Еще давно я слышал легенду - мол, существуют на Земле самые древние в мире Писания, именуемые Ведами, - древнее текстов Библии и всего написанного людьми, - и что в этих сакральных Ведах еще 5000 лет назад изложена вся мудрость человеческая. В них якобы предсказано будущее мира, заранее говорится о рождении основателей трех мировых религий - Будды, Христа и Магомета. Более того, в Ведах подробно описано строение материи, времени, дана космология Вселенной, вроде как даже измерены орбиты планет. И все это по откровению от Высшей Личности Господа - без измерительных приборов, научных исследований и сложных дифференциальных формул.
Давайте вместе разберемся - так ли это на самом деле?
Раньше достать священные тексты индуизма на русском языке было невозможно - теоретически, практически и физически. Их попросту не существовало. Некоторые мечтали хотя бы об английском переводе, но и тот заиметь было делом нелегким. Потом пришел век Интернета, и ситуация изменилась. Итак, прежде всего - о чем вообще пойдет речь? Постараюсь, чтобы вводное слово оказалось коротким и не нагружало излишней информацией.
Существуют главные четыре веды: Риг-веда (веда гимнов), Сама-веда (веда песнопений), Йаджур-веда (веда жертвенных формул), Атхарва-веда (веда заклинаний). В ведическую литературу также входят Итихасы (исторические повествования) и Пураны (древние былины) - все это, как утверждают апологеты индуизма, дыхание Абсолютной истины. И хотя среди массы первоисточников главнейшей книгой считается "Бхагават-Гита", она в данном контексте нас пока не интересует. По преданию, изначально существовала только одна Веда, но примерно 5000 лет назад Вйасадева (одно из воплощений Господа на Земле) записал Веды для людей этого века, разделив их на части. К слову сказать, мы с вами живем сейчас в эпоху Кали-юги. Она началась в 3102 году до н.э. и будет продолжаться еще 427 000 лет. Но это так, в качестве ненавязчивого ликбеза. Кали-юга знаменуется как век "железа" да "невежества".
Тексты Вед иногда называют шастрами (по-нашему - священными писаниями), большая их часть изложена полурифмическими четверостишьями, именуемыми шлоками. Кстати, запоминайте термины, я их больше повторять не буду. Если какой-нибудь неофит возьмется изучать религию прекрасной Индии, он прежде всего столкнется с огромным количеством имен Верховной Личности Бога, и поначалу даже подумает, что Веды противоречат сами себе. На самом деле парадокс прост - у Господа было огромное количество воплощений в нашей Вселенной (как в теле человека, так и в невидимых эфирных телах), каждое такое воплощение называется по-своему. Чаще всего вы столкнетесь либо с именем Кришны (Бог, явленный в облике человека), либо с именем Вишну (Бог - Творец многих вселенных). Насколько я смог разобраться, все же самое-самое-самое Верховное Божество именуется Нраяна - это некое безличное Начало Всех Начал. Поправьте меня, если кто глубоко сведущ в индуизме.
Сразу выскажу альтернативную точку зрения на проблему. Дело в том, что современные ученые имеют другое мнение - прежде всего по поводу датировки интересующей нас литературы. Они считают, что Веды составлялись в течение периода, который продолжался одну тысячу лет. Он начался с записи "Риг-веды" около шестнадцатого века до н. э. и завершился где-то в пятом веке до н. э. Понятное дело, ни доказать, ни опровергнуть это сейчас никто не может, так как тексты переписывались множество раз. А мы с самого начала попробуем занять по-возможности непредвзятую, нейтральную позицию по исследуемому материалу. В своих выводах мы будем основываться только на фактах, взятых из древнего письма, а также на фактах современной науки. Если кого заинтересовала тема - устраивайтесь на диване поудобней.
Итак, вопрос первый: что нам говорят Веды о строении материи, космоса и времени? Вдогонку вопрос второй: где об этом вообще можно прочитать?
