Чолакова Сусана : другие произведения.

Сказок полная котомка...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Махонька - это народный, к сожаленью, исторически забытый собирательный образ народных сказочников, сказителей... Помогите популяризировать нашу сказочницу, как это есть в Европе : сказочник Олле Лукойе. Но наша сказочница Марья Екимовна (Махонька) лучше, ярче, талантливей на все времена и для всех детей! Откровенно, жизнь положила на эту работу над "Махонькой..." Хочется, чтоб дети многонациональной России, читали эти повести, знали нашу культуру,традиции через такие образы.


Сказок полная

котомка...

Ч а с т ь 1

Махонька

на фестивале

Ч а с т ь 2

Глава 1

   Максим Максимыч после школы дома делал уроки. Решал задачи по математике, выполнял упражнения по языку.
   А в это время в окошко кто-то постучал. Это была почтальон Рябинки - тетя Нюра. Она была взволнована и пареньку что-то показывала.
   Максимушка выбежал на крыльцо:
   - Здравствуйте, тетя Нюра!
   - Здравствуй, милый, здравствуй! Дело есть,- позвала тётя Нюра поближе,- Тут Марье Екимовне письмо пришло, из самой Москвы. А как её найти, чтоб лично в руки передать, - не знаю. Я уж и в дверь стучала, и по окошкам Махоньки стучала. Никто не отзывается, - сокрушалась тётя Нюра.
   - А что за письмо?
   - А вот оно! - почтальон показала большой конверт. - Из Института народного творчества.
   - А как мы Махоньке его передадим, если она за сказками пошла? - пригорюнился Максимыч.
   - Оно заказное, лично в руки надо передать да за него еще и расписаться в журнале необходимо... - объясняет почтальон.
   - А мне за Махоньку можно расписаться?
   - Нет-нет! Ты еще паспорта не имеешь, - наотрез отказалась тётя Нюра.
   - А маме за письмо можно расписаться? - спрашивает Максимыч.
   - Маме твоей в получении можно расписаться, да только она, наверное, на работе.
   - Да, на работе! А давайте к ней на работу сходим.
У неё паспорт всегда с собой, в сумочке. Я сам видел,- обрадовался Максимыч.
   - Давай, давай! Ты собирайся! Дверь закрывай, а я за это время почту до конца улицы разнесу и подойду к калиточке,- успокоилась тётя Нюра принятым решением.
   Она всегда волнуется, когда особые письма или бандероли людям разносит. Боится, как бы не затерялись. Ей ведь потом приходится отчитываться - вручила адресату или нет. А вдруг не успеет документ вовремя доставить и человек опоздает по вызову или еще по какому делу? Неприятности тогда будут кому? Почтальону тёте Нюре! Адресат спросит: "Почему задержали доставку и вовремя не оповестили?". Вот как строго.
   Но сейчас, откровенно, Максимыч и сам разволновался: из самой Москвы письмо да в таком конверте!
   Что там может быть?
   Паренёк наскоро оделся, закрыл входную дверь и побежал к калиточке.
   Тут и тётя Нюра подошла со своей почтальонской сумкой на боку. Сегодня лишь одно письмо осталось не доставлено - это письмо Марье Екимовне. Шутка ли сказать - из Москвы, из Института народного творчества! Нечасто в Рябинку такие письма приходят!
   Не успели тётя Нюра с Максимычем к зданию администрации подойти, где работает Варвара Петровна, как весть по деревне о письме уже разнеслась.
   Старушки у крылечка уже судачили между собой о таинственном письме из Москвы:
   - Неужто к Махоньке опять профессора в гости хотят пожаловать, сказок её послушать?
   - А может, её медалью хотят наградить?
   - Медалью? Выдумки! Разве за сказки медали дают? Медали вручают за героизм,- рассуждал между старушками дед Пантелей, ветеран войны.
   Когда народ заприметил Максимыча и тётю Нюру - примолк в ожидании. Те же прошли к кабинету Варвары Петровны, постучали.
   - Варвара Петровна, можно к вам,- обратилась тётя Нюра входя.
   - Можно, можно. А кто там за вами?
   - Да это сын ваш, Максимыч! Мы к вам по делу,- робко объяснила почтальон.
   - А что, собственно, произошло? - ещё больше удивилась Варвара Петровна, снимая очки и глядя на сына.
   - Да вы не беспокойтесь! Ничего особенного... Вот у нас письмо. Заказное. Для Махоньки. Его надо получить и расписаться, - объяснила тётя Нюра.
   - Хорошо. Ну а я-то тут причем? - глядя то на сына, то на почтальона недоумевала Варвара Петровна. - Письмо для Марьи Екимовны, ей и вручайте!
   Почтальон опять разволновалась:
   - Так оно заказное, из Москвы. Его мне надо обязательно вручить... А адресата нет дома. И в ближайшие дни не будет. Вот и хотела вам его передать, под вашу ответственность и под вашу подпись. А уж вы ей потом точно вручите лично в руки...
   Варвара Петровна сняла очки.
   - Так я теперь за свою соседку и почту должна получать?
   Тут в разговор вмешался Максимушка:
   - Мама, а вдруг в нем что-то срочное, особенное, а мы ничего не знаем? Ну, мамочка, его надо обязательно получить и расписаться. Махонька не обидится, если мы узнаем, о чем ей из Москвы пишут. Наоборот, похвалит, что получили и расписались.
   Тут Варвара Петровна немного успокоилась, подошла к почтальону:
   - Где письмо?
   - Вот оно, большое и красивое! - показала тётя Нюра яркий конверт.
   - Ну так и быть! - согласилась Варвара Петровна. - Где нужно расписаться?
   Почтальон открыла специальный журнал "Доставка" и отметила ручкой Варваре Петровне, где нужно поставить свою подпись. Затем положила журнал в почтальонскую сумку и лишь потом вручила заказное письмо лично в руки Варваре Петровне.
   Максимыч, не проронивший ни слова в этот ответственный момент, теперь не выдержал, подбежал к маме да так прямо и сказал:
   - Давайте сразу прочтем письмо. Может, там что-то срочное, а мы будем ждать Махонькиного возвращения и время потеряем...
   Варвара Петровна сконфузилась:
   - Чужие письма читать нельзя!
   - Ну какая она нам чужая - Махонька? Она нам ну самая-самая родная! Она ещё и рада будет, что мы всё вовремя сделали: и получили письмо, и прочитали,- уговаривал Максимыч свою маму в присутствии тёти Нюры.
   - А правда, Варвара Петровна, может, там что срочное. Так и мы, почтовики, поможем,- добавила для убедительности тётя Нюра.
   Варвара Петровна ка-пи-ту-лировала, то есть сдалась:
   - Ну коль вы настаиваете, так давайте почитаем. Куда денешься от этих проблем?
   Письмо было коротенькое, но на особой бумаге, гер­бовой. С подписью самого ректора Института народного творчества -И. Н. Земцова.
   Это было приглашение:
  

Уважаемая Марья Екимовна!

   Приглашаем Вас на Всемирный фестиваль народного творчества. Для участия в работе фестиваля Вам необходимо до 30-го числа отправить свою заявку с указанием количества лиц, Вас сопровождающих.
  

Профессор И. Н. ЗЕМЦОВ

   Институт народного творчества,
   г. Москва

Глава 2

   Озадаченный шел домой с письмом Максимыч. Где искать Махоньку, чтоб сообщить ей новость? А если пойти к участковому милиционеру? В милиции уж точно знают, как можно найти человека!
   "Ну а если Махонька где-нибудь в лесу? Как милиция её найдет? Через бурых медведей по рации?"- сам себе иронично отвечал паренек.
   Весь вечер не находил себе места. Вот уже и мама с работы вернулась. Вот и ужином запахло на кухне, а Максимыч все думал, думал...
   - Уж не простудился ли ты? - забеспокоилась Варвара Петровна. - Лица на тебе нет!
   - Мам, ну, скажи, как сообщить Махоньке, что её приглашают в Москву на фестиваль? - не унимался со своими вопросами Макс.
   - С чего это я буду ломать голову, где искать эту непоседу? Когда вернется наша путешественница, тогда и сообщишь! - рассудила мама.
   Это все в ее духе!
   Но ведь Махонька может опоздать с заявкой и не попасть на фестиваль. А для Максимыча это просто было бы катастрофой. Ведь фестивали не каждый день проходят!
А как хочется поехать вместе с Махонькой в Москву сопровождающим! Да еще побывать на Красной площади, в зоопарке, цирке... Да что говорить!..
   - Ладно! Ложись спать! - приказала мама,- утро вечера мудренее. На свежую голову лучше думается!
   Легко сказать: "Ложись спать!" А спать не хотелось. Долго Максимыч ворочался, не мог заснуть. А когда уснул - всякая белиберда снилась! Корабли какие-то, поезда, самолеты...
   "Нет,- решил он утром,- надо этот вопрос решать конкретно. Покажу-ка я письмо в школе учителю географии - Владимиру Петровичу. Он много путешествовал, любит ходить в походы. Уж он-то точно поможет".

