|
|
||
Гарри Поттер и мое о нем впечатление
Ну вот и закрыта последняя книга. "Гарри Поттер и Дары Смерти"
Сказать, что я под громадным впечатлением от всей истории, значит не сказать ничего!
Даже и не знаю, с чего начать... Первые три книги вроде бы совсем детские. Да еще в бездарном росмэновском переводе госпожи Литвиновой (четвертую книгу уже не она одна переводила, а остальные - уже и вовсе не она). Но и в этих книгах абсолютно не случайные перевертыши просто поражают: так, в "Философском камне" очень долго веришь в то, что главный злыдень, желающий смерти Мальчику-со-Шрамом - это Северус Снэйп, тогда как на самом деле все наоборот... То же самое и в Тайной комнате. И с Сириусом Блэком опять-таки та же песня. Это вообще главный конек всех книг:
Не верь очевидному. Не обвиняй сгоряча. Друг - это не тот, кто все время тебе улыбается и ведет себя так, как ты и ждешь от него - достойно, благородно, а главное, лояльно и с восторгом к тебе. Не все из тех, кого мы любим, на самом деле достойны нашей любви. И не все из тех, кого мы ненавидим, действительно достойны нашей ненависти...
Не все так просто в этой жизни. Добро, Зло, Темная магия, Светлая магия - это все абстракция. Главное - это ты. Ты сам.
И, прежде чем осуждать кого-либо в преступлении, надо не с чужих слов выносить свое суждение, а самому разбираться, что там и как было на деле.
Показательна история Темного лорда, предстающая нам в шестой книге. Тоже, как и Гарри, очень одинокий мальчик, сирота, вырос в детском приюте, в нужде и лишениях. Но кем стал Том Реддл и кем - Гарри! Две огромнейшие разницы. И вся серия книг о Гарри Поттере есть впечатляющая иллюстрация к вышесказанному: неважно, какие силы ты призываешь, важно только то, кто ты есть.
Правда, есть здесь еще одна очень четко прослеживаемая линия. Линия наследственности. Генетика в чистом виде, если хотите. Генетика души. Тот самый духовный геном, который ничем не подменишь и никуда с глаз не приберешь.
Вспомним: Поттеры любили друг друга и своего сына родили в любви и согласии. А вот мать Тома Реддла женила на себе любимого при помощи приворотного зелья... И, когда этот человек вырвался наконец из-под власти чар, не нашла в себе мужества жить дальше даже ради сына. Родила и умерла, считай - бросила, одного, во враждебном мире.
Вот и говорите потом, что дети за грехи родителей не расплачиваются...
Может быть, останься мать Тома Реддла в живых, никакого Волдеморта и не случилось бы, кто знает. Ведь все его беды в конечном счете - от неумения любить. А кто бы стал учить его любить в приюте? Детские дома, даже заграничные, - это школы по выживанию, а не по умножению любви в душе...
Кстати говоря, Джеймс Поттер, отец Гарри, тоже предстает нам не пай-мальчиком. Он в юности издевался на Северусом Снэйпом, таким же юнцом, как и он сам. Издевался жестоко и неоправданно - ну-ка, вспомните, наверняка ведь у каждого из нас были такие "друзья" в школе и в институте и вообще по жизни.
И за это тоже впоследствии пришла расплата - Джеймс Поттер и сам погиб и жену не уберег, а сын его оказался Избранным....
Прочитав шестую книгу, я испытала разочарование. Ну Снэйп гадина, думала я, все-таки он сволочь! Дамблдора убил. И вообще, шестая книга очень трагично, очень пессимистично заканчивается. Директор Хогвартса убит, крестраж оказался поддельным, где-то их, крестражей этих, еще штук пять разных болтается... Ну и сам Темный лорд, понятно, без дела не сидит, наращивает силы, влияние, убивает налево и направо. Безнадега полная, короче.
Но седьмая книга...
Седьмая, друзья, это что-то. Впечатление производит мощное.
