Черника : другие произведения.

Финалисты Коа: есть вопросы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прошение, Химия и Жизнь, Зверь каменный, Я-сновидение, Самозванец, По ту сторону себя, Экзюпери, Твари творца, Симфония мира, Шорох палой листвы

  Любопытный эксперимент: соревнование авторов, уже отмеченных на других конкурсах. Посмотрю, что получилось. Пока - то, что успела прочитать, остальное позже.
  
   Евгения Горац "Прошение"
   Начинаю именно с этого рассказа, потому что хочется начать с позитивной ноты, а рассказ понравился мне очень.
   Героиня рассказа - пожилая женщина, имеющая свою семью, своих детей, но которая приходит к маме и все ее рассуждения - о ней. В эти моменты она, главная героиня, становится молодой. Это очень интересный образ. Раскрыта женская душа с самых разных сторон. И не только ее, но и матери. Это удивительно для такого короткого рассказа - целая жизнь открывается, целый мир. Это не каждому удается, Евгения, вы - молодец.
   Очень тонко подхвачена психология человечества. Сначала оно берет что-то и предает анафеме, а потом возносит это до небес, или сначала взнесет до небес, а потом предаст анафеме... Вот и умерших, заключенных в чипсоулах, предали анафеме, не спрашивая, хотят ли они заключения, не интересуясь, каково им без общения с живыми.
   Сами люди-чипосоулы. Умерли они или бессмертны? Заключены в чипсоулах или свободны? Человек - что он сам представляет из себя, тело или сознание?
   Масса острейших вопросов задана и не на один не дан ответ :) Браво! Обожаю такие вещи!
   Рассказ заставляет взглянуть на нас самих со стороны, увидеть по-новому.
   Заключительные строки рассказа:
   "Ты была права, мама. Да вот он, сборник мой, я принесла показать... тут и о тебе есть рассказ, о том как ты радовалась, что сможешь все знать и после смерти. В сумке - еще несколько книг, твоих... Вот они... твои книги, на польском, а вот в переводе на английский, японский, а эта- на румынском... А вот эта, что ты после смерти написала, используя архивы города, где родилась. На обложках твое имя - Дана Медовски. Твои книги, мама, на разных языках. И если останется время я зачитаю тебе рецензии.... где у них тут салфетки...
   - Секретарь, дайте другой бланк, пожалуйста."
   - пробирают до слез. Очень достойный конец.
   Рассказ поставил передо мной вопрос: кто ты, человек? И потому, если бы я участвовала в конкурсе, я бы вам поставила 10.
  
  
   А. Грог "Химия и Жизнь"
   Странный желеобразный и со старорусскими штрихами мир нарисован здесь. Читать было интересно, постепенно понимаешь, что, оказывается, это собирают грешников на последний суд. Ждут их страшные казни, видимо, вечные. Главный герой - скромный покладистый человечек. Он на все согласен, он готов сотрудничать. Всё это - интересно.
   Но.
   Автор, чем все закончилось? Я не поняла. Москва, Россия - они к чему здесь? Этого я тоже не поняла. А жаль. Я не увидела Вашей позиции здесь и не увидела никакой цели, ради которой все это было написано. К большому и прямо скажу, огромному сожалению. Антураж был великолепным, герои - живыми.
   Больше сказать по этому рассказу мне нечего, увы, он мне не поставил передо мной ни одного вопроса.
  
  
   Алексей Ерошин "Зверь каменный"
   Интригующее название :) Ждала сказки с ожившими горами и лесными великанами :) И действительно - это сказка, только городская.
   Очень милый рассказ, добрый и романтичный. Только вот печальный очень.
   В рассказе говорится о людском равнодушии, невнимательности, потребительстве. Лишь малая толика из нас прислушивается к окружающему миру.
   Сначала я к рассказу отнеслась не очень. Всплыли аналогии с ЛеГуиновскими "Голосами". По сравнению с ними рассказ показался мне поверхностным, не глубоким. Но потом... Потом - нет. Рассказ самодостаточный, его не надо сравнивать ни с чем, он о своем говорит. О нас, о человеках. А вовсе не о зверях каменных.
   Вернее, о зверях да. О зверях каменных и холодных в наших душах.
   Даже и не знаю, чтобы я поставила рассказу в рамках конкурса... Десятка уже у Евгении... Я еще подумаю, но рассказ поставил вопрос: какой ты, человек? И потому он - в топе.
  
