Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Образ и время в советской живописи 30-х годов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Издана в газете Культура в 2014 году,в Самаре.

  Валентина Чернова
  
  Образ и время в советской живописи двадцатых
   и тридцатых годов.
  Размышления на выставке из собрания Русского музея.
  "Искусство, Власть, Любовь". Советское искусство 20-30х годов
  
  Самарская галерея "Виктория" представила интересную выставку произведений живописи 1920 -1930х годов. Галерею связывает дружеское партнерство с крупнейшим музеем России Русским музеем. Результатом этой дружбы была ранее привезенная выставка произведений К.С.Петрова - Водкина. А сейчас новая выставка - "Искусство, Власть, Любовь. Советское искусство 20-30х годов".
  Период 1920 -30х годов сложно комплектовать для живописной экспозиции. В то время все художественные группировки боролись за право создать революционное искусство для государства нового типа. Кто-то из мастеров экспериментировал в области формы, а некоторые изображали время, быт, и жизнь новых героев. На выставке в галерее предъявлены ведущие художники различных объединений, и те, кто был связан с властью, и те, кто находился в отдалении от нее.
  Эта роскошная экспозиция дарит счастливую возможность проследить то, как важнейшие события времени, как мироощущение художника 1930х годов, особенности его изобразительного языка сказались на изменении и формировании образности в произведениях живописи.
  Многие черты отчетливо проявились в работах не только официального, "ахрровского", или "остовского" направления, но и у мастеров авангарда. В начале 1930х годов еще развивались по инерции общие формалистические тенденции 1920х годов, но уже все отчетливее в живописные искания внедряется не свойственная искусству официальная, социализация искусства. Из числа группировок выделилось "ахрровское" направление. (АХРР, Ассоциация художников революционной России; - объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке идеологической линии государства, самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей будущего единого Союза художников СССР)
  Со времени существования этого объединения, художники утверждали героику будней, и романтику революционных преобразований в рамках живописной культуры передвижников. Политизация изначально была присуща АХРР. В начале тридцатых были сделаны определенные достижения, но позже это направление под влиянием общественно-политических деформаций пришло к утратам и изломам в области художественно - образных решений.
  Живопись начала 1930-х годов - живопись первых пятилеток. Страна мобилизовала художников на новостройки социалистической индустрии.
  Очень показателен тезис, помещенный на обложке журнала "Искусство в массы": "Старая художническая традиция - летние вылазки на лоно природы. Художник отдыхал на этюде.
  Нежные пейзажики, уснувшие прудики,
  Грустно-мечтательные закаты а-ля Левитан
  Традиция крепкая!
  Пора резко и безжалостно рвать с этой буржуазной традицией!
  Художник - трудовой винтик страны строящегося социализма. Пора круто повернуть руль от бесплановых элегических скитаний к плановой целесообразной работе.
  В текущем году впервые Главискусством Вхутеин и АХР изоработники были командированы по плану на заводы, в совнархозы и колхозы. Задание - отобразить хозяйственный подъем страны Советов"!
  Неотъемлемой частью в жизни художников 1930-х годов были командировки или отчеты по плану на заводы, на строящиеся промышленные и сельскохозяйственные объекты. Именно тогда изменилась тематика произведений; появились: тематические натюрморты, тематические картины, производственные сюжеты, индустриальные пейзажи. Красноречивы по характеристике названия картин "Отепленный бассейн и бревнотаска", "Сталелитейный завод", "Подъемный кран", "Электропечь", "Ударница", Рытье силосной траншеи" В данных производственных композициях выразились самые разнообразные оттенки эмоционального восприятия мира, восхищение новой техникой, увлеченность размахом индустриального строительства, к ним обращались художники разных поколений - и старые, и молодые. В индустриальном сюжете можно было ярче проявить чувство нового. Тогда были открыты свежие выразительные средства и приемы, использовался принцип панорамного показа изображения. За этим стояло не столько желание вместить больше, но влияние советского кинематографа на изобразительное искусство. Особенно документального кино. Работы Дзиги Вертова, его поэма о Донбассе" сыграли свою роль в сознании современников
  Любопытно размышление на страницах журнала "Искусство в массы". "...Почему с успехом работают и не вызывают дискуссий кинофабрики, а невозможны изофабрики? Разве есть какая-нибудь разница в искусстве и характере их продукции?". Продукция киноискусства отождествлялась с произведениями живописи, как единый вид визуального искусства. Собственно сам пафос времени требовал от художника показа величественной грандиозной панорамы жизни. И этот прием широкой развернутой композиции характерен для работ Б.И.Цветкова "Отепленный бассейн и бревнотаска".1932г. и Н.И.Дормидонтова "Сталелитейный завод".1932г. И еще в то время появляется такой кинематографический прием - "резкость" как бы наводится на второй план, первый план, как правило, нейтральный.
