Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Любить жизнь глазами Виктора Новокрещенова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Памяти гениального художника. статья 2010 года


   Валентина Чернова

Любить жизнь глазами Виктора Новокрещенова

(1950-2010).

Как воды гор, твой голос горд и чист.

Алмазный стих наполнен райским медом.

Ты любишь мир и юный месяц, лист,

желтеющий над смуглым сочным плодом.

Владимир Набоков

  
   Один из самых талантливых самарских художников - Виктор Новокрещенов немного не дожил до своего шестидесятилетия (род. осенью 14 октября 1950 - ум. 30 июня 2010г.). Виктор родился в Самаре, на улице Полевой, взрастал в милой его сердцу Зубчаниновке. В маленьком уютном деревянном домике; на небольшом участке его мать сажала не только овощи, но и цветы. Цветы сопровождали его всю жизнь. После армии Виктор поступил учиться в Харьковскую, Академию художеств, известной своей школой и традициями. В 1980 году Виктор Новокрещенов окончил Харьковскую художественно- промышленную академию по специальности "монументально-декоративное искусство".
  
   Ранний период творчества отмечен поисками выразительных средств, усилением образности в портретах, или в отдельных городских мотивах. Он рано начал осознавать то, что цвет бывает тяжелым и плотным, легким или прозрачным, смолоду открыл определенные средства выразительности. "Натюрморт".1975г., "В деревне".1975г., "Натурщица".1976г., "На реке". 1976г., "Мужчина в шляпе".1978г. Раннее творчество В.Новокрещенова также отмечено особым чувством музыкальности, когда живописная текстура пластично ритмизируется и одухотворяется. "Музыкант".1989г., "Веселье". 1980г., "Притяжение".1980г., "Бык в природе".1980г.
   Пять лет учебы позади, и вот он в Куйбышеве. В Творческом Производственном комбинате Союза художников он был автором многих витражей, росписей, мозаик. Творчество художника - монументалиста в основном связано с советским периодом жизни, работать было интересно, но Художественный фонд закрылся после распада СССР. Началась новая жизнь.
   В девяностые годы с художником А.Ухановым состоялась своеобразная командировка в Подмосковье. Художники поехали писать древнерусские города. Виктор Новокрещенов полностью отдался пейзажной живописи. "Звенигород".1995г., "Весна в Зубчаниновке".1995г., "Собор".1996г., "Ферапонтово".1997г. Уже в этих пейзажах Виктор использует цвет, как основное средство для выражения эмоций и чувств. Хотя колорит многих пейзажей ярок, он не создает ощущения радости и не делает изображение декоративным, сугубо интерьерным. С помощью цвета Новокрещенов передает сущность предметов и явлений, внутреннее состояние человеческой души. Эти ранние пейзажи невероятно эмоциональны и лиричны
   В Зубчаниновке художнику легче дышалось, и писалось. Жизнь проходила на небольшом участке земли, от которой исходит дух живой почвы. Летом цвели пионы, тюльпаны и подсолнухи. Он писал их и в цветении и в пору их увядания, находя в нем, в увядании своеобразную красоту идеи - "memento more" (помни о смерти). Цветы в саду всегда радовали глаз художника. Виктор любил наблюдать их и писать. Признание пришло не сразу. В 1993 году была его персональная выставка в австрийском Зальцбурге. С той поры художник стал известен коллекционерам разных стран. За рубежом были выпущены открытки по его картинам. Его живописные работы находятся в частных коллекциях и галереях России, Европы, Америки.
   Свое творчество Новокрещенов характеризовал - "О тебе, обо мне, о нас..."
   На самом деле он создал особенный мир, мир провинциального городка, затерянного на перекрестке среди множества миров. Здесь всегда радостно, празднично, гротескно; на картинах - гармония светлых, радостных тонов, парящие над землей фигуры. Все персонажи Новокрещенова держат в руках музыкальные инструменты, но и без них музыка живет на полотне.
   В пору зрелости, художник обрел собственный почерк. Новокрещенова никогда ни с кем не спутаешь. Всегда динамичная, его живопись, по сути, ярчайшее явление экспрессионизма в Самаре.
   Если взглянуть на узнаваемые архитектурные образы городка, где запечатлены кирха, костел, пивоваренный завод, то становится ясно, что множество работ Новокрещенова посвящено городу Самаре. "У пивзавода". 1999г., "Кирха".1999г., "Кирха".2004г., Но это не пафосное, сувенирное изображение города, образы в этих картинах намеренно стилизованы автором, поэтому, несмотря на некоторую натуралистичность, узнаваемость, город Новокрещенова кажется загадочным и таинственным. В этом городе нет конкретных портретов современников. Виктора, интересовали отвлеченные образы - такие, как в картинах: "Воспоминания прошедших лет".2000г., "Паренек с бутылью".2002г., "Прогулка на велосипеде".2003г., "Самарский пейзаж с котом".2003г., "Город".2005г." Окружающая действительность в них сочетается с фантастикой.
   Такова живопись В.Новокрещенова зрелого периода. Мир на полотнах Новокрещенова реально неустойчивый, но одновременно сказочный, с летящими фигурами. И они, данные фигуры - скорее всего порхающие души, перелетающие из картины в картину. Самое главное для художника - это человеческая душа, именно ее он и стремился отразить в своих произведениях.
