Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Гениальность до идиотии и дальше

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В зауми утонуть куда проще, чем в неслыханной простоте. За что я не люблю шибко умных


Константин Чиганов

Непризнанная гениальность или "Да кому он на фиг нужен, этот Джо?"

  
  
   Меня упрекали за то, что термин "мозготрахалка" звучит не очень прилично. Но что поделать - другого названия для подобных опусов не придумано.
  
   Тимофей Бондаренко "О мозготрахалках"
  
   О мои дорогие друзья, не гений я, совсем не гений. И никогда им не был. И даже, боюсь, не стану. Я злобное быдло, мечтающее утащить гениев в тину мещанства и обывательщины.
   Ну, или хоть заставить их, гениев, изредка полезным делом заниматься...
   Потому процитирую, подобно остроумнейшему Тимофею Бондаренко, истинного гения - Данте Алигьери:
   "Если поэт не может объяснить написанного им сонета,
......то вечный стыд такому поэту" !
   А началось все с нового фильма "Космополис" г-на Д. Кроненберга. Я не любитель Кроненберга, но решил сходить - вроде бы о будущем, вроде бы фантастика... весь фильм, как оказалось состоял из диалогов. Это бы и ничего, и масса книг и фильмов, где люди "просто" разговаривают - а дико интересно. Но тут-то герои явно находились под действием чего-то мощно торкающего, неся редкостный бред, бессвязный, бессмысленный и... скучный. Финансовые, мол, вопросы, да еще растущий юань в придачу? Тема, мол, для "продвинутого пользователя"? Тов. Кроненберг, идите и читайте, зубрите "Трилогию желания" американского классика Теодора Драйзера. Не каждый классический детектив так захватывает, как финансовые махинации Каупервуда. А я ведь никаким каком не экономист, и вообще до тысячи с трудом считаю.
   Как я и ожидал, на известном киносайте после множества красных плашек рецензий на фильм в стиле "добей его", в последней зрительница написала что-то вроде "не знаю, поняла ли хоть что-то", а потом без перехода "идея отличная, но слишком сложна для понимания людей".
   Всех людей - кроме автора опуса?
   Девушка, так вы ее, бедную идею, тоже не поняли, откуда знаете, что она "отличная"? Вам режисер по астральному телеграфу поклялся: "Уве Болл буду, отличная у меня идея!"?
   Падаваны, а вам открытым текстом сказано (с самокритикой, впрочем) - ну вы ТУПЫЫЕ! Гений вам испраж...пардон, излился, а вы тут носами крутите и из зала уходите. Я тоже ушел, скажу по секрету. Такой вот я тупой любитель "Американских пирогов", которых, к слову, не видел ни одного.
   Потому что, по мнению высокоумных поклонников ву-вумных стилей, книг и фильмов, все, кто не восхитился или по крайней мере не признал "гениально, как жаль, что я тупой и ни шиша не понял" - на самом деле и есть тупые. Жвачные. Двуногие. Злые дети.
   Которые показывают обкусанными пальцами и нахально кричат про голого монарха.
  
