Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Кукольная страна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления после выставки мастеров кукольников Самары

  
  
  Валентина Чернова
  Кукольная страна
  
  
  Какая удивительная кукла! Какой умный мастер ее создал!
   Она не похожа на обыкновенную куклу.
  У куклы обычно голубые вытаращенные глаза,
  нечеловеческие и бессмысленные, вздернутый носик,
  губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка.
   Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа...
   А в этой кукле нет ничего кукольного.
  Клянусь, она может показаться девочкой, превращенной в куклу!
  Ю.Олеша. "Три толстяка".
  
  Выставка авторских кукол самарских мастеров "Люди - куклы" оказалась одной из самых впечатляющих и результативных выставок августа. Помимо того, что она представила произведения тринадцати мастеров, и исключительно интересный принцип экспонирования, выставка предложила беспрецедентную безвозмездную акцию - двенадцать мастер - классов по изготовлению куклы, начиная с головы и кончая кукольной мебелью.
  Поскольку в Самаре это первая выставка такого рода необходимо сделать небольшой экскурс. В США существует национальный институт американских художников - кукольников (NIADA), основанный в 1963 году. В Европе, начиная с "Четырнадцатилетней танцовщицы" 1881г. импрессиониста Эдгара Дега (1834-1917) искусство авторской куклы успешно развивалось на протяжении двадцатого века. У нас в СССР известны были лишь мастера в кукольных театрах или создатели анимационных фильмов.
  Вдумчивый интерес к этому виду искусства появился в Москве в 1997 году, в связи с возникновением "Кукольной галереи Вахтановъ" Ирины Мызиной. В Самаре серьезное увлечение костюмированной эксклюзивной куклой началось в 2002 году, в "Детской картинной галерее", в мастерской Ольги Бакановой. С той поры в галерее создали восемь коллекций, и мастера, а это сплоченный коллектив мастеров, продолжают совершенствоваться в этом деле.
  По настоящему самарцы увидели уникальную куклу в окне магазина "Дом кукол" в 2004 году на улице Некрасовской, когда прилетел десант художников из Москвы с потрясающей выставкой авторских кукол. Конечно, заворожила "Вера Холодная" из мастерской Александры Кукиновой. Ювелирные изделия изготовлены в крошечном размере ювелиром, обувь - обувщиком, все тулово из белоснежного фарфора и стоило 3500 долларов. Куклу моментально купили, а мы, оторопевшие почитатели узнавали имена "великих", таких как Н.Победина, Е. Меньшавина, Дима ПЖ, Т.Баева. Мне тогда запомнилась композиция И.Народицкой "Любовь", с изображением двух человечков, сидящих на старом длинноклювом венике с куриными ногами.
  Эти куклы трудно было назвать старыми добрыми игрушками, воспетыми в свое время Б.Савинковым: "На полу игрушки: Безухий мишка. Безногая кошка, И стойкий оловянный солдатик, И пушка. А из-под мышки Кукла Аришка улыбается фарфоровыми глазами..." Здесь мастера вложили в детища весь свой талант, проявив исключительные способности в скульптуре, режиссуре, в моделировании одежды, прически и художественном образе. Они наделили свои творения характером и исторической легендой. И к тому же "хендмейд" - это уникальные вещи ручной работы наделены особым чувством жизни. Москвичи тогда пригласили учиться искусству куклы. Желающие пришли с пустыми руками, а уходили с готовой куклой.
  Да, да именно московский десант воспитал самарских мастериц. Наталья Аказина автор "Мальчика со снежком" пишет : "В 2004 году в Самаре, проходя мимо магазинчика с большими окнами, впервые увидела куклы. Захотелось сделать самой".