Там столько истинно христианского отношения к миру...
Парадокс, но колдовской мир, наполненный всякими зельями, чарами и чертями - то есть, с точки зрения религии, недопустимой бесовщиной - оказался ближе к духу Писания, чем иные проповеди тех, кто зовет себя истинно верующими. (Прежде всего, я имею в виду, конечно же, всякие тоталитарные секты, вроде той, чьи последователи сидели в пензенских пещерах. Они ведь тоже строят свои убеждения именно на Библии...)
Дары Смерти. Красивая сказка, обернувшаяся реальностью.
Поступок Рона, предавшего друзей - гениальный ход! Так и видишь живого человека, не привыкшего к голоду, холоду и лишениям, и вдруг вынужденного вести бродячую жизнь в погоне непонятно за чем... Вот если бы Рон этого не делал, я бы в него не поверила.
Да, он потом вернулся и даже совершил - без лишних слов! - самый настоящий подвиг. Но я думаю, этот момент - момент душевной слабости,- очень важен. Очень важно и прощение, которое затем последовало: друзья простили Рона. Гарри почти сразу, Гермиона - чуть позже.
Ну и дальше. Очередной фирменный перевертыш - кто такой на самом деле Северус Снэйп и почему Даблдор так доверял ему. Откровенно говоря, эта история просто потрясает, хотя я и ждала чего-то подобного после финала шестой книги( ну не могла примириться с тем, что Снэйп гад ползучий, да и научена уже была на предыдущих книжках,- что не все так просто, как оно кажется!), все равно. Впечатлило.
Ну и под конец - седьмой, случайный, крестраж Волдеморта.
Да, толстые намеки на это пронизывают всю серию, с самой первой книги. Шрам, змеиный язык, явная телепатическая связь между Волдемортом и Гарри...
А уж про Дамблдора и говорить нечего - он и впрямь поступил просто чудовищно по отношению к Гарри. Но выбора у него не было, и с этим тоже надо считаться. Ради общего блага.
Жизнь одного мальчика и - жизни множества людей, страдающих от нового порядка, установленного Темным лордом и его прихвостнями.
Не дай Бог кому делать такой страшный выбор! Растить ребенка, учить его в своей школе, намеренно воспитывать альтруистом и храбрецом, все ради того, чтобы однажды послать на заведомую неотвратимую смерть... Ради общего блага. Ради того, чтобы уничтожить Темного лорда, потому что именно Гарри, к своему несчастью, в ту роковую ночь, когда погибли его родители, стал седьмым крестражем Темного лорда. Если Гарри останется в живых, Волдеморт никогда не умрет и сумеет возродиться снова... Итак, Гарри должен погибнуть. И убить его должен сам Волдеморт. Только так и никак иначе Темному лорду придет конец. И Дамблдор все это знал с самого начала!
"...и вы говорите мне, что растили его как свинью для убоя!"- метко выразился по этому поводу Северус Снэйп. Причем к его словам уже ничего не добавишь: они характеризуют поведение Дамблдора полностью!
Повторяю - не дай Бог кому оказаться на месте старого волшебника! Он ведь и сам все понимал лучше не надо. И сказать, что совесть его по этому поводу совсем не ела, было бы величайшей несправедливостью.
Все равно. Страшная начинка остается по-прежнему страшной, как ни оправдывай ее всеобщим благом...
Логично было бы ждать dead-енда - Темный лорд убит, но страшной ценой - Гарри и все его друзья погибли... Но нет, конец очень даже счастливый. 19 лет спустя Гарри, Рон и Гермиона провожают своих детей на учебу в Хогвартс. Драко Малфой со своим сыном тоже там...
Да, история закончена. Эта история - закончена. Но нет никакой гарантии, что в школе не заведется новый волдеморт, такие вот пироги. В финале это четко видно.