  
   Александр Матюхин "Я - сновидение"
   И опять наше сознание поймано в сети после смерти. Тоска, безысходность, бессмысленность такого существования читается в каждом слове главного героя. Какие-то хитроумные люди придумали добывать секреты через сны, в которые теперь можно забраться. Они ставят перед умершим все новые и новые цели, которые ему не нужны и тяготят его, но тут вдруг парадоксальным образом они помогают ему обрести свою цель - найти потерянную любимую, возвратить ей память, возвратить жизнь.
   Хорошее наблюдение: что бы ни было изобретено человечеством, обязательно найдутся те, кто ко всему имеет допуск и на всё имеет право. Они найдут любому изобретению отвратительное, гадкое, губительное применение. Отравители носков (это не я придумала это дивное определение, это Элеонор Арнасон).
   Вот это то, что понравилось.
   Из того, что несколько царапнуло: отношения влюбленных показались несколько нарочитыми, неестественными. И вот конец... Он логичен в той части, где Виталик возвращает Насте память - и тут мне се понравилось. Но вот не поверила я, что его отключат только потому, что он капризничает и "плохо себя ведет". Столько потрачено средств и трудов, такой прорыв в науке, столько получено сведений из чьих снов, и так просто отключить?
   Не знаю, взяла ли бы я Вас в топ... Рассказ не поставил ни одного вопроса, но в сущности, это не важно, ведь в конкурсе ведь я не участвую :)
  
  
   Сергей Кусков "Самозванец"
   Очень.
   Очень-очень и весьма.
   Да .
   :)
   А если подробнее, то...
   Удивительное сочетание испанских страстей и пастельных тонов повествования. Человека расстреливают девять лет. Что может быть ужасней? Воистину, адские муки, отличающиеся тем лишь, что у них есть срок.
   Велико мастерство доктора Гомеса: воскрешать из мертвых вновь и вновь. Велика его душа: лечить для новых мук, сострадать, пытаться оттянуть новые расстрелы, брать на себя смертельную опасность покрывать самочувствие самозванца. На таких людях все держится. Любой, даже самый сильный лидер без них - ничто.
   Велико мастерство капитана Гарсии - расстреливать и не убивать. Велика его душа: суметь пересмотреть свои убеждения, рассмотреть в "самозванце" настоящий аристократизм, настоящую королевскую кровь, и... покориться, снять шляпу, стать готовым пройти любые испытания, перешагнуть через любые опасности, заслонить собой, принять на себя те пули, что посылал сам совсем недавно.
   Что же сам самозванец?
   Да, я соглашаюсь с Гарсией: он - король. Но хочет ли он сам своего королевства? Девять лет расстрела показали ему всю некрасивость изнанки жизни. Показали настоящую цену дворцовой позолоты. Она ему не нужна, на башне кортесов бьют часы...
   Рассказ заставляет думать, ставит вопрос: что делать дальше, после переоценки ценностей? И потому ему быть в топе :) И даже, пожалуй, это еще одна десятка... М-да, есть над чем задуматься... :)
  
  
   Андрей Вдовин 'По ту сторону себя'
   Идею я понимаю так: две сущности в одном теле, но попрек друг друга идут почему-то, не согласны друг с другом. Умирает одна сущность, и тут же возникает другая. Это все интересно. Понравилось живое повествование всей первой части, всё очень загадочное, мистическое, таинственное. Речь героев не раздражает, верю в них. Мать казненного - самый яркий персонаж, пожалуй. Она мне очень напомнила своим эмоциональным обликом женщину из фильма 'Они сражались за Родину', ту, у которой герой Шукшина просил ведро, чтобы раков сварить.
   Но вот вторая часть... Пожимаю плечами просто. Она ничем не закончила рассказ. Замах, что называется, на рубль, а удар оставил в недоумении. Что Вы хотели сказать? Что показать? Какие вопросы были заданы? В общем, так получается, что никаких. Соответственно, в мой топ он никак не попадает. Единственное послевкусие от рассказа, повторюсь - недоумение. Увы.
  
