Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Н.Какошкина и В. Рябцев. Уходящая натура

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете "Культура" 29 апреля 2016г..

  В.Чернова
   Уходящая натура или примечательные штрихи XX века в творчестве
  Натальи Какошкиной и Владимира Рябцева
  
  Чудный месяц поет над рекою,
  Где-то голос поет молодой,
  И над родиной, полной покоя
  Опускается сон золотой
  Н.Рубцов
  В Доме журналистов открылась первая персональная выставка произведений Н. Какошкиной.
  Персональная выставка Натальи Какошкиной "Открытые окна" не блещет особенным размахом. Небольшое фойе Дома журналистов предлагает три небольших стены для развески, но, как нельзя удачно, предназначено для небольших работ камерного характера. Представлены: живописные работы и офорты. Для начала несколько биографических сведений о художнике.
  Какошкина Наталия Валентиновна родилась в городе Чапаевске. Мама - горный инженер, научный сотрудник, папа - инженер-конструктор. Рисовать начала с раннего детства, всегда знала, что с этим занятием будет связана профессия, потому что дедушка - военный, был талантливым художником-самоучкой. Всю жизнь он посвятил любимому делу. И, выйдя на пенсию, рисовал копии картин известных художников, собирал репродукции. Благодаря дедушке она стала профессиональным дизайнером и художником.
  В 1978 году семья переехала в Самару. Еще в детском саду и в школе, по отзывам педагогов, друзей, она рисовала лучше всех, поэтому естественным стало поступление в Детскую художественную школу Љ1. После школы Наталья продолжила художественное образование в Самарской Строительной Академии на факультете "Архитектура". Преподавателями были замечательные художники Чертыковцев Евгений Николаевич и Федоров Станислав Васильевич. Окончила СамГАСА по специальности "Архитектура" в 1999 году. Потом пять лет работала дизайнером по мебели на производстве, и три года специализировалась по текстильному дизайну интерьера.
  С 2009 года работает в ДХШ Љ1 преподавателем живописи, рисунка и композиции. Близкое знакомство с самарскими художниками привело к погружению в волшебный мир - мир картин и творчества. Такая вот интересная дорога в мир искусства получилась у Н.Какошкиной.
  Должна сразу отметить, архитектурный стержень в живописных работах Натальи сразу обнаруживается в том, как она строит мотив на холсте. Если это цветочные натюрморты, то в них, композиционная составляющая тесно завязана крепким узлом с пространственной средой, как будто человек комфортно расположился в кресле уютного интерьера.
  Многие художники увидели в ней художника-графика, говорили, что это у нее лучше получается. Итак, она решила развиваться в этом направлении. На помощь пришел известный самарский график Щеглов Станислав Леонидович Он стал учителем по овладению техникой офорта. В 2012г. Н.Какошкина принята в Союз художников России, как график. " Бесконечно благодарна Щеглову Станиславу Леонидовичу за то, что ради продолжения жизни офорта, он помогает новичкам". Выставка называется "Открытые окна", потому, что когда мы чем-то увлекаемся и видим новое своими глазами, а не из книг и телевизора, то мы открываем окно в другой мир.
  Я с большим вниманием осмотрела экспозицию с офортами. На ум пришло выражение - "уходящая натура". Термин этот из профессионального лексикона "киношников". Применяется, когда необходимо успеть запечатлеть состояние природы, либо объекта. Например, то, как опадает золотая листва с деревьев, или метет метель, либо мимолетное цветение вишни. В общем, нечто эфемерное.
  Но сегодня "уходящей натурой" называют явления общественной, культурной жизни, которые в силу ряда причин уходят в прошлое, исчезают бесследно, невозвратно.
  Я пишу о таком явлении как печатная гравюра. Это, прежде всего, техника офорта. Она была массовой на протяжении всего прошлого века. Во - первых, это связано в большей степени с тем, что гравюру использовали широко в книгопечатании. Она ведь и появилась в XVII веке в связи с необходимостью тиражирования изображения.
  У нас в стране армия художников трудилась в области оформления книги, для мастеров также существовали творческие базы, мастерские, и можно было приобрести в индивидуальное пользование офортный станок и все необходимые материалы. В творческих союзах всегда активно работали секции графиков. Я сама приходила в мастерские графиков печатать свои офорты. Регулярно приобретала специальный сборник статей "Искусство графики".
  Вот что в интервью сообщила Н.Какошкина: " Моим учителем и наставником в овладении техникой офорта был и есть Щеглов Станислав Леонидович - наш известный самарский график. Он без утайки показал и рассказал мне все, чтобы техника офорта не умирала. Ведь сейчас так мало художников, тем более художниц владеют этой техникой!
  Для офорта необходим специальный станок, специальные офортные краски, цинк, специальная бумага. Это дополнительно усложняет массовое овладение этой техникой. Я очень горжусь тем, что поступила в Союз Художников России, как график - офортист. Я приняла "эстафету". Я считаю, это очень мудро и правильно - передавать знания, особенно редкие. Искусство должно жить и быть всегда в развитии от поколения к поколению. Это обогащает как учеников, так и учителей.
  Во - вторых, нельзя забывать также, что в СССР одним из принципов социалистического реализма являлось наличие "трех Р." - Репин, Рубенс, Рембрандт. Это были великие Мастера, чье наследие объявлялось эталонным и обязательным к изучению.
  В частности офортное наследие Рембрандта Харменса ван Рейна культивировалось, воспроизводилось постоянно. Хорошо помню книжку издательства Детгиз о мастере торжествующего света. Офорты Рембрандта постоянно публиковались во всех общественных журналах, таких, как "Огонек". Лист стоимостью в сто золотых гульденов с изображением сына Титуса на фоне окна воспроизводился везде и всюду. Возможно, благодаря богатейшему собранию Эрмитажа, множество офортов с изображениями голландских мельниц, деревьев, были всегда у нас перед глазами.
