Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Игорь Петров Гений места

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В. Чернова
  Гений места. Романтический реализм Игоря Петрова.
  20 апреля в Самарском областном художественном музее открылась выставка "Гений Места" Игоря Петрова. Мастер пейзажной картины Игорь Вадимович Петров - профессор Санкт - Петербургской Академии художеств, член Союза художников - представил более тридцати произведений разных лет.
  Все они - размышления художника о таком явлении, как "genius loci", и о стремлении художника вобрать в себя "дух места", и полнее выразить его уникальный образ в своей авторской манере.
  Латинское genius loci восходит к религии древних римлян и буквально означает духа - хранителя домашнего очага, которому приносились жертвы и адресовались ритуалы. Культ гения места был частью более широкой системы архаичных религиозных и мифологических представлений, в рамках которых одушевлялись различные географические локусы (водные источники, реки и горные вершины, священные рощи), часто становившиеся культовыми местами.
  Понятие гений места не раз переосмыслялось в широких культурных контекстах. У Петрарки это понятие применялось по отношению к античным памятникам. В.Гете и Н.Карамзин это понятие оживили в ходе "образовательных" путешествий.
  Вторую жизнь это понятие получило в эпоху модерна, когда в ходе индустриализации России, стала исчезать часть культурного наследия - мир дворянской усадьбы. Именно тогда в обществе, в творчестве русских художников возникла тоска по уходящему прекрасному прошлому. Понятие гений места проявилось не только в культе русской усадьбы, но и дворцов - пригородов Петербурга. И первыми это сделали мироискуссники. Они любили Петербург - детище Петра Великого и постарались воспеть его во всей полноте. Наследие Е.Лансере, А.Бенуа, А.Остроумовой - Лебедевой не пропало, оно напитало собой последующие поколения художников.
  В экспозиции выставки, меня в первую очередь, заинтересовала композиция "Монплезир".1996г. Этот небольшой холст с изображением уединенного уголка Петергофа невольно ассоциируется с произведениями мастеров "Мира искусства". Фигурка дамы в костюме "домино" спешит за край картины, словно боится быть застигнутой врасплох, а огромный попугай взгромоздившийся на перила балюстрадного парапета,- явление странное и необычайное на данном полотне. (Домино - это длинный плащ-накидка с большим капюшоном. Прихотью моды и настойчивостью французов, чёрный плащ-мантия монахов доминиканского ордена стал в XVI веке самой любимой одеждой, часто дополнялся маской).
  Здесь возникает определенная игра. Дама - словно персонаж из картин К.Сомова, который, ностальгировал по восемнадцатому веку. Художник воссоздавал игры, развлечения, фейерверки, идеализируя мир галантной эпохи. Е.Лансере и А.Бенуа воспроизводили картины из жизни монархов, маркиз. Близкие к ним по духу картины из цикла "Мой Петербург" И.Петрова отличает неяркий свет, скупая красочная гамма, жидкое письмо, разбеленный колорит, и тоска по серебряному веку. Во всем видна рука представителя петербургской школы живописи.
  Глядя на полотно "Снегопад в Павловске". 2003г. думается, будто один и тот же снегопад идет в различных точках города вне времени и пространства. На ум приходит композиция Е.Лансере "Парад при Павле I". Картина "Зимняя песнь фавнов" тоже ассоциируется с наследием мироискуссников. Художник запечатлел под купами снега причудливый силуэт фонтана с золочеными маскаронами. "Коронный фонтан" в наши дни стал своеобразным символом исчезнувших забав восемнадцатого века. "Коронный фонтан" был открыт в 1725 году, в 1786 году был демонтирован, но на основе археологических и иконографических изысканий воссоздан в 2011 году. И это сооружение не было известно художникам серебряного века!
  Игорь Петров - художник конца XX начала XXI века, близок к пониманию эстетики мироискуссников, будучи мистически связан с безвозвратно ушедшим прошлым. Необъяснимым образом он все соединяет в благоухающий букет исторических ароматов.
  Откуда у художника такой интеллектуальный эстетизм, такое трепетное отношение к метафизике города, к его духовной составляющей? В пейзажах Санкт-Петербурга воплощена непостижимость города, его меланхоличность, возвышенность, растворяющая сиюминутную суету. Эстетство, наверное, оттого, что его коренного ленинградца, питает Петербург. Его среда, люди...
  Игорь Вадимович Петров родился в Ленинграде 1951году. С раннего детства художника окружал весь цвет российской науки, спорта, балета (Н. Дудинская, А. Шелест), известные музыканты и художники 50-60-х годов - друзья его знаменитых дедов. Один - Петров Валентин Александрович - выдающийся ученый - радиолог и рентгенолог. Во время войны сконструировал передвижную рентгеновскую установку, которая спасла на фронте много жизни, а позже основал первую в СССР кафедру биомеханики спорта в институте имени П. Ф. Лесгафта. Другой (двоюродный) дед - знаменитый скульптор Николай Васильевич Томский, президент Академии художеств. "Несмотря на все регалии, он был удивительно прост и скромен. Внимательно относился он к моим занятиям рисунком, поддерживал желание заниматься творчеством" - вспоминает Петров. В его художественном воспитании принимали участие друзья семьи - живописец М. А. Клешар - Самохвалова и Александр Николаевич Самохвалов. Особенно близки дед и бабушка были с семьей художника В. Ф. Подковырина, а его жена - ученица М. Бобышева, театральный художник Г. С. Яхонтова - готовила Игоря Вадимовича к поступлению в СХШ. И в 1963 году началось профессиональное образование Игоря Вадимовича в классе А. Н. Гурина. Затем был Институт имени И. Е.Репина (мастерская под руководством проф. В. М. Орешникова).