Глава 3

   - Ну привет, ветеринар!
   - Зоолог-биолог, - встречали Максимыча на пороге школы одноклассники,- про письмо расскажешь?
   А куда деться? Надо рассказать!
   Тем более что в Рябинке новость про фестиваль уже обошла все дворы.
   Одни радовались за Махоньку, а другие ехидничали. Как говорит учительница литературы, у настоящего таланта всегда есть недруги. Это она имела в виду известных поэтов, музыкантов.
   Однако к таланту Махоньки это тоже имело отношение...
   На перемене одноклассники окружили Макса и конкретно потребовали:
   - Что за письмо? Покажи!
   Максимыч достал из портфеля конверт:
   - Вот оно!
   - Читай, читай! - все с любопытством окружили паренька.
   Максимыч открыл приглашение и громко прочел, чтоб всем было слышно.
   Кто-то из девочек съехидничал:
   - Не вижу проблемы!
   Огнейка набросилась:
   - Как это "не вижу проблемы"? А если Махонька задержится? Опоздает и не попадет на фестиваль!
   - Да-да, - подтвердил учитель географии Владимир Петрович,- я всегда утверждал и утверждаю, что она - самородок. И ей надо помочь!
   Для ребят это было неожиданно, ведь они так увлеклись письмом, что не заметили, как перемена закончилась.
   Учитель географии уже давно стоял с указкой у доски и ждал, когда его любимые ученики угомонятся.
   Но не тут-то было!
   Ребята разбежались по партам, на мгновение присмирели, но сдержать свои эмоции так и не смогли, зашумели, загалдели:
   - Владимир Петрович, ну что делать? Надо срочно искать Махоньку!
   - Нужно ей помочь!
   Учитель улыбнулся:
   - Чувствую, что эта проблема сегодня вас больше волнует, чем тема нашего урока.
   - Но ведь такие письма не каждый день людям приходят,- загалдели ребята, - надо срочно что-то решать.
   - Хорошо-хорошо! - сдался географ,- давайте обсудим данную проблему. Что касается меня, то я вам тогда изложу свою точку зрения. Вы выслушаете. А потом все вместе примем решение. Согласны?
   - Согласны, согласны! - оживились ребята.
   Ведь, откровенно говоря, приятно бывает иногда, что на уроке идет обычная болтовня. Не надо ничего ни читать, ни писать, ни решать, ни отвечать...
   Хотя для Максимыча, Огнейки и тех ребят, кто любит сказки Махоньки, это не болтовня. Это очень важная тема урока: как ее найти? Где искать сказочницу?
   Владимир Петрович взял указку, подошел к карте России и стал рассуждать вслух:
   - Сейчас важно оповестить максимально большее количество людей, что разыскивается Марья Екимовна - Махонька.
   Её приметы: маленькая ростом, одета в яркий сарафан, цветастый платочек, вышитый фартучек. На ногах ботиночки.
   Особые приметы... - педагог запнулся, - кто вспомнит особую примету Махоньки?
   - Рябиновые бусы на шее! - подсказали девочки.
   - Молодцы-молодцы!- учитель продолжил: - Сейчас нужно оповестить не только жителей нашего региона, - он обвел на географической карте указкой наш регион, - но и население соседних районов, областей. Более того, нужно размножить её фотографии, разослать по всем милицейским постам.
   - Правильно! Правильно! - подхватили дети.
   Чтоб на всех дорогах патрульные службы знали, что Махонька может проезжать или идти пешком.
   - А еще, а еще...- спешила добавить самая маленькая в классе девочка Надюшка, - надо написать в телепередачу "Ищем человека". Махонькину фотографию покажут по всей стране, и люди узнают, что эту бабушку срочно ищут в её родной деревне Рябинке.
   - Итак,- подытожил учитель географии,- с сегодняшнего дня по школе объявляется операция "Поиск". Вся информация о предпринятых мерах и результатах поиска сказочницы будет приходить к нам в штаб - в кабинет географии. Мы распечатаем фотографии Марьи Екимовны и подадим их вместе с заявкой на розыск в милицию. Девочки отправят письмо с фотографией на телепередачу. Все, кто хочет помочь нам в поиске, может также подключиться. Для этого нужно обзвонить знакомых, родственников в других населенных пунктах и поставить их в известность, что ведется розыск Марьи Екимовны. Надо действовать! - скомандовал учитель.
   - Ура-а-а! - обрадовались дети.

Глава 4

   Из деревни в деревню, от речки к ручейку, везде и всюду, с людьми и с животными, с травами и птицами, среди детей и взрослых - везде Махонька особенна, не похожа на других. И всех она оценивает одной мерой - совести, доброты, красоты. Она и впрямь - самый счастливый человек на свете! Каждый день радует ее своей новизной и неповторимостью.
   Птице человек всю жизнь завидует - она в свободном полете, на просторе. Так и Махонька в своих фантазиях летает из одного века в другой. Сейчас вот сидит тут, а через мгновение да и полетит в гости к князю Владимиру на подворье. За столами с Ильей Муромцем, Алешей Поповичем, Добрыней Никитичем примет угощенья, отблагодарит за прием и... дальше отправится в путешествие за три моря к царю Салтану.
   Она знает, что все в этой жизни зависит от того, какой сам человек. Взыскан судьбой, золотом осыпан, а несчастен, жалок и беден. Чист, светел духом - богат и счастлив, когда вокруг такая божья краса!
   "Баско! - скажет или - Красота-то какая!"
   Для этого надо быть богатым изнутри.
   Махонька богата способностью переноситься в своем воображении из прошлого в настоящее, а затем в будущее; из зимы в лето... Так и живет одновременно в реальности и в фантазиях. Душу себе лечит и детей этому учит.
   - Что-то надоела зима, напою я себе лето. В лете захотелось побывать,- скажет и запоет, как ей березки в лесу веточками машут, как травинки ей в пояс кланяются, как птицы свои песни поют. Она радуется жизни. Этой радостью делится с людьми:
   - Я одна-то и не хожу по свету. То Сивка-бурка меня сопровождает, то Царевна-лягушка мне поможет, а то и храбрая дружина Ильи Муромца заступится за меня в дороге, в обиду Соловью-разбойнику не дадут...
   Так она о своих путешествиях потом рассказывает
детям.
  

Глава 5

   Избушку лесника в низовье реки Песчанки Махонька давно знает. Во время своих странствий она уже не раз останавливалась на ночлег в этой сторожке.
   Вот и теперь после долгой дороги решила путешественница передохнуть. Вошла в избу - никого нет. Охотники, как и положено, оставили про запас спичек, крупы, сухих дров. Махонька захлопотала в своем временном пристанище: затопила печь, наварила каши, настояла из лесных трав душистого чая.
   - Ай да хорош лесной чай, Марья Екимовна, - сама себя прихваливает, довольная.
   Прибрала в сторожке да и легла спать. Незаметно и вечер прошел, ночь прошла, утро наступило...
   Махонька еще б, наверное, спала, если б не волчий вой. Да-да! Жуткий волчий вой, который то приближался к сторожке, то отдалялся. Но это не устрашающий вой свирепого зверя. Нет! Это вой-плач, разрывающий сердце. Вой был похож на причитания по безутешному горю.
   Эхо по всему лесу разносило печаль-страданье несчастного.
   - Ну как тебе помочь? Что стряслось, касатушко, с тобой? - спросила Махонька вслед этому вою, сочувствуя лесному бедолаге, попавшему в беду.
   Вой на время прекратился. Махонька взяла корзину и вышла на крылечко сторожки. Вокруг лес.
   "Надо хворосту собрать, растопить печь, воды с родника принести", - решила старушка.
   Пособирала все, что ей было под силу. Сложила в избушке у печки.
   Затем с ведерком пошла к ручью. И вот тут-то заметила, как в кустах вроде кто-то прячется. Насторожилась.
   "Почудилось!" - сама себя успокоила, набрала воды и пошла обратно.
   Но опять услышала шорох, шаги....
   Заспешила в сторожку.
   И опять этот вой.... У самой избушки. Вой-плач.
   - Да что стряслось-то, родимая? - вышла на крылечко, завидев неподалеку сидевшую на задних лапах волчицу.
   - Что, милая? Беда какая стряслась? Ну, расскажи, расскажи,...- обратилась Махонюшка к несчастной.
   Волчица не испугалась, не убежала, а, наоборот, опять приподняла мордочку кверху и протяжно завыла. Да так завыла, что и Махонька слезы с глаз фартучком смахнула.
   - Ну как я тебе помогу? Как?
   Волчица поняла, что Махонька готова ей помочь. Поднялась и, оглядываясь, медленно стала её увлекать за собой в лес. Так она и привела Махоньку к валежнику, где в капкане мучился, умирая, ее волчонок.
   - Вот злыдни! - запричитала Махонька на охотников и браконьеров.- Нашли когда капканы ставить! Когда детишек полон лес! Ироды. Ни чести, ни совести!
   Волчонок уже, возможно, несколько дней сидел в капкане. Поймался задними лапами и хвостиком.
   Знать, проходил мимо, не заметил железки. Вот и угодил, бедняга. Обессилел. Раны гноились, кровь запеклась. Махонька захлопотала вокруг несчастного. Попыталась пружину капканью раскрыть, чтоб выпустить малыша. Ан нет! Не поддается железка. Сил у бабушки не хватает.
   - Федосья,- обратилась она к невдалеке стоящей волчице,- пойду в сторожку, топор надо принесть. Так сподручнее будет капкан открыть. Ты поняла меня? Следом можешь не ходить. Жди здесь.
   Сбегала за топорищем. Подсунула под зубья капкана, надавила ногой, налегла на инструмент всем телом. Сразу отогнуть пружину не удавалось. Попробовала второй раз.
   "Вот где Максимыч бы помог,- вспомнила Махонька паренька-помощника. - Нет-нет, надо самой! За топором сбегала, а за Максимычем не побежишь. Уж больно далеко. Давай, Марья Екимовна, спасай волчонка-то... - так Махонька себя подгоняла и уговаривала.
   Наконец все же поддался ей затвор капкана, открылся.
   Махонька бережно вытянула больные лапки и хвостик из зубьев. Взяла малыша на руки. Он и не сопротивлялся. Волчица в сторонке все это наблюдала, хвостом виляла.
   - Федосья, я твоего дитя лечить буду. Его надо в сторожку отнесть, обмыть да отогреть,- обратилась Махонька к волчице.
   А та и не была против. Доверяла доброй женщине. Только следом все ходила. У крылечка сторожки на дозоре сидела да принюхивалась: чем это там, в избушке, сыночка её бабушка лечит и кормит.
   А тем временем Махонька заварила настой из трав. Обмыла несчастному все раны. Напоила травным чаем малыша. Волчонок у печки пригрелся. Через день стал глазки открывать, шевелить лапками, ушками. Махонька его травами выпаивала, раны обмывала гнойные. Хлопотала над ним и днем и ночью.
   Вскоре больной стал приподниматься. Махонька на радостях малыша взяла на руки и вынесла на крылечко матери - волчице дитя показать. Та забегала вокруг, в лес захотела увести спасеныша.
   - Федосья, не торопись! - прикрикнула на волчицу Махонька. - Он слаб еще. Пусть трав моих попьет, окрепнет!
   На том и порешили!
   И еще несколько дней лечился спасеныш в сторожке у Махоньки. А волчица рядом, у крылечка, на дозоре сидит. Завидев Махоньку, нервничает, просит дитя свое показать.
   А когда и совсем малыш окреп, так сам к матери на крылечко выскочил.
   - Федосья, ему глаз да глаз нужен! Следи, чтоб опять в беду какую не угодил! - это был последний наказ Махоньки волчице, уводящей в лес спасеныша.
  