Амбициозный, уязвленный, жаждущий справедливости для себя, любимого, найдется всегда. Вспомним фашизм. Казалось бы, пережив такую трагедию, русский народ (а я имею в виду всех, живущих на территории бывшего СССР вне зависимости от строчки в паспорте насчет национальности!) должен хорошо понимать, к чему ведут идеи нацизма! Ан нет, среди русских неонацистов достаточно... Этот вот раскол между "чистой" и "грязной" кровью, боюсь, будет актуален всегда, во все времена. Ничем из нашего общества волдемортов не вытравишь, печально, но факт.
Кстати вот вам еще одна толстенная аллегория: Темный лорд, борющийся за чистоту волшебной крови, - сам с изъяном, он полукровка, сын волшебницы и простого человека. Равно как и Адольф Шиккльгрубер, травивший евреев, сам имел в своих жилах еврейскую кровь...
То есть, прежде чем объявлять войну за чистоту чего-либо, оглянись прежде всего на себя, сам-то ты не с душком ли случаем?..
В общем, книги с очень глубокой моралью, несмотря на весь магический антураж. На злобу дня книги, ничего не скажешь. Книги о любви, дружбе, раскаянии и о выборе, который делает душа человека в момент запредельных испытаний.
Когда мой сын подрастет достаточно, чтобы понимать смысл, обязательно познакомлю его с миром Гарри Поттера. И фильмы покажу.
Да, кстати, фильмы. фильмы тоже замечательные, без перекосов в сюжете, как это случилось, например, с Волкодавом. В Волкодаве - больная тема, простите!- все характеры героев вывернули наизнанку, например, из благородного кунса Винитара, сына Людоеда, сделали говнюка и подонка, а Волкодав сам набился охранять кнесинку в поездке к жениху, тогда как в книге ничего такого и рядом не лежало. Плюс нашпиговали фильм кучей штампов, вроде Дарт Жадобы и прочего.
Да и Ночной дозор - все то же самое, сюжет навыворот плюс штампы и, что еще хуже, откровенный плагиат: машину светлых сил почти полностью слизали с поттеровского автобуса "Ночной рыцарь" из третьего фильма...
Фильмы о Гарри Поттере избежали сей постыдной участи. Может быть, потому, что сама автор принимала активное участие в создание сценария. Это же видно. Не поленилась Джоан Роулинг наставить режиссеров на путь истинный. Еще и поэтому безмерно уважаю эту женщину. Молодец.
Особенно выделяю третий фильм - про узника Азкабана. Получился классный детский ужастик! Нет, я серьезно! И при всем при том дух книги выдержан замечательно! Низкий поклон режиссеру. А вот Кубок Огня - работа посложнее. Это более серьезный фильм, более взрослый, что ли. Но все равно отличный!
Пятый фильм, про Орден Феникса, показался мне слабее предыдущих. Туповатый пересказ книги, и это видно. Переврано кое что. Например, ОД выдала подруга Чанг, Мариэта, за что и поплатилась прыщами на личике. В фильме предательницей стала сама Чанг. Не принимаю такого перевертыша! Зачем его такое было делать? Запахло бразильским мылом. Ну и там еще кой-где - про воспоминания Снэйпа, например... Хотя образ Амбридж удался, ничего не скажешь. Очень, очень жаль, что не нашлось места для Риты Скитер и интервью Гарри по поводу возвращения Волдеморта. А так же ни слова по поводу переживаний Гарри после того, как он увидел своего отца в воспоминаниях Снэйпа. Ну и близнецы Уизли - честно, в книжке их уход из школы показан более впечатляющим... Да и Кикимер с портретом матушки Сириуса вообще очень ненатурально показаны.
В общем и целом, пятый фильм считаю серьезно недотянувшим до класса первых четырех.
Но вот кто мне, безусловно, понравился, так это Дамблдор Вообще говоря, этот образ и в книгах замечателен, а уж в фильмах воссоздан мастерски. Грешно говорить, но я, из принципа не страдавшая никаким поклонением всяким телекумирам, вот тут полностью сдала все свои позиции. Без боя!