  И. В. Петров, питомец Петербургской Академии Художеств, - приверженец реализма, доминирующей в России системы изобразительного искусства. Пейзажный жанр для него - выражение своего мировоззрения, своего отношения к жизни, служения красоте.
  Цикл картин "Моя Таврида" - результат многолетней творческой работы Игоря Петрова: с 1980х годов он ведет живописную практику у студентов второкурсников на творческой базе в Алупке. Ежегодные поездки в Крым стали не только необходимостью, но и духовной потребностью, вдохновляющей на создание новых полотен.
  Художник запечатлел многие известные места в Крыму. Это. "Бухта Карлос - Лимена" 2000г., "Яхты. Ялта"2008г., "Багровый Крым" 2013г., "Английская набережная в Балаклаве"2015г., все яркие, насыщенные цветом картины, полные ветра, солнца, морской свежести. Живопись крымских полотен атмосферная, очертания достопримечательностей размыты, нечетко проглядывают сквозь жаркое южное марево, сквозь розовато- лиловый слой теплого воздуха у поверхности земли.
  В ряду крымских полотен большой интерес вызывают работы, насыщенные исторической составляющей Крыма, руины Херсонеса, стены генуэзских крепостей, виды Коктебеля и Симеиза.
  В конце двадцатого и двадцать первого века понятие "genius loci" - гений места стало частью туристической культуры. В рамках образовательной географии оно активнее стало соотноситься с понятием культурного ландшафта, географического образа, местного мифа. Таков образ виллы "Мечта" в Симеизе, полный загадок и тайн. Никто не знает имени автора и заказчика проекта здания эпохи модерна выполненном с элементами мавританского декора, и запечатленного мастером в виде таинственного миража.
  В серии картин "Моя Таврида" мне более всего запомнилась картина из раннего наследия художника "Видение. Коктебель" 1987г. Это скромный сумрачный пейзаж с изображением горной гряды и двух ангелов следующих вверх по тропе. Ну как тут не вспомнить М.Волошина и его строки:
  "С тех пор как отроком у молчаливых торжественно-пустынных берегов очнулся я - душа моя разъялась, и мысль росла, лепилась и ваялась по складкам гор, по выгибам холмов"...
   "Моей мечтой с тех пор напоены предгорий героические сны, и Коктебеля каменная грива. Его полынь хмельна моей тоской, мой стих поёт в волнах его прилива..."
  В этом визуальном облике Коктебеля кисти И.Петрова есть соответствие духу поэзии М.Волошина. Это образ величия места, возвышающий душу. Гений места Коктебеля также вызывает чувство грусти и светлой радости оттого, что Коктебель как место многим обязан великому поэту.
   В экспозиции выставки Игоря Петрова представлена еще одна серия картин "Genius loci" - виды Амстердама, Брюгге, Венеции, Марселя, Парижа, Рима, Толедо, Флоренции, общеизвестные мотивы, вдохновлявшие художников на протяжении веков. У автора есть интересная особенность, картины небольшие, но впечатление панорамы выражено отчетливо. Особенно хороша - "Мосты Флоренции". 2015г. В пейзажах городов Европы нет детальной разработки мотива, здесь иная реальность. Скорее воплощены история, тайна и душа города. Создавая "Genius loci", художник творит наиболее вместительную форму, в которой упорядочивает знаки, ассоциации, метафизические цепочки. Он создает образный путеводитель личностного характера, где не соблюдается точная историческая топография.
  В этом цикле картин надолго запоминается "Утренний Париж". 2017г. Неброский осенний мотив с изображением уголка набережной и моста через Сену. Париж предстает в утренней дымке, как город - видение, написанный кистью живо, свежо и вдохновенно. Смотрела на этот город и невольно вспоминала строки поэта М. Волошина:
  "В дождь Париж расцветает, точно серая роза...Шелестит, опьяняет влажной лаской наркоза"
  Оторваться от этого полотна невозможно, хотя понимаешь, что всякое художественное произведение, воссоздающее ландшафт существует до тех пор, пока смотрится, воспринимается и осмысляется. Гений и место здесь являют единство отношений.
  Несколько строк хотелось бы посвятить технике живописи этого художника. Он с успехом пользуется "акварельными" лессировками, и пастозными фактурами, во всем видна творческая свобода, легкость письма, - черты мастера - виртуоза. Игорь Вадимович Петров - современный петербургский художник, его полотна можно встретить в Государственном Русском музее, Музее русского искусства второй половины XX века. Приехав к нам, он оказался очарован Самарой, ее художественными сокровищами, и в знак дружбы подарил в коллекцию Самарского художественного музея картину "Зимняя песнь фавнов"
  Чем выставка И.Петрова драгоценна? Образ города, воплощенный как "Genius loci", очень важен для жизни общества, несмотря на то, что размечен фактами жизни конкретного автора, важен, потому что преобразует интуитивную любовь горожан к городу, в сознательную. Гений места указывает, за что конкретно можно любить или не любить город. Глазами гения образы города преобразуются в элементы местной идентичности, способствуют возникновению "чувства родины"...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"