Глава 6

   "Ну и мне пора обратно домой в свою Рябинку, - решила Махонюшка. - Как там Максимушко-то? Ждет, небось! Во все глаза глядит. И с Майкой, козой, поди, намаялся..."
   Засобиралась путешественница домой из сторожки да из лесу. Котомку на плечо, посошок в руки и в путь-дорожку. Идет по тропинке - песни поет. Долго ли шла - притомилась, присела на пенек. Костер разожгла. Грибочков напекла, хлебца достала - поела.
   В это время из чащи леса вышла к костру группа людей. Туристы. Молодые парни и девчата:
   - Здравствуйте, бабушка!
   - Здравствуйте, люди дорогие, - поклонилась в пояс Махонька, - присаживайтесь к костру, погрейтесь, отдохните.
   Молодежь обрадовалась приглашению. Покидали в сторонку свои рюкзаки. Шумят:
   - Бабушка, а вы, случайно, не из лесной сказки?
   - Из лесной, из лесной,- смеётся Махонька.
   - Вот кажется, что мы с вами уже где-то встречались!
   - Встречались, милые, встречались! Я ведь везде бываю, вот многим я и заприметна. Ну, доставайте свои кружки. Лесной чай вместе будем пить,- радуется веселой компании Махонька.
   Девочки достали котелки, кружки. Парни сбегали за водой. Махонька свои запасы душистых трав кинула в котелок для чая. Закряхтело, забулькало, запахло...
   - Ой, да как вкусно! - расхваливают девушки чай.
   Все угощаются, шутят, отдыхают...
   Махонька смотрит на суету молодежи, радуется. Светло на душе!
   А разговор сплетается как вьюн-трава:
   - Бабушка, а в лесу одной вам не страшно бродить? - спрашивают ребята.
   - А кого бояться? Здесь ведь все жители - наши друзья,- улыбается Махонька.
   - Да нет! Я не об этом,- настойчиво выспрашивает вихрастый паренек,- а вдруг волк выскочит из чащи леса, или медведь?
   - Нет, касатики, не боюсь! Ведь лесные жители - они тоже уваженье к себе хотят иметь: коль пришел к ним в гости, так гостем и будь в лесу. Не хозяйничай с топором да с капканами! Такова мудрость леса!- поучает молодых бабушка.
   В разговор вступила голубоглазая девушка, разглядывая пристально Махоньку:
   - А мне кажется, что я вас уже где-то встречала.
А может быть, просто видела... Но где? Не могу вспомнить.
   - А не по телевизору? - поддержала её подружка,- Кажется, что по телевизору. В передаче "Ищем человека". Говорили про особые приметы: рябиновые бусы... И еще говорили что-то про сказки...
   Махонька заерзала на пенёчке своем:
   - По телевизеру, говоришь, показывали? Когда, милая? Недавно? И сказки мои вспоминали?..
   Но разговор перебил вихрастый паренёк.
   - Что за особая примета - сказки? В детстве все любят сказки и мультфильмы по телевизору смотреть. И когда рассказывают бабушки, например, или мамы... Но чтоб в особые приметы человека эту любовь обозначить... Что-то здесь непонятное...
   "Заносчив парень!- про себя отметила Махонька. - Видать у него в детстве сказок было мало... Какой-то неотогретый, вот и не в ладу с добротой и открытостью других. Вроде как не ласковым словом глаженный, а окриками, как топориком, тесанный. Оттого и недоверчив ко всему!"
   Махонька оглядела шумную компанию. Затем направила взгляд на вечернюю зорьку: солнце уж клонилось ко сну. Огненно-красное зарево пробивало на горизонте перистые облака.
   - Баско! - благодушно залюбовалась красотой уходящего дня сказочница и тихо запела:
  
   На горы, горы высокой, раю-раю-раю!
   На прекрасные немалой, раю-раю-раю!
   На красы земле великой, раю-раю-раю!
   Тут стояли добры молодцы, раю-раю-раю!
   С ними рядом красны девицы, раю-раю-раю!
   Ленты в косы заплетенныя, раю-раю-раю!
   Только нету среди них, раю-раю-раю!
   Той, что молодца завьюжила, раю-раю-раю!
   Взглядом - холодом заинела, раю-раю-раю!
   Отогреть бы добру молодцу, раю-раю-раю!
   Жаром-пылом сердце девушки, раю-раю-раю!..
  
   Голос Махоньки набирал силу и эхом разносился по округе. Следом припев стали подтягивать девушки. А затем и парни забасили: "Раю-раю-раю!".
   Долго еще у костра студенты завороженно слушали Махонькины песни, сказки, были-небывальщины. Голос волшебницы то ручейком журчал, то морскими валунами поднимался-пенился. Удивлялись сказочному перевоплощению этой удивительной старушки: словно не в современности были с ней, а в далеком прошлом или в сказочном царстве-государстве.....
   Раю-раю-раю!
  

Глава 7

   - А вы знаете, бабушка, это вас по телевизору показывали,- не унималась голубоглазая девушка,- я теперь вас точно узнала. Показывали вашу фотографию: бусы рябиновые, платочек цветастый и песни-сказки.... Да-да! Вас ищут!
   Махонька встрепенулась:
   - А чего это они меня ищут? Кто ищет?
   - Вас срочно ищут, и всех, кто вас увидит, просят сообщить о вашем местонахождении. Только куда сообщить, я забыла. Школьники вас ищут...
   - Вот оно как! Неужто что в Рябинке стряслось? - рассудила Махонька.- Но куда я сейчас, на ночь глядя пойду? Вот утром и отправлюсь.
   - А мы вас проводим до дороги, чтоб вы опять не потерялись. Правда ребята? - добавила голубоглазая девушка.
   - Правда! Правда! - громче всех поддержал вихрастый паренек.
   Утро не заставило долго себя ждать, птичьими голосами разбудило.
   Махонька уже лесного чаю успела заварить для себя и своих новых друзей.
   Причесалась, умылась, с лесом попрощалась. Дружно позавтракали и в обратный путь все вместе тронулись.
   К полудню ребята вывели бабушку короткой дорогой к трассе. Остановили автомобиль. Посадили Махоньку. Водителя строго предупредили, чтоб до Рябинки довез бабушку. Тот обещал в точности все исполнить. Автомобиль тронулся. А Махоньке еще долго вслед студенты махали руками, платочками, кепками. Уж очень не хотелось расставаться со сказочницей....
   А тем временем автомобиль набирал скорость. Только вот водитель был чем-то вроде омрачен. Что-то ворчал себе под нос все время. То был недоволен дорогой, то был недоволен своей машиной. Внутри автомобиля тоже все кряхтело, гудело. Махоньке подумалось, что и автомобиль своего хозяина не жалует. У них взаимная друг к другу нелюбовь. Так ей показалось.
   - А чего это ты, милок, такой сердитый? - не удержалась и спросила Махонька угрюмого.
   - А вы, мамаша, радуйтесь, что не пешком идете,- грубо одернул водитель попутчицу.
   Махонька притихла. Её обескуражило такое обращение к ней. Она стала наблюдать за движениями водителя. Как-то он все делал резко, напористо. Махоньке даже показалось, что если б это была не машина, а лошадь, так он бы, кажется, такими же движениями, будто кнутом, стегал бы её, несчастную.
   - А ты, милок, помягче крути руль, подобрее... - стала Махонька его раздобривать.
   - Мамаша, не учите. Деньги готовьте! С вас за проезд причитается 20 рублей! Скоро уж Рябинка будет! - продолжал себя нагло вести водитель.
   Махонька вышла из себя окончательно:
   - А я, милок, не деньгами - золотом плачу!
   - Золотом? - переспросил водитель, глядя на свою попутчицу. - Да что-то не похоже, чтоб у вас золото водилось,- съязвил наглец.
   - А мое-то золото не в кошеле лежит. У меня особенное золото, самой высокой пробы. Мое золото в голове да в сердце. Единственное, которое не купишь, не продашь, - сказала достойно Махонька. Поскольку все же цену себе знала, талант свой высоко ставила. И грубости по отношению к себе не позволяла.
   И тут она тихо запела речитативом, сказкой то есть:
  
   Было у нас во Царе-граде:
   Наехало проклятое чудишшо,
   А уж ростом до семи аршин.
   Голова у него да как пивной котел,
   А ножишша как лежишша,
   А ручишша как граблишша,
   А глазишша как чашишша....
  
