Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Палех. Маленькие шедевры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована 26 февраля 2018 в газете Культура

  В.Чернова
  Маленькие шедевры Палеха.
  К 100 - летию создания Палехской художественной декоративной артели
  В Самарском художественном музей открылась выставка произведений художников Палеха.
  Выставка камерная, в холле третьего этажа выставлены вещи малых форм: шкатулки, ларцы, брошки, панно, коробочки. Как - то счастливо совпало и столетие художественного промысла Палеха и выставка, которая впервые за всю историю СОХМ показывает фонды нашего музея. Не секрет в ходе исторических преобразований многие народные промыслы исчезли и остались лишь в легендах.
   История Палеха удивительна и поучительна. Ремесло художников Палеха словно птица феникс то сгорало, то возрождалось, но никогда не исчезало. Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области)
  Как центр замечательных мастеров Палех был известен еще в допетровскую эпоху. Иконописание прославило палешан в восемнадцатом веке и начале девятнадцатого века. Жители села делали иконы в свободное от полевых работ время.
  Стиль этого центра сформировался под влиянием московской "строгановской" и ярославской школ древнерусской живописи. Мастера уделяли особое внимание отделке изображений и тщательно выписывали детали. Некоторые мастера небольшую работу писали целый год. Работа над дорогими многочастными иконами воспитала у мастеров понимание многофигурных композиций. Благодаря изяществу фигур и орнаментальности композиций, иконы выглядели особенно праздничными. Самые знаменитые работы палешан появились в связи с участием мастеров в росписи Грановитой палаты Московского Кремля.
  После революции 1917 года искусство палехских мастеров осталось невостребованным. И возможно быстро пришло бы в упадок, но смекалистые люди в 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Первоначально расписывали тарелки, матрешки, солонки.
  В 1921 году Иван Иванович Голиков (1887-1937) попал в Московский кустарный музей, и, осматривая залы, обратил внимание на изделия мастеров села Федоскино, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палешанам была незнакома техника изготовления папье - маше.
  Папье́-маше́ (фр.papier mâché, букв. "жёваная бумага") - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
  Несмотря на французское обозначение, родиной этого материала был Китай, где изначально изобрели бумагу. В Китае из этого материала делали доспехи и шлемы. Для прочности их покрывали несколькими слоями лака. В Россию эта техника проникла при Петре Первом.
  В Федоскино из папье-маше изготавливали основу для традиционной лаковой миниатюры под масляную живопись. И палешанам на первых порах пришлось заказывать заготовки в Федоскино.
  Позднее изготовление основы под лаковую миниатюру освоили и в Палехе. Различие между двумя промыслами состоит в том, что палешане для росписи применили темперу на яичном желтке, темпера в сочетании с сусальным золотом и серебром перешла от иконописи.
  Одним из зачинателей дела стал Иван Голиков. Потомственный иконописец, за плечами которого стояли трехсотлетние традиции предков - мастеров иконы, он стал отцом - основателем нового стиля миниатюрной живописи на папье - маше. Он соединил особенности трех иконописных школ - Палехской, Строгановской, Ярославской в один стиль. Дело сдвинулось благодаря дружеской поддержке. Дальний родственник искусствовед А.В.Бакушинский заинтересовался результатом и помог продвигать дело артели. Артель переименовали в "Артель древней живописи" в 1924 году.
  В том же году работы палехских мастеров - И.И.Голикова, И.М.Баканова, И.В.Маркичева и А.В.Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем в 1925 году "Артель древней живописи" получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине.
  "Нет пророка в своем отечестве", именно международное признание способствовало созданию благоприятных условий для расцвета промысла и его мастеров. В витрине экспонируются маленькие предметы работы Ивана Голикова - Портсигар "Битва", брошь "Цветы" и бисерница "Битва". Иван Голиков расписал множество лакированных изделий, и во всех его работах прочитывается необычное чувство былинности, сказочности. Многие сюжеты он брал непосредственно из самой жизни; Голиков говорил: "Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать ..."