   Дорогие авторы, умники и умницы - вас обманули. Даже учить сложным вещам можно без нагромождения пустословия и канцелярита. А уж если речь о художественном произведении - да нет никаких таких правил, чтобы о всем известном надо было рассказывать в стиле "ну вот я такая непонятная вся, и сплю на потолке". Найти в "простом" новые глубины? Ищи. Придумать иные миры? Придумай. Но не считайте себя самыми умными: "а вот сочиним для себя свои правила, и будем по ним играть - а весь мир нам рукоплескать". Играть - сможете. В своей песочнице. Миру на вас - глубоко наплевать. Мир уже столько раз удивить пытались. Даже если кто-то когда-то и поудивлялся "экие придурки прикольные" - все проходит. А остается - то, что написано кровью сердца, а не ради выпендрежа. "Об искусстве" Толстого Льва вам вместо "Дома-два".
   Кино? Да, почти сплошь коммерция, чище книжек - но Дюма, и Пушкин писали для заработка, а недурно выходило. Дисней и Чаплин снимали вовсе не для себя, любимых. По крайней мере они, лучшие из писателей/режиссеров - зрителеугодников (ох, как их ненавидят артхаусники-эстеты, чьи произведения на фиг никому не сдались) умеют увлечь, заинтриговать, заставить сопереживать пусть самой наивной и банальной, по сути, истории - а что, вы всерьез думаете, будто за пару тысяч лет еще чего-то не придумали в смысле сюжета? Ха!
   И потому за "Аватар" я отдам все паралично-эстетские "Космополисы" и "Возвращения", герои которых словно из дурдома вышли и в дурдом же придут . "Мы вам показали драму "Пиф-паф", ага. А смысл и сюжет придумайте сами. Вот вам, значится, ящик из-под барашка. Барашек, там, само собой, гениальный, только невидимый и неведомый.
   Но довольно о кино. По традиции - о странностях "непризнанных гениев", в секту которых умоляю вас не вступать - заработаете творческую импотенцию от писательского онанизма: "валите в стол, о мои гениальные книги". Зачем творил-то, рожал, если сразу из, гм... излагалища - в склеп тумбочки?
   У него было трудное детство!
   У героя, в смысле. Или даже у целого народа/сказочного мира/планеты. Подразумевается, что для истинно гениального текста надо запутать читателя, выдав множество нелепых персонажей и диких сюжетных ходов, а потом скромненько ответить: "а это у них не с авторского бодуна обычаи и нравы такие - вот вам мои примечания и пояснения лет на тысячу к моим же фантазиям". Мило. Еще экзаменационные билеты перед Главным Текстом вклейте. Не ответил - не смей дальше мою прелессть читать, жывотное.
   Только есть одно "но". "Хоббита" и "Властелина колец" вы можете читать прямо так, без строевой и боевой подготовки. Удивительное дело, но читателю нисколько не мешают навороты древней истории Средиземья, от которых Профессор перед главным текстом оставил никем толком не читанные три крохотные "вставки" (а примечания уже после романа никто никогда читать не заставляет -- хотя стоит). Наоборот - раскрываясь понемногу, предания и факты придают миру реальность, глубину и осмысленность.
   И если вы "предварительный" "Сильмариллион" даже не открывали - может, вы и многое потеряли, но удовольствие от трилогии не превратится в уксус в "узком" месте текста - гарантирую.
   Сетный як. Это в детском стишке двое мальчишек выдумывали-выдумывали се(крет)ный я(зы)к, и выдумали. Но разговаривать не смогли - на ходу все сочиненные слова перезабыли. Ну, посмеялись и бросили забаву.
   К несчастью, авторы у нас куда упорнее. Столько сочинять новые слова, словеса и словечки, а потом все опошлить, и заменить их нормальными, обычными - ужас же. Да, в фантастике проблема терминологии вполне реальна. И скажи герой-иномирянин "птица" про инопланетную тварь - вроде бы и неуместно, а скажи "ятривтащ" - выходит совсем нечитабельно. Тут можно только листать классиков и много думать. Если аналог, и полный, есть на Земле - зачем звать руку "крюкой"? А если аналог очень приблизительный... ну, хоть сделайте слово ярким и легкозапоминаемым, да используйте таких кадавриков пореже, если без них уж никак. Свои "сепульки" есть и у титанов вроде Лема или Бредбери.
   Они какие-то идейные, какие-то культуртрегеры все! О, это сладкое мечтание - а вот ввинчу сейчас в мозги читателям свою идею, да как пропитаются они ею, да как... далее может быть любой исход, от похода на баррикады против режима до спасения колорадского жука от вымирания.
   Идеалисты, бросьте трепаться. Идеями всех и так перекормили, долго будет отрыгиваться. А чтобы читатель принял вашу мысль и желание как свои - надо или талантливо проиллюстрировать ваш посыл - ах, бедная Лиза, "и крестьянки любить умеют", да и Вертера слезливого туда же, сколько самоубившегося народу, выдуманный стрекозел, извел (а если зело подумать -- может, генофонд от романтиков-дураков очистил?). Или встать над читателем с наганом. Но второе, увы у вас не получится при любом раскладе, ибо те, кто может встать с наганом в реальности и пристрелить, ежли, контра, знач, не проникся - они из несколько иного теста и заняты сейчас иными делами.
   А вумность хочут показать. Тоже вполне естественное желание. Аж пяток книг по НЛП и психологии управления прочел - ну чем я не Генри Форд? А уж если сподобились рассуждать об отвлеченно-философических сферах - туши свет. Но лучше - включить бра и открыть "Тома Сойера", то место, где вумные ученицы воскресной школы декламируют свои выпускные сочинения.
   "Главной особенностью всех этих сочинений была тщательно взлелеянная меланхолия. Вторая особенность -- целые потоки всяких нарядных и красивых словечек. Третья особенность -- притянутые за уши излюбленные обороты и фразы, которые от частого употребления истрепались до последних пределов. А самое заметное (и самое зловредное) качество всех этих рукописей -- навязчивая и невыносимая мораль, которая всегда неизменно помахивала на последней странице своим куцым хвостом".
   Девушки, вам ничего не напоминает?
   "Печать неразгаданной скорби лежала у неё на лице, как заледенелые слёзы на белоснежном одеянии Декабря..."
   Воистину, "...и в душе моей скорби гнездятся". "Этот кошмар занимал десять страниц..." - мисс еще довольно гуманно уложилась.
   А слова надо выбирать многосложные, вставлять цитаты ни к селу - хорошо бы иностранных словечек побольше. "Как писать рассказ для "Блэквуда" Эдгара По вам в помощь. Курица, нежная, a la Заира. Блестящая инструкция, жаль, двух бульдогов на вас уже не натравят. Конечно, за прошедшее столетия появились другие авторы для цитат. Гению достаточно узнать пару-тройку.
   Хорошо пойдет любимец готишных школьниц - Коэльо, ядовитый Макаревич заслуженно назвал его Кастанедой для дебилов. Мураками уже не в моде, ну, пощиплите перышки этому, как его, который коровьим копытом "Тухлесс" накарябал. Чака Паланика упомянуть, словно нечистого. И сыпануть аттической соли: немного "комедиклабного" юмора ниже пояса, для раскованности. Блюдо готово.
   И уж тогда мир точно обратит пристальное внимание на вашу, стомиллионную по счету, совершенно уникально гениальную натуру, закидав ваше подножие цветами и сетевыми "лайками".
   А кто не закидает и насмехнется - так он быдло, дурак и завидует.
   Так мне и отвечайте.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"