Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Александр Шуринов, Андрей Иноземцев. Под одним небом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Под одним небом".
  Живопись Александра Шуринова и Андрея Иноземцева
  
  "Я язычески поклоняюсь природе и
   восхищаюсь ею и думаю, что рай - на земле.
   Ад же тут делают люди по несовершенству нашему, так
   как жизнь есть радость, и имеет много того, чтоб ей быть".
  К. Коровин
  
  23 апреля в галерее Вавилон состоялось открытие выставки произведений мастеров украинской школы живописи Александра Шуринова, и Андрея Иноземцева.
  Мистическим образом открытие выставки совпало с событиями в Крыму, в Украине. Некоторые зрители посчитали, что вернисаж специально был приурочен к историческим событиям. Оказывается, идея этого проекта зародилась два года назад в Самаре.
  Наш известный художник Алексей Попов (уже год его нет с нами) познакомился на пленэре с Андреем Иноземцевым в Черногории. Здесь в Черногории существует АРТ. - лаборатория - содружество художников и творческой интеллигенции. Ежегодно они приглашают десять художников на десять дней в средневековый город Катор, на берег Которского залива (Адриатическое море).
  Организаторы пленэра включили пять выходов на этюды по определенным маршрутам, включающих показ исторических достопримечательностей, и элементы пешеходной экскурсии. В этой стране, где долгое лето, каждому участнику предоставляются апартаменты, и каждый имеет право самостоятельно выбрать место для этюдов. Наш земляк, очень талантливый художник - пленэрист Алексей Попов там сдружился с Андреем и пригласил с выставкой в Самару.
  На протяжении двух лет А.Иноземцев вместе со своим учителем Александром Шуриновым небольшими партиями пересылал произведения в Самару, для будущей выставки. Но к нынешнему апрелю жизнь все поменяла. "Нам не дано предугадать...", эти слова Ф.И.Тютчева, более всего уместны к современным реалиям стремительно бегущей жизни. Нет с нами Леши Попова. Замечательного мастера крымской школы живописи Александра Шуринова - представляли на вернисаже, уже как представителя республики Крым, а Андрея Иноземцева - как художника из Украины.
  Они стояли рядышком на вернисаже, Андрей Иноземцев олицетворял молодость, а Александр Семенович Шуринов убеленный сединами, выглядел умудренным жизнью мэтром. Зрителей было так много, картин за головами не было видно, и я несколько раз перехватывала удивленный взгляд глаз этого человека. Вероятно, его удивляло, как народ радовался и восхищался его полотнами. И потом, это надо отметить, мы - самарцы, изначально приветливо гостеприимные, в каждом госте видим друга.
  Прохаживаясь вдоль стен с полотнами, разглядывая картины, я с грустью констатировала то, что мы арт. - критики за двадцать пять лет самостийности нашего государства, совершенно не представляем художественный процесс в соседних государствах. У себя в стране трудно из отдельных кусочков - пазлов сложить общую картину стилевого направления в живописи, а в других, тем более...
  Одно можно сказать, что у нас общее живое древо традиций - это русская пленэрная живопись конца девятнадцатого века. В Крыму, в Семфирополе с двадцатых годов XX века Н.С.Самокиш академик Императорской Академии художеств создал художественную студию. Этот выдающийся мастер батальной живописи стоял также у истоков создания художественного образования в Харькове, где была утверждена единая академическая система.
  А.Шуринов еще в СССР в 1972 году окончил Крымское художественное училище им.Н.С.Самокиша, учился в Львове, в Полиграфическом институте, в 1988 году стал членом Союза художников СССР, а позднее Украины. Сегодня произведения этого художника получили международное признание. Заслуженный художник Украины. За сорок лет его творческой жизни состоялось множество выставок в Симферополе, Киеве, Москве, Хайдельберге, Вашингтоне, Нью-Йорке. (Галереи:"Кёллер" (г.Золинген, Германия), "Графф" (г.Хайдельберг, Германия), "Алла Роджерс" (г.Вашигтон, США), "Кросна" и "Нео-Классика" (г.Москва), "N-Проспект" (С.Петербург); Модерн Арт(Лондон Великобритания), Посольство Украины в США (г. Вашингтон); Украинский институт (г.Нью-Йорк, США); Международные пленэры: Германия, Венгрия, Швеция
  Выставка в "Вавилоне сопровождалась хорошей аннотацией. "Его сила в редком даре видеть, чувствовать красоту во всех изменчивых ее проявлениях, в умении донести свое восхищение до зрителя. Работы отличаются великолепной техничностью, разнообразием живописных приемов, богатством фактур. Художник предпочитает сдержанную цветовую гамму, часто со сближенными отношениями. Работы художника производят неизгладимое впечатление - великолепный колорит, который четко сгармонизирован по цвету и тону; напряженная, волнующая образность; удивительная цельность".
  Все в этом тексте, кажется, написано красиво и верно, но нет основного, что так выделяет крымскую школу живописи. Очень много солнца. Солнце обесцвечивающее буквально все. Много пейзажей. Места известные нам по названиям - Балаклава, Кара-Даг, Херсонес, Мисхор, Аю-Даг. И много морских мотивов.
  К пейзажным полотнам Александра Шуринова лучше всего подходит поэтика С.Надсона. "Так вот оно море! Горит бирюзой, жемчужною, пеной сверкает. На влажную отмель волна за волной тревожно и тяжко сбегает!".
  Здесь бурно волна ударяет в прибрежные камни утесов - громад, и белые тучки, очерченные контуром словно гребни хребтов над пеною волн светлою массой висят. Это не Надсон, это характеристики картин Александра Шуринова.
