Чилима Алена : другие произведения.

Уу6, вторая группа: кровавая месть деревьев и прочие лесные радости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка написать обзор рассказов из второй группы по первой теме конкурса Укол Ужаса - 6. Постепенно пополняется. В комментариях принимаю заявки на обзор рассказов из других групп:)

  Отзыв о рассказах второй группы УУ-6 (первая тема), вторая группа.
  
  С удовольствием поделюсь впечатлениями о рассказах и из других групп - в комментариях можно оставить заявки, буду пополнять отзыв по мере возможности)
  
  Я читала все 13 рассказов подряд и заметила интересную закономерность. Я абсолютно согласна с наблюдательным господином Дворкиным в том, что на этот раз авторы усердно расправляются с человечеством. Удивительная изобретательность и размах воображения. Те жертвы, которых не затоптали во время иррационального бегства аллигаторы и не разорвали на части ожившие древесные стволы в американских дремучих болотах, погибли в страшных пастях таинственных деревьев хипсов в священной роще. Те, кто избежал таинственного заражения, граничащего с одержимостью, утонули вместе с домами при наводнении или сгинули на бывших торфяниках, отравившись угарным газом. А то и вовсе случился апокалипсис с тотальным уничтожением человечества, чего уж мелочиться, и зацикленный искусственный интеллект страдает в среде, в которую при разработке вкралась ошибка, вынужденный переживать раз за разом страх и безысходность своего существования, в которое некому больше вмешаться и изъять баг.
  
  Остальные случаи оказались не так масштабны и страшны по сравнению с всеобъемлющим желанием истребления рода человеческого - таинственные исчезновения молодых девушек, трупы на болотах, дети, стирающиеся из памяти, земляничные поляны, пожирающие людей - только частности, повод для расследования или очередное нераскрытое дело в чьих-то папках со скоросшивателями, запрятанное подальше.
  
  Теперь мне хочется остановиться подробнее на рассказах, вызвавших самые сильные эмоции. Не факт, что они будут преимущественно позитивными - в ходе чтения возможно все, и за эту богатую гамму я хочу поблагодарить всех участников конкурса, чьи рассказы я уже прочла и чьи пока на очереди.
  
  С. С. Капрарь 'Одержимость'
  
  Прекрасное в своей эмоциональной жути полотно человеческих страданий, безысходности, утраты любимого человека. Мастерски выписана градация отчаяния, делающего нормального человека безумцем. Напряжение растет по мере развития событий - и то, что могло казаться историей о загадке леса, к концу внезапно перерастает в эпидемию непонятной инфекции, а потом и глобальную катастрофу. Мотив взаимного недоверия, предательства и мести только добавляет ярких красок в этот замечательно написанный рассказ. Отдельно хочу поблагодарить автора за тщательную вычитку и красивый, правильный русский язык - это наслаждение, не всегда доступное в наши суровые времена.
  
  Т. Финн 'Тело вод'
  
  Очень психологическая, глубинная история. Она несколько тяжеловесно начинается, но постепенно увлекает, затягивает, и уже сложно оторваться от необычного сюжета. Понравилось видение 'подводной жизни' глазами рыбы, а также плавный, обусловленный переход из одной реальности в другую. К сожалению, этот прием, так популярный у писателей, не всем удается - и я благодарна автору этого рассказа, что тут он использован настолько грамотно и красиво. Под грамотностью подразумеваю то, что не возникает вопросов, кто был в теле рыбы. Однако я запуталась в женщинах у постели больного - имя Ив, которое может принадлежать как мужчине, так и женщине, сбило с толку, я долго не могла понять, кто кому муж, сестра или жена. Однако это маленькое недоразумение не испортило впечатление от рассказа в целом.
  