Второй вопрос оказался намного легче первого, и вот сразу на него ответ: существует так называемая Бхагавата-пурана (одна из восемнадцати основных пуран), она же известна под названием Шримад-Бхагаватам или просто "Бхагаватам" - это часть священных писаний индуизма категории смрити. В них, по сути, имеется все, что нас сейчас интересует.
И начнем мы... а что ходить вокруг да около? Начнем сразу с атомной физики.
Для особо одаренных переводы текстов будут сопровождаться оригинальным письмом на санскрите:
маитрейа увача
чарамах сад-вишешанам
анеко 'самйутах сада
параманух са виджнейо
нринам аикйа-бхрамо йатах
Шри Майтрея сказал: атомы - это неисчислимые частицы, неделимые и не образуют отдельного тела. Из них состоит все единство мира, в том числе и люди.
сата эва падартхасйа
сварупавастхитасйа йат
каивалйам парама-махан
авишешо нирантарах
Атомы являются элементарной основой материальных тел. Они обладают безграничным единством и существуют вечно.
Если кто-то впал в преждевременную эйфорию, сразу хочу остудить страсти - пока что в этих шлоках не сказано ровным счетом ничего, кроме философской воды. Примерно то же самое утверждал Демокрит (460 - 370 года до н. э.), да и сама мысль, что все вокруг состоит из маленьких невидимых частиц - довольно проста. Ведь пока никакой конкретики. Кстати сказать, даже после открытия химических элементов еще некоторое время считалось, что атом в принципе неделим. Потом пришли физики-ядерщики, разрушив этот миф. К удивлению для некоторых, древние индусы также размышляли и о более сложных химических соединениях. Вы спросите, где доказательства? Вот доказательства:
анур двау параману сйат
трасаренус трайах смритах
джаларка-рашмй-авагатах
кхам эванупатанн агат
Два атома, соединяясь, образуют сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атома - один гекзатом. Их можно увидеть в лучах солнечного света, при этом хорошо заметно, как они поднимаются вверх, к небу.
Если не придираться к излишней аморфности текста, здесь говорится (ни много, ни мало) о простейших молекулах. К примеру, некоторые газы (водород, кислород) в свободном состоянии имеют именно сдвоенную структуру. Но вот незадача - в солнечных лучах, даже сквозь увеличительные стекла, никто никогда не увидит даже сложнейшие молекулярные соединения. Так что пока приходится издать вздох легкого разочарования, но тем не менее признать, что древние брахманы скорее мыслили по интуиции и, насколько было возможно на уровне научных познаний того времени, приблизительно попали в цель.
Все же я упорно продолжал искать в Ведах информацию о более глубоком строение материи... Нет, я не идиот, и конечно, даже в самых смелых мечтах не надеялся прочитать шастры о протонах, электронах или фотонах. Но хоть что-нибудь подобное, хотя бы намек... Увы и ах! Содержание текстов оказалось предельно ожидаемым:
маха-бхутани панчаива
бхур апо 'гнир марун набхах
тан-матрани ча таванти
гандхадини матани ме
Существуют пять грубых элементов - это земля, вода, огонь, воздух и эфир. Кроме того, имеются еще пять тонких элементов: запах, вкус, цвет, касание и звук.
бхута-матрендрийа-дхийам
джанма сарга удахритах
брахмано гуна-ваишамйад
висаргах паурушах смритах
Брахма, первый Пуруша, используя взаимодействие трех гун природы, сотворил пять грубых элементов, воспринимаемых органами чувств и ума.
Да... здесь уже разочарование посерьезней. Как все это старо и как знакомо, можно сказать, с давних времен идолопоклонства. Люди берут самое очевидное да самое значительное в жизни, объявляя это квинтэссенцией мироздания. Сила воды, сила земли, огня и воздуха... Честное слово, лучше бы на атомах поставили точку. Кстати, надо бы по ходу объяснить местную семантику. Термин "гуна" можно смело читать как "энергия", лично я так понял. Пуруша - уже нечто космическое, воплощение Вечного Бога в безграничном пространстве. Ладно, из песни слов не выкинешь, что в Ведах написано, то я и рисую. Может иметь место не совсем корректный перевод, но для решения этой проблемы существуют свои специалисты.