   На полотнах зрелого периода время года всегда летнее. Примет современности, ни в одежде, ни в быту, ни в костюме. Есть здания - ориентиры, но все они из прошлого века. Над некоторыми парят аллегорические фигуры. Вот картина с названием "Кирха. 1999г." В небе над зданием аллегорическая фигура "славы" или "победы". Весело и лениво прогуливаются по улицам этого незатейливого городка его жители. Эти обитатели провинциального городка - славный народец. Кто они? "Дон-Кихот и Дульцинея"2004г, "Девочка на колесе".2004г., "Веселый клоун".2003г., "Путешественник".2003г., "Шахматисты".1992г. Более всего теплого любовного чувства и живописной отделки вложено в композицию - "У пивзавода". 1999г.. Лукавой доброты полны эти картины. Если пристально вглядеться в среду обитания вышеназванного населения, то можно обнаружить два топографических объекта: город и поселок. Конечно, это Самара и Зубчаниновка. Поселковую тематику отразили следующие картины: "Красивый луг".2004г., "В лодке. 2003г, "Весна. Родина".2005г, "Рыбак и рыбачка".2005г., "Лето Дачные мотивы".2008г.
   Во всех полотнах художник использует очень интересный прием колеровки. Он заранее выливает на загрунтованную поверхность красочный состав из нескольких цветов, а после просушки, разглядывая пятна и потеки, линии и границы между цветными заливками вдохновляется и раскрепощает свою фантазию. Новокрещенов пишет быстро и много. Пространство, люди и предметы в его картинах слеплены из пигментного теста, как пластилиновая ворона. И воздух, и земля, и маленькие человечки, все - плоть, единая материя, они сочатся физиологическим красочным соком, потеками жидкой краски, вперемешку с густым замесом красочного слоя и еще неизвестно чего.
   И вместе с тем все это помогает создать впечатление разнообразнейших текстур, будь то стены домиков, ткани одежды, поверхность плодов и цветов, или фактурная кожа гротескных лиц персонажей. Отсюда разнообразие текстуры в решении тканей, и фактуры характерных лиц.
   В большинстве работ Новокрещенова, как некий символ всегда присутствует муза. Проворная, темноволосая, как будто в танце, или словно яркая бабочка, застыла на фоне пивоваренного завода и в своих заманчиво шелестящих юбках вместила весь мир - головы, профили, карты и разную мелочь. Что любопытно, почти во всех работах эта дама - великанша, а мужчина - человечек - словно дитя малое. Однозначно, муза - это Россия, Самара, Зубчаниновка. "Сны солдата". 1997г., "Цыганская история".1999г., Самарская история.2004г. "Провинция". 2009г.
   Запоминается одна картина "Спорщицы". 2000г. Две женщины, словно две парки кружатся в грубом танце на желтом солнечном зное полотна, выплясывая, выплетают судьбоносную паутину. Страшен их шаманский танец. Из аналогичных, страшных, пронзает кроваво-драматическим характером полотно - "Тореадор". 2007г.
   Виктор Новокрещенов очень любил музыку. Он постоянно слушал ее на дисках, и на плеере. Но в придуманной стране поселяне поют и пляшут под гармошку, а горожане тренькают на гитаре. Музыка сопровождает также влюбленных. Самое трогательное чудо музыкальной техники в "затерянном мире" - шарманка. "Шарманщик".1997г., Музыка. 1997г. Но есть еще музыканты на экзотических инструментах - скрипке, саксофоне и контрабасе, что свидетельствует о Викторе, как о человеке, тонком и разностороннем. "С саксофоном". 2004, "Гитара у зеркала" 2010г., "Вечерняя композиция с музыкой". 2010г. Полифония его живописных аранжировок, такова, что все работы зрелого периода, с элементами бытового жанра невольно обладают мажорным симфоническим звучанием.
   Особая тема в творчестве Новокрещенова - плоды земли, выросшие в его саду в Зубчаниновке. Они запечатлены в большом количестве красочных натюрмортов. Написанные свободно, в яркой и слегка высветленной гамме, они оставляют впечатление праздника. Торжество витальных сил, пульсирование сочной плоти, пронизанной токами жизни, это присутствует везде: в букетах любимых пионов, в истекающих соком ломтях арбузов, в кокетливо изогнувшихся кабачках, надутых тыквах. Привядшие головки подсолнухов, свежевыловленная рыба, все эти дары природы словно приглашают не только восхититься ими, но и немедленно с аппетитом употребить их. "Натюрморт с крабом". 2004г., "Пионы с подстаканником".2004г., "Цветущие кабачки".2005г., "Подсолнухи в вазе".2005г., "Букет".2006г., "Осенний натюрморт".2007г., "Рыбы".2008г., "Натюрморт с арбузом".2009г. Говоря о колорите в натюрмортах, следует отметить необыкновенное богатство оттенков зеленого, алого цвета. У некоторых людей глаза различают всего два- четыре оттенка цвета. Природа наделила глаза Виктора способностью различать большее количество оттенков одного цвета - до пятнадцати цветов. Удивительное свойство видения! Есть еще интересный объект вдохновения в натюрмортах Новокрещенова - старый самовар. Как величайшую драгоценность его держит натруженными пальцами персонаж, крепко прижимает к сердцу и несет домой. Самовар также присутствует в натюрмортах. Светлый праздник маленького мирка - чаепитие. "Приглашение к чаю". 2009г., "Чайные посиделки". 2010г. В живописных джунглях картин Новокрещенова встречаются разные звери. Были рыбы, много коров. Но больше собак, петухов, и лошадь. На ней скачут "Дон Кихот и Дульцинея". 2004г., "С любимыми кошками". 2004г., "На празднике с петухами". 2004г., "Петух и гусеница". 2005г., "Композиция с рыжим псом". 2008г., "С любимыми кошками".2004г
  
