Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Легендарный, потерянный, Русско-Балтийский...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отечественный автомобиль, который мы потеряли


Константин Чиганов

Легендарный, потерянный, Русско-Балтийский...

   "Россия - великая автомобильная держава!" Нелепо звучит, верно? А ведь это могло стать правдой, могло, но не стало. Были, были у Российской Империи талантливые автоконструкторы - Фрезе, Луцкой, Пузырев. И было имя, которое с уважением и любопытством повторяли в Европе, к которому на родине почтительно добавляли "поставщик двора Его Императорского Величества". Это "Руссо-Балт", золотистый двуглавый орел над бронзовой решеткой радиатора. Множество моделей, от скромных открытых ландоле до шикарных "берлинских лимузинов". Грузовики, бронеавтомобили, вездеходы "системы Кегресса". Дамы в пышных платьях, щеголеватые "шофэры" в хромовых тужурках и кепи, с очками-"консервами", испуганные лошади и бешеные скорости под двадцать верст в час...
   Отцом новой марки стал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Как ясно из названия, изначально он занимался железнодорожной техникой. Производство размещалось в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, позднее открылись филиалы в Москве и Таганроге. Летом 1909 в Риге собрали первый автомобиль, на основе конструкции бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Конструировал ее бельгиец же Жюльен Поттера (Julien Potterat), в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Новинка в целом оказалась удачной, и вслед за нею начался выпуск других моделей. Легковые модели "С-24", их выпускалось больше всего, более половины всех машин, "К-12" и "Е-15", у которых цилиндры отливались единым блоком, грузовики "Д-24", "М-24" и "Т-40". Позднее, с началом Мировой войны на шасси грузовиков построят чисто русские пулеметные бронеавтомобили с наклонной бронезащитой - новинкой того времени. Машины получились чрезвычайно прочные, с учетом российских условий, простые в обслуживании и ремонте, при этом конструкция была довольно передовой - литые алюминиевые поршни, картеры моторов и коробок передач, шариковые подшипники в трансмиссии. Одним из новшеств стала разработка всех схем и типоразмеров деталей в метрической системе. Практически все детали завод изготовлял самостоятельно, к 1910 году из-за границы поставлялись только шины, масляный манометр и шарикоподшипники. Если учесть, что, например, на английских автомобилях "Остин" того времени применялось примитивное сцепление "кожаным конусом", это впечатляет.
   Разные серии одной модели могли заметно отличаться по мощности двигателей и оформлению. Кузовами занимались экипажные отделы завода в Риге и Петербурге, кузова собственной разработки: "торпедо" с мягкой крышей на стойках, открытый "фаэтон", полуоткрытый "ландоле" или ландолет, как говорили в то время, закрытый "лимузин" с открытым местом шофера и "лимузин-берлин", полностью закрытый. Самыми популярными были открытые "торпедо", "фаэтон" и "дубль-фаэтон". Надо сказать, именно закрытые кузова представляли в те времена проблему для кузовостроителей. Как правило, деревянные, они требовали отличной подгонки стекол и дверей, а с годами рассыхались и гнили. Но кузова и агрегаты "Руссо-Балтов" пользовались отличной репутацией. Внешне русские автомобили отличала плавность линий, обилие латунных и бронзовых украшений, округлые крылья покрывались черным лаком. На радиаторной пробке красовался двуглавый орел, и с полным на то правом, ведь в 1913 году модели "К-12" и "С-24" (по другим данным, один ландолет С-24) заказал Императорский гараж. Тогда же 4-скоростная короба пришла на смену 3-скоростной. Цвета кузовов в основном были "элегантно-немаркими", черный, коричневый, темно-синий, темно-бордовый... обивка салона натуральной кожей на открытых моделях в то время не считалась роскошью, скорее даже "сугубо практичным вариантом", ведь до синтетических материалов салонов оставались десятилетия. Дизайн "Руссо-Балтов" ничем не уступал лучшим европейским образцам, даже более динамичный и элегантный, чем у "Минервы" или "Фиата", ведь до 20-х гг. прошлого века многие машины напоминали конную коляску с "козлами" шофера и кожаными рессорами, и с прикрученным позади слабосильным двухтактным моторчиком. На международной автовыставке 1910 (!) года в Петербурге "Руссо-Балт" представил пять своих моделей, на следующей выставке в 1913 году - шесть.
   Любопытно поглядеть сейчас на "Руссо-Балт". Один экземпляр невероятными усилиями энтузиастов восстановлен практически "с нуля" и сейчас находится на цокольном этаже Политехнического музея в Москве. Колеса с деревянными спицами, светло-серые шины - в каучук в то время не добавляли сажу для стойкости. Рама из двух лонжеронов, топливный бак под днищем кузова, в ее задней части. Обязательная несъемная заводная ручка, на радиаторе летящая надпись наискосок: "Русско-Балтiйскiй". Ацетиленовые фары не только впереди, но и, маленькие, по бокам кузова, газ для них добывал газогенератор. Большой прожектор посередине, перед откидным ветровым стеклом - только на кузове "торпедо" С 24/40. Руль расположен справа, хотя движение в России уже тогда было левосторонним - привет возмущающимся праворульными машинами на наших дорогах. На руле - манетки переключения передач, а рычаги снаружи борта - тормозные, на целиком закрытых кузовах "берлин" их убрали внутрь. Здесь же витой рожок звукового сигнала с грушей. Поэтому правой передней дверцы нет, на подножке в этом месте обычно крепили пару запасных шин, российские дороги тогда были, как ни странно, еще хуже нынешних. В салоне - простеганная "ромбиками" кожа уютных сидений и обязательно - пара откидных "стульчиков" между рядами, превращавших машину в шестиместную.
