Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Лотус - истинный британец с малайзийским акцентом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О славной английской марке. Привет из фильма "Красотка".


Константин Чиганов

LOTUS - истинный британец. С малайзийским акцентом

1. Конюшня Чапмена

   Почему такой странный заголовок? А об этом - в конце статьи. Потому что начнем мы с начала. С того времени, когда Британия правила не только в морях, но и на гоночных треках. С того времени, когда "английский гоночный зеленый" на дорогах мира уважали не меньше пламенно-алого итальянского или серебристого германского. О нашествии узкоглазых азиатских машин тогда никто и в страшном сне не помышлял... Немного позже в "Формуле-1" черные с золотом болиды "рвали" красные "как бульдог грелку". И все это ушло в историю, как независимость "независимых английских автофирм".
   Все началось с конюшни. Именно со старой конюшни в Хорнси. В 1952 году молодой инженер Энтони Колин Брюс Чапмен, уже известный своим Austin Seven, открыл там свою собственную фирму спортивных автомобилей: Lotus Engineering Ltd. С фотографии на нас смотрит истый англичанин: сухопарый, с зорким прищуром, высоким лбом и маленькими усиками. Машины, естественно, тоже делались "по-английски", то есть вручную, без пошлого американского конвейера. Впрочем, маленькие английские фирмы и теперь работают так. Кто-то готов выложить бешеные деньги за "хенд мейд". А кто-то кривится от криво завернутых винтов и "кривого" руля (каламбур, или игра слов, кстати, изобретен в Англии), говоря, что зелен, мол, виноград. Легендарный "конюшенный" период закончился, когда с начала 60-х завод переехал, но зато рядом теперь оказался брошенный военный аэродром, и исторические взлетные полосы стали историческими испытательными треками. Еще "в стойлах" в 1953 Чапмен конструирует легкий Lotus 6, чуть позже двухместный Lotus 7, это начало ряд двухместных машин, продолжающийся по сей день. Чапмен не жаловал разнообразие имен, почти все его "прижизненные" машины имели только порядковые номера. "Семерка" могла нести двигатель "Форд" или "Ковентри", по выбору. Уже тогда фирма думала о разнообразии модельной гаммы. Ведь "Лотусами" заинтересовались и в США, и вариант с "родным" штатовским мотором был дополнительным козырем машины.
   Первым специальным гоночным болидом стал Lotus 8 1954 г., а на более легкой и короткой "девятке" участие в знаменитых гонках "24 часа Ле-Ман" принял сам Чапмен. И... вылетел с трассы. Без тяжелых, к счастью, последствий. После этого, видимо, конструктора "замкнуло" на спорте и он принялся именно за гоночные авто. Визитной карточкой фирмы стали маленькие, легкие автомобили со сравнительно малолитражными моторами, что не мешало им развивать высокие скорости: мизерный, по нынешним меркам вес, не отягощенный системами безопасности, и отменно "вылизанная" аэродинамика. Позже из "формулы" придет еще одна "фишка" - среднемоторная компоновка.
   Мотор чуть больше литра в 84 л.с. Мало? Lotus 11 и его пилот, будущий двукратный чемпион мира в "Ф-1", Грэм Хилл так не считали. Но переполох произвела не его машина, и не Lotus 12, а первое закрытое купе фирмы, да еще со стеклопластиковым кузовом. Модель Elite представили на Лондонском мотор-шоу в 1957, в год полета нашего спутника. Четырехцилиндровый Coventry-Climax 1,2 л. в 76 л.с. разгонял легонькое купе до 200 км/ч. Правда, уже тогда покупатель у Lotus был очень специфический. Те, кому комфорт и безопасность были неинтересны в принципе, и кто мог выложить энную сумму. Да еще отличался скромными габаритами. Безбашенных карликов-миллионеров не так много на свете, так что фирма с Elite не процвела, хотя шуму наделала, а фразу "владелец Lotus" можно было считать диагнозом.
   Невольно снова вспоминается космос: мы запустили первого космонавта, а Lotus в 1961 выпустил гоночную модель 25, где впервые в истории "Формулы-1" решетчатую раму из труб заменил на сварной "монокок", пространственную конструкцию, применявшуюся в авиации. Машина вышла легче обычной "формулы" на 20 кг (!) и очень красивой. Пилот Джим Кларк в 1963 стал на ней чемпионом мира. В 1965 Кларк на модели 38 выиграл еще и Инди 500, самую популярную гонку США.
   В 1968 Чапмен отдал дань модной тогда идее газотурбинного автомобиля. На полноприводном Lotus 56 вместо коробки передач вдобавок стояла многорядная цепь Морзе, приводившая дифференциал. Что-то напоминающее нынешние вариаторы, не правда ли? С газовыми турбинами не получилось. Дикие нагрузки и дорожная пыль сделали машины уж очень капризными, а температура выхлопа была такова, что без жаропрочных, сложных и малонадежных гасителей авто поджигало все позади себя. Фирмы предпочли вдобавок к экологическим придиркам не создавать еще и проблему поджаренных живьем пешеходов. Что до обычных гражданских машин, то в 1966 появляется Lotus Europa. Маленькое двухместное купе внешне ничем особенно не выделялось, традиционно обтекаемое и легкое. Разве что высоким "багажником", продолжающим крышу почти горизонтально. Но стоило его открыть... двигатель малютки располагался посередине, почти идеально развешивая массу по осям.
  