  Г.А.Стенберг написал "Подъемный кран" в 1920 году, а И.Л.Лизак изобразил "Электропечь" в 1934году. Во второй картине отчетливо видно, как художник использует эффектный кинематографический ракурс - вид сверху, с крана, почти избавляясь от заводских стен, вводя зрителя сразу в пространство цеха.
  Индустриальные полотна тридцатых годов утверждали в позитивном плане новые приметы времени, иные формы жизни. Происходило переосмысление пейзажа. Характерна работа К.С.Малевича "Пейзаж с пятью домами". 1929г. В его городском пейзаже отсутствуют люди. Дома - пять белых квадратов. Человек нивелируется строительными формами, поглощается ими.
  В тридцатые годы на советское изобразительное искусство влиял не только кинематограф, влияли успехи советской авиации. В живописи тех лет получила большое распространение не только авиационная тематика, но и такой композиционный прием, как показ изображения сверху, с высоты птичьего полета или с высоты аэроплана. Это видно в работах известных мастеров.
  Очень верно объясняют появление этого выразительного приема в живописи тех лет воспоминания скульптора И.Шадра. "Поездка наша началась необычно. Руководители горьковского автозавода предложили подняться в воздух. С аэроплана с большой высоты я увидел, как подо мной расстилается клубящаяся в туманных необозримых просторах, в переплете строительных лесов, в дыме заводских труб великая советская земля. Я ее вижу как бы на карте, по ней катится Волга. Но Волга стала тесна и мала по сравнению с тем объектом индустриальных работ, которые мы наблюдали...Рыбинск, Ярославль, Горький, Казань, Куйбышев, Саратов и Сталинград - мы видели эти промышленные города. Перед нами расстилались чудеснейшие панорамы гигантов индустрии, нас встречали приветливые люди - инженеры, рабочие".
  Художники жили в эпоху освоения авиации, чувство высоты, панорамности, вид масштабных строек - все это наполняло пейзажный образ особенной романтикой. И, успехи советской авиации в тридцатые годы в какой-то степени повлияли на изменение композиционных приемов, сказались на обогащении образности.
  Живописцы тридцатых годов отводят много пространства небу на полотне. Это правдивое описание земли, увиденной с борта аэроплана, хорошо прочувствовал художник В.В.Купцов. Как хороша на выставке его картина "АНТ-20 "Максим Горький".1934г.! Огромный аэроплан летит над Петроградом, над пестрыми людскими лентами демонстраций, марширующих по Дворцовой площади и улицам города. Благодаря развернутым крыльям аэроплана, возникает волшебное чувство полетности. В картинах С.Я.Адливанкина "Юные планеристы" 1923г., Г.Н.Бибикова "Стратостат Освиахим 1".1935г., А.А.Лабаса "Дирижабль и детдом".1930г. подчеркнута низкая линия горизонта - с узкой полосой земли и высоким небом.
  В годы первых пятилеток разные жанры живописи насыщались новым содержанием, появились сюжеты, подсказанные жизнью. Экспозиция выставки позволяет сравнить сюжеты двадцатых годов в творчестве А.В.Шевченко "Гладильщица".1920г., Р.Р.Френца, "Карусель".1922, С.Я.Адливанкина "Трамвай "Б".1922. и произведения тридцатых годов. "Окраина Ленинграда. Музыканты". 1928г. художника Н.И Дормидонтова, "На стадионе". 1932г. А.Н.Самохвалова, "Полдень".1932г. А.А.Дейнеки, К.Ф.Юона "Молодость. Смех".1930г. В каждой картине на современную тему граждане страны Советов показаны в действии - либо это динамичный поворот, либо какое движение.
  На страницах журналов тридцатых годов можно обнаружить призывы - изображать рабочего в действии, когда он создает предмет. Открытые на зрителя композиции, деятельная и слаженная работа коллектива или отдельного рабочего, преображенного действием, обобщенность и выразительность образов, монументализация в решении, как индустриального пейзажа, так и работ на производственную тему - все это возникло заново в искусстве тридцатых годов и сказалось на изменении образности.
  В 1930е годы был выдвинут так называемый культ труда. Тема героического коллективного труда нашла свое воплощение в большинстве полотен 30х годов, для большинства мастеров труд - символ, аллегория новой жизни. Культ освобожденного труда сформировал образ "Ударника" - живого человека, превращенного в икону эпохи. В этом плане интересны работы А.А.Ф.Пахомова "Портрет ударницы". 1931г., А.А.Вольтера "Ударник. Строитель социализма". 1932г. Во второй половине тридцатых годов изменяется лицо искусства. Изменяется так же иерархия жанров. Ведущий жанр включал показ людей действия, большевистских темпов.
  В 1930 году художники размышляли над тем, как писать портрет нового героя. "Мимика, гримаса не дадут возможности определить взаимодействие со средой. Должен появится жест, сильное движение, жест образно, красноречиво объясняющий настроение, содержание". Согласно замыслу современника, активными формами выражения действительности в портрете героя важным являются не детали, а целое. Не опущенные глаза, или что-то другое связывают одного человека с другим, а наклон или поворот головы, сильный поворот всей фигуры, жест, ракурс.
