Как любят в мире спортивные машины! Даже серьезные, солидные дяди мечтают (или не только мечтают) проехать по городу в чем-то утробно рычащем, низком и обтекаемом. Хотя и неудобно на колдобинах, и жрет такая машина как небольшой (или большой) грузовик. И уж каждая фирма на свою усиленную и пониженную версию серийной модели лепит заветные буковки "Sport". И действует на народное сознание, да еще как. Продажи - растут. Какое отношение все это имеет к реальности? К настоящим, не "светофорным" спортивным победам и тяжелой, опасной, вредной профессии гонщика? Понимаю, что тут в меня начнут кидать тапками и более тяжелыми предметами. Но истина дороже. Хоть и самому мне нравятся низкие, обвешанные спойлерами автомобили "с рычанием", только про себя я называю их не "спорткарами", а "приспортивленными авто".
В автомобильном классе "GT" или "гран-туризмо" и правда есть машины, которые могут участвовать в гонках без спецподготовки. Не в высших кузовных категориях вроде "24 часа Ле-Ман", где болиды собирают "на коленке" под каждую гонку и каждого гонщика, по принципам "Формулы-1", но все же кузовной класс В им доступен. Только все эти специально подготовленные "Кенигсекк" и "Макларен" очень редкие звери, для обычного передвижения совсем не приспособленные. Вот потому в Европе выезд на дороги общего пользования таким машинам почти везде запрещен. Купить - пожалуйста, покупай и катайся у себя вокруг поместья. Одно только гоночное сцепление и керамические тормоза чего стоят! С таким сцеплением неподготовленный водитель даже не тронется, такое оно тугое, а тормоза начинают нормально работать, разогреваясь градусов до 800, на скоростях свыше 160 км/ч, да и то гонщик давит на педаль немилосердно, всей немалой силой. Представили себя в пробке на этакой дикарке? Надавил и улетел... ага, под грузовик. Вот и производителям не нужны груды битого товара и очереди покупателей в суды, так что они занимаются не очень легоньким жульничеством. Причем занимаются все, и самые именитые фирмы, и крутые тюнинговые ателье вроде "Брабус". Все приставки "спорт", "WRX" и прочее, все это такое слегка прикрытое лукавство. Мы покупаем "родственников" победителей гонок, которые... в лучшем случае похожи на призеров снаружи. И очень хорошо для нас, потому что иначе мы имели бы такую картину.
К поездке начинаем готовится еще дома. Надевая специальный комбинезон, способный несколько минут выдерживать открытый огонь, и закрытый шлем-"интеграл". Обувь тоже специзготовления. Бегать в ней очень неудобно, зато педали стопа "держит" намертво. Подходим к машине, открываем дверцу и... нет, не садимся, а протискиваемся через каркас безопасности в кокпит. Там устраиваемся на жестком, изготовленном точно по нашей мерке сиденье. Оно для каждого типа гонки свое, для кольцевых, скажем, подголовник расширяется "рогами", удерживая голову от опасных боковых смещений и напрочь лишая обзора в стороны. На кольце это и не нужно. Шевельнуть пятой точкой в кресле невозможно. К тому же к сиденью мы притянуты пятиточечными ремнями. Приборная панель... Это "тюнингеры" обожают батарею будильников. В гонке некогда на них смотреть (в городской поездке тоже), поэтому приборов всего ничего. Тахометр - главный прибор гонщика, скорость ему знать не надо, другие посчитают, а вот обороты очень даже, чтоб не "расстрелять" себя и машину шатунами взорвавшегося мотора. Еще температура двигателя и давление масла. Какой кондиционер? Какой электропакет? Музыка? Смеетесь? Тут граммы на счету! И шумоизоляцию долой вместе с задним сиденьем. Завелись, пытаетесь тронуться... ага, если и удалось сладить со сцеплением, то на обычных дорожных шинах, пусть и низкопрофильных, со скоростным индексом Y, нас просто беспомощно закрутит по асфальту от дури тысячесильного мотора. Нужны специальные слики в сухую погоду, в дождь - тоже специальная резина. То есть пошел дождик, берите домкрат в руки и вперед: менять колеса. Выглянуло солнышко, опять перед поездкой менять колеса. Про дикую тряску в движении и рев уж и говорить не стоит. Сверхфорсированный мотор "отходит" всего около 500 км. Впрочем, не расстраивайтесь особо. Поскольку электронных помощников нет в принципе, а мощности дикие, то вся ваша поездка закончится у первого же столба. Что я доказываю? Да просто то, что болид - спортивный инвентарь, вроде штанги или клюшки. Ходить с ними по улице, правда, безопаснее реальной, а не воображаемой гоночной езды, но идея... странная.