Дальше как в пословице - чем глубже в лес, тем больше дров. И все более и более убеждаешься, что представление древних индусов о свойствах материи мало чем отличалось от представлений африканских племен:
набхасо 'тха викурванад
абхут спарша-гуно 'нилах
паранвайач чхабдавамш ча
прана оджах сахо балам
вайор апи викурванат
кала-карма-свабхаватах
удападйата теджо ваи
рупават спарша-шабдават
теджасас ту викурванад
асид амбхо расатмакам
рупават спаршавач чамбхо
гхошавач ча паранвайат
вишешас ту викурванад
амбхасо гандхаван абхут
паранвайад раса-спарша-
шабда-рупа-гунанвитах
Преобразуясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Он наполнен звуком, а также несет в себе основы жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу. С течением времени воздух трансформируется в огонь, который приобретает различные формы, он может распространять звук и осязаем. Огонь, в свою очередь, тоже трансформируется, из него появляется вода со свойствами влажности и вкуса. Она имеет форму, осязаема и несет в себе звук. Преобразуясь, вода превращается в землю, которая имеет запах и сохраняет вкус, несет звук и обладает формой.
Увы, внутри этих строк мы становимся уже столь далеки от атомной физики, как Луна далека от планеты Нибиру. Ну ладно, с тем фактом, что небо порождает воздух - думаю, согласятся все. Эти два понятия почти тождественны, а само утверждение более чем очевидно. Из воздуха достать огонь - тоже не проблема (хотя огонь по своей сути - это не какое-то вещество, а возбужденное состояние электронных орбит разных химических элементов, в результате чего испускаются фотоны света). Тем не менее, второе утверждение, скрипя сердцем, мы принимаем...
Но вот как огонь превратить в воду, а сама вода потом становится землей - современные ученые, не изучавшие Вед, объяснить не в состоянии. Я тоже теряюсь в догадках...
Ладно, может, древние мудрецы были сильны в биологии, анатомии или строении человеческого тела? Изучая их старые тексты, наткнулся я и на эту тему, даже по ходу придумал поговорку: "кто ищет - тот в Ведах все найдет".
твак-чарма-мамса-рудхира
медо-маджджастхи-дхатавах
бхумй-ап-теджомайах сапта
прано вйомамбу-вайубхих
Все семь элементов тела: тонкий слой поверх кожи, сама кожа, плоть, кровь, жир, костный мозг и кость - созданы из земли, воды и огня, а дыхание жизни состоит из неба, воды и воздуха.
Шлок написан все по тому же принципу - что человек видит невооруженным глазом, о том и философствует. Впрочем, если подходить к проблеме крайне либерально, с широким диапазоном допустимых толкований, то текст-то в принципе не так уж и абсурден. Земля и вода (особенно морская) содержат массу химических элементов, и практически все они входят в состав человеческого организма. Понятно, что я сейчас утрирую, выступая как адвокат мертвых (т.е. давно почивших брахманов, творивших сии строки), пытаюсь найти хоть что-то рациональное в их суждениях и хоть что-нибудь произнести в их защиту. Но попытки быть объективным и непредвзятым даются мне все труднее, а комментарии, как вы заметили, все чаще соскальзывают в область язвительной иронии. Вот, кстати, в завершение сюжета:
дехе панчатвам апанне
дехи кармануго 'вашах
дехантарам анупрапйа
практанам тйаджате вапух
Когда нынешнее тело превращается в прах и вновь распадается на пять элементов, душа, владевшая телом, в соответствии со своей кармой сразу получает другое тело, созданное из материальных элементов.
То же самое можно было сказать гораздо проще "из праха ты взят, в прах и возвратишься", - то ли дело наша родная Библия: все доступно, все понятно, без лишних силлогизмов и гносеологических завихрений. Некоторые шлоки, надо признаться, либо откровенно антинаучны, либо попросту не понятны невежественному уму материалистов. Ведь мы живем, если не забыли, в век Кали-юги - период невежества и своеобразного научно-технического мракобесия. Пусть так, я не спорю с религией.
