Аннотация: Воспоминания в связи с выставкой к 1010 летию со дня рождения художника
В.Чернова
Как я позировала Ивану Васильевичу Карпунову.
В СОХМ открылась выставка произведений Ивана Васильевича Карпунова (1909 -2004), приуроченная к 110-летию со дня рождения художника
Наша первая встреча состоялась в 1978 году, когда я только начала работать в художественном музее. Как-то я зашла взглянуть на экспозицию в выставочном зале напротив цирка, познакомиться с художниками. Три портрета там сразу ошеломили. Надпись гласила: И.В.Карпунов. Там было все: слаженность композиции, и яркая красота живописных плоскостей. Понимая, что в работах художник выразил себя, я захотела с ним познакомиться. Когда пришла в его мастерскую в Кирхе, то сразу же предложила себя в качестве модели - позировать для портретов. Договорились встречаться один раз в неделю.
Портрет Љ 1
Первый портрет мы начали писать в зиму 1979-1980 года, поверх какой-то работы. В 2008 году на обороте этого портрета обнаружилась надпись "Портрет строительницы". 1953г. Это видимо была старая идеологически выдержанная работа. Он записал его в 1974 году. Когда я появилась в мастерской, то тот портрет уже назывался - "Портрет Амины". Тихая студентка из Казани послужила моделью. Мой портрет Карпунов начал писать поверх нее. Третья запись. Ее луноликое лицо сузили, превратив в овал, длинные пальцы укоротили, на них появился алый маникюр. От Алины осталась лишь лента в волосах.
Любопытно то, что в творческом методе Карпунова обнаружился интересный прием, которым он пользовался в написании портрета. Он задавал модели, какой - нибудь спорный вопрос вроде: "Как Вы относитесь к творчеству Поля Гогена?", а потом внимательно следил за жестикуляцией модели, за подвижной мимикой лица. Обычно модель теряла спокойствие, не следя за лицом.
- Валя, вот Вы когда живо говорите, у Вас широко раскрываются глаза, возникает что-то похожее на египетские маски. И есть некоторая кукольность. Мне это нравится. Я изо всех сил стараюсь сохранить это лицо-маску.
Из одежды на мне был коричневый трикотажный костюм, и каждый вторник, я с изумлением наблюдала метаморфозы этого костюма на портрете. Костюм потемнел, синие манжеты на рукавах исчезли, положение, сидя на стуле, пропало. Книга вначале лежала на коленях, но мастер поднял и удлинил фигуру. Спинка стула мешала силуэту, а темный фон не соответствовал традициям иконы. Ближе к весне, И.Карпунов стал откровенней, охотно и много говорил об искусстве иконы. Летом в мастерской на хорах Кирхи появилось солнце, косые лучи, попадая в углы, светились. У Карпунова появилась идея сделать фон портрета золотым.
Лето 1980 года пролетело незаметно. Карпунов слой за слоем прописывал костюм модели и фон. Он считал, что цвет обладает массой, плотностью, холст необходимо плотнее нагрузить красочным тестом. Покрывая фон различными оттенками охры, или светлее или темнее, он добивался вибрации света, внутреннего свечения. Вся работа по завершению работы протекала уже без позирования. Он мог на неделю или две прислонить к стене, потом поставить на мольберт и думать над ритмом цветовых масс, контурной линией, над цельностью силуэта.
Портрет Љ 2
В зиму следующего года появился следующий портрет. По выходным, я каталась на лыжах по Волге. И вот в таком лыжном обличье - вязаная шапочка, свитер, поверх стеганый жилет, я появилась в нетопленой мастерской. Не нашлось холста, под рукой оказался тяжелый квадрат древесно-стружечной плиты. Иван Васильевич быстро - быстро стал закидывать его красками. У меня в руках была маленькая книжечка с рисунками Матисса, и разговор пошел о Матиссе.
Горит тусклая лампочка, художник облачен в тяжелый толстый свитер, очень холодно, кажется, минусовая температура. На что не присядешь, холодно.
- Как Вы относитесь к Матиссу, Вам нравиться?
- Послушайте, по - моему, Вы из моего свитера делаете украинскую блузу.
- Да, да. Я стремлюсь к воплощению народного начала. Бусы поверх свитера, по-моему, оригинально.
С этим портретом вышла такая история. Уже в 1993 году я навестила художника в его мастерской на ул.Ташкентской, на семнадцатом этаже. Он стоял перед большой картиной. - "Рай земной". - Взгляните. Передо мной было изображение цветущего сада на фоне Волги. И еще это было окно в другой мир, где нет шума цивилизации. Когда узнал, что я прошу один из своих портретов, заупрямился. - Тут на днях, должен иностранец заглянуть, обещал Ваш портрет взять на аукцион. - Я Вам пять лет позировала, а Вы на аукцион...