   Водитель присмирел, прислушался к странному пению-сказанию Махоньки. А та и рада стараться для удовольствия. Она пела-сказывала про Илью Муромца и про Чудище, страшное, противное, огромное. Противнее его и не было, наверное, никого на свете. Захватило Чудище сам Царь-град, заковало в железо царя и его храбрых воинов. Царица в горе к богатырю Илье спешит через топи да болота. Просит помощи от лютого "Чудишша". Старый казак Илья не испугался вступить в бой с лютым великаном. Выручил Царь-град и его жителей не только силой богатырскою, но и умом, своим спокойствием, добротой души. Ведь ему помогали не только его "сотоварищи", но и птицы, рыбы, звери. Так алчный, злой "Чудишшо" был побежден.
   Сначала Махонька пела вполсилы, потом её голос воспрял широко, вольготно. Водитель с замиранием сердца слушал свою попутчицу. И когда Махонька закончила своё исполнение, мужчина еще долго молчал, все боялся нарушить таинственную тишину от услышанного.
   А потом как вспомнил что-то! Одной рукой держа руль, другой стал искать под своим сиденьем что-то. Достал коробку с пакетом сладостей - конфет и пряников. Протянул Махоньке:
   - "Бабушка, возьми, пожалуйста! Больше при себе ничего нет! Возьми! Спасибо тебе великое, бабушка!
   Она к нему повернулась, так он ухватил её за шею и громко поцеловал в щеку:
   - Прости меня, бабушка, прости! - Махонька светилась солнышком. Так и доехала до Рябинки с почестями и подарками.

Глава 8

   И опять торопится Махонька к своему заветному мосточку через речку Песчанку. Торопится в Рябинку. С посошком в руке да с котомкой на плече с пригорочка спешит навстречу детишкам в родную деревню.
   - Махонька вернулась! - растрезвонили ребята-галчата, завидев издалека.
   Бегут спотыкаются: кто первым на шею бабушке кинется обнимать.
   - Голубочки мои ясные!
   - Соколики-воробушки! - также радуется встрече Махонюшка.
   - А мы искали тебя!
   - Везде куда можно звонили, писали!
   - Думали, что случилось с тобою?
   - Боялись, что потерялась!
   Перебивая друг друга, щебечут дети вокруг бабушки.
   А вот и Максим Максимыч бежит:
   - Ура-а-а! Вернулась! Как хорошо, что успела! А мы с ног сбились, искали!
   Подбежав, Максимыч подпрыгнул, подхватил Махонюшку да и закружил её, родную, как пушиночку.
   - Тут столько новостей накопилось без тебя! У Майки нашей козленочек народился!
   - А еще... А еще... - Огнейка его перебивает,- тебе письмо из Москвы прислали. Вот мы и ищем тебя по всему свету!
   - Письмо? - удивляется Махонька. - Какое письмо?
   -"Какое-какое?" От профессора, который приезжал к тебе за сказками!
   - За сказками?
   - Да-да! Тебя на фестиваль приглашают. А ты затерялась по лесам и не знаешь ничего о себе!..
   Вот тут у Махоньки и волненья прошли:
   - Так вы поэтому обо мне на передачу по телевизеру написали?
   - А как ты думала?
   - Да-да! На передачу "Ищем человека". А ты откуда знаешь?
   - Откуда? - прищурилась лукаво старушка-весе­луш­ка.- Люди добрые рассказали и привезли в родную Рябинку. Вот откуда!
   - Ура-а! - обрадовались дети,- значит не зря мы объявили с Владимиром Петровичем операцию "Поиск". Сработало!
   Счастливые дети довели Махоньку до калиточки.
   - Махонька, а ты много сказок раздобыла?
   - А самая лучшая из них какая?
   Махонька смеется:
   - Сказок полная котомка! Самая первая сказка вам про добрую волчицу и её сыночка-спасеныша. Но это будет завтра. А сегодня по дому похлопочу, да отдохну с дороги. Притомилась немного.
  

Глава 9

   Даже в детской радости Максимыч не забывал о своих питомцах. Ведь недаром его ветеринаром прозвали ребята! Вот и сейчас. Пошумели детишки вокруг Махоньки, но Максимыч не надолго отвлекся, принялся за дело после веселья. Надо ведь проведать козу Майку и её козленочка на выпасе. Как бы чего с ними не приключилось за это время! Пора их хозяйке возвращать. Вот он и пошел за ними.
   А Махонька по дому захлопотала.
   - Васькин Вась! Васькин Вась! - зовет любимого кота,- ты где опять ходишь-бродишь? Ты чего пискунов хвостатых так распустил?
   Махонька открыла все двери, все окна. Печь затопила. Затеяла уборку. С избой своей общается...
   Разговаривает с ведерком, веником, с половицами, крынками. Каждым словом, каждым движением своим выражает любовь и привязанность к родным стенам.
   Хотя что уж говорить! Избенка-то у нее уже давно ремонта просит: приземистая, скособоченная. Но для бабушки - это её родное гнездышко. Здесь она выросла, здесь её жизнь прошла, здесь она в старости.
   - А-а! Пришел, хозяин! - это обращение к коту. - Что ж ты, милок, племя хвостатое опять запустил? Расхозяйничались тут без тебя...
   Васькин Вась смущается, вокруг хозяйки вьется, все как бы прощенья просит за свои прогулки.
   А ну-ка за дело! - приказывает Махонька... и показывает на мышиные норки.
   Васькин Вась бегает, принюхивается.
   - А ведь точно, расхозяйничались хвостатые! - как бы соглашается котик с бабушкой.
   А Махонька не шутит:
   - Квартирант ты - не хозяин! Кто же так свое добро стережет? Запасы крупы все попорчены! Чем кормиться-то будем?
   Но глянула Махонька в окно и посветлела: вот и кормилица Майка показалась во дворе. Максимыч привел. Тут и "чудо-чудное" козленочек-дитеночек скачет вокруг.
   - Махонька, смотри какой красавчик! - поймал Максимыч непоседу, гладит по шерстке.
   Хозяюшка из избы бежит во двор, скорей к родимым, захлопотала вокруг Майки.
   - Да ты, моя голубушка, степеннее вроде стала.... Красавица! - поглаживает любимую козочку. - Так-то! От сыночка было б тебе стыдно теперь по крышам скакать.
   Максимыч подставил ведерко с водой Майке, напоил. Потянул за веревку:
   - Ну, пошли, пошли в загон! Ты, Махонька, ее не балуй. С ней нужно построже быть, чтоб порядок знала. Животных тоже воспитывать нужно, как и детей.
   - Конечно, голубочек мой,- соглашалась Махонька,- воспитанье - первое дело для Майки и её сыночка. Как козленочка-то прозвал? Как его кликать?
   - "Как-как"? Еще не надумал! Тебя все ждали. Твой, Махонька, наследник, ты и называй малыша! - поучал Максимыч подружку.
   - Тут, милок, каков его нрав, таков и он сам будет,- рассудила Махонька.
   - Да нрав такой, как и у Майки, - весь в свою маму! Непоседливый! - растолковывал Максимыч. - Я так думаю, что кличка ему по характеру подойдет: Вертлявый или Вьюн.
   - Вьюнок! А ведь так оно и есть! - любуется козленком Махонька, - Так пусть и будет Вьюнком. Я с тобой соглашаюсь, родимый!
   И пока Максимыч заводил своих питомцев в загон, Махонька следом шла, приговаривая:
   - Вьюнок серенький, Вьюнок беленький, Вьюнок умненький-разумненький...
   Максимыч знал, что в такие минуты сказочницу нельзя отвлекать своими расспросами-вопросами. Это особое состояние радости и озарения, в нем зарождается сказка...
   А письмо?
   "Ладно,- подумал Максимыч,- войдем в дом, там и про письмо подробно расскажу. Ведь это самое главное, ради чего мы Махоньку искали-торопили".

Глава 10

   - Махонька, а знаешь, почему мы тебя всей Рябинкой искали? Думаешь, только потому, что Вьюнок у Майки народился? - начал дипломатично издалека Максим Максимыч о самом главном.
   - А ты скажи, голубь мой, а я послухаю... - пристроилась Махонька на табуреточке, ладошки сложила на коленочках, приняла серьезный вид.
   Максимыч начал разговор:
   - Вот письмо заказное, которое пришло от профессора И. Н. Земцова.
   - Како-такого профессора? - переспросила Махонька - уж не того ли, который приезжал песни-сказки мои записывать?
   - Да-да, он! - воодушевился Максимыч поднимая многозначительно указательный палец, - он приглашает тебя в Институт народного творчества на Всемирный фестиваль. Вот!
   - Чтой-то я, сокол мой, ничего понять не могу.... Профессор в гости опять к нам надумал или я к нему в гости должна ехать?
   Максимыч заволновался: Махоньку впервые приглашают на такие мероприятия, вот она и не может сразу разобраться, для чего вся эта затея. Да и, откровенно говоря, откуда было знать Махоньке значение слов: "всемирный", "фестиваль", "институт"...
   Она жила в мире сказок и в мире сельских забот. Этот мир её радовал, вдохновлял. А все остальное - современное - по телевизору, радио, её почти не коснулось. Вот и невдомек сказочнице, что от нее хотят.
   Максимыч продолжал терпеливо объяснять дальше:
   - Махонька! В этом Институте народного творчества собираются со всего мира сказочники, певцы и танцоры, народные умельцы показать свое искусство народное.
А их выступления потом будут транслировать по всем каналам телевидения в мировых новостях. И тебя покажут. Где-то в далекой Индии или Мексике увидят тебя по телевидению и скажут: "Вот какая сказочница Мария Екимовна в России живет!" Правда, ведь интересно!
   - Правда, сокол мой! Ты всегда рассуждаешь верно, - согласилась Махонька,- только что мне надо для этого-то?
   - А надо, чтоб мы написали ответ профессору И. Н. Земцову, что ты согласна участвовать в работе фестиваля, поехать то есть!
   - Согласна, согласна! Пиши ответ!
   - Вот мы и думали, как написать ответ?
   А наш Владимир Петрович - учитель географии - говорит, что нужно продумать такое выступление, чтоб всех поразить, удивить. Вот! Что-то необычное...
   - Удивить, говоришь,- Махонька призадумалась, - необычное, поразительное...
   Максимыч притих. Он знает, что в такие моменты в Махоньке зарождается очередная сказка...
   - А если мы им расскажем о Метище. Давненько я такого не видала - не гуляла... Лишь по молодости моей в деревнях оно проходило, да забылось, - заблестели глаза Марьи Екимовны.
   - А что такое "Метище"? - удивился Максим Максимыч,- первый раз об этом слышу. Это сказка? Песня? Былина? Танец?
   Махонька отрицательно покачала головой:
   - Нет-нет, родимый! В отдельности это ни то, ни это.
А в единстве - оно все! Это праздник такой, сказочный! Только за давностью всеми забытый - праздник девичий и для честного народа.
   - А сколько "честного народа" для такого праздника нужно? - заинтересовался паренек, ведь он тоже хотел поехать на фестиваль.
   - А это я подумаю и тебе завтра скажу, - заключила Махонька.
   - Вот и хорошо. Мы завтра с учителем географии придем, а ты все и расскажешь. Только нельзя откладывать,- строго наказал Максим Максимыч,- осталось три дня для отправления заявки. Нужно успеть!
   Паренек запрыгал от радости, подхватил и закружил Махоньку:
   - Ура-а! Я так боялся, что ты откажешься от фестиваля. Ведь я давно хочу поехать в Москву, попутешествовать.
   - Поедем, поедем, и мир удивим,- заключила Махонька.

