Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Техническое творчество школьников - путь к профессиональному самоопределению

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья к конференции о профессиональном самоопределении СФУ 25.11.2013.


Константин Чиганов

Магистратура ИППС

ПП 13-58М

   Аннотация: О формах и важности организации занятий по техническому творчеству для профессионального самоопределения подростков и будущей подготовки технических специалистов России.

Техническое творчество школьников - путь к профессиональному самоопределению.

  
   Сейчас, когда в стране взят курс на рост собственного промышленного производства, Россия переживает серьезный недостаток технических специалистов, инженеров, квалифицированных механиков, всех, кто умеет работать с техникой.
   Молодежь не очень-то хочет осваивать технические науки в вузах, считая их сложными для изучения, гораздо более престижны экономические, юридические, рекламные профессии, и конкуренция между обладателями таких дипломов просто зашкаливает.
   Интерес к технике, к техническому творчеству обычно не возникает сам, он воспитываются с ранних лет. В прошлом, в СССР, существовала система бесплатных кружков, станций юных техников, система шефства заводов над школами и ПТУ.
   Так, Совнарком РСФСР еще в 1932 году принял постановление "О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.", ставшее причиной открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников.
   Развитие подростков педагоги по возможности старались сделать разносторонним. Одним из направлений было техническое творчество, конструирование, радиодело, и в особенности судо и авиамоделирование. Авиация была популярнейшей отраслью СССР и недостатка в желающих познакомиться с авиатехникой не было. В некоторых случаях авиамодельные кружки, получив материальную базу, брались за постройку реальных планеров и даже самолетов. Так, из такого коллектива возникли первые планеры и авиетки как тогда называли легкие самолеты, авиаконструктора А. С. Яковлева, аппараты необычной схемы "летающее крыло" конструктора Б. И. Черановского, работы над которыми прервала война.
   К сотрудничеству с кружками юных техников привлекались фабрики и заводы, осуществлявшие материальную и моральную помощь их ученикам. С помощью построенных своими руками моделей и небольших действующих образцов техники подростки могли ознакомиться с ее устройством и принципами работы. Процесс обучения становился "живым" и вызывающим интерес. Те, кто хотел посвятить свою жизнь инженерному делу, приходя в вузы, уже хорошо представляли себе сферу своей будущей деятельности, имели опыт работы, стимул в виде сознания своих реальных достижений и возможностей.
   Не стоит забывать о поддержке этого движения печатью. О выходе полезных и юным техникам, и руководителям кружков журналов "Моделист-конструктор" и "Юный техник". В измененном виде они издавались до недавнего времени, но став популярно-развлекательными изданиями, утратили курс на работу с молодежью.
   К сожалению, большая часть материальных и интеллектуальных ресурсов этой системы не сохранилась в сложностях 90-х годов прошлого века. Помещения достались предпринимателям, специалисты по работе со школьниками ушли или стали пенсионерами. По сути, в настоящее время в почти миллионном Красноярске существует две или три организации юных техников. Почти заброшено это дело в ГорДК, когда-то отличавшемся сильной командой моделистов. Слабо функционирует авиамодельный кружок в кадетском корпусе им. А. И. Лебедя, имеющий сложности с отсутствием преподавателей и доступный только для кадетов... пожалуй, это все.
   Чтобы Россия могла конкурировать с развитыми странами в научно-технической сфере, чтобы ликвидировать отставание, совершенно необходимо возрождать систему внешкольной работы с детьми в сфере технического творчества. С новыми компьютерными, игровыми, учебными технологиями это сулит большие возможности для воспитания будущих технических специалистов нашей страны. Ведь увлеченный техническим творчеством подросток позже с куда большей вероятностью выберет вуз соответствующего профиля и станет ценным и полезным специалистом, инженером, конструктором.
   Работая с младшими подростками в кружках "Чудо на ладони", функционирующих на базе МБОУ социального центра "Октябрьский" Октябрьского района Красноярска, я могу утверждать, что современные школьники нисколько не менее способны в техническому творчеству, чем предыдущие поколения. При верном подходе, при наличии материальных и педагогических ресурсов, они показывают чрезвычайно интересные результаты и большую тягу к познаниям. Важно в этом деле - суметь сохранить баланс между осуществимостью работ школьником и его интересами.
   Замечу, что во многих случаях "компьютеризованность", информационная грамотность младшего поколения может сослужить преподавателю добрую службу. Сегодня изобретательство, инженерия, просто непредставимы без компьютерных технологий. Практически любой технический проект вначале реализуется и просчитывается в виртуальной реальности, прежде чем начнется его изготовление "в металле". Множество учебных компьютерных программ, например, по трехмерному конструированию, могут помочь преподавателю технического творчества и его ученикам. Также широко открыто поле деятельности для создания таких программных продуктов именно в расчете на технические кружки и секции.
   В заключения напомню, что увлеченность полезным и перспективным делом есть именно то, что требуется, на мой взгляд, чтобы уберечь детей и подростков от дурного влияния "улицы" в широком смысле, от возможности попасть в опасную для здоровья, жизни и психики криминальную среду.
   Уверен, перед будущими энтузиастами-преподавателями технического творчества сейчас открыты большие перспективы и возможности, но этому направлению обучающего и развивающего досуга подростков нужна поддержка на самом высоком, государственном уровне.
  

Список литературы:

        -- Балакин С.Д. На пороге самостоятельной жизни. Организатору технического творчества // Моделист-конструктор. - М. - 1987. - N9. - С. 1-3.
        -- Бехтерев Ю. М. Шагнуть за горизонт // Моделист-конструктор. - М. - 1987. - N4. - С. 2-3.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"