  Помню в восьмидесятые годы, состоялась областная выставка графики. Приехали гости из Москвы и сразу же обратили внимание на офорты Юрия Бородачева. Они были сделаны в пять - шесть травлений, обладали живописностью, богатой светотенью. И еще Ю.Бородачев не стирал полностью краску, сохраняя как бы элемент монотипии, этот прием сообщал каждому листу неповторимость, так делал великий голландец.
  Наталья Какошкина стремясь к живописности, к подвижности светотени добавляет к травленому штриху сухую иглу, рвущую металл, даже раскрашивает тушью и акварелью, как делали англичане. Как архитектор она неравнодушна к архитектурному декору зданий, к облику самарских домиков и улиц.
  У нее самые выразительные композиции - натюрморты. Предметная среда с определенной тематикой предстает как в гравюрной технике, так и в технике перового рисунка, где больше свободы. Также хорош рисунок с балеринами.
  "Как и любой график, не могу обойтись без простой черной туши и пера. Ко всему прочему, раньше я увлекалась старыми и старинными вещами, что отразилось в некоторых работах. У многих художников, мы знаем, бывают разные периоды. Как раз в такой период изучения и любования старыми предметами появились графические работы. Я любовалась старыми вещами, интерес к их красоте побуждал меня узнавать что-то новое из истории России, даже взглянуть на историю совершенно с другой стороны - стороны развития технологий. Интересно было узнавать о людях, которые приумножали славу России, оставляли свой след в истории, открывая и развивая новые производства. Интересно было наблюдать в вещах разных лет путь от уникальности к массовому производству (и, соответственно утрате излишеств, надежности, веса, замене материалов на более дешевые). Так же интересно было научиться распознавать возраст вещи по стилю рисунка на ней. В то время я собирала старые вещи, что вызывало всеобщий интерес. Эта персональная выставка первая для меня.
  Сейчас этот этап пройден, спустя шесть лет, мне посчастливилось найти другое вдохновение и даже изменить взгляд на жизнь. Начался следующий творческий период. Хочется этой выставкой подвести итоги прошлого и идти вперед".
  Немного грустно читать последние строки. Но мы живет в убыстренное время, в действительности, которая предполагает множество увлечений, веяний. И будет видно потом, по какой дороге движется художник Наталья Какошкина.
  Примерно в одно время в выставочном зале Союза художников открылась юбилейная выставка произведений Владимира Рябцева. Это своего рода отчет о творческой деятельности. Выпускник Московской государственной художественно - промышленной академии им.С.Г. Сторганова, автор долгое время преподавал в Самарском художественном училище им.К.С.Петрова-Водкина (1995-2005). Для студентов училища он написал учебно-методическое пособие по композиции.
  Выставка получилась любопытной, потому что представлена по выражению самого мастера тематическими полотнами гражданской, социальной направленности.
  Гражданская и социальная направленность - это сильно сказано! Поскольку в работах нет примата натуры, реалистической приземленности, они, скорее, по стилистике соотносятся с неосимволизмом. Чего стоит одна картина - "Привет выпускникам 1991года", с изображением в интерьере ночного клуба группы накачанных выпускников за бильярдными столами, в красных пиджаках и с золотыми цепями на шее, жизнерадостно взирающих на долларовые бумажки, разброшенные по сукну стола. В.Рябцев словно пролистал книжку с поэмами по истории новой России.
  А вот картина "Ночные бабочки". Трудно сказать, как она появилась, под воздействием известного шлягера, или как результат наблюдения за ночной жизнью в Самаре. Изящная многозначительная работа. Вообще у художника много картин на темы жизни на набережной. Он интересно компонует свои композиции, словно некий исторический слой набрасывает на действительность. Возникают театральные драпировки, как кулисы, а между современными персонажами проплывают причудливые силуэты кавалеров и дам из позапрошлой эпохи.
  Владимир Рябцев любит наследие мастеров "голубой розы", таких, как С.Судейкин, Н.Сапунов. Некий призрачные карнавал не покидает самарскую набережную. Он произрастает другой реальностью сквозь прихотливо раскинувшиеся тела людей на пляже, то в виде литературного образа "алых парусов", то либо просвечивает сквозь купальщиков персонажами картин П.Рубенса, Леонардо да Винчи, К.Петрова-Водкина.
  Перед нами, философствующий, интеллектуальный художник, эстетствующий и иронизирующий живописец. Хотя, лучшие композиции: "Детство", "Солнце. До завтра", "Этюд. На пляже", и картина, с посвящением детству, все написаны просто, ясно, и с минимальным использованием лишних персонажей, деталей.
  Я вспомнила как, говоря о молодых художниках 70-80-х годов, известный искусствовед А.И. Морозов подметил некую особенность. Они, авторы того неоромантического направления, словно прикрыли глаза, так и пишут сквозь полуприкрытые веки свои полотна, смешивая на одном холсте явь и сон. Вот это верно характеризует творчество Владимира Рябцева.
  Его полотна интересны тем, что в них нет литературной повествовательной составляющей. Они обращены в Запределье прошлого двадцатого, и в позапрошлое, девятнадцатого века. Сегодня художник приближается к седьмому десятку лет, потому позволяет в живописи иронию, усмешку и легкое пряное чувство меланхолии по ушедшему времени, по своей молодости.
  "Уходящая натура". Это в равной степени относится и к нему. Потому что картину, наполненную множеством фигур незнакомых людей, мало кто сегодня напишет, и никто не захочет приобрести. Потому что творчество этого художника и вся символическая составляющая напитаны традициями и символами конца XX века. Пока еще не совсем забытыми.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"