Глава 11

   С утра, до прихода гостей - школьного учителя и любимца своего. Максимыча, - Махонька успела с Майкой погулять на лужочке, понатешиться с Вьюнком, подышать вдосталь воздухом родной деревни Рябинки. Но главное - это мысли о поездке на фестиваль, о приглашении.
   - Надо такое понадумать-рассказать, какого они б впервые увидели да услыхали, - размышляла сама с собой сказочница. - Метище - это особенный девичий праздник. И надо его с былями-небылями так переплести, чтоб интерес пробудить, радость зародить...
  
   Об этом же был и разговор за столом в избе Махоньки с Максимычем и учителем географии сельской Рябинкинской школы - Владимиром Петровичем, который идеей сказочницы заинтересовался:
   - Да-да! Марья Екимовна, я где-то об этом, уже забытом, празднике читал. Это не столько праздник, сколько особое народное гулянье, в котором непосредственное участие принимали только девушки, а остальные - зрители.
   - А парни что, не участвуют? - сконфузился Максим Максимыч. Он так хотел поехать с Махонькой на фестиваль, что готов был на время перевоплотиться в кого угодно. Да и слово "Метище" он слышал впервые. Загадочное слово, какой-то праздник... Что на этот раз придумает фантазерка Махонька?
   - А парни, - серьезно продолжила свои объяснения сказочница, - парни собираются в стайки и неспешно идут за околицу к лужайке, где начнется Метище. У них особая роль - они себе на этом празднике невест выбирают.
   - Ну это другое дело! - захлопал в ладоши Макс. -
И мне можно выбирать невесту понарошку? Правда ведь, Махонька? - волнение паренька успокоилось.
   Но Владимир Петрович так строго взглянул на развеселившегося Максимыча, как на уроке, что обсуждение проблемы опять приняло свой деловой характер.
   Да! Макс сейчас совсем не против учительской строгости. Главное, что теперь он сможет в таинственном Метище уж точно принять участие!
   А Махонька продолжала свои объяснения по поводу задуманного:
   - "Метище"- от слов "отмечать", "метать взглядом", выбирать, значит, для себя невесту. А для этого девушки, прежде всего, должны быть красивы, чтоб быть "отмеченными". Поэтому они обряжаются в самое лучшее- шелковые, атласные рубахи, яркие сарафаны, бархатные душегреи или расшитые жилеты. На голове расшитые цветным бисером или жемчугом повязки - подобие высоких шапочек. На ножках - сапожки сафьяновы. В таком наряде девушки взаправду похожи на сказочных красавиц. Кроме названного, на шею девушек мамы, бабушки, тетушки надевали по нескольку нитей бус из солнечных янтарей, пурпурных кораллов, жемчугов. У кого что есть. Но и это не главное, главное- действа. Они проходят под песни-сказы.
   И Махонька тихо запела:
   Все премилы девушки,
   Девушки-красавицы
   Баско наряжаются,
   На народ сбираются.
   Вот идут по улице
   Чуть земли касаются,
   Чуть земли касаются -
   Стайками свиваются.
   Выплывают павами
   В хороводы красные
   И плывут к околице
   К той лужайке людною,
   Где парням не терпится,
   Присмотреть невестушку:
   Девушку нарядную,
   Суженую светлую -
   Чисто ненаглядную...
  
   - Понял, понял! - обрадовался Максимыч. - Я буду изображать парней на лужайке. А Махонька всему честному народу будет петь - рассказывать про невест. Но тогда нужны еще и девушки с хороводами...
   А Владимир Петрович удивленно добавил улыбаясь:
   - Так это наши, так сказать, современные конкурсы красоты! А вы, Марья Екимовна, и сама, верно, сочиняете эти сказы. В том смысле, что не только то, как до вас эта припевка была придумана, а и свое добавите про каждую девушку? Я правильно понял?..
   - А как ты думал, милый? Сама добавлю, украшу припевку про красну девицу и людям в мир пущу, чтоб слушали, запоминали и радовались, - открыла свою тайну Махонька.
   - Да вы не просто сказочница! Вы еще и поэт! - воскликнул вдохновленный учитель. - Я всегда говорил, что вы уникальный человек!
   Идеей Махоньки все были довольны.
   - Это не я придумала, это народ придумал, а мы забыли... Вот и напомним о старине,- заключила сказочница.
  

Глава 12

   С того момента в сельской школе пошло не просто оживление.
   В школе, да и в самой Рябинке, все зажужжало, как весной оживает пчелиный рой.
   - Значит так, - обратился Владимир Петрович после уроков к учителям и учащимся шестого класса, где учатся Огнейка и Максим Максимыч,- нам нужно обсудить наши дальнейшие действия. На фестиваль Марья Екимовна поедет со своей программой. Это будет инсценировка старинного народного праздника Метище. Уже завтра мы начинаем репетиции.
   - Ура-а-а! - обрадовались ребята.
   - Тише! Успокойтесь! Поедут те, кто будет включен в состав труппы, то есть артисты...
   Владимир Петрович, как командир, давал распоряжения учителям. Учитель музыки и танцев должна подготовить хороводную, танцевальную часть выступлений.
   Учителя литературы и истории должны были вместе с Махонькой составить сценарий программы. Ребята литературного кружка в библиотеке должны подобрать исторический и фольклорный материал для обогащения сценария. (Так прямо и говорил Владимир Петрович: "для обогащения сценария".)
   Учителя рисования, трудов и рукоделия в мастерских, в кружках получили задания особые - изготовление декораций, пошив костюмов, оформление сцены по заданным эскизам...
   И с того дня в мастерских, в школьном актовом зале, в библиотеке, ребята стали задерживаться допоздна. Всем нашлось дело. А всей работой руководил молодой и энергичный Владимир Петрович. В очках, с бородкой, с кучей бумаг под мышкой, он дотошно всех контролировал, а с ним вместе везде успевала и Махонька. Даже в школьных коридорах, а то и дома у детей шли репетиции. Особенно старались девочки. Учились под музыку и просто в такт водить хороводы "не касаясь земли".
   Махонька так увлеклась этой фестивальной подготовкой, что сама, казалось, помолодела.
   Учитель географии стал для неё беспрекословным авторитетом.
   - Так, милый, так! - во всем ему доверяла сказочница. - Ты правильно все порешил, ты нами и управляй.

Глава 13

   Кроме всего этого, Максим Максимыч получил еще и особые задания от Владимира Петровича. Индивидуальные.
   В частности, ему было поручено собрать в дорогу для делегации аптечку с необходимыми медикаментами. Вдруг у кого из артистов от волнения голова разболится или живот. Ну всякое бывает! Всем известно, что Максимыч охотно лечит животных. Но тут нужно оказать медицинскую помощь человеку!
   Так вечерами то с мамой, то с папой Макс читал еще и справочники по медицине и лекарственным препаратам.
   - Главное, - советовал ему папа, - не перепутай лекарства. Лучше запиши - что к чему.
   Максимыч даже тетрадку по такому случаю завел. Вложил её вместе с лекарствами и бинтами в коробочку и красной краской написал "Аптека" и сверху поставил красный крест - медицинский знак.
   А второе задание у Максимыча было еще труднее, чем первое.
   Владимир Петрович решил, что в поездке у делегации должен быть свой фоторепортер, который все сфотографирует. Ведь потом, по возвращении, надо в школе всем показать фестивальное турне Махоньки и ребят. А кому поручить серьезную аппаратуру? Максим Максимычу!
   Вот и сидел паренек вечерами еще и с кинокамерой, фотоаппаратом. Разбирал, собирал, заправлял пленки, кассеты...
   - Махонька, это даже труднее, чем аптечка с медикаментами,- сокрушался паренек. - Но самое главное, как сказал Владимир Петрович, нельзя потерять ни одного кадра, ни одной кассеты. Ведь если в поездке где-то второпях что-то забудется, как потом восстановить события? Фотографии, кинокадры - это страницы истории. Вот как! Теперь я понимаю, почему именно мне Владимир Петрович доверил кинокамеру и фотоаппарат. Уж у меня точно никто не отберет и не украдет "страницы фестивальных событий". Да я за эти бесценные "страницы" и подраться готов! - расхорохорился Максимыч, сидя у Махоньки в избе и разбирая за ее большим столом современную хитромудрую аппаратуру.
   - А ты, сокол мой ясный, свою ахваратуру на шею повесь да под рубаху припрячь. Целее будет! - подсказала с лукавством Махонька.
  