Но скажите, кто-нибудь может объяснить вот эти, к примеру, шастры:
тамасо бхута-сукшмадир
йатах кхам лингам атманах
Небо возникает из звука, а сам звук появляется из ложного эго и гуны невежества, и это символ Высшей Души.
рупа-матрад викурванат
теджасо даива-чодитат
раса-матрам абхут тасмад
амбхо джихва раса-грахах
Повинуясь высшей воле, огонь взаимодействует со зрением и порождает тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус.
Я иногда думаю - может, пять тысячелетий назад люди просто сидели и сочиняли романтические стихи? Может, к Ведам изначально и следовало относиться как к поэзии, а не учебнику по естествознанию? К тому же, опыт подсказывает, что всякие скользкие да противоречивые места священных писаний представители разных религий без труда толкуют - "аллегорически", "метафорично", "иносказательно". Никаким каверзным вопросом их в тупик не поставишь. И это относится не только к индуизму.
Так, так, так... с устройством материи мы немного разобрались. И каждый для себя, думаю, сделал собственные выводы. Старина Эйнштейн, между делом, как-то сказал, что материя неотделима от времени.
А что говорят об этом шастры?
Если кому-то интересно, я выписал терминологию ведических периодов времени, начиная с самого короткого. Вот данная последовательность:
Нас интересует, конечно же, самый короткий промежуток времени - говорится, что за этот период атомы вещества соединяются друг с другом, и он по сути является минимальным. Кто-нибудь из современных физиков сейчас бы одобрительно кивнул головой - мол, браво, древние брахманы! Ими высказана идея квантованного времени! Лично я не разделяю преждевременного восторга и думаю, что составители шастр попросту ткнули пальцем в небо. Они подумали - чем на большее количество частей мы раздробим каштху (8 секунд), тем вероятней, что укажем на тот самый незыблемый минимум. В те далекие века проверить их утверждения экспериментальным путем было немыслимо. А вот сейчас - без проблем.
Я опять о своей любимой ядерной физике. Действительно ли меньше трути (8/13500 секунды) уже ничего нет? Увы, брахманы явно поленились написать еще несколько дробей - вот тогда бы они, возможно, приблизились к истине. К примеру, время жизни пи-мезона (кванта сильного взаимодействия между адронами в ядре атома) измеряется порядком единицы, деленной на десять в шестнадцатой степени. Чтобы визуально почувствовать разницу, изобразим обе цифры в виде нолей после запятой. Вот минимальное время по версии Вед: 0,0006 секунды, а вот время жизни бедолаги пи-мезона: 0,0000000000000001 секунды. Думаю, комментарии излишни. Хотя даже это далеко не предел: векторные бозоны слабого взаимодействия живут порядка десять в минус двадцать второй длительности секунды, а виртуальные кванты других полей - десять в минус двадцать четвертой. Вспоминаются слова известной песни: "есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется - жизнь".
До настоящего момента мы пока знакомились с малыми и сверхмалыми периодами времени, теперь обратимся к противоположной крайности - астрономическим часам и о-о-чень большим числам. Затронута ли эта тема в индуизме? Не сомневайтесь. В качестве доказательства рассмотрим вот этот шлок:
три-локйа йуга-сахасрам
бахир абрахмано динам
таватй эва ниша тата
йан нимилати вишва-срик
Один день на планете Брахмы, которая находится за пределами трех планетных систем, продолжается тысячу циклов из четырех юг, и столько же длится ночь Брахмы, в течение которой творец вселенной погружен в сон.
Кто такой Брахма, мы узнаем уже очень скоро. Сейчас просто запомним одну вещь - если сложить вместе четыре юги, взять все это в скобки и умножить на тысячу, - получим один день жизни Брахмы. Казалось бы, простейшая арифметика. Но вот незадача - сколько же длятся эти загадочные юги? Ответ лежит неподалеку в шастрах:
чатвари трини две чаикам
критадишу йатха-крамам
санкхйатани сахасрани
дви-гунани шатани ча
Сатья-юга продолжается 4 800 лет полубогов, Трета-юга - 3 600 лет полубогов, Двапара-юга длится 2 400 лет, а Кали-юга - 1 200 лет полубогов.