Как в пятом фильме школьный директор от Амбридж-то смылся - красота. И с Темным лордом как сражался - тоже. В четвертом фильме он тоже хорошо показан, да и вообще. Веришь этому образу, очень сильно веришь.
Зато вот наши современные фантастические фильмы подобным не блещут, увы.
Так называемый "наш ответ Голливуду" (именно под таким слоганом навязчиво, до кариеса в зубах, рекламировался в свое время "Ночной дозор") оказался полным пшиком.
Вот уж чего у Запада не отнимешь: умеют они снимать качественные красивые фантастические фильмы и на примере сериала о Гарри Поттере мы это видим.
Печально, но факт: нам до фантастических фильмов подобного качества еще очень далеко.
А теперь о неприятном.
Несколько особенно коробящих моментов.
Виктор Крам - ловец сборной Болгарии. Болгария, как известно, теплая страна, а Крам учится в Дурмстранге, и, судя по описанию, - у учеников этой школы в форму входит меховая одежда. А вот как Крам Гермионе про свою школу рассказывает:
Территория наша больше и красивее (чем в Хогвартсе) правда, зимой день короткий совсем, а ночь длинная, мало времени любоваться... (страница 378-379, Гарри Поттер и Кубок Огня, изд-во Росмэн, 2002 г.)
Возникает впечатление, что эта школа находится где-то на севере, в районе острова Шпицберген или на берегах Карского моря. Ну или хотя бы на широте Уренгоя. Недалеко от полярного круга, короче. Раз день зимой очень короткий, а ночь длиннее некуда.
Далековато от Болгарии, что ни говори. Каким же это макаром болгарского юношу занесло в северную школу? Поближе волшебных замков не нашлось или как?
Второй момент: деньги.
Мы настолько свыклись с их ролью в нашей жизни, что ничего другого попросту не можем себе представить.
Зачем человеку деньги, давайте разберемся?
Чтобы элементарно:
Обеспечить себя и свою семью едой, одним словом, не голодать и не побираться.
Обеспечить себе крышу над головой
Обеспечить себе развлечения и досуг...
Но если у тебя волшебная палочка и ты волшебник, ну блин же оладья, да наколдуй ты себе мешок золота и живи в свое удовольствие! То же самое с едой и домом. Взмах волшебной палочки и у тебя дворец. Еще взмах - полный стол деликатесов...
Поэтому, конечно, товарно-денежные отношения, бедные волшебники и богатые волшебники, а так же галеоны, сикли, кнаты и волшебный банк Гринготтс - все это вызывает серьезное недоумение. Ладно еще, банк. В нем ценные артефакты хранить можно, из страха, чтобы кто-нибудь не спер, вероятно. Хотя опять-таки, если ты волшебник... Но деньги?
Плюс очки. Ну какой еще идиот захочет маяться плохим зрением, если у него появится вдруг отличная возможность от очков избавиться? Я сама с детства ношу очки с приличным минусом и рассталась бы с ними не задумываясь, подвернись только возможность. А тут - ты подумай!
Ладно, мистер Уизли - семья бедная, как никак, денег на хорошего целителя нету. Хотя насчет денег уже сказано выше. Но даже если и так, пускай, допустим, деньги в волшебном мире на главном месте, как и у нас. Так ведь у Гарри же куча золота в банке! Целители-волшебники - это ж вам не эксимер-лазерная коррекция, где все-таки есть 2 процента риска, что операция пройдет неудачно и ты ослепнешь. Ну а уж Дамблдор - это вообще что-то непонятное. Ты ж великий волшебник, етишкин свет, исцели себя, неужели это так трудно?! Или, если самому себя исцелять в лом, денег у директора школы на хорошего целителя не наберется? Не верю!
А впрочем... Это историю - если рассматривать всю сагу из семи книг и пяти фильмов как единое целое - не особенно-то и портит...
PS: Кто-нибудь знает, шестой фильм про Гарри Поттера уже сняли? :-)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"