, тема падшего ангела волнует людей искусства.

"Паденье их я наблюдал в Брюсселе. Они ведь из того же вещества,

Что все мы здесь, которое без цели влечет нас в грязь по принципу сродства.

И если то, что поднимало к небу, Господь своим решеньем отзовет,

Мы падаем в сырую глубь Эреба и погибаем среди нечистот.

Я видел их, менявших форму в страхе, еще боявшихся расплыться в слизь,

И меч, который в праведном размахе без жалости и гнева гнал их вниз.

Алекс Грибанов. Картина Брейгеля.

   Картина В.В. Сушко называется "Низвержение". Даже поверхностный взгляд на нее вызывает ряд богатейших ассоциаций. Во-первых, изображение алого ангела, со связанными руками, низвергнутого с небес приводит на память древнейший ветхозаветный миф. Это миф о Деннице в знаменитом фрагменте из Книги пророка Исайи: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).
   Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим Богом и об изгнании мятежника с небес. При этом утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после падения стал зваться Люцифером. По-гречески, утреннюю звезду называли "phosphoros" Фосфорос, а по-латыни - "lucifer" Люцифер; оба эти названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд, видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за чего и возникло предание о мятежном духе утренней звезды и о постигшей его каре. Это очень красивый миф о гордой звезде, но мне кажется, он соответствует сюжету картины не полностью.
   Внимательно рассмотрев полотно можно увидеть некую грань - как бы две половинки светлую и темную по обеим сторонам ангела. На светло-темном небесном фоне представлен колобок дольнего - земного мирка. Маленького, тесного. С похоронами, курами, порхающими влюбленными, водоносками, фигурками персонажей, перемежающихся с чьими-то ладонями и грустными лицами.
   Существует еще один взгляд на эту историю низвержения в других книгах Ветхого Завета, первая полная версия появляется в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II веку до н. э. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился, стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем, выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их был Азазель. Двести Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме того, он познакомил людей с порочным искусством косметики.
   Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов, которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями, пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".
   Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот уничтожил исполинов и заключил Азазеля в пустыне вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.
   В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта, которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это - первый намек на сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей, поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжение рода. И эта легенда тоже очень красива
   Давайте вспомним гениального Х.Л.Борхеса. Его текст не менее значим, чем тексты ветхозаветных пророков:
   "Мы приближаемся к почти что чуду, сколь необыкновенно сегодня живучи ангелы. Человеческое воображение измыслило множество удивительных созданий - тритоны, гиппогрифы, химеры, морские змеи, единороги, драконы, оборотни, циклопы, фавны, василиски, полубоги, левиафаны и прочие, которых не перечесть. И все они исчезли, кроме ангелов. Какой стих отважится сегодня упомянуть о фениксе или о шествии кентавров? Ни один. Но любое самое современное стихотворение с радостью станет обителью ангелов и засияет их светом. Обычно я представляю их себе, когда смеркается, в вечерний час предместий или равнин, в долгую и тихую минуту, когда видно лишь то, что освещают закатные лучи, а цвета кажутся воспоминаниями или предчувствиями других оттенков. Не стоит зря докучать ангелам, ведь это последние божества, нашедшие у нас приют, вдруг они улетят".
   Итак, картина Вадим Сушко "Низвержение" - живописная поэма на тему мечты ангела, его жажды семейного уюта, которого небожитель был лишен, зависти к бренности человеческого бытия, которую он стал питать к человечеству. И получилось хорошо!!
   Использование традиции русской культуры начала XX века, своеобразно преломленные с яркой красочностью фольклора - вот самый основной принцип В.Сушко положенный в основу работ 60хгодов, он сохраняется и впоследствии. Сейчас, подводя итоги долгого творческого пути, понимаем, что живопись этого художника исполнена живой жизни, она уходит своими корнями в глубины личностного и народного бытия.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"