Цифры, на первый взгляд, простые - но не настолько, чтобы воспринимать их прямолинейно. В Ведах говорится, что один год полубогов составляет 360 человеческих лет. Следовательно, период Сатья-юги равен 4 800 х 360, то есть 1 728 000 лет. Трета-юга длится 3 600 х 360, то есть 1 296 000 лет. Время Двапара-юги составляет 2 400 х 360, или 864 000 лет. И наконец, наша знакомая и почти уже родная Кали-юга длится 1 200 х 360, то есть 432 000 лет.
Вы за мной проверяете или нет? Я ведь могу и ошибиться. Ладно, давайте теперь вычислим, сколько длится день Брахмы. Складываем периоды четырех юг и умножаем на тысячу. Получаем умопомрачительную космическую величину - четыре миллиарда триста двадцать миллионов лет... Если еще округлить до четырех с половиной миллиардов - то это приблизительный возраст Земли, как сотворенного из газо-пылевой туманности тела. Тут самое время приверженцам индуизма захлопать в ладоши, запеть "Харе Кришна" и воскликнуть: "Мы же вам говорили! В Ведах все написано правильно!"
Честно сказать, даже меня на некоторое время обескуражили эти данные. Но... читаем дальше:
йад ардхам айушас тасйа
парардхам абхидхийате
пурвах парардхо 'пакранто
хй апаро 'дйа правартате
Жизнь Брахмы, которая продолжается сто лет, делится на две части - первую половину и вторую. Первая половина жизни Брахмы уже прошла, и сейчас идет вторая половина его жизни.
Так, снова придется браться за калькулятор. Урок математики продолжается. Если один божественный день - это 4 320 000 000 наших безбожных лет, то глобальный космический год равен (умножаем на 365) - 1 555 200 000 000 - полтора триллиона земных лет! Ох, не перегреть бы оперативную память от столь огромных чисел! Теперь подходим к самому для нас важному. В шлоке говорится, что от начала мира прошло полжизни Брахмы (50 лет). Иными словами, нужно поднатужиться и полтора триллиона еще умножить на пятьдесят. Получается... что-то около семидесяти восьми триллионов лет назад, по ведическим писаниям, возникла наша Вселенная. Внушительно, ничего не скажешь.
Что же говорит нам современная наука? После так называемого Большого Взрыва минуло около 13,7 миллиардов лет - всего-то на всего три дня жизни Брахмы. Много ли за три дня успеешь? Древние мудрецы, при всем к ним уважении, увы, явно перестарались в оценках астрономических времен. Даже если кто не верит в Большой Взрыв и поклоняется стационарной Вселенной - все равно ошибка. Стационарная Вселенная по своей концепции вечна и вообще не имеет начала...
Теперь обратимся к основополагающему вопросу космологии - как же возник наш мир? Веды дают на это более чем подробный ответ. Но на основании всего выше изложенного, у меня уже, признаюсь, нет никаких надежд, что мы увидим расширяющийся космос, образование планет и звезд из газо-пылевых туманностей, или хотя бы отдаленно похожие описания деяний Господа. Если бы древние авторы написали просто: "создал Бог мир", и на этом поставили б точку, не вдаваясь в подробности, - они бы оказались тысячекратно правы. Мудрейшими из мудрейших. С ними попросту невозможно было б теперь спорить, разве только об идеалистическом и материалистическом начале Бытия.
Но нет. Надо обязательно придумать красивую сказку - полагая, что чем изящней она выглядит для слушателей, тем более приближена к истине. Эта ошибка совершена в Библии, она же совершена в Коране. Веды - не исключение.
Ну, давайте прочитаем вот это:
сах эведам сасарджагре
бхагаван атма-майайа
сад-асад-рупайа часау
гунамайагуно вибхух
В начале материального творения, оставаясь трансцендентным, Бог, эта Абсолютная Личность, с помощью гун создал энергии причины и следствия.