  
   Ринат Мусин 'Экзюпери'
   А вот рассказ, который знаю уже давно и вспоминаю часто.
   Сильнейший рассказ. Идеальный, я бы даже сказала. Держит в напряжении с первых слов и до последней точки.
   Очень жалко Экзюпери. Да, он машина, да он взял в конце концов свое, но его ужасно жаль. Потому что его - бросили. Он очень живой. Вспоминает своих хозяев, четко знает, что жизни ему осталось немного, но обежать участок, знать все, что происходит вокруг, предугадывать любые события за мгновения до того, как они произойдут - задачи, которые он ставит перед собой сам. Да, он запрограммирован, и все же - сам. Вся его жизнь после отъезда хозяев - просто испытание для таких чувствительных читателей, как я. Недоумение, возмущение, негодование испытываешь, сопереживая испытания, выпавшие на долю собаки.
   Феерическое, наверно, зрелище - маленькая дворняжка, сокрушающая тигра... Люди своим равнодушием сделали из идеального защитника неуправляемого убийцу. Что же будет дальше? Ведь питанием Шерхана больше пользоваться будет невозможно, его отключат, значит, следующая... Ресси? Или может быть, Гром? Они оба, друг за другом. А так же все, кто попадется по дороге и окажется помехой.
   Что будет с хозяевами - этот вопрос ясен, никаких сомнений тут нет. Люди наказаны своей собственной жадностью, своим собственным равнодушием.
   Страшный в своей правдивости и прекрасный в исполнении рассказ. Он ставит много вопросов, и главный из них: человек, кто в ответе за твое равнодушие? И потому рассказу - 10.
   Да, еще одна десятка, но что я могу поделать? :)
  
   Я вижу, что к этому рассказу очень много нареканий по имени собаки. Не понятно мне, почему то, чего не ожидаешь, обзятельно должно раздражать? Имя собаки - взрывное. Оно такое именно потому - что неожиданное. С этом именем на облик пса накладывается величие и трагедия. И кроме прямой ассоциации "мы в ответе за тех, кого", видна политика, ну или традиции, если хотите, производителей этих электронных сторожей: называть их громкими именами известных животных или даже людей: Шерхан, Ресси, Экзюпери... Только лишь Гром выбивается из этого ряда, вот его-то имя как раз заменить можно :) А вот Экзюпери - неееет :) Пусть остается. Рассказ от него только выигрывает.
  
  
  Эдуард Шауров "Твари творца"
   Даже не знаю, что именно отметить в этом рассказе, потому что занимает меня один-единственный вопрос: как же дальше будет жить Саул? Еще не дойдя до своего лагеря он поймет, что убил Агни, или может сразу понял, как только отвернулся от нее. Но теперь эта мысль не даст ему покоя. Она прожжёт всю его жизнь.
   Невозможно дать оценку, прав ли Саул. Никто ее не может дать. Можно лишь сидеть и выдумывать другие пути, по которым он бы смог пройти без насилия сам и спасти слабое беззащитное существо. Вернее, не ДРУГИЕ пути без насилия, а просто пути без насилия. Потому что тот путь, который он выбрал сейчас - это тоже путь насилия. Он убил девушку руками бешеного Ральфа. Не хотел, а убил.
   Да-да, я знаю, мне можно возразить, конец, мол, открытый, глядишь, девушка и спасется, или Саул опомнится и вернется... Но мне так не кажется. Мне кажется, конец рассказа вполне обрисован: Агни убита Саулом руками Ральфа. Так что такое это самое добро, будь оно с кулаками или без? Имеет оно право на существование или нет?
   Замечательно придумана молитва: "Люби Господа больше, чем тварей его". Ведь именно на них построена основная проблема героя. Прямо так и хочется выделить: люби господа БОЛЬШЕ, чем тварей его! Больше, больше, БОЛЬШЕ, чем тварей - так он себя уговаривает. То есть, пожертвуй, если надо тварью, ради ее создателя, он еще одну создаст, ведь он творец, что ему стоит... Ты, тварь, пожертвуй другой тварью, творец будет доволен - ты поступил правильно, спас свою душу...
   ...Кстати, другие имена я не расшифровала, но Агнесса-Агни - тут мне сразу стало ясно, что имя дано не просто так. Агни - огонь. Огонь знания, огонь участия, дружбы, любви. Что он потерял, отвернувшись от нее? Такой сильный человек - и вдруг теряет почву под ногами от всего лишь пары вопросов, пугается и убегает. А если бы не испугался? Нашел бы другую почву, согретый ее огнем? Думаю, тут сомнений нет.
   А Агнесса - это просто. Это просто ягненок для жертвоприношения. Все точки расставлены. Ральф принесет ее в жертву своему AQ, а Саул - своему понятию о добре.
  