2. Слава и потери

   Формула-1 тогда была уже немыслима без Lotus. Уже помянутый Грэм Хилл в 1968 выиграл гонку на 435-сильной модели 49В. Звездный час! Но... В апреле того же года в немецком Хоккенхайме разбился славный Джим Кларк. Гонщик, выступавший в самых разных соревнованиях, человек, преданный команде Lotus в самые тяжелые времена. Чемпионат Мира Формулы-1, гонки 500 миль Индианаполиса и гонки серии Indy Car, Британский и Европейский Чемпионат Кузовных Автомобилей, Тасманский Кубок, Британский и Европейский Чемпионат Формулы-2: все это состязания Кларка. Мужественного и остроумного шотландца, кажется, боготворили все его знавшие. О нем сам Эндрю Чапмен сказал: "С самого начала я почувствовал в нем хорошего пилота и человека, с которым мне было бы очень приятно работать. Что я бы смог завязать с личными выступлениями в гонках и сконцентрироваться исключительно на создании машин для Джимми. И именно это я и сделал!" Поворот трассы, который привел гонщика к гибели, с тех пор называют "поворот Кларка". В 1970 лидер чемпионата Йохан Линдт на Lotus 72 гибнет на тренировке в Монце. На скорости 280 его болид вылетел с трассы и ударился об ограждение.
   Но хватало и светлых моментов. Сам Чапмен выскакивал на трассу, забывая о сдержанности, и приветствовал своих гонщиков. Да, он сполна расплатился с гонками за то свое давнее поражение. Машины команды, первые в "формуле", стали нести рекламную окраску, их раскрасили в цвета табачной компании John Player Special. В таком "прикиде" Эмерсон Фиттипальди, выступавший на Lotus JPS, стал чемпионом 1972 года. Именно Lotus первым в "Формуле" сделал мотор и КПП несущими элементами машины. Именно "конюшня Чапмена" впервые внедряет антикрылья, установку радиаторов охлаждения двигателя в боковых понтонах и активную подвеску. Великолепный Айртон Сенна выступал за команду с 1985 по 1987, заработал 17 поул-позиций и шесть раз победил в Гран-При. А всего в истории команды Lotus 79 побед Гран-При "Формулы". Но все меняется. Уже в 90-е начинается полоса неудач, и в 1994 команда "сходит с трассы", уступая MacLaren и Williams. И все же никто не будет отрицать: в зале формульной славы слово LOTUS написано золотом.

3. Закат игрушек миллионеров

   В начале 70-х фирма продолжает линию гражданских "игрушек" стеклопластиковым купе Elite с независимой подвеской и алюминиевым (!) мотором Lotus 907 с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Тогда это было свежим решением. А в 1974 мир увидел концепт Esprit, спроектированный дизайнерским ателье Джуджаро. Восторженный прием почти вынудил фирму сразу поставить автомобиль в производство. Именно "призраку" предстояло стать, пожалуй, самым знаменитым автомобилем Lotus. Машина ныряла в море с Джеймсом Бондом на борту, участвовала в компьютерных играх знаменитой теперь серии "Need for Speed", да еще стала героем "любимой мелодрамы всех женщин". В "Красотке" герой Ричарда Гира усадил героиню Джулии Робертс именно за руль Esprit, и она впервые показала миллионеру, на что способен Lotus в умелых женских руках. Верно, ездить на Lotus непросто и теперь. Может быть, это, а может, смерть Чапмена в 1982, всего в 54 года, подействовали на финансы компании. В 1986 ее покупает General Motors. Тогда американцы еще были "на коне" и активно скупали редкие марки, от которых теперь не чают избавиться.
   Хотя технически машины Lotus продолжали удивлять. Модель 99Т с двойным турбонаддувом - одна из первых с управляемой компьютером "активной" подвеской. Elan 1989 года с мотором 1,6 л. и передним приводом не окупил затрат. В 1993 компанию продают группе Bugatti. В 95-м гоночная команда Lotus перестает существовать, влившись в Pasific Grand Prix. Ни новые моторы для Esprit, вроде трех с половиной литрового V 8 в 354 л.с., ни рекламные кампании не спасли фирму от перепродажи мощному игроку: компании Proton из Малайзии, занимающейся далеко не только автомобилями. Так "англичанин" стал "полумалайзийцем". И это помогло! Продажи заметно выросли, самой популярной моделью сейчас стал обновленный Elise, а в 2002 попытались возродить легенду, запустив второе поколение Esprit. Летом 2008, совсем недавно, на салоне в Лондоне наконец-то появилась действительно новая модель - Eagle. Он разгоняется до сотни за 5 сек, а максимальная скорость ограничена 260 км/ч. И даже при этой уступке безопасности Lotus остается машиной для избранных любителей с навыками гонщиков-профессионалов.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"