А те, кто ездит на машине, балдея от "спортивности", просто тешат себя иллюзией. Если б они еще прямотоком уши наши не разрывали... Что обычно понимается под "серьезным спортивным тюнингом", не только у нас, но и в мире? Более мощный мотор и тормоза. Гонщик не меньше, чем актер, Николай Фоменко описывал один такой случай. Молодой человек из столицы, явно не из дворников, привез в серьезное немецкое ателье "Порше-Бокстер", который вообще-то к спорткарам "Порше" не имеет отношения. Это, по мнению Фоменко, "машина-игрушка для девушек", подруг богатых Буратин. А тут юноша потребовал "сделать все по максимуму", "реально, как в болиде", мол, он в стрит-рейсе хочет "усех порвать". Немцы почесали затылки, но суммы были изрядные, и команда взялась. Поставили тысячесильный мотор, переделали привод с заднего на полный, в общем, вбухали денег раз в пять больше, чем стоит "Бокстер". Вывезли машину трейлером на перекрытую трассу под Москвой. Выкатили владельцу и по-немецки честно предупредили: "вообще-то, вам лично лучше в ней не ездить, молодой человек, вы ж не гонщик". Молодой человек отмахнулся, мол, вот пристали, зануды. Сел в машину, завел мотор. Погазовал. Посидел. Подумал. Вылез и сказал: "спасибо большое за работу, я ее забираю". Больше эту машину не видели и не слышали. Наверное, к счастью для ее владельца.
Тормоза "Брембо" "красные, с шестью суппортами". Да, это неплохо. Но тюнинговые тормоза от самой доподлинной "Брембо", и очень хорошие, не имеют ничего общего с теми, что фирма ставит на болиды. Механическая коробка вместо "автомата". Гм, достаточно современный "автомат" еще даст фору по скорости переключения любителю, шурующему рычагом. Не зря же на формульных машинах стоят специальные секвентальные коробки "с подрулевыми лепестками", входящими в моду и в обычных авто. Но "ощущение машины" на "мехе" другое, тут не поспоришь. Про колеса уже говорилось. А вот то, что так любезно сердцам молодежи, "аэродинамический обвес", это отдельная песня. Все это хозяйство начинает эффективно работать на скоростях свыше 150 (!) км/ч. И реально работает оно на настоящих гоночных машинах, где аэродинамику просчитывает бригада компьютеров, а антикрылья занимают треть машины. Обвес здесь действительно необходим. Днища болидов, к слову, для лучшего прижима зашивают... фанерой. Ровная, недорогая и легкая. Без обвеса машина просто не может не то что ехать в полную силу, вообще держаться на трассе.
На гонке в Ле-Мане в 1999 году "Мерседес-CLR" из-за неверно рассчитанного антикрыла трижды (!!!) взлетал над трассой, выделывая в воздухе этакий "низший пилотаж". "Мерседес" после этого с Ле-Мана ушел. А все эти "поднимающиеся с учетом скорости" жалкие хвостики гражданских машин есть не что иное, как фикция, пускание пыли и выхлопных газов в глаза. Не говоря уже о "самопальных" спойлерах на скобках от конструктора... сам видел, не шучу, пошутить можно и смешнее. Единственный реальный результат от таких - повышенный расход топлива и приятная возможность позади идущему получить в лоб оторвавшейся конструкцией. Но фанатизм народный неистребим... это убого выглядящей и просто опасной в сумерках "глухой" тонировки тоже касается. Как и какой-нибудь милой розовой фигни, болтающейся на зеркале заднего вида и отвлекающей водителя. Мальчики и девочки, не лишайте себя шанса вовремя увидеть пешехода, не придется потом хлебать баланду или учиться пользоваться больничной уткой. Впрочем, это уже совсем-совсем другая тема. Что до "почти спорткаров", то хорошая (значит, увы, импортная) машина и так просчитана сотни раз, и стоит сотню же раз подумать, прежде чем вносить в нее серьезные изменения. Красоту кузова можно подчеркнуть аэрографией или необычными колесными дисками. А уж если вам так нужно распотрошить свой агрегат, обращайтесь к специалистам, они и у нас теперь есть. И помните, после серьезного тюнинга вам придется учиться управлять машиной практически заново. А уж потом вступать в дрэг-битвы.