   Работы последнего периода творчества В.Новокрещенова неожиданны своей реалистичностью, простоты по решению и скупы по части выразительных средств. Поздние работы буквально переполнены очень тонким трепетным чувством созерцания окружающей жизни. Облик большого дерева, живущего скрытной и напряженной жизнью в зимнюю пору, ранней весной, или поздней осенью запечатлен в ряде пейзажных работ. Эти пейзажи овеяны ощущением таинственности, драматичности и тревоги, что сближает работы мастера с произведениями ярчайших экспрессионистов Европы. "Лес Зима проходит". 2007г., "Лес. Март. Последний снег". 2008г "Мельница".2010г.,
   Пейзаж "Ранняя весна". 2008г. выполнен мастером легко, свободно, раскрепощенно, в колорите достигнуто чувство гармонии. Структура произведений Новокрещенова полностью выстроена на основе экспрессии цвета, преобразованного в образы. А вот пейзажи "Последний снег".2008г., "Солнечный день".2009г., "Вечерняя композиция с деревьями". 2010г., Городская окраина. 2010г., многоплановы, объемны, захватывают красивым колоритом строгих оттенков. В них музыка живописи и природы. Одновременно мы ощущаем легкий, мягкий переход холодных тонов к более теплым широким мазкам В этой серии пейзажей палитра настолько красива и конкретна, вместе с автором начинаешь постигать трепетность бытия.
   В последний год жизни Виктор по-прежнему не расставался с жанровой тематикой. Это видно в картинах - "Чайные посиделки". 2010г., "Автопортрет".2010г. "Шапито". 2010г. И музыка так же наполняла своим звучанием его незабываемые полотна. Но это была новая, более приглушенная музыка, лирическую мелодию выводит как правило один инструмент. "Вечерняя композиция с музыкой". 2010г. Гитара у зеркала".2010г. До последнего дня Мастер сохранял любовь к цветам. Красота цветов в работах выражена через цвет, колорит, мазок, они не теряют четкости очертаний. "Красная рябина". 2008г., "Композиция с черноплодной рябиной". 2009г. "Букет".2010г.,
   Возможно, поэтому, в последних произведениях возникла удивительная среда, где совпадают колористическое мастерство, чувство и созерцание, как откровение, возвышающее дух художника, и наделяющее полотна трепетным дыханием жизни. Его считали затворником, а он был Большой художник, Мастер живописи. До самого последнего часа жил в родительском доме, где прошли его отрочество и юность, чтобы работать. Это было его обычное, всегдашнее состояние - работа. За неделю до смерти он накупил множество холстов, краски, новую палитру...
   Потому было велико чувство утраты для всех, кто пришел в его дом - мастерскую, в его сад проститься. Полотна этого мастера являются олицетворением его летящей души.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"