  Ната Чернышева "Симфония мира"
  Знаете, Ната, очень понравились в рассказе две идеи, которые кажутся мне основными. Это: три разумных расы на одной планете, инопланетных по отношению друг к другу, и музыка главного героя. Идеи понравились, а реализация - нет. Затянуто очень, как-то бы сократить, что ли, это всё, сделать более динамичным? Но это неважно, может быть, Вы неторопливым повествованием добивались нужной ритмики для создания образа Тимофея?
  Самое важное, что мне кажется в рассказе - это созидающая сила главного героя. Ну почему, почему она никак не реализовалась? Ну прямо обидно, елки-палки.
  Позволю себе сравнить Ваш рассказ с предыдущим. Там поставлен вопрос философский, вопрос из разряда вечных, вопрос, ответа не имеющий. А у Вас проблема должна была разрешиться как-то однозначно, либо созидающее добро побеждает и прекращает бессмысленные войны, либо оно погибает в борьбе, но надежда бы нам осталась, что когда-нибудь кто-нибудь... Главный герой "Тварей творца" хоть и сильный, но все же обыкновенный человек и он не может решить проблемы непротивления злу насилием, он запутывается в задачах, поставленных перед самим собой, но ваш главный герой - это совсем другое дело. Из намеков ясно, что он обладает свойствами фантастическими, а значит, может одной своей волей примирить три расы. Но нет, всё пропало втуне, утонуло в песке, звездочка на ладони Тимофея сама по себе и он сам по себе с бессмысленной симфонией. Для завершения картины даже нет в их маленькой компании представителя третьей расы...
  Получается, что нет никакой созидающей и всепобеждающей силы. Загадочный мальчик лишь придумал себе ее.
  Как видите, вопросы, которые у меня возникли, совсем не такие, какие возникли от прочтения "Прошения", "Экзюпери", "Самозванца", "Зверя каменного" наконец. Возникли лишь вопросы некоторого недоумения...
  Хоть этот рассказ я в топ и не беру, но Вам хочу пожелать не бросать рассказ, сделать его более динамичным, а проблемы - не только значимыми, но и решаемыми. Либо перевести их в разряд вечных. А так пока победила, извините, конечно, бессмысленность. Непонятно, что и для чего произошло.
  
  Игорь Вереснев "Шорох палой листвы"
  Этот конкурс порадовал меня неожиданным обилием образов зрелых пожилых женщин. В этом рассказе главная героиня - тоже пожилая женщина. Она мне понравилась, славная :)
  Совершенно классический фантастический рассказ. Настолько классический, что он даже кажется мне знакомым, мне было в нем уютно.
   Все вопросы рассказ задал сам, но вот меня они не взволновали. Всё очень ровно. Тепло, ровно, уютно, как это обычно бывает осень в сентябре. Хороший рассказ, но возьму ли я его в топ - этого я пока еще не знаю.
  
  
   Продолжение будет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"