Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Три выставки. Вернисажи ноября 2019

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете Культура

   Валентина Чернова.
  Яркие вернисажи ноября.
  Ноябрь месяц оказался на редкость пасмурным и морозным. Не хватало тепла и солнца. Возможно поэтому, не случайно вернисажи этого месяца оказались солнечными, насыщенными.
  ЖИЗНЬ У МОРЯ
  Первой по числу солнечности оказалась выставка произведений крымчанина Игоря Шипилина "Жизнь у моря" в галерее Вавилон.
  На открытии выставки сотрудник галереи Анна Александрова восторженно поделилась воспоминаниями. Она семь лет прожила в Крыму и вот неожиданно ее Крым обрел воплощение в небольших полотнах Игоря Шипилина.
  Крымский гость впервые оказался в Самаре. Его представили, как живописца, дизайнера-графика, акварелиста, председателя "Лиги акварелистов Крыма". Игорь живет в Севастополе, он организатор множества выставочных проектов в Крыму, куратор Традиционного Севастопольского пленэра, председатель "Творческого объединения южнорусских художников". На его счету более двадцати персональных выставок в Крыму и за рубежом. Работы представлены во многих музеях, в Государственном Эрмитаже, в Тайваньском музее "Дракона", в Херсонесском музее - заповеднике, "Музее мирового океана" (Калининград), в галереях и частных собраниях России и за рубежом.
  Более детальное знакомство выявило подчеркнуто небольшой формат произведений, поразительную композиционную строгость, колористический минимализм, немногословность художнической речи.
  Болтливые работы зачастую бывают перегружены деталями, лишними предметами, персонажами. Игорь Шипилин не такой. Вот его работа "Весна на даче" с неброским мотивом, где на первом плане выделено большое цветущее дерево и угол оранжевого домика.
  У меня не очень большой красочный диапазон. Можно работать ограниченной палитрой. Один раз на пленэре мне надоело носить тяжелый, набитый красками этюдник. Я оставил в нем белила, охру светлую, английскую красную, изумрудку, крап - лак, умбру натуральную ленинградскую, ультрамарин и сажу газовую. И этим набором я вышел на все цветовые отношения. Избегаю неаполитанок, кроме неаполитанской спектральной и неаполитанской голубой.
  Игорь Шипилин живёт и работает в родном Севастополе. Излюбленной темой в творчестве художника вот уже многие годы остаётся крымский пейзаж. Каждая картина как признание в любви родной земле
  Виноградный куст с его причудливым силуэтом, главный герой у мастера. То он цветет на ветру, покачивая лианами - рукавами, то стелется вверх по стене дома на берегу моря, то изгибается словно танцующая женщина. Хороши виноградные плантации, в виде пламенеющих оранжевых полос осенью у подножия гор.
  В одном интервью Шипилин размышляет о том, что является импульсом для творчества: "Бывает, какая-то случайность является посылом для написания картины. Важно увидеть, почувствовать. Некоторые работы так и написаны: пишу картину, вдруг замечаю на палитре красивое цветовое пятно, или сочетание нескольких пятен. Начинаю их обводить, обобщаю, убираю лишнее, добавляю что-то новое, смотрю на форму и контрформу... в общем, отставив в сторону картину с мольберта, включаюсь в творческий процесс, отгадываю подсказки. То же самое происходит, когда широкой кистью начинаешь делать имприматуру и замечаешь случайно проявленное композиционное решение. Так было написано несколько картин.
  Зрители, которые прибыли на вернисаж, радостно вслух делились впечатлениями. Многие словно переживали чувство открытия. Как будто один стоишь на горе, или на берегу, или у края дороги, всматриваешься, вживаешься, втягиваешься в несуетную жизнь природного мотива и, осознаешь чувство гармонии. Об том же и говорил на вернисаже художник. В пейзаже надо слышать диалог, чувствовать гармонию Божественной природы. Надо пробовать ощущать себя частью пейзажа. Представить себя морем или камнем в море, ощутить на себе что он чувствует, или быть веткой дерева сухой или цветущей. Когда задаешься этими вопросами, пейзаж перестает быть красивой картинкой. Надо помнить, что нет идеального пейзажа, художник должен его выстраивать по своему усмотрению.
  Самой неожиданной частью вернисажа стал небольшой концерт. Игорь Шипилин достал гитару и запел песни Окуджавы, удивительно верно передавая интонации речи известного барда.
  А как работает художник? Когда он на пленэре, то с утра после завтрака выходит писать утренний мотив, потом днем отдыхает и во второй половине дня идет изучать вечернее состояние природы.
