Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Иван Айвазовский. Среди стихий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья арт-критика о выставке произведений Ивана Айвазовского "Среди стихий"

  Среди романтических стихий Ивана Айвазовского
  
  Как хорошо ты, о море ночное,-
  Здесь лучезарно, там сизо - темно...
  В лунном сиянии, словно живое,
  Ходит и дышит, и блещет оно
  Ф.И. Тютчев
  
  В Самаре впервые за всю историю существования города экспонируется выставка всемирно известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Совместный проект партнеров Самарского художественного музея с Центральным Военно-морским музеем из Санкт - Петербурга и Нижегородским художественным музеем включает не только двадцать уникальных полотен, но и рисунки, акварели, литографии художника.
  Выставка И.К.Айвазовского дополнена культурологическим обрамлением: напольный звездный глобус, принадлежавший выдающемуся русскому мореплавателю, основоположнику отечественной океанологии Ивану Крузенштерну, гюйс с ботика Петра I, флаги, компасы, а также модели кораблей - Модель винтовой яхты "Царевна" (1874 г.), модель 120-пушечного корабля "Двенадцать апостолов" (1841 г.), модель 74-пушечного линейного корабля "Сысой Великий" (1958).
  Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге - один из крупнейших морских музеев мира. В основу этого музея с трехсотлетней историей легла Модель - камера - главное российское государственное собрание корабельных моделей, основанная Петром Великим. На сегодняшний день Собрание Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге насчитывает около восьмисот тысяч экспонатов.
  Одна только художественная часть собрания, включающая коллекции живописи, скульптуры, графики и произведений декоративно- прикладного искусства насчитывает пятьдесят девять тысяч единиц хранения. К слову, в Самарском художественном музее коллекция насчитывает всего пятнадцать тысяч экспонатов.
  Биография И.Е.Айвазовского (1817-1900) изложена во многих искусствоведческих монографиях. Он вошел в историю мирового искусства как мастер русского классического пейзажа. Нам творчество Айвазовского ценно тем, что он взволнованно живописал на полотнах красоту и мощь морской стихии, будучи на протяжении жизни маринистом - романтиком. Именно Романтизм сформировал его как художника в первой трети 19 века.
  Романтизм пришел в Россию из Англии. Кому, как не Великобритании - владычице морей на протяжении нескольких столетий, не знать о мощи и коварстве природных стихий. Английские романтики возвышенно воспевали природу, простоту естественных чувств. Великий идеалист Джордж Гордон Байрон (1788-1824) подарил европейской культуре понятие свободы и индивидуализма. Романтизм, благодаря поэтам, предложил обществу вместо прозы жизни прекрасное царство духа, утверждая, что чувства выше и чище, чем разум.
  Свое победное шествие живописный романтизм завершил к середине XIX века, но И.Е.Айвазовский утверждал все принципы этого стилевого направления до конца своей жизни, вплоть до 1900 года. Он почитал кумиром А.С.Пушкина (1899 -1837), который развивался поначалу в рамках романтизма. Предмету своего вдохновения живописец посвятил цикл картин, Оттого так притягательна, словно голубая жемчужина, картина из собрания СОХМ "Утро в Гурзуфе", с изображением Александра Пушкина и Марии Раевской.
  Считается, что Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию и ввел изображение моря как аллегории свободы. Поэтическим размышлением Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и печалях связанных с ней, стало стихотворение "К морю" (1824).
  "Как друга ропот заунывный,
  Как зов его в прощальный час,
  Твой грустный шум, твой шум призывный
  Услышал я в последний раз".
  