  Алгот 'Хрустальный мир'
  
  Рассказ, заявленный как киберпанк, показался мне скорее постмодернистской историей с элементами киберпанка. На мой взгляд, двоичного кода, искусственного интеллекта и багов в искусственно разработанной операционной среде все же мало для того, чтобы отнести историю к заявленному жанру. Несколько напрягло 'мелькание' маньячного бага с когтями, преследующего несчастного Адама, образ хранителя напомнил Архитектора из Матрицы, а отстраненность, с которой рассказывается о постепенном самоуничтожении человечества, почему-то навела мысли о своеобразном стебе. Ужас цикличности передан вполне достоверно, но все-таки рассказ не воспринимается страшным. Скорее, печальным, безысходным, философским - но не пугает.
  
  Л. А. Львова 'Времена нельд'
  
  По моим ощущениям, история ближе к традиционной сказке на популярную тему злой мачехи и непростой падчерицы. Автор усердно вводит в ткань повествования сказочных персонажей, использует стилизацию, чем-то напомнившую мне сказки Ремизова, заставляет главную героиню пройти кровавый и напрасный путь осознания своей сути. Обилие крови, мясных образов, костей, пыток и предупреждений выделяет этот рассказ на фоне остальных, но парадоксальным образом не делает его страшным. Из-за сказочной формы, кстати, постепенно перетекающей во что-то, напоминающее триллер, все эти подробности теряют жуткость. Их слишком много на единицу текста, и в какой-то момент мозг перестает на них реагировать и воспринимает и мир нельд, и пытки, и гобелен с костями как некие абстракции, присущие сказочной реальности. Именно из-за этой перенасыщенности я не могу сказать, что это хоррор, это замечательная сказка, которую лучше не рассказывать на ночь из-за обилия красочных подробностей.
  
  В. В. Ечеистов 'Сухое место'
  
  Очень напомнило историю, как мои родители покупали дачу. Узнаваемые места, черные торфяные водоемы, подслеповатые домики в дальнем Подмосковье - автор настолько талантливо и ярко описал эти неброские пейзажи, что я мысленно снова побывала в кошмаре своего детства. Замечательный и по-настоящему страшный рассказ получился - грамотно использованы детские страхи, гнетущее ощущение одиночества, гнев и аффект, очень колоритный Хозяин болот и отдельная интрига - таинственный сосед - художник. Живой, образный язык помогает все это увидеть внутренним зрением, почувствовать страхи и страдания героя, его безысходность на лесном болоте и один на один с лесным чудовищем за дверью. Ужас быть съеденным заживо комарами и пиявками - это приятная находка, на фоне чего-то более привычного смотрится заманчиво.
  
  Джекил И. Х. 'Молчание трав'
  
  Это произведение оказалось единственным рассказом, который я дочитывала через силу. Очень красивое и заманчивое название никак не обыгрывается в тексте. Я могу понять, если это первый опыт автора в данном жанре, он ещё очень молод или если русский язык для него не родной. К сожалению, этих обстоятельств недостаточно, чтобы объяснить явные проблемы с сюжетом, откровенные лексические косяки, порой настолько забавные, что хотелось смеяться до слез, и общую невычитанность. Рассказ вселяет ужас, но явно не того рода, как хотелось бы автору. Это иррациональный ужас читателя, столкнувшегося с нечитабельным текстом. Тонущего в выражениях вроде 'зловесно посверкивая глазами', 'коренья ставят подножки'. Абсолютно шедевральна заключительная фраза, есть в ней нечто хтоническое, вселяющее ужас своей непостижимостью и напоминающее чеховское 'проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа' : 'На мгновение на его щеке застыл отпечаток коры, детектив тут же разгладился и он пошел к машине потирая руки'. Хотелось бы на будущее пожелать автору внимательнее работать с текстом и не торопиться его выставлять на всеобщее обозрение без бета-тестинга и тщательной вычитки. Дьявол, как известно, прячется в деталях.
  