   А когда дома все идет по -разному. Оказывается, дома художник не пишет в мастерской от рассвета до заката. В мастерской он слушает музыку, беседует с коллегами, настраивается. "Я могу прийти в мастерскую и начать рабочий день с игры на гитаре или с просмотра холстов, набросков, фотографий. Не могу писать, пока не увижу. Что толку ничего не поняв, размазывать краску по холсту, так можно загубить то хорошее, живое, что было. Надо увидеть, тогда начинается творчество.
  Помимо любви к музыке, живописец любит проводить мастер -классы. Он как заговорщик предложил поставить сложнейшую задачу писать белое на белом. Тут же вспомнилось про то, как пишет белые хризантемы в фарфоровой вазе на светлой драпировке наша Юлия Кузнецова... Приятная новость, художник, впервые посетив наш город Самару почувствовал к нему симпатию!
  БЕРЕГА МЕЧТЫ
  Произведения Евгении Тарасовой удостоились десятков тысяч лайков, тысячи репостов в пабликах "В контакте" под картинами. У нее были персональные выставки в галереях "Новое пространство", "Вавилон".
  Но вот как свидетельство успеха ее выставка открылась в стенах Самарского художественного музея. Экспозиция составлена из картин, станковой графики и рисунков - набросков, написанных в мастерской и пленэрах в течение последних четырех лет.
  Евгения Тарасова родилась в Самаре, училась в Самаре, участвовала в областных, региональных и всероссийских выставках в Черногории, Индии, Германии, Франции, Англии.
  Темы городских пейзажей Самары, и пейзажей, привезенных из дальних путешествий обязательно привязаны к юным женским образам, которые умеют наслаждаются жизнью. Вот большое полотно "Утро Марии. Балаклава". Сказочная дева запечатлена на фоне летней солнечной бухты и пестрых крыш старого города Балаклавы. Это большое полотно соединяет в себе реальное и фантастическое. Евгения придумала свой особый мир, где все переплетено, реальные наблюдения и своя неповторимая аппликативная манера письма. Ее станковая графика особенно подчеркивает тягу к фантасмагории. Кто - то на вернисаже назвал ее сюрреалистом, но скорее здесь доминирует придуманная романтическая реальность. Известно, что придумывать мир непросто. Надо досконально изучить свой реальный мир. Отсюда невероятные впечатления, привезенные из Черногории, Крыма, Тибета. И конечно она постоянно пишет Самару. Черный котик - некое черно-лиловое пятно мелькает то здесь, то там, то в путешествии по нашему городу, то в дальних путешествиях.
  В своих работах я создаю мир, который каждому из нас свойственно создавать где-то внутри себя. Если мои работы поднимают настроение, значит, пока я все делаю правильно. - говорит Евгения.
  На вернисаж пришли друзья и члены семьи. Отсюда радостная особая атмосфера выставки. Евгения удивительная, она успевает везде и повсюду, но считает, что недостаточно активна. В одном интервью она размышляла:
   Для этого нужен сумасшедший рабочий график. А я - мама двоих сыновей, жена - не могу забросить свою семью и пропасть в мастерской. Я и так им безмерно благодарна за то, что отпускают меня на 2-3 недели на выездные пленэры. Потому что единение с природой - медитация для художника. С другой стороны, не могу сказать, что я локальный художник. Мое творчество известно далеко за пределами Самары. Сейчас, пока подрастают дети, я оттачиваю мастерство и стиль. Постоянно учусь: беру уроки у прекрасных состоявшихся художников, выезжаю на пленэры, делаю совместные проекты с коллегами. И, конечно, стараюсь быть активной в выставочной деятельности. Кто как не зритель вдохновит и откроет новые горизонты!
  ПРИОРИТЕТЫ
  Кураторы галереи Новое пространство пригласили двенадцать художников из Тольятти, Самары, работающих в различных техниках и стилях. Реализм и гипеерреализм, неопримитивизм, неосюрреализм и неоэкспрессионизм. На выставке представлено творчество двенадцати художников из Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Ялты: Андрея Данилова, Алены Даниловой, Ирины Елизаровой, Дениса Елисеенко, Алексея Зуева, Вадима Конева, Елены Куштыновой, Елены Макеевой, Евгения Масленникова, Елены Островской, Фаины Ольшевской и Евгении Тарасовой.
   Все начинается с детства, юности: и выбор жизненного пути, и выбор своих приоритетов.
  Для выставки "Приоритеты" кураторы задали всем участникам одинаковые вопросы и получили очень разные ответы, из которых сделали короткие интервью. Соединение произведений искусства с маленькими инсталляциями, где на свитках представлены эти мини-интервью, рассказало об участниках больше сухой биографии и дало определенное представление о них как о творческих людях, как о наших современниках
  На выбор профессии Андрея Данилова повлиял дедушка - художник. Каждая из работ Андрея, несмотря на кажущуюся простоту, представляет глубокий романтический или сентиментальный образ: семья, детство, любовь. Эти работы являются уникальными и достойными музейной экспозиции
  Алена Данилова супруга художника, недавно окончила живописное отделения Петербургского института им. И.Е.Репина. Впервые о выборе профессии она задумалась, когда наблюдала за дедушкой- художником в десять лет. Тогда ей казалось, что самое сложное- это умение смешивать краски и получить нужный цвет. Став постарше, часто рисовала вместе с дедушкой. Потом была художественная школа, институт.
