Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Семейные ценности из Росизо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована 7 сентября в газете КУЛЬТУРА

  В.Чернова.
  Сокровища РОСИЗО. "Семейные ценности" из двадцатого века.
  В Самарском областном художественном музее представлена выставка из Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" "Семейные ценности".
  Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" существует при Министерстве культуры РФ с 1959 года, является главным профессиональным исполнителем самых разнообразных и сложных выставочных программ, как в России, так и за рубежом. На протяжении более чем полувековой истории своего существования "РОСИЗО" проводил государственную программу комплектования музейных фондов России, приобретая для российских музеев произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  При слове "РОСИЗО" припоминается интереснейшая выставка "Социалистический реализм. Инвентаризация архива", показанная в Самаре в 2014 году. Это был один из впечатляющих проектов, продуманный командой профессионалов и изменивший многие стереотипные взгляды на соцреализм.
  И вот новая выставка представляющая живопись последней трети двадцатого века. "Семейные ценности" располагаются в двух залах первого этажа. На вернисаже больше говорили не о тематике выставки, а значимости в истории культуры России таинственной организации "РОСИЗО"
  В 1959-м году при Министерстве культуры РСФСР учреждена Дирекция художественных фондов и проектирования памятников. С 1977 по 1994 годы существовал Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда". В то время организация не имела музейного статуса, ее функцией было устройство передвижных выставок и распределение по музеям страны произведений искусства, закупленных по решению Государственных экспертных комиссий при Министерстве культуры.
  "Росизопропаганда" занималась временным хранением работ, а формирование собственной коллекции не входило в уставную деятельность. Однако ее фонд, постоянно пополняясь, существовал неофициально.
  Сегодня ГМВЦ "РОСИЗО" использует для выставочных проектов и своё богатейшее собрание, и вещи из российских музеев и частных коллекций.
  Произведения, хранящиеся в запасниках "РОСИЗО" сгруппированы по трём большим разделам: искусство соцреализма 1930-1950-х годов, официальное и неофициальное советское искусство 1960-1980- годов, декоративно-прикладное и народное искусство.
  Самой интересной и оказавшейся востребованной во всём мире стала коллекция сталинского искусства - от эпических полотен до мелкой пластики и плакатов.
  Не менее значимо для специалистов собрание произведений советских официальных и неофициальных художников, созданные в последние десятилетия существования СССР. Сбор этих произведений являлся основным, профильным занятием "РОСИЗО". В итоге, появилось собрание поразительное по своей концептуальности - собрание из произведений, отрицавших друг друга, и не совместимых друг с другом. Классический реализм и умеренный формализм, портреты Леонида Ильича и сценки из жизни столичной богемы, академики и нонконформисты с Малой Грузинки, мастера из братских республик и российской глубинки - все перемешалось тут.
  Это искусство ещё ждёт своего беспристрастного осмысления, тем более что собрание сохранилось в целостности, несмотря на перестроечные перемены.
  Главное же, что запасники "РОСИЗО" - это не некрополь ненужных вещей, а база для проведения актуальных выставок и в залах самого ГМВЦ и по стране, и по всему миру. За последние десять лет Центр принял участие в более 350 проектах в России и за Рубежом. В "РОСИЗО" работают реставрационные мастерские, работает отдел оформления художественных произведений. Центр активно обновляется.
  Выставка представляет живопись, графику и скульптуру, созданные начиная с 1970-х до 1990-х годов - периода активного противостояния официального и неофициального искусства. Проект дает возможность увидеть не только произведения, созданные в стилевых направлениях, характерных для этой эпохи, но и работы авторов, чей взгляд на искусство опередил свое время.
  В семидесятые годы, продвинутые арт. - критики больше восхищались неофициальным искусством и часто называли поколение молодых - потерянным поколением, выросшим на ложных идеалах. На семинарах мне, как представителю поколения семидесятников было больно слышать об этом. Первым написал о поэтике семидесятников А.И. Морозов 1 , утверждая, что они живописуют мир сквозь прикрытые веки, тем самым додумывая, фантазируя и театрализуя действительность.
  Экспозиция выставки открывается 1970-ми годами, которые стали уникальным периодом в истории российского искусства. Если после кратковременной оттепели в жизни общества наступило время, именуемое политическим, экономическим и социальным застоем, то в изобразительном искусстве зародилось невероятное разнообразие художественных, стилевых поисков и экспериментов, существенно расширивших круг тем.
  Прошли годы, и сегодня принято считаться с выдающимися достижениями в области культуры и искусства созданными в "застойное" время. Ряд живописцев были сознательно аполитичны, уходя в тесный мир семьи, друзей, мир своих взрослых сказок. Мгновения бытия, составленные из простых мотивов, буквально завораживают.
  Тема семьи, никогда не теряла своей значимости, семья была словно якорь, удерживающий душу в бурном море общественных, политических событий. Простые сюжеты из жизни, вроде играющих детей, мальчика на велосипеде, девочки, стоящей у окна, опоэтизированы, очищены от прозаизма, приподняты над обыденностью и увидены сквозь призму ренессансного наследия. Тогда мы все любили раннее Возрождение...
   Сегодня тема семейных ценностей в меняющемся обществе становится все более актуальной, все чаще являясь предметом современных исследовательских и культурных проектов. Именно поэтому нужна перекличка поколений, важно знать, что в 1970-1980-е, художники обращаются к своему домашнему кругу, находя интересные сюжеты в окружающей их жизни: семейный завтрак, дворовые забавы детства, портрет жены или близкого круга, уклад родительского дома.
  Выставка раскрывает тему семейных ценностей постепенно, через несколько тематических разделов: "Любовь, семья", "Портрет жены художника", "Материнство", "Родители", "Детство" и "Дом моего детства". Главный раздел - "Любовь, семья" рассказывает о сложной системе супружеских взаимоотношений. Особый интерес в нем представляют парные семейные портреты, на которых изображены художники с женами: "Молодые художники" Александра Ситникова и "Семья. Мои современники" Ольги Булгаковой, и другие.
  Интересны не только произведения живописи Е.Романовой "Портрет Ромы Шубочкина", Л.Кирилловой "Девочка у окна", Г.Мызникова "Принцесса", но и графики: Е.Кафтан "Детские игры", Л.Эскараева "Лыжницы", скульптуры: Н.Филатов "Утро", "На ходулях", Е.Верещагин "Счастливый день".
  На выставке, объединенной единой темой, счастливо переплелись три поколения художников. Словно предчувствуя грядущие перемены в общественной и социальной жизни девяностых, они осознавали нерушимость нравственных идеалов, утверждая достижения и ценности отдельно взятой семьи.
   1 А.И. Морозов - (1941-2010) видный историк русского и советского искусства...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"