  Г. Н. Кабанов 'Хозяйка затопленной деревни'
  
  История пролилась на мои эмоциональные раны настоящим живительным бальзамом - прекрасно написано, увлекательная и вместе с тем медитативная история затопленной деревни, таинственная русалка со склонностью к философии и на редкость адекватный герой - за это нельзя не отдать должное автору. Я читала рассказ с большим удовольствием, и все написанное очень легко представало перед моим мысленным взором. Немного жаль, что картинка с голышком на лесном ковре как-то не отпечаталась в моей памяти во время чтения, зато сам по себе, как отдельное произведение, рассказ замечательный и колоритный. Захотелось срочно ехать на Рыбинское водохранилище и рассекать на лодке по водной глади, чтобы разглядеть под водой остатки затонувших деревень...
  
  V. Ink 'Не то, чем кажется'
  
  Приятная, увлекательная мистика с элементами неприглядной российской действительности. Несколько коробило от описаний алкашни, ларька на углу, прозы жизни в виде дерзких пацанчиков, мстящих за наезды, но эти шероховатости с лихвой искупаются описанием ритуала считывания фотографии, хищными кротами и красивой трактовкой применения цветка папоротника. Очень порадовал язык рассказа - для меня чтение стало эстетическим удовольствием.
  
  В. Ю. Никитюк 'Эхо запретного леса'
  
  Смешанные чувства. Это опять-таки сказка, на этот раз - про злого чародея - похитителя девушек, и оптимистичный антураж институтских аудиторий не может скрыть сказочные мотивы.
  Намек в этой сказке, честно говоря, вызывает не ужас, а чувство, близкое к омерзению. Поведение Арчибальда не пугает, скорее, напоминает повадки опереточного злодея - к нему не получается относиться серьезно, хотя, конечно, вряд ли какой девушке будут приятны подобные скабрезные намеки и пошлые ухаживания. Конец рассказа показался скоропостижным и скомканным, как будто автор долго раскачивался в самом начале, зачем-то слишком обильно ностальгировал об институтских годах, а потом внезапно расправился с злодеем совсем нехитрым способом. Как говорится, 'ничто не предвещало грома среди ясного неба'.
  
  Читолкин 'Земляничная поляна'
  
  Интересная идея о поляне, на которой можно изменить свой возраст, удачная стилизация под былички. Привязка свойств поляны к фазам луны - интересная находка, очень меня впечатлила.
  Что вызвало недоумение: загадочный момент, когда отважные экспериментаторы пытаются вырваться с поляны и появляется зверь. Я несколько раз перечитывала это место, пыталась понять, кто же из них превратился в зверя. Когда внезапно меняется лицо, от чьего имени ведется рассказ, это драматично и увлекательно, но не всегда понятно, если не хватает подробностей, очень сбивает с толку. Несколько покоробила речь персонажа, от лица которого ведется повествование, но в целом она вполне к месту.
  
  Д. Драгомир 'Алые болота'
  
  Рассказ о печально окончившемся путешествии отца с дочерью в Америку. Очень впечатлило стихийное бегство аллигаторов, пожалуй, это самый сильный образ, отпечатавшийся в памяти. Хорошая попытка написать остросюжетный, цепляющий рассказ о мести природы гадким людишкам - и реки крови, и ожившие деревья, протыкающие насквозь острыми ветвями, и загадочный враг в темноте, утаскивающий жертв авиакатастофы в лес, и сама катастрофа - все это призвано создать атмосферу жути. Методичное убийство 'десяти негритят' по очереди тоже должно будоражить воображение.
   Единственная проблема рассказа - главные герои. Достойная попытка играть на эмоциях читателя, вызвать сочувствие к несчастной семье. На мой придирчивый взгляд, образы отца и дочери вышли слишком идеальными. Этакие рыцари без страха и упрека, беспокоящиеся друг о друге во время катастроф, самоотверженные и стойкие. Не похожие на живых людей в экстремальной ситуации. Имитация детской речи действительно выглядит жутковато на фоне недетского поведения девочки там, где нормальный ребенок бы умер от страха. Показать апокалипсис через историю отдельно взятых людей - интересный ход, но это можно было сделать немного достовернее, с большим учетом 'страстей человеческих'.
  