  Атмосфера творчества, царившая в институте, способствовала обретению друзей и единомышленников. Мы вместе писали и мечтали, творили и много общались, и именно в этой атмосфере я прониклась творчеством настолько, что уже не представляла себя без него.
  Но главный приоритет - моя семья. А творчеством я занимаюсь потому, что мне это нравится, это интересно, это своеобразный способ размышлять об этом мире, восхищаться им, ощущать свое место в нем.
  Известный тольяттинский график, работающий в различных графических техниках Алексей Зуев сознался в том, что впервые о выборе профессии художника задумался лишь в двадцать пять лет, когда друг и учитель Игорь Панов укорил в том, что нельзя разбрасываться в различных сферах искусства.
  Работы Алексей, представленные на выставке создают впечатление непосредственного соприкосновения с натурой. В своих пастелях автор убедительно передает состояние природы: морозную тишину заснеженной северной деревни, бездонную синеву неба.
  Запоминаются своей завершенностью картины Дениса Елисеенко, что характерно для тольяттинской школы живописи. Не эскизы, не поспешно набросанные пленэрные этюды, а законченные картины, побуждающие к неспешному размышлению. Пример - "Одержимые победой", молодые мотогонщики
  На этой выставке встретились работы двух художников - фантазеров Евгении Тарасовой и Вадима Конева. И способствовали созданию разнообразия в экспозиционном пространстве.
  Елена Куштынова, Елена Островская, Фаина Ольшевская - совсем молодые художники. Живопись отличается юношеским задором, и видно, что авторы еще не разработали свою индивидуальную манеру.
  Елена Макеева представлена в отдельном пространстве пейзажами, натюрмортами, написанными в экспрессивной неистовой манере письма.
  Евгений Масленников- известный в Самаре художник. Работает в жанре русского реализма, но в основном пишет в жанре метафизической живописи и сюрреализма. И его работы такого рода в залах галереи выглядят ярко, необычно и завораживающе
  "УРОКИ ГЕОГРАФИИ. ПЛАНЕТА БУХАРА"
  В истории русского искусства есть такое понятие "русские художники на Востоке". Для русских художников первой половины двадцатого века Средняя Азия стала мифическим краем, поводом для вдохновения, а иногда игрой воображения.
  Продолжая традиции русской живописи, наши "самарские амазонки" отправились на Восток в Бухару. Анна Сливкова, Наталья Сюзева и Наталья Шепелева открыли в ДК "Чайка" замечательную выставку. Поездка позволила написать пряные восточные натюрморты, мечети и старые ханские дворцы, открыть яркий солнечный свет Бухары, уплощающий предметы и фигуры. Они увидели замечательные текстильные икаты .
  Икат иногда называют другим именем - хан - атлас. Существует интересная легенда о ханском атласе, объясняющая его радужные расцветки. Существует интересная легенда о ханском атласе, объясняющая его радужные расцветки. Один художник не хотел отдавать свою красавицу-дочь за старого, но богатого правителя города и печалился у ручья. В воде он увидел подрагивающее от легкого ветерка отражение радуги, картина его так поразила, что он перенес ее на ткань. В результате его дочь вышла замуж! За прекрасного сына правителя Маргилана и прожила с ним долгую, счастливую жизнь. На выставку Наталья Шепелева принесла несколько образцов хан-атласа, создала тем самым красочную инсталляцию. И свою живопись они превратили в красочные икаты.
  Помимо икатов, наши амазонки увидели затейливые орнаменты вышивок сюзане, космический силуэт Шахи - Зинда. Они там не были праздными туристами, много работали, старались. Н. Сюзева написала замечательные портреты. Хорош мальчик в тюбетейке. А. Сливкова, обратила внимание на роскошь южных фруктов. Н. Шепелева писала и лица, и натюрморты, и виды города. Помимо восточных лиц они запечатлели экзотические натюрморты с кувшинами и фруктами, ночное небо и бирюзовые купола Бухары. Восток будоражил, вдохновлял, преображал искусство этих художников. Они постарались разгадать и зафиксировать его магию и энергию. На выставке было много зрителей художников. Художник Сергей Цедилов проницательно отметил, что Анна Сливкова (Самара), Наталья Сюзева (Пенза) и Наталья Шепелева (Самара) создают в Самаре новую живопись.
  Ноябрь месяц оказался наполненным солнцем Крыма, сочными красками Бухары и ярким разнообразием индивидуальностей художников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"