  Образ "свободной стихии" - психологический маяк, тонко передающий внутренний мир поэта. Море - "друг"", своевольный и властный, свободный и верный, с которым поэту жаль расставаться.
  В отличие от поэзии А.Пушкина, в романтической живописи И.Айвазовского море, как и океан, стихия, шторм, не всегда ассоциировались со свободой. В его полотне "Крушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь на 30 августа 1842го" ярко выразились идеи трагедии страшного мира, лежащего во зле. Море - здесь на полотне символ неукротимости природной стихии, и любая человеческая жизнь - песчинка в водовороте волн. Такова картина "Кораблекрушение у Афонской горы".1856г. - один из шедевров выставки. Спасаясь от волн, моряки судорожно карабкаются на прибрежный берег к свету креста в руке монаха. Необычайно выразительно грозовое небо и силуэт судна бьющегося о скалы. Огненный закат и динамика облаков усиливают чувство тревоги и неприкаянности.
  Но море у И.К. Айвазовского также выразитель воли человека, который бесстрашно путешествует по огромной водной пустыне. "Фрегат под парусами".1846г., "Эскадра Черноморского флота веред входом в Севастопольский рейд".1895г., Кронштадский рейд". "Корабль в бурю".
   Картина "Море, парусник и чайка".1885г. внушает веру в силу стойкости духа человека, в его способность к сражению, созиданию и обновлению мира.
  
  "Под ним струя светлей лазури,
  Над ним луч солнца золотой...
  А он, мятежный просит бури,
  Как будто в бурях есть покой".
  
   Романтическому мировоззрению характерен резкий конфликт между реальностью и мечтой. Мечта - это нечто фантастическое, совершенное и непостижимое, как таинственный Восток. Отсюда ориентальные мотивы в творчестве романтиков. "Восточный стиль" для романтиков Европы, был лишь формой в изображении воображаемых героев. У Ивана Айвазовского образы всегда жизненны, так как взяты из реальной жизни, а изображаемые события пережиты им самим. Он родился на территории бывшего Крымского ханства, Потому восточные образы художника близки и понятны каждому человеку, восточному в особенности. Если прогуляться по выставке и специально рассмотреть мелкие фигурки, то можно увидеть преобладающее количество восточных людей. Вот семья крымских татар едет на арбе, или на крыше сакли любуется закатом.
  Особые отношения у И.Айвазовского сложились с правителями Османской империи. Впервые он посетил Турцию в 1845 году и был очарован Стамбулом, потом был 1856 год и орден "Нишан - Али" IV степени. В 1874 году дружелюбный художник настолько понравился султану, что И.Айвазовский написал для него тридцать картин и получил орден Османии, а в 1880 году алмазную медаль. В последний раз художник посетил Стамбул в 1890 году и получил от султана Абдул-Хамида орден Меджидие I степени.
  Для романтической живописи И. Айвазовского Восток представлял огромный интерес в качестве экзотического и этнографически правдивого материала. Его ориентализм был исторически предопределен геополитическим положением Крыма и ориентацией русской культуры на западноевропейские и восточные интересы. Как романтик, восточный человек, И.Айвазовский генетически вобрал в себя опыт восточной культуры и замечательно интерпретировал его в живописи.
   Отдельной темы заслуживают в творчестве И.Айвазовского элегические морские мотивы, где мастерски зафиксированы зыбкие, текучие состояния природы: пена, шелест волн, лазурные дали, голубая дымка на горизонте, тихие ночи и звезды в небесах над морем; все знаки и приметы живописного романтизма. "Ночной пейзаж. Венеция". 1860г., "Лунная ночь на Черном море".1873г., "Закат на море"1878, "Лунная ночь на море".1879г., "Лунная ночь".
   Эта череда полотен, - своего рода формула ночного пейзажа у И.Айвазовского, склонного поэтизировать едва видимое - "шорох вечерних и ночных теней", бытие природы за гранью натуры пребывающее, как звезда, в эфирном пространстве. Прекрасные ночные марины! С необыкновенной точностью он умел изобразить луну в окружении призрачных облаков или в разрыве мрачных туч. Можно смело утверждать, что ночные пейзажи И.Айвазовского - лучшие поэтические изображения природы в русской живописи.
  И.Айвазовский прожил долгую жизнь до восьмидесяти двух лет, создав огромное количество произведений. Но мне, на этой исключительной выставке собранной силами трех музеев, он показался интереснее всего, как дитя романтизма. В наш прагматичный век недостает романтики. Ох, как недостает!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"