Глава 14

   Наступил долгожданный день отъезда на фестиваль.
С утра во дворе сельской школы громко играл оркестр. Собирались отъезжающие и провожающие: мамы, папы, бабушки, дедушки, родственники, соседи, чтоб с почетом и добрыми напутствиями попрощаться с артистами во главе с Марьей Екимовной.
   Подъехал автобус, украшенный шарами и цветами. Все выстроились для торжественного слова на школьной площадке.
   Заиграл школьный оркестр торжественную мелодию.
   Затем директор взял в руки микрофон и вышел вперед с обращением к отъезжающим:
   - Дорогие наши артисты!
   Мы желаем вам ярких, незабываемых впечатлений на фестивале. Желаем достойно себя показать, на других посмотреть! Не уронить чести нашей школы....
   Все провожающие захлопали в ладоши.
   Затем слово дали одному дяде - солидному мужчине в костюме.
   Директор его представил интересным словом "спонсор".
   Солидный дядя кашлянул в сторону, взял микрофон и громко объявил, обращаясь к отъезжающим:
   - Мы, работники конфетной фабрики, в дорогу вам подготовили сладкие подарки. - Он поднял над головой большую яркую коробку, перевязанную красной лентой.
   Все захлопали в ладоши.
   Послышалось со всех сторон:
   - Ура-а! Ура-а!
   Будто сладости в коробке для всех....
   Но солидный дядя дождался, когда провожающие успокоятся и продолжил:
   - А в коробке кроме конфет, пряников и мармелада мы вам дарим еще конверт. В нем деньги для экскурсий и других расходов во время поездки.
   И тут еще громче со всех сторон зашумели:
   - Ура-а-а! Ура-а!
   Тогда директор школы уже не стал дожидаться тишины, а просто объявил:
   - А теперь в путь-дорогу! В автобус!
   Опять заиграл оркестр.
   Как все перемешалось! Артистов посадили в автобус с цветами, музыкой, как героев космоса. Всем было весело! Уже водитель включил свой мотор и автобус тронулся, а на школьном дворе все звучал марш "Прощание славянки" и никто не торопился уходить.
   Такой линейки в Рябинке еще никогда не было!

Глава 15

   В поезде Махонька глаз не отрывала от окошка. Её радовали бескрайние поля, леса, реки, проносившиеся мимо. На станциях она старалась быть ближе к проводнику с флажком, чтоб разглядеть торопившихся на поезд или с поезда людей. Её удивляли большие и маленькие, яркие и скромные здания вокзалов и вокзальчиков.
   Она просила прочитать, что это за станция.
   Проводница говорила строгим голосом:
   - Печерская, бабушка! До Москвы еще далеко!
   А Махонька разводила руками в восхищении:
   - Красота-то какая! Баско!
   Проводница недоуменно пожимала плечами: станция как станция... Что в ней красивого?.. Странная бабушка...
   Только Максимыч все нервничал, как бы Махонька не затерялась где на перроне. За ней хвостиком ходил и контролировал каждый её шаг.
   Утром поезд прибыл в Москву. Люди выходили из вагона, прощались с проводницей, говорили всякие друг другу любезности, а Махонька, наоборот, взгрустнула, всплакнула...
   - Марья Екимовна, вам плохо? - спросил Владимир Петрович, - может таблетку от головы дать?
   - Нет, родимый, нет! Мне так здесь хорошо, что и уходить из энтого вагона не хочу. Дальше ехать разохотилась,- слезливо объяснила Махонька.
   - Так не положено! У нас билеты только до Москвы, - говорил педагог, - поезд обратно должен ехать сегодня, а мы обратно поедем только через неделю. Надо брать вещи и освобождать вагон!
   - Поняла, родимый, поняла! Я вот в дороге сказку сложила про наш дальний путь. Только конец ее так и не придумала,- оправдывалась Махонька.
   - А-а, сказку... На обратном пути и будет конец сказки,- улыбнулся учитель. - Сейчас у нас у всех только начало сказки, - подмигнул всем ребятам и повел артистов к выходу.

Глава 16

   На перроне в Москве уже бегала девушка в кепочке и искала самодеятельных артистов из Рябинки. Всех подряд спрашивала:
   - Вы не из Рябинки? А вы не из Рябинки?
   Люди удивленно отвечали:
   - Нет! Да нет же!
   Наверное, им хотелось понять, чем же так особенны те, кто должен приехать из Рябинки, что их ищут и боятся на вокзале потерять.
   Но когда эта девушка увидела на перроне Махоньку, она уже не спрашивала, а утверждала:
   - Вы из Рябинки! Правда ведь?
   - Правда,- ответила Махонька.
   - А я вас узнала! Профессор Земцов нам на лекциях о вас рассказывал, когда мы изучали устное народное творчество и культуру нашей страны.
   Девушка оказалась студенткой Института народного творчества.
   Как всем от её улыбки, от её гостеприимства стало тепло и уютно в незнакомом городе!
   - Светлана! - скромно представилась девушка Махоньке, Владимиру Петровичу и всем ребятам. - Я буду сопровождать вас во всех мероприятиях фестиваля. По любому вопросу обращайтесь, прежде всего, ко мне.
   Махонька оживилась:
   - Светонька! Красота-то какая! Баско!
   - Да, это очень красивый железнодорожный вокзал. Один из старейших в Москве, - объяснила Светлана, а потом скомандовала: - Ну что, пойдем!
   И вся группа пошла за этой милой девушкой по перрону к выходу в город.

Глава 17

   Делегацию из Рябинки для проживания, разместили в уютных комнатах общежития при Институте Народного творчества.
   Откровенно говоря, ребят удивили не сами комнаты с прекрасными условиями быта. Удивило большое количество людей, участников фестиваля, разместившихся на всех этажах этого гостиничного комплекса. Музыка, веселье, знакомства начались задолго до открытия торжества.
   Но Светлана строго наказала, чтоб без нее никуда не отлучались.
   Она рассказала о программе как самого фестиваля, так и о программе экскурсий, поездок, встреч.
   Всем была выдана фестивальная одежда: желтые отличительные накидки, кепки, жетоны на шею.
   Максим Максимыч кроме всего этого был еще увешан фотоаппаратом, кинокамерой, футлярами для кинопленок и разных кассет.
   В общем, ходячая новогодняя елка!
   Когда вечером Светлана повела свою группу на торжественное открытие в Концертный зал, ребята во все глаза смотрели на артистов-гостей со всех уголков мира. И у всех на груди висели на желтой веревочке жетоны с индивидуальным номером. Накидки и кепки обозначали, что это - гости фестиваля. Одинаковость объединяла всех в один фестивальный круговорот. Мысленно каждый из них про себя говорил:
   - Эти - наши, фестивальные! А вот эти - не наши. Они просто зрители...
   Но больше всех удивлялась Махонька.
   Такое разнообразие людей она видела впервые. Занимали свои места в зале шотландцы в ярких одеждах да в клетчатых юбках, в широких белых нарядах прошли арабы. Индианки с милыми родинками-точками на лбу улыбались Махоньке.
   Из Африки, Мексики, Японии... артисты, мастера народного творчества.
   Ой, да что говорить! Махонька только и дергала за рукав Максимыча, указывая на людей:
   - И энтих отфотографируй! А вон, гляди-ко, чудо! Снимай, родимый, снимай!
   Макс щелкал фотоаппаратом направо-налево и сам улыбался.
   Для многих ведь Махонька тоже была экзотикой: маленькая старушка в ярком сарафане с платочком цветным на голове, а поверх - фестивальная желтая кепка, накидка желтая, жетон на веревочке и под воротничок - рябиновые бусы... Живая сувенирная кукла, да и только!

Глава 18

   Отпечатанные программы раздали каждому участнику фестиваля.
   Выступление Махоньки и её группы распределено только на второй день и в числе последних номеров. Номинация "Сказочники - народные сказители".
   Махонька, всегда такая бойкая, смелая, тут немного заволновалась:
   - Эко за дела, Максимушко! Пока мы после всех дождемся нашего выхода, дак я и все слова позабуду...
   Максимыч, наоборот, подружку свою пытался настроить оптимистично:
   - Ты, Махонька, не так все поняла! Зря сейчас не волнуйся! Наоборот, после всех выступлений нам будут больше всех хлопать!
   - А в телевизере будут показывать? - выспрашивала Махонька.
   - И у нас в Рябинке и в других странах будут показывать... Фестиваль ведь Всемирный,- терпеливо объяснял Максим Максимыч, настраивая главную певунью-сказоч­ницу на успех.
  

Глава 19

   Утром рано Светочка - сопровождающая - разбудила свою группу артистов из Рябинки во главе с Марьей Екимовной и учителем Владимиром Петровичем.
   Ведь до начала выступления надо успеть перевести в Большой концертный зал декорации, костюмы.
   Для ребят это были очень даже приятные хлопоты. Подъехал фестивальный красивый автобус специально для делегации из Рябинки.
   Владимир Петрович давал распоряжения, куда какой реквизит размещать. Всем весело!
   Одна только Махонька приуныла. Что-то перебирала губами, нашептывала. Огнейка подошла поближе, слышит: Махонька свое выступление репетирует.
  
   Сказок полная котомка!
   От рассвета до рассвета
   По Архангельской сторонке
   Собирала многи лета...
  