  Тематика произведений мастеров Палеха сформировалась постепенно. Сюда вошли: события истории, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революция, битвы, тройки, орнаментальные мотивы.
  Мастера Палеха помимо лаковой миниатюры занялись книжной иллюстрацией. В 1932- 1933 годах для подарочного издания "Слова о полку Игореве", в издательстве Academia хотели работу поручить разным художникам, но писатель Максим Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры стали вершиной его творчества. Манеру отца переняли двое его сыновей, ставших палехскими мастерами лаковой живописи - Георгий и Николай Голиковы. Художником стал также его внук Юрий Голиков.
  В экспозиции музея выставлена большая работа Николая Голикова Шкатулка "Степан Разин". 1955г. Силуэт парусного судна, кудрявые барашки волн, вихревые складки одежды, и плаща Степана Разина на черном фоне почти заслонили золотистую фигурку княжны, в высоко поднятых руках героя песни. Живопись горит, сверкает.
  Выставка маленькая, но предметы в витринах воспринимаются, благодаря блеску золота и серебра невероятно драгоценными, бесценными.
   Бок о бок с Иваном Голиковым работали потомственные иконописцы братья Иван и Александр Зубковы. Иван Зубков создавал лаковые миниатюры по мотивам народных песен, и на историко -революционные темы. Он также занимался монументальной живописью, станковой графикой. Уникальны шкатулка - "Русалка" 1921 года, овальная брошь "Пастушки" 1925г, и две пудреницы "Свидание", "Орнамент"1927 года. "Пастушки" на лугу среди овечек и парочка на "Свидании" заключенные в овальную композицию, невольно вызывают ассоциацию с фрагментом иконы, как будто кусочек от композиции отделен и отправлен на черную поверхность.
  Небольшая пудреница "Девушка" работы старейшего мастера А.В. Котухина с изображением крестьянки с дудочкой в одной руке и веткой в другой, ассоциируется с росписями ярославских мастеров в соборах Ярославля. Еще одна работа этого мастера овальная брошь "Рыбаки" по пластическому решению также близка евангельским сюжетам. Оказывается, наш музей обладает раритетами первых лет существования палехской артели. Невероятно!
   Несколько предложений о технике. Одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками. Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество тонких слоев росписи.
  Всего основных этапов создания изображения пять: 1. Роскрышь - наметка основных силуэтов и контуров. 2. Прописка - уточнение контуров и оттенков цвета. 3. Плави - нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками. 4. Бликовка - насечка, выполняемая твореным золотом. 5. Обрамление росписи золотым узором. После выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой.
  Следует учесть, что поверхность миниатюры, отполированная до зеркального блеска, звучит особенно ярко, при наличии белоснежной подложки под каждую фигурку. Белая основа хорошо просвечивает под яркими красками. Кажется все так просто, вот картон, клей, яркая темпера, и несколько слоев лака, а выглядят вещи не хуже "фаберже".
  Большая часть коллекции из собрания СОХМ датируется пятидесятыми годами XX века.
  В этом временном промежутке можно встретить те же фамилии. А.А.Котухина продолжает дело своего отца. Большая шкатулка "Поход князя Игоря" с изображением шеренги длинногривых коней с всадниками по кругу, запоминается черным солнечным диском (изображение затмнения) и фигурой богатыря в серебряных латах на первом плане.
  Помимо шкатулок П.Зиновьева "Витязь на распутье" 1950г., И.Щукина "Встреча Пугачева с Салаватом"1955г., А.Зайцева "Русские богатыри"1956г., в экспозиции экспонируются пластина "Рублев" работа В.Дударова 1962г., Декоративное блюдо В.Большакова "Садко"1956г., и декоративная тарелка "Ковер-самолет"1966г. На выставке представлено всего тридцать восемь предметов, к сожалению экспозиция не претендует на полноту показа произведений промысла. Нет закупок за период с 1970х годов, последней трети двадцатого века. Но и то, что показано - великолепная страница истории промысла Палех.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"