  А. Акайсева 'Приходи'
  
  Мир детских страхов, вытесненных страшных воспоминаний и ночных кошмаров - благодатная почва для качественного хоррора. Подкупает, что автор умело закручивает интригу, и очень хочется узнать, что же это за неуловимая девочка, а уже после эпизода с поляной - что за таинственные птицы в лесу, от которых надо убегать. Это здорово, когда нужно разгадывать загадки. Игра, в которой можно выиграть только смерть - очень интересная находка. Вызвало некоторое недоумение то, что герой говорит о своей девушке как о просто абстрактной девушке и отвлеченно называет свою мать женщиной - как будто они ему не родные. Это выглядит немного неестественно, на мой взгляд. В целом рассказ получился действительно жутким и пробирающим до дрожи, особенно удалась концовка.
  
  С. Ю. Минин 'Хипсы'
  
  Я бы сказала, что это не ужасы, а притча о человеческой жадности и наказании за это. Интересно использование священной рощи в качестве орудия кары, это необычно и оригинально. В ходе чтения у меня крутился религиоведческий вопрос, каким богам посвящена эта роща, не хватало более детального рассказа об этом. Духи деревьев и защитники деревни - это хорошо, но, на мой взгляд, недостаточное объяснение для подобной агрессии и мощи.
  
  Рассказы из других групп
  
  В. Штерн Зеленый остров
  
  Открою секрет - для меня этот рассказ стал чем-то большим, чем одной из историй с потенциально ужасной начинкой. Виктория рассказывала мне о прогулке по заброшенному лагерю, прототипу того, в котором происходит действие. Про жутковатые события, невидимых собак, голосящую бабку и про ощущение запущенности и пересечения реальностей. На мой взгляд, и в тексте отлично удалось передать атмосферу тех мест - хотя я не была там вместе с автором, я вспомнила предысторию и мне было очень не по себе, когда я читала рассказ и вспоминала услышанное, сравнивала и покрывалась мурашками от узнавания.
   Возможно, это не лучший рассказ Виктории в жанре хоррор, но мне он очень близок именно этим ощущением подросткового ужастика, страшилки, которую рассказывают в палате под одеялом.
   Во время чтения у меня были вопросы по поводу взаимоотношений персонажей, но это никак не придирка, скорее, моя личная непонятка, вечная борьба цинизма и идеализации.
   Бабкодед в фонтане и правда получился жутким, я заметила, что непонятное сильнее всего пугает и запоминается. И "мигание" реальностей - тоже интересный прием, что бы ни говорили критики:)
  
  З. Петрова Снежаны
  
  На мой вкус многовато описаний, но написано красиво и лирично. Очень тонко показан мир талантливого ребенка с развитым воображением и столкновение с жестокой реальностью и цинизмом, при котором разрушается вера в сказку.
  Запятые немного хромают, но об этом легко забыть под впечатлением от изящества истории.
  Действительно, удачная метафора - талант художника и рассказчика оживлять своих персонажей, видеть их и менять с их помощью реальность вокруг. Вот только Анечкина способность создавать и видеть снежан сыграла с ней злую шутку.
  Что касается раскрытия темы - хороводы присутствуют в интересных вариациях и больших количествах, ощущение катастрофы, опустошенности и неправильности происходящего, возникающее от второй картинки ко второй теме - тоже. Но я не заметила ментального следа первой картинки, с молодежью, играющей в мяч. Не знаю, насколько это принципиально для конкурса...
  История про снежан мне понравилась, хотя я не сказала бы, что испугалась, пока её читала, или покрылась мурашками от ощущения запредельной жути. Возможно, некоторая отстраненность текста, преобладание описаний и красоты перевесили мои условные весы все-таки в пользу красивой сказки, а не хоррора.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"