   - Конечно, будут волнения,- улыбаясь обняла за плечи бабушку Светлана,- даже известные артисты перед каждым своим выступлением волнуются... Однако то, что вы делаете на сцене, Марья Екимовна, - это уникально!
Я наблюдала за вами вчера во время вашей репетиции. Успехов вам!
   Эти слова Светланы слышали все ребята. И сейчас они понимали, как важно собраться, чтоб помочь Махоньке в её выступлении. Один за всех и все за одного!
  

Глава 20

   Махонька не зря в основу своего выступления на фестивале выбрала всеми забытый праздник Метище. Этот праздник хоть и считается народным, а рожден, переплетен сказкой. А значит - сказочный.
   Махонька и сама в девичестве принимала участие в Метище, пока замуж не вышла. Зато потом часто по деревне была приглашенной зазывальницей-нарекальницей.
   Праздник этот является особым для девушек. Вчерашнюю девочку посвящают в совершеннолетие, признают за ней полное право встать в этот день в ряды готовых невест.
   И очень многое здесь зависело от нарекальницы, которая "наречет", то есть охарактеризует людям девушку. Но ведь это нужно сделать тонко, красиво и мудро. И без таланта здесь не обойтись...
   Уж сколько Махонька знала про Метище припевок, присказок, шуток-прибауток. А сюжет этой сказки один: сказочная царевна, величаво-статная, выходит из дворцовых палат в чисто поле в поисках суженого. Ей чинят на пути преграды: Соловей-разбойник напускает бури, силы черные Кощей Бессмертный. Все преодолевает и всех побеждает умениями, смекалкой, сноровкой и красотой сказочная царевна. Ведь она должна понравиться не только своему будущему суженому, а и его родне.
   Это сказочные смотрины. Каждое движение, перемещение для красавиц - значимо. Вот они собираются в стайки, разворачиваются плавно в шеренги и плывут "по улице" цепочкой туда, где на лужайке уже расположились зрители. В хороводе никто не должен сбиться, все соблюдают такт, все должны ступать "в ногу", а в нужное время и отвесить "чинный поясной поклон".
   От края до края как будто по рядам живые волны катятся из плавных девичьих движений-шагов. В таких представлениях зрители молчат, только парням можно между собой слегка пошушукаться. У них ведь особая работа: они приглядывают себе невест.
   После главных хороводов идут хороводы меньшие.
   Тут красавицы показывают свои умения и все в том же величавом малом хороводе. Первыми одна за другой выступают повязочницы. Они плавно образуют ряд. На головах вышитые их руками творения - высокие повязки, которые у всех разные, но каждая - просто диво! Шитые золотыми нитками, украшены жемчугами, цветными каменьями, лентами.
   Затем из ряда выступают златошвейки сарафанами покрасоваться. За ними - певуньи, плясуньи. Особенны хороводы с выпеченными на полотняных салфетках хлебами, пряниками, коржами.
   Ряженый в птицу-ворона или Змея Горыныча парень "случайно влетит" в хоровод так, чтоб девушку выкрасть. Она и тут покажет свою сноровку или подруги заступятся, не выдадут.
   А вдруг Кощей "громом ударит" или недругов ниспошлет, чтоб праздник нарушить. И здесь девушки управятся, но хоровод не собьют, выстроят и опять поплывут сказочным шагом.
   Только зазывальница знает заранее, как Метище будет проходить. Это она придумала праздник, она и сказывает-поет его. А зрители смотрят, слушают и радуются.
  
   Все премилы девушки -
   Славны сарафаны!
   Славны сарафаны,
   Бархатны кафтаны.
   Долгими ночами
   Шили-украшали...
   Шили-украшали,
   Дни свои считали.
   Ой-да, вы придите,
   Гости дорогие.
   Ой-да, посмотрите
   На труды земные:
   Настюшки-царевны,
   Ольги Алексеевны,
   Огнейки певуньи,
   Марьюшки танцуньи.
   Угоститесь, гости,
   Пряничком Агафьи.
   Прянички медовые,
   Да хлеба душистые.
   Помыслы - без корысти:
   Светлые да чистые...
  
   Так под Махонькины песни-сказы, притоптывания, прихлопывания и выступили рябинкинские артисты на фестивале. Уж как все правдоподобно получилось в сказочном представлении: и лужайка за околицей и Змей-Горыныч!
   И когда артисты кланялись под аплодисменты, занавес еще долго не закрывался. Махоньку и её друзей не хотели отпускать зрители. Красочное Метище взволновало всех гостей и участников фестиваля. Но больше всех радовался за Махонькино выступление профессор И. Н. Земцов. Он сидел в первом ряду в составе конкурсной комиссии и очень волновался за эту особенную, талантливую женщину, которую когда-то он с группой студентов в далекой Рябинке встретил. Поэтому сейчас он хлопал громче всех. Махонька даже со сцены услышала его голос: "Браво!". Ведь благодаря ему она имела возможность приехать на фестиваль и представить на суд зрителей свой труд и свой дар.
   Артисты тоже радовались. У них все получилось. Счастливые, поздравляли сказочницу, кланялись зрителям.
И лишь когда занавес закрылся, все обратили внимание на Огнейку.
   Она что-то в лице изменилась... Бледная, едва стояла на ногах. Подруги помогли ей дойти до гримерной. Здесь она совсем потеряла сознание.
   Вокруг неё захлопотала Махонька. К девочке вызвали доктора. Оказали первую медицинскую помощь. Огнеюшка пришла в себя и едва выговорила:
   - Сапожок снимите, сапожок...
   Когда с неё сняли артистические сапожки, оказалось, что гвоздь от каблука вонзился в пятку и ранка во время выступления Агнии истекала кровью. Но девочка виду на сцене не подала, что ей больно, ведь она была первой хороводницей. Нельзя было ни оконфузиться во время представления, ни выйти из хоровода. Во всех переходах, вьюн-кругах она так держала осанку, так величаво перебирала ножками, что никто и не заметил, как ей дорого дается каждое движение рук, головы, тела. Ведь сама Махонька в своих припевах хвалила-говорила о первой хороводнице:
  
   Перва девица ходила -
   Хороводы разводила.
   Где нога её ступала -
   Словно шелком расстилала....
   Вот Огнеюшка и не выдала своей боли. Держалась с достоинством.
   Зато потом! Ребята, в особенности Максимыч, оказывали ей свое особое внимание: лечили, угощали сладостями, подавали руки, чтоб не упала поддерживали "первую хороводницу" в благодарность за выдержку и прекрасное выступление. Вот как бывает иногда у артистов!
  

Глава 21

   Выступления фестивальных артистов продолжались не только в концертных залах, а и в Домах культуры, на предприятиях, на уличных площадях.
   Махонька была нарасхват. Её приглашали выступать с её былями-небылицами, сказками. Она охотно это делала: заразительно пела-рассказывала, да притопывала, да прихлопывала, что ей вслед и зал подпевал и притопывал.
А когда она затевала свою "Небывальщину да неслыхальщину", тут уж и слушатели слова подхватывали и били в ладоши:
  
   Небывалица в лицах - небывальщина,
   Небывальщина да неслыхальщина.
   У Федота овца да в гнезде сидит,
   Да в гнезде сидит, сиднем яйца несет.
   А потом из них вылупляются
   Не цыплятушки, а ягнятушки.
   Небывалица в лицах - небывальщина,
   Небывальщина да неслыхальщина.
   А у Прола в саду-то медведь живет,
   На деревьях живет, червячков клюет.
   А по утру летает над крышами
   В поднебесье взлетает до солнышка.
   Небывалица в лицах - небывальщина,
   Небывальщина да неслыхальщина.
   У Лексея Иваныча коровушка,
   Как на привязи, у ворот сидит,
   У ворот сидит - на чужих глядит.
   Рога выставит - лаем лает
   И чужих во двор не пускает!
   Небывалица?.. Небывальщина,
   Небывальщина да неслыхальщина!
   Все!
  
   А потом прижимала кулачки к груди и говорила:
   - Притомилась! Боле не могу! Пожалуйте завтра. В ниверситет приглашают. Там буду выступать...- и кланялась до полу.
   Популярности Махоньки на фестивале многие могли позавидовать!
   За ней стайкой ходили операторы с кинокамерами, фотокорреспонденты.
   Задавали вопросы:
   - Марья Екимовна, как вы сказки, побасенки, былины запоминаете? Как можете часами выступать - рассказывать и не повторяться? Откуда в вас столько сюжетов? Когда вы все это заучивали?
   Махонька смеялась:
   - Я и не запоминала. Дед рассказывал, от людей слышала - сказки сами "липли". А где-то задумаю да сотворю. Так сказка и родится с припевкой и припляской.
   Вопрос корреспондента:
   - Расскажите о своем детстве, о родителях.
   - Росла в большой крестьянской семье. Родина моя - Архангельский край. Пинежье. С детства петь любила. Песен знала много, любую новую песню с одного раза запоминала. Это у меня в бабушку и деда. А еще дед знал много старин. Вечерами, а то и ночами просили его:
   - Спеть-то споешь, Никитич?
   Дед и затягивал:
  
   Што из далеча да из чиста поля,
   Из того раздолья широкого,
   Тут не грузна туча подымалася,
   Тут не облако накаталося,
   Тут не облако обкаталося,
   Подымался собака, злодей Калин-царь... -
  
   так дед пел-сказывал старины про молодость Добрыни и бой его с Ильей Муромцем, со Змеем Горынычем, про Алешу Поповича, про Соловья Будимировича, про Ивана Грозного и его сына.... Бывало, если разойдется сказывать, так и спать не хотелось. Все слушали его сказы-напевы. Это были голоса прошлого, старины.
   Вопрос корреспондента:
   - Расскажите о группе артистов, с которыми вы при­ехали на фестиваль.
   - А приехала на фестиваль со своими помощниками. Первый из них Максим Максимыч. Он у нас в группе и артист, и фотограф, и доктор...
   Уж очень способный, все умеет делать! А это Огнейка - первая хороводница-плясунья.
   Наш учитель школьный - Владимир Петрович. А это Надюшка...
   Так, улыбаясь, всех представляла Махонька. Операторы, корреспонденты только и успевали своими кинокамерами щелкать.
   Вопрос корреспондента:
   - Скажите, ваши помощники уж не сказочниками в будущем хотят быть? Каковы их увлечения? Они, наверное, как и вы, любят сказки и собирают их?
   Махонька лукаво улыбнулась, обводя взглядом своих ребят:
   - Сказки они очень любят. Прибегают вечерами в гости послушать. Я им уж все старины, были-небыли пересказала. И все не устают. А уж кем они во взрослости будут - не знаю. Мой соседушко Максимушко хочет ветеринаром быть и свой зоопарк в наших краях открыть - птиц-зверей лечить, разводить. Девочки наши - мастерицы-рукодельницы. Их в школе учат кружева плести, вязать, вышивать. Наш школьный учитель Владимир Петрович детей любит. И все-то он с ними в походы по разным местам ходит. А сказка для них и для меня - это радость. Такое в телевизере не покажут. Живьем надо слушать...
   Когда Махонька закончила давать интервью, вся "пресса" вокруг даже зааплодировала. Уж как она хорошо отвечала!