  Очень хорошо о периоде становления себя как мастера высказалась Наталья Стукалова. - А "заболела" я куклой, когда вошла лет девять назад в удивительный салон "Дом кукол", он находился на улице Некрасовская. Организовала его увлеченная кукольным искусством Ольга Щербатых. Благодаря ей, мы открыли для себя мир авторской куклы, имели возможность любоваться работами известных московских мастеров кукольников Ирины Качаравы, Юлии Ральниковой, учиться у них перенимая мастерство из рук в руки. Мы, это художники, которые увлеклись куклой еще тогда, и занимаемся этим восхитительным искусством по сей день! Это Елена Кузуб, Татяна Малушкина, Алиса Якиманская, Наталья Аказина и я - Наталья Стукалова.
  Сегодня увлечение кукольным делом захватывает все больше людей, появляются коллекционеры кукол, поклонники автора. Каждая кукла имеет неповторимый облик, изготавливается в единственном экземпляре и несет на себе печать руки мастера. Работа над куклой, требует усидчивости, внимания к деталям, аккуратности. Тщательно подбираются материалы: для лепки используются специальные пластики, сейчас их выпускается большое количество, для волос используются специальные трессы из тонкой шерсти, ткани для куклы используют только натуральные, которые дополнительно подкрашиваются, тонируются и.т. Все зависит от идеи автора, в ход могут идти и самые обычные материалы, например бумага.
  Конечно, для экспозиции авторской куклы нужно определенное пространство, оттеняющее ее красоту. После долгих поисков зала нам повезло с галереей "Новое пространство". Со Светланой Викторовной (руководитель галереи) мы оказались на одной волне. Родилась выставка "Люди и куклы, и посетители выставки познакомились с работами ведущих мастеров кукольников Самары и Самарской области. У них была возможность погулять по экспозиции как по сказочному городу, населенному неподражаемыми куклами, поглядеть в окна домов и увидеть мастеров за работой. На выставке мы представили работы наших учеников, как пример доступности этого вида творчества для детей, для взрослых.
   Сейчас можно говорить о двух школах, или мастерских, в которых кукольное мастерство передается. Это кукольная студия Татьяны Малушкиной, и арт-студия Натальи Стукаловой "Стрекоза". Здесь под одной крышей мы все единомышленники и креативные мастера-преподаватели".
  Оригинальные куклы Натальи Стукаловай, "Стрекоза", Лили", "Зима" "Спокойных снов" - неповторимы, наделены лукавой улыбкой и несут элемент косвенной портретности, видно, что есть прототипы. Кстати, она мастер портретной куклы.
  Как пример кропотливой работы хотелось бы выделить "Крысолова" и "Царевну - лягушку" Анны Княгиничевой. У "Крысолова" на сапожках шнуровку можно только под лупой разглядеть! Анна мастер гиперболы и неожиданной утрировки. Лягушка у нее с крошечными ладошками на лапках и в малюсеньких сапожках! О себе Анна Княгиничева рассказала вот что: Смотрю на кукол под особым углом. Ведь главное не то, из чего сделана работа, будь то бронза, шамот или паперклей, а то, как она сделана, и что в нее вложено художником. Я просто не могу не заниматься этим. Куклы стали важной частью моей жизни. Для меня заниматься творчеством - это все равно, что умываться по утрам и завтракать. Без этого просто никак. Вот кто-то говорит "не могу себя заставить", а я не понимаю как это. Мне ни разу еще не приходилось себя заставлять, хотя творю почти каждый день. В этом, пожалуй, мое самое большое счастье
  Отдельный большой раздел экспозиции занимали куклы Татьяны Малушкиной. Она как опытный мастер представила кукол из самых различных материалов - и запекаемых и самозатвердеваемых, и даже прекрасный опыт изготовления шарнирной куклы ("Травница"). Ее работы "Лучезарный ангел", "Пробуждение", "Муза", "Мечтательница на месяце" - это оригинальные и утонченные куклы - все красавицы. Такими их видела Козета в романе В.Гюго "Отверженные".- "Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотистыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами"