Помялся, поискал в карманах пуловера папиросы, взял со столика спички и задумался. - Иван Васильевич, Вы мне обещали подарить, держите слово.
-Да обещал, но сейчас я не готов расстаться с работами.
-Тогда я забираю вот этот "Портрет с бусами" и ухожу.
- Нет, нет, я должен его пересмотреть, дописать, поправить. Поэтому нет, Валя!
Тогда поразила его привязанность к своим работам и категорическое желание не расставаться с ними. Я увезла портрет и на некоторое время у нас была размолвка.
Другие портреты
В 1985 году поменялся адрес мастерской художника. Вместе со своими начатыми картинами он переехал на ул. Революционную к кинотеатру Старт. Там было хорошее окружение. Карпунов со многими общался. Тогда же написал мой "Портрет в красном" , примитивистский. "Выше, чем сочинить картину, ничего не может быть. Я начал сочинять, только когда ушел на пенсию"
Летом девяносто первого года начали новый портрет "Лето". В мастерской я появилась в светлом платье, белой шляпе. Было прохладно, и я накрылась голубой, в цветах, шалью. Впервые решили писать фигуру в повороте три четверти влево. Только начали, пришел художник Николай Шеин.
Сел на табурет и изумленно сказал: "Ваня, а ты, оказывается, работаешь с натурой? Вот не знал".
Продолжая работать, Карпунов ответил: "А как же, Николай, без натуры никуда!"
После нескольких сеансов летом возникла длительная пауза. Когда осенью мы встретились, портрет было не узнать. Иван Васильевич зорко следил за моей реакцией.
- Валя, понимаете, портрет в три четверти выглядит постановочно-учебным, студийным. Потом разворот в пространстве нарушает плоскость. Только плоскость дает цельность пятнам цвета, гармоничный силуэт фигуры распластывается, звучит весомо, понимаете? Подумалось, живописец боится уйти от найденной схемы. Голубая шаль исчезла с плеч, и свой цвет отдала фону. Ярко смотрелся силуэт девушки в белом на синем фоне. На дереве рдели красные плоды. Царила умиротворенность.
На другой день он позвонил директору художественного музея А.Я Басс и предложил этот портрет под названием "Лето": "- Анетта Яковлевна, я хочу, чтобы портрет находился в музее, цена меня не интересует". Так портрет оказался в собрании СОХМ.
Сама идея портретной фигуры в три четверти все равно засела в уме. И.В. Карпунов параллельно начал новую композицию - портрет в том же белом платье под названием "Молодая мать". Начал, скорее всего, на старом холсте, потому сзади стоит дата 1970 год. Он использовал фотографию ребенка, взятую у родственников, мне оставалось часами сидеть с поднятыми руками. Фигуру на картине распластал по-египетски. В колорите работа необычайно сдержанна. Белила в одежде и на фоне, светлая охра на телах матери и ребенка, темная охра в цвете массивного кресла, аленький цветочек в руках малыша.
Красок в девяностые было мало, все стоило дорого, многие старые работы он перекрашивал заново, больше добавляя белил. Постепенно краски дольнего мира заменились на свет мира горнего.
В 1993 году Карпунову дали новую мастерскую - на улице Ташкентской, добираться на край города было невероятно долго. Мастерские находились на 17 этаже, не всегда работал лифт, и восьмидесятишестилетнему старику приходилось ходить пешком. Возникло чувство усталости, и к 1997 году Карпунов созрел для персональной выставки.
Выставка девяносто седьмого года стала самой полной, событийной. Многие коллекционеры предоставили работы. Сам художник выдвинул своеобразное условие: "Я хочу, чтобы после выставки все работы были приобретены музеями, не хочу возвращать их в Мастерскую". Успех выставки был невообразимым. Самарский художественный музей приобрел 15 картин, 15 же работ художник подарил музею. Подарил много своих полотен друзьям. Я взяла свои портреты. После выставки Карпунов часто навещал музей, приют его работ. Стремительно дряхлея, приходя на вернисажи, художник умиротворенно смотрел на все глазами человека, который уже подвел итоги своей жизни и творчества.
В 2004 году его не стало. Был теплый день, провожали в путь все художники из Союза, друзья. "Какое величественное благообразное лицо! Чисто Патриарх!" - воскликнул художник Рудольф Баранов.
Вспоминая встречи с Иваном Васильевичем, хочу сказать: общение с ним было драгоценным. Он научил пониманию языка современного искусства. И главное, его жизнь была примером служения живописи, и тех, кто был рядом, он научил любить искусство и служить искусству.