  Подобные размышления теоретического характера нашли свое зримое воплощение. Именно тридцатые годы обогатили портретный жанр возникновением портрета - типа. Индивидуальные портреты героев времени были отлиты в законченные социальные образы. В.И. Малагис в своей работе "Трактористка".1932г., и В.В.Лебедев в портрете "Моряк в тельняшке" лишают героев собственного имени, обозначая лишь род занятий.
  Я с детства помню и люблю картину А.Н.Самохвалова "Девушка в футболке".1932г. И вот она в Самаре. Как и у большинства моделей у нее нет имени, фамилии. Удивительно верно в ней выражено чувство времени. Работу отличает особая полнота и емкость художественного образа, высочайшая степень обобщения, которая ко всему прочему, сохранила простоту, естественность портретируемой, лишила образ девушки торжественности и недосягаемости
  И еще такой штрих. Страна была молодой, и строили ее молодые, и на полотнах той поры представлена в основном, молодость страны и даже ее юность. Много портретов пионеров, юных авиамоделистов, фабзайчат и юнгштурмовцев, читающих, живущих полной жизнью.
  В композиции А.А.Дейнеки "Девушка с книгой" 1934г. выражено настроение радостного приятия жизни, счастливое чувство мечты. Возвышенно-поэтический строй восприятия мира, сформулировал в советской живописи, некие идиллические черты, которые характеризуют большинство работ 1930х годов. Именно в этой традиции возникли образы девушек А. Дейнеки. Он был художником, воплотившим идеи социализма в своем творчестве, хотя всю жизнь недруги упрекали его за формализм в искусстве.
  На этой выставке интересно сравнивать. Вот холст Д.П.Штеренберга "Натюрморт с лампой и селедкой"1920г. При наличии пространственной иконной перспективы и цветовой экспериментальной игры, он запоминается открытостью цвета, а так же свидетельствует о том, что паек в Петрограде в 1919 и в 1920 году состоял из селедки...
  Тридцатые годы обогатили этот жанр. Появился тематический натюрморт, где определенный подбор предметов давал сюжетную завязку. Невольно обращает на себя внимание "Натюрморт траурный" 1924г. В.И. Малагиса. На темно-синем куске скатерти расположились: кринка молока, краюшка каравая, лимон и два небольших клочка бумаги. На верхнем прямоугольнике название песни "Вы жертвою пали" и линейка с нотами. Под нотами на четвертушке газеты "Правда" с траурной каймой виднеется кусок текста: "21 января в 6 часов скончался Влади..." Торжественный и сумрачный, исполненный драматизма, с вкраплениями алого и неожиданно бирюзового, он оставляет неизгладимое впечатление, по сути, становясь документом эпохи, маленьким рассказом о смерти В.И.Ленина.
  В тридцатые годы большинство натюрмортов отличает камерный характер. Камерность проявлена в формате, в количестве предметов, и в живописной оркестровке. Большую часть натюрмортов характеризует определенная внутренняя замкнутость. Замкнутая структура натюрморта тридцатых годов оправдана. У некоторых художников это был своего рода протест, уход от противоречий и деформаций жизни, даже своеобразное противопоставление простоты внешней парадности официальной живописи того периода.
  На пресс - конференции директор Русского музея В.А.Гусев настойчиво подчеркнул, что в двадцатые и тридцатые годы художники еще не работали в едином стиле. Некоторые любопытствовали, искали, экспериментировали и искренне продолжали развитие художественного языка авангарда. Тому пример М.В.Эндер и ее картина "Опыт новой пространственной меры".1920г., абстрактная композиция Н.И.Евграфова "Карнавал" 1938-1940г. и Н.И.Альтмана "Петрокоммуна"1921г.
  Лет десять назад невозможно было поверить, что в Самару привезут картины Павла Филонова. Две работы: "Нарвские врата" 1930-1932гг. и "Ударники (Мастера аналитического искусства)" 1934-1935гг. написаны в свойственной ему манере мозаичного письма, легкими касаниями кисти. Решенные в традиционной холодной серо - голубой гамме, они выглядят пришельцами при взгляде на другие работы. Но наличие надписи на первой работе - "Пролетарий победит" и знаковое слово "Ударники" в названии группового портрета, подчиняют эти произведения духу того времени.
  Экономические, политические, технические и социальные преобразования повлияли на формирование структуры художественного образа, сказались на изменении и обогащении образности. Самое главное достоинство советской живописи тридцатых годов то, что она воплотила характерные особенности того времени. Многие работы - документы эпохи, символы времени,
  Искусство двадцатых и тридцатых годов сегодня вызывает пристальный интерес на Западе и в России, оно стало полнее освещаться в современной искусствоведческой литературе, не случайно, данная выставка сопровождалась презентацией каталога.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"