Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Станислав Щеглов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Валентина Чернова
  
  Славный юбилей. Станислав Щеглов
  
  В этом году, пятого октября заслуженному художнику России Станиславу Леонидовичу Щеглову, отмеченному наградой Почетный знак "За труд во благо земли Самарской", исполняется восемьдесят пять лет.
  За свою долгую творческую жизнь он проявил себя и как художник - станковист и как художник - монументалист. Знатокам искусства он малоизвестен как иконописец, мастер храмовой росписи, более всего популярны его графические работы, среди которых ярко выделяется большой цикл офортов о родном городе.
  Станислав Леонидович Щеглов коренной самарец. Он родился в доме, где сейчас располагается музей - усадьба Алексея Толстого. Родился и в детстве жил в этом доме, там, где теперь сейчас гардеробная музея была двенадцатиметровая комната его семьи. Мальчишкой он видел Алексея Толстого, который приезжал в Куйбышев - запасную столицу. Помнит, как однажды его Толстой по волосам потрепал. Тогда, он, правда, не знал, кто этот дядька, но потом умные люди подсказали.
  В конце сорок третьего Щегловы переехали из этого дома на улицу Самарскую. Его отец был известным в округе сапожником, мать работала швеей на фабрике, подле Троицкого рынка. Детей было четверо - трое мальчиков и девочка. Домой прибегали только поесть да поспать. А все время в школе, на Волге, да на улице.
   С учителями Щеглову везло. Например, он познакомился с Александром Ивановичем Алло, который в Клубе имени Революции 1905 года, (бывший Народный дом), организовал самодеятельный оркестр народных инструментов. Алло вручил Стасу балалайку, и показал, как надо брать аккорды мелодии. И ведь даже он выступал на концертах.
  Одновременно Щеглов ходил в художественную студию при Клубе имени Революции 1905 года где Александр Андреевич Любимов ученик великого русского портретиста начала XX века Николая Фешина, учил юношу видеть изображение объемно
  После седьмого класса Станислав Щеглов поехал поступать в Пензу в художественное училище. В Пензе встретил свою будущую жену Галину, которая училась на педагога. После окончания училища дальнейшая жизнь продолжилась в Куйбышеве. Член Союза художников России с 1974 года
  Станислав Леонидович стоял у истоков создания Куйбышевского художественно-производственного комбината, который стараниями Щеглова-директора снабжал работой и материалами для творчества не только оформителей, но также живописцев и скульпторов. В 1975-1977 гг. - он главный художник мастерских Художественного фонда, с 1977 по 1983 - директор Куйбышевского Творческо-производственного комбината.
  Станислав Леонидович шесть лет (с 1985 по 1991г) возглавлял Куйбышевское отделение Союза художников СССР. Это были времена, когда Союз получал от города новые мастерские, художники получали квартиры, с помощью московского правления Союза строился Куйбышевский Дом художника.
  Почти вся творческая деятельность Станислава Леонидовича Щеглова протекала в нашем городе, где он начинал как художник- оформитель художественно-производственных мастерских местного отделения Художественного фонда России, и продолжил уже как руководитель комбината и Союза художников.
  Обстоятельства сложились так, что, не имея мастерской, он решил работать дома в графике. Тем более, в шестидесятые годы возник огромный интерес к линогравюре. Я осваивал все гравюрные техники. Освоил ксилографию. Потом перешел на офорт. Сначала черно-белый, а потом и цветной - его делать еще сложнее.
  Тогда же в шестидесятые годы художник пробовал темперу и гуашь и в этой технике достиг блестящих результатов. В 1969 году он вместе с Вениамином Михайловичем Клецелем совершил творческую поездку на север. Это было плодотворное путешествие с посещением рыбацкого села Долгощелье, Соловецких островов, Архангельска.
   Прапрадед Щеглова по бабушкиной линии был архиепископом Архангельским и Соловецким, поэтому тема монастырей и храмов всегда близка ему и присутствует в его творчестве. Из этой поездки художник привез более ста работ. Это оригинальная графика, листы в технике гуаши, пастели, сделанные во время поездки на Север: "Дворик Соловецкого монастыря", "Мостик у села Долгощелье", "Белая ночь Долгощелья", "Соловецкий монастырь". "Вид на морской залив", "Во дворе Соловецкого монастыря" 1969 год. В 1986 г. и в 2006 г. эти картины демонстрировались в Самарском художественном музее. Многие работы из этой серии сейчас находятся в частных коллекциях в Америке.
  Помимо темперы и гуаши, Станислав Щеглов пробовал силы в линогравюре, причем первые его линогравюры были цветные - сказывался живописный период творчества. Сначала я увлекся линогравюрой. На самую первую зональную выставку в Куйбышеве предложил три листа. У меня взяли один, но и это уже было здорово. В эти годы Щеглов создал графические серии "Город строится", "Волжское утро", "Пути-дороги".
  Как-то я зашел в эстампную мастерскую на Льва Толстого. Там были офортный станок, литографский станок. И мне стало интересно освоить их. В 1970-е годы Станислав Щеглов освоил техники офорта, акватинты и литографии, которые требуют особой кропотливости и тщательности выполнения. С помощью графики художник на протяжении многих лет фиксировал облик родного города. Одна из первых его работ - "В разливах Волги" - экспонировалась на всесоюзной выставке "Голубые дороги Родины".
  Станислав Щеглов, будучи человеком огромной работоспособности, исходил с этюдником весь город. Поэтому даже уже утраченные дома продолжают жить в сотнях его рисунков, которые большей частью он перенес на офортные доски. На его гравюрах Самара всегда прекрасна: ведь они не отражают ни обветшалых фасадов, ни отвалившейся гипсовой лепнины, ни заброшенность дряхлеющих старинных особняков - перед глазами только красота внешнего облика, своего рода "музыка в камне", и архитектурные богатства зданий старой Самары. Офорт трудоемкая техника, связанная с травлением изображения азотной кислотой, это техника глубокой печати на специальном станке. Сегодня желающих обучаться этому искусству не нашлось - уж очень оно трудоемкое. Офорту я научил троих, но и они бросили это дело. В офорте сегодня я остался в Самаре один.
  Помимо архитектуры старинных монастырей, соборов Станислава Щеглова интересует также реставрация икон, и храмовая роспись. Его авторству принадлежит храмовая роспись в церкви Александра Невского в Зубчаниновке и в храме Иоанна Предтечи в Самаре...
  Персональные выставки прошли в Самаре в 1977, 1986, 2003, 2006 и 2007 гг., Познани (Польша) в 1990 г., Ереване (Армения) в 2005 и Баку (Азербайджан) в 2006 году.
  Когда звучат такие цифры, как восемьдесят пять лет, кажется все - пора подводить итоги. Но у художников по-другому. Они по-прежнему творят, строят и реализуют планы, по - прежнему живут искусством и верят в его созидательную силу. С юбилеем Вас, Станислав Леонидович! Успехов и вдохновения Вам!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"