   Надежность и качество "Руссо-Балты" подтвердили участием в трудных и длительных состязаниях. Тут нельзя не упомянуть почти забытое имя достойнейшего человека. Андрей Платонович Нагель, известный российский автопутешественник и в какой-то мере наш коллега - редактор-издатель журнала "Автомобиль", печатного органа Императорского Российского Автомобильного Общества. "Руссо-Балт" был его любимцем, верным и постоянным другом. В помянутом 1910-м экипаж А. П. Нагеля на "Руссо-Балте" совершил автопробег по Европе. Выехав из Петербурга, машина прошла Берлин, Сен-Готтард, Рим, Неаполь, Венецию, накрутив на колеса около 12 000 км. Неугомонный автомобилист через год отправляется в пробег на "Руссо-Балте" N14 из столицы в Севастополь. К слову, на машине теперь стояли отечественные шины - рижской марки "Проводник". Вместе с ним отправились авиатор Ф. Бобошко, его товарищи В. Иванов и В. Вельяшев. Обязанности распределили так: Нагель - водитель, Бобошко - бортмеханик, Вельяшев, как сказали бы сейчас, штурман, а Иванов - накачивал шины и... гудел в клаксон. Перед Севастополем дороги тогда практически кончались, иногда машину толкали сквозь грязь, но она не подвела, ни одной серьезной поломки.
   Еще через год Нагель совершает уже очевидную дерзость. От имени ИРАО приходит заявка на знаменитые автогонки в Монте-Карло. Скорость участников на всякий случай ограничена - они смогут развивать целых 25 км/ч! Вместе с экипажами из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии к гонке готовится загадочный русский автомобиль с неизвестным экипажем. Нагель готовит модернизированный "Руссо-Балт" С-24/55, с форсированным аж до 55 л.с. отечественным мотором. На машине новейшие шины "Колумб" того же рижского "Проводника", с цепями противоскольжения и специальными передними лыжами, помимо больших ацетиленовых фонарей-прожекторов "Франкония" с трехсекционным ацетиленовым генератором (на левой подножке), установили также электрическое освещение от динамомашины и аккумуляторов. Свечи двигателя герметически закрыты колпачками, изобретенными А. Нагелем. Учитывая зимний период, систему охлаждения вместо воды заправили чистым спиртом. Радиатор украшала надпись на французском "Russo-Baltique", на кузове эмблема ИРАО, а спереди и сзади на белых табличках красные надписи "Rallye-Automobile-Monaco". Впереди повесили российский триколор и бело-красный флаг Монако.
   16 января "Руссо-Балт" типа "Монте-Карло" со стартовым N6 первым прибыл на первую контрольную точку в Кенигсберге. Путь оказался тяжелым, открытую машину продувало насквозь, не помогали и теплые кожаные плащи. Дистанция пробега составила 3257 км., машина одолела ее за 195 часов 23 минуты со средней скоростью 16,7 км/ч. Израсходовали около 26 пудов (около 600 л.) бензина, а шины, те самые "колумбы" не пришлось даже подкачивать. Только через шесть часов вторыми прибыли французы, а всего финишировало 59 экипажей из восьми стран. "Руссо-Балт" взял 1-й приз маршрутов и 1-й приз выносливости. Россия тоже не забыла своих героев. Андрей Платонович Нагель получил орден Святой Анны III степени.
   Что было потом? Потом была война, где трудились бронированные и санитарные "Руссо-Балты". А еще позже - смутное время и новая власть, которая покончила с "Руссо-Балтом". Последнюю из почти семисот машин собрали в 1918 году. После этого российское автомобилестроение перешло на плохое, как правило, копирование зарубежных образцов. "Руссо-Балт" ушел в небытие. Как ни странно, но кроме любителей автостарины, память о нем сохранили... дети. Усилиями историков вроде Евгения Бабурина из политехнического музея, восстанавливавших чертежи погибших машин, в СССР в 70-е наладили выпуск крошечных "Руссо-Балтов" в масштабе 1:43, отличного качества.
   Нынешние попытки "возродить" марку "Руссо-Балт" на шасси импортного спорткара с салоном "а ля рубленая деревянная изба" напоминают пляски на славной могиле. А что же ралли "Монте-Карло", проходящее по сей день? Только в январе 1964 года отечественные спортсмены на двух "Москвичах-407" и трех "Волгах-21" приняли вызов и... провалили гонку из-за опозданий, не получив зачетных мест. На следующий год повторили попытку - но ни одна машина не дошла до финиша из-за поломок. Так и остался А. П. Нагель первым и последним победителем "Монте-Карло" из России. Он и его верный "Руссо-Балт".
  
  
   Технические характеристики модели С 24/40 серии XIII 1913 года.
  
   Двигатель: рядный двухблочный 4-цилиндровый нижнеклапанный.
   Рабочий объем: 4501 см3
   Мощность: 40 л.с. при 1500 об/мин
   Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП
   Привод: задний
   Подвеска: рессорная
   Тормоза: механические барабанные на задних колесах
   Кузов: открытый или закрытый 6 мест
   Максимальная скорость: 70 км/ч
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"