  У Татьяны Малушкиной особенно хороши небольшие куколки. "Бабушкин подарок", "Дашенька с котенком", "В ожидании чуда". В куклах очень верно выражено чудо детства. Наверное, оттого, что еще ребенком она с мамой совершила кукольное чудо. "С детства я мечтала, чтобы куклы были красивыми и не похожими друг на друга. Я ходила в советский садик, где на одинаковых пупсах были надеты костюмы, сшитые из страшной ткани цвета хаки. Это были остатки от производства армейской одежды. Мы с мамой взяли кукол домой на выходные, и нашили им нарядов из лент и шелка. С этого, началась моя любовь к красоте. А о том, что можно кукол делать самой я и помечтать не могла. Когда я увидела авторских кукол девять лет назад, я была поражена до глубины души! Меня восхитила относительная простота технологии и открывающиеся возможности. Все можно делать дома, без специальных печей, инструментов и так далее. Просто захватывает разнообразие кукольных стилей и возможность использовать любые художественные материалы. Я воплотила свою детскую мечту. Лица разные, такие, каких хотелось в детстве. Теперь я чувствую себя по-настоящему счастливым человеком - я могу воплощать самые смелые фантазии. Они для меня уже скорее не куклы, почти живые создания, мои собеседники".
  "Люди - куклы", эта выставка заставила нас запомнить имена мастеров и их кукол - Светланы Бузницкой ("Глебушка, Летний вечер"), Натальи Дементьевой ("На скамейке", "Африканский барабанщик"), Натальи Шегалиевой ("Разрешите вашу ручку, мадам"), Марианны Князевой ("Красота - страшная сила") Елены Компанеец ("Безумное чаепитие", "Госпожа яблок"), Антонины Вахрушиной ("Эльза", "Гетель"). Татьяны Завальской ("Лиля", "Летний дождь").
  Удивили и насмешили невероятно забавные персонажи Елены Кузуб ("Джили", "Единорожка", "Шарманщик", "Принцесса-путешественница"). Она начала мастерить кукол, будучи еще школьницей. Я, как и многие нашла свой путь в мире авторской куклы благодаря московским мастерицам. Возраст конечно у меня тогда был совсем не серьезный, 15 лет, но я человек старательный, до дотошности, поэтому и куклы у меня выходили вполне достойные. Первые работы у меня рождались на одном дыхании, но со временем во мне проснулся перфекционист и работа пошла медленнее. Я стала уделять гораздо больше внимания работе над костюмом и деталями, ведь наряд это залог успеха куклы. К тому же мои человечки странники, а путешественник должен быть достойно экипирован. Я даже себя как-то неловко чувствую, если выпускаю в свет куколку без сумочки, кошелька или фляги на худой конец. Они же у меня почти живые и мне нравится думать, что где-то там далеко, есть Волшебная страна и, создавая новую куклу, я поселяю в этой стране нового жителя. Я бы и сама с удовольствием попутешествовала по этой стране, но дотянуться до нее взрослым людям ой как не просто, вот я и тянусь себе, тянусь через своих человечков.
  Выставка закончилась, подарив новые имена художников, настоящих кукольников - профессионалов, заставив нас понять, что куклы - потрясающие произведения искусства. Особенно показательна композиция из трех фигур "Троеточие" Алисы Якиманской. Трое пожилых людей, восседающие на табуретах смотрят в старое зеркало, зрители тоже, и все невольно осознают свою причастность к кратковременности человеческого бытия. "Троеточие" - как символ текучести времени, а может символ мудрости или одухотворенности...
  Эта композиция, наверное, была бы блестяще оценена даже специалистами НИАДы.
  Напоследок вспомнились славные стихи поэта Жени Бабушкина, который собирает кукол и посвящает им стихи
  
  " Если я умру весной,
  Или ближе к лету
  Положите в гроб со мной
  Куклу Виолетту.
  
  Мы не любим холода,
  Тучи снег и слякоть,
  На морозе никогда
  Сладко не поплакать.
  
  В мире светлом и ином,
  Где почиют с миром,
  Реки катятся вином
  Горы пухнут сыром.
  
  Не пойду я второпях,
  Ни назад, ни влево.
  Сяду птицей на ветвях,
  Мирового древа.
  
  И под сонною луной,
  Там, где плещет Лета,
  Станет птичкой заводной
  Кукла Виолетта"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"