Глава 22

   Каждый фестивальный день был расписан по минуткам. Куда только их Светочка, сопровождающая не водила!
   Махонька со своими друзьями успела побывать не только на концертах хоровых, сольных народных артистов, танцоров, сказочников, выставках народных умельцев, но и в цирке, Московском зоопарке...
   Один из мастеров резьбы по дереву, приехавший на фестиваль со своими работами, так полюбил Махоньку и её сказки, что за время фестивальных выставок успел даже вырезать на память небольшую деревянную статуэтку. Махонька в полный рост в её обычном наряде да с котомкой и посошком. Вернее, не совсем вырезал, а как бы это только обозначил. Сзади дерево оставил нетронутым, и фигура сказочницы слилась с ним в единое целое. Как с самой природой слилась. По внешности точь-в-точь она, Махонька. Сама суть её схвачена - выражение лица, взгляд, поза, - и в то же время она похожа на многих-многих бабушек, рассказывающих своим внучатам сказки.
   - Махонька, так это ж тебя вырезал умелец из Вязьмы! - удивился Максимыч, - а ну, станьте вместе, я вас сфотографирую!
   Щелкнул Максимушко на память Махоньку рядом с умельцем и его подарком.
   - Баско! - довольная, благодарила Махонька умельца, а подарок сложила в котомку. Она с ней не расставалась даже на фестивале.
   А в цирке-то было счастье!
   Максимыч во все глаза смотрел выступления акробатов, эквилибристов, клоунов.
   В антракте Владимир Петрович всем ребятам купил сладкой воды и мороженого. Девочки захотели цирковых пищалок. Тут же каждый себе выбрал по клоунскому носу, пищалке.
   - Ой, да вы меня этим свистом-щебетом оглушите враз! - смеялась Махонька над каждой свистулькой. - Максимушко, а чего ты себе ничего не выбрал?
   - Я что, маленький? Я на настоящей цирковой лошади проехать по манежу хочу,- вздохнул паренек.
   Махонька тайно шепотком обратилась к Владимиру Петровичу:
   - Родимый! Пойди к артистам! А может, и разрешат вывести да посадить парня на тех красавиц-лошадок. Да хоть бы и рядом постоять и то б было счастье Максимушке-то!
   Владимир Петрович так и сделал. Что он говорил артистам? Но лошадь цирковую с попоной и с лентами вывели на манеж. Ведущий объявил:
   - Наша Маркиза с удовольствием покатает на спине тех, кто любит животных.
   Махонька подтолкнула Максимыча:
   - Иди, иди, сокол ясный!
   Когда Макса посадили на спину Маркизы и повели лошадь вдоль зрительских рядов по манежу, ребята даже не удержались и замахали ему со своих мест, приветствуя. На что Максимыч также достойно помахал рукой с манежа.
   Тут Огнейка и щелкнула фотоаппаратом Максу кадр на память.
   Но был и последний фестивальный день - день закрытия фестиваля.
   Все организаторы, гости праздника собрались опять в Концертном зале.
   Приглашали на сцену и поздравляли дипломантов, номинантов и других награжденных. Все друг за друга радовались, а ведущие приглашали и приглашали на сцену то одних, то других артистов, умельцев, руководителей, организаторов праздника. Но вот подошла очередь и до мастеров устного народного творчества.
   Дипломантом фестиваля стала талантливая сказительница Марья Екимовна! Архангельская область. Рябинка!
   Под аплодисменты Махонька поднялась на сцену в своем сарафанчике, на ножках маленькие ботиночки, на шее ниточка рябиновых бус. Вся такая яркая, воздушная, словно птичка-колибри. Её поздравляли солидные дяди, высокие тети. И вручил диплом и хрустальную статуэтку - символ Фестиваля - сам профессор И. Н. Земцов. А потом вынесли на сцену подарок - большую коробку. В ней- телевизор. Махонька в микрофон всех от души поблагодарила. Но ведущие дальше объявили:
   - Приглашается группа артистов из Рябинкинской средней школы - собиратели фольклора, выступившие вместе со сказительницей в народных инсценировках.
   Под аплодисменты зала все ребята вместе с Владимиром Петровичем также поднялись на сцену. Им были вручены дипломы участников фестиваля и общий подарок для школы - видеоаппаратура с видеоприставками. Счастью ребят не было предела, даже запрыгали от радости. А затем и Махоньку принялись обнимать-целовать. Это ведь её заслуга! Её талант!
   Прощаться всегда немного грустно. Со Светланой не хотелось расставаться всем ребятам, уж очень к ней за фестивальную неделю привязались. Махонька её в гости в Рябинку приглашала.
   - Приеду! Теперь уж точно приеду! - обещала девушка.
   А Владимир Петрович грустно вздохнул:
   - Только бы не забыла, ведь обещала... приехать.
   Домой отправились уставшие, но счастливые. И каждый из ребят думал о том, что в жизни быть, ко всему прочему, сказочником, умельцем, танцором, песенником... да мало ли чем человеку можно быть увлеченным - как это интересно! Главное, чтоб эти увлечения радовали не только тебя самого, но и других людей. Так было в старину, так есть в наши дни, так будет и через много-много лет.
  

Глава 23

   Тем временем в Рябинке все жители от мала до велика не отходили от телевизоров. Ждали репортажей с фестиваля.
   Мама и папа Максима Максимыча также попеременно следили за телевизионной программой и передачей "Время".
   И вот как-то вечером Варвара Петровна готовила ужин на кухне. Вдруг слышит, как в столовой её муж с дивана шумно так подскочил, подбежал к телевизору.
   - Варюша, беги скорей! Наших показывают!
   Варвара Петровна бросилась к телевизору.
   - Какое чудо! Махонька, а вокруг журналисты.... А наш-то, наш, - с ребятами рядышком! Да весь в каких-то фотоаппаратах, солидный,
   Варвара Петровна забегала вокруг экрана, увидев сына.
   Муж одернул:
   - Дай послушать! Не причитай!
   "...А приехала на фестиваль со своими помощниками. Первый из них - Максим Максимыч. Он у нас в группе и артист, и фотограф, и доктор. Уж очень способный, все умеет делать..."- рассказывала Махонька с экрана.
   Варвара Петровна всплакнула от избытка чувств:
   - И в кого он у нас такой способный, сыночек наш? Моего в нем больше, чем твоего,- Варвара Петровна повернулась к мужу.
   - И не в тебя он, не в тебя! Для тебя кошка с собакой - это ходячая инфекция. А для него - это суть жизни, каждодневные радости. Так что, Варюша, наверное, он больше в Махоньку пошел, чем в нас с тобой, собственных родителей, - философски заключил папа.
   - Наверное, - ты прав! Вон он стоит в экране с ней рядом и о нас даже не вспоминает...
   - Значит, Варюша, надо нам с тобой парня больше понимать, больше ему доверять. Одними запретами личность не воспитаешь. Для личности простор мыслей, идей должен быть.
   - Да-да, ты прав! - согласилась со своим мужем Варвара Петровна. - Смотри, он с экрана нам улыбается!
   А через несколько дней в Рябинке знали и о закрытии фестиваля, и о дипломантах.
   Директор школы по такому случаю заказал большой автобус, и все, кто уместился в автобус, поехали встречать делегацию на железнодорожный вокзал.
   На перроне стоял шум-гам.
   Люди спрашивали друг друга, не генералов ли каких или начальников из министерства встречают?
   На что учителя и родители отвечали:
   - Махоньку встречаем. Сказочницу!
   - И ребят артистов. С Международного фестиваля Народного творчества.
   - Из самой Москвы.
  
   Теперь уже всем было интересно, и взрослым и детям, какие сказки в своей котомке на этот раз привезла Махонька в Рябинку. Какие?
   Время покажет!

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Сказок полная котомка

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Художественное издание

Чолакова Сусана

МАХОНЬКА И ЕЕ ДРУЗЬЯ

  

Заведующий редакцией В. Н. Котляров

Художник Ж. А. Шогенова

Корректор Н. В. Лысенко

Компьютерная верстка И. А. Зайчуковской

Лицензия N 00003 от 27.08.99

Сдано в набор 10.01.07. Подписано в печать 25.05.07

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Балтика.

Усл. печ. л. 5,25. Тираж 100 экз.

Издательство "Полиграфсервис и Т"

360051, КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская, 162

0x08 graphic

ООО "Полиграфсервис и Т"

360000, г. Нальчик, ул. Кабардинская, 19

Тел./факс: (8662) 42-62-09

e-mail: elbrus@mail.ruwww.elbruss. ru

  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"