  Мотив волны, которая "жемчужной пеною сверкает", ритмично набегающей на песок, повторяется в ряде полотен художника. Он использует все художественные приемы во имя выразительности, от лессировки, сглаживающей все фактуры, то легкого рельефного красочного теста, все в одной почти гризайльной гамме. (Гризайль (Grisaille от gris-серый)- вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего коричневатого или серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения). Но цветовая гамма у А.Шуринова иная, не серая, а сильно высветленная жемчужно бежевая. Как будто море живая золотистая медуза.
  "Как мощный орган в величавом соборе, Оно беспокойно гудело у скал. Поднимется вал, набежит, разобьется. И в жемчуге пены отхлынет назад... И, кажется, кто-то безумно смеется, И, кажется, чьи-то угрозы звучат! Взгляни, он живет, этот зыбкий хрусталь, он стонет, грозит, негодует... А даль-то, какая!.. О, как эта даль усталые взоры чарует".
  Художник не жалеет краски, бросаясь на холст не с кистью в руке, а со шпателем, щедро наращивая бугры ее на поверхности камней, утесов, скал. И этим Шуринов резко отличается от представителей Ассоциации художников - маринистов, созданной в Москве выпускниками "глазуновской" академии. Про большинство из них можно честно сказать - "псевдо Айвазовский". О себе они пишут: "Концептуально деятельность Ассоциации строится на приоритете российских национальных ценностей: государственности и патриотизме. Повышение эффективности культурно-просветительной работы по нравственному, эстетическому воспитанию всех граждан России - великой морской державы. Своими художественными произведениями художники ассоциации поднимают престиж Военно-морского и торгового флотов и формируют положительный образ российских моряков".
  Слава Богу, у крымского мастера нет и в мыслях такой идеологической галиматьи, он живет на берегу моря и каждый день слышит его дыхание, и пишет так, как слышит. Эта художническая правда маэстро получила восторженную оценку современников. Работы А.Шуринова находяться в коллекции Севастопольського художественного музея им.М.П.Крошицкого и в частных коллекциях Украины, России, Швеции, Канады, США, Японии.
  Награжден медалью и почетной грамотой Международного фонда "Культурное достояние" (г. Санкт-Петербург).
  Андрею Иноземцеву всего лишь тридцать лет. Это молодежный возраст для художника. И это возраст экспериментов. Он делает интересную рельефную бугорчатую основу под свою живопись, делает неравномерно, не как, например, И.Е.Комиссаров. Эта всхолмленная местами основа при наложении на нее красочного слоя дает неожиданный эффект. Невольно вспомнилось, как-то на вернисаже один зритель осторожно высказался: "Сегодня они, молодые, больше хулиганить стали. У них невиданная свобода письма, ничего не боятся, ни на кого не оглядываются".
  Андрей Иноземцев в 2005 году окончил Луганское художественное училище, Харковскую Академию дизайна и искусств. С 2004 года учился в Крымском филиале Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (в г. Семфирополе). В 2007 году на Киевском конкурсе живописи им.В.Зарецкого получил первое место.
  В аннотации на выставке его представляют, как импрессиониста. "Художник ставит цель - поймать уходящий момент средствами технической зарисовки, яркого цвета и все это осуществить на открытом воздухе (на пленэре) с небольшой дорисовкой в студии".
  Это все верно и точно указывает на предшественников. Все-таки арт. - критику всегда интересно узнать, откуда ноги растут. Вот на отдельном мольберте в зале выставлена большая картина "Блики солнца на бокале" с изображением светлой небольшой террасы на берегу моря. На террасе стол, накрытый белоснежной скатертью, с незатейливым натюрмортом.
  С первого взгляда на это полотно, возникают аллюзии связанные с творчеством Константина Коровина и его крымскими мотивами "на берегу моря". Здесь нет никакого копирования, просто русский художник в начале двадцатого века в Крыму нашел необыкновенную силу света, преображающую реальность, он растворил предметы и фигуры людей в свете, и оставил от них лишь след на полотне. Точно так же в живописи у Андрея Иноземцева. И если у К.Коровина в картине "Кафе в Ялте"(1905г.) мазки небольшие и частые, то здесь блики света на столе и террасе сделаны широким шпателем, вытянуты и преобразованы в большие сияющие солнцем плоскости. Они просто слепят глаза, и делают поверхность подвижной, вибрирующей.
  Андрей Иноземцев также обращается к форме, воплощающей радость бытия - натюрморту, достигает в данном жанре чувства полной раскрепощенности. Для него все предметы - даже цветы - ускользающая реальность.
  Безусловно, южная живопись требует иных живописных приемов, - светлого колорита, звучных красок, живого энергичного мазка. В самом письме А.Иноземцева есть незавершенность, он формирует представления о вещах, исключительно из краски и света. В его холстах эти составляющие не формируют воздушную атмосферу, а представляют среду, как крепкую вытяжку сока жизни из окружающего пространства.
  Надо отметить, самарский зритель, прежде всего, пленился произведениями молодого перспективного художника Андрея Иноземцева. Когда я пришла вторично, после вернисажа в зал галереи "Вавилон", мне сообщили, что уже, мало чего осталось для просмотра, хотя изначально в экспозиции представлено по количеству больше работ Александра Шуринова.
  В целом, живопись двух мастеров Александра Шуринова и Андрея Иноземцева отражает традиции русской школы пленэра, а также тенденции современной украинской школы живописи. В рамках проведения выставки "Под одним небом" состоялся мастер-класс.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"