Вот, кстати, где надо было ставить точку, заканчивать повествование. Но фантазия брахманов неслась быстрее их письма...
татас тенанувиддхебхйо
йуктебхйо 'ндам ачетанам
уттхитам пурушо йасмад
удатиштхад асау вират
Из семи принципов деянием Господа возникло лишенное разума яйцо, а из него появилось знаменитое Космическое Существо.
Ну наконец-то! Давний философский спор, что первично - яйцо или курица, удачно разрешен! Пураны однозначно говорят - яйцо. Веды ведь врать не могут.
По сути, это огромное Яйцо и является внешней формой нашей Вселенной. Дабы не утомлять читателя санскритом и шастрами, коротко расскажу, что происходило дальше.
Космическое Существо, о котором идет речь, вначале было совершенно недвижимое. Господь Вишну в разных Своих воплощениях входил в разные части его тела, пока этот гигантский Голем, наконец, не зашевелился. Не помню уж каким образом, но внутри Яйца появился огромный океан Причинных вод - на которых Вишну, воплотившись в огромное духовное тело (надо полагать - того самого Существа), возлег отдохнуть и подумать крепко. Читаем далее:
йасйамбхаси шайанасйа
йога-нидрам витанватах
набхи-храдамбуджад асид
брахма вишва-сриджам патих
Пуруша возлежит на водах Вселенной, и из озера Его пупа вырастает стебель лотоса, а из цветка лотоса на вершине этого стебля появляется Брахма, господин всех конструкторов во Вселенной.
Выше уже где-то говорилось, что Пуруша - суть воплощение Вишну в космической энергии (да простят меня адепты индуизма, если я не совсем корректен). Также в начале повествования я предостерег читателя, что у Бога будет множество имен, и это никакое не противоречие. Между прочим, в Библии ситуация хоть намного и проще, но примерно та же. Имен у Создателя минимум несколько - Иегова, Господь Саваоф, Отец Небесный...
Кстати, как я и обещал, мы наконец познакомились с Брахмой - первым сотворенным существом - и уже знаем, что живет он очень-очень-очень долго. Позже мы увидим, что ему дана власть творить весь остальной мир. Правда, столь почетную роль надо еще заслужить, поэтому прежде его ожидало время строгого аскетизма да медитации.
калена со 'джах пурушайушабхи-
правритта-йогена вирудха-бодхах
свайам тад антар-хридайе 'вабхатам
апашйатапашйата йан на пурвам
Когда его медитация достигла цели, Брахма обрел необходимое знание и увидел в своем сердце Всевышнего, которого до этого ему никак не удавалось узреть.
тад вилокйабджа-самбхуто
вайуна йад-адхиштхитах
падмам амбхаш ча тат-кала
крита-вирйена кампитам
Потом Брахма заметил, как от порывов ветра на поверхности воды, из которой рос его лотос, поднялись волны, и лотос стал раскачиваться из стороны в сторону.
тад вилокйа вийад-вйапи
пушкарам йад-адхиштхитам
анена локан праг-линан
калпитасмитй ачинтайат
Восседая на лотосе, он стал размышлять над тем, как сотворить планеты, которые до этого в непроявленном состоянии уже были помещены в лотос.
падма-кошам тадавишйа
бхагават-карма-чодитах
экам вйабханкшид урудха
тридха бхавйам дви-саптадха
Служа Верховной Личности Бога, Брахма вошел внутрь лотоса, который раскинулся на всю вселенную, и разделил его сначала на три мира, а затем на четырнадцать уровней.
Господа ученые, о каких газо-пылевых туманностях вы говорите? Какое реликтовое излучение? Какая гравитация? Что вы морочите народу голову? Ведь ясно сказано - все произошло из стебля Лотоса. Вот к чему - к какому плачевному состоянию привел нас век Кали-юги, век "невежества" и "железа", - мудрецы мира сего докатились до математических формул и бредовых квантовых теорий, когда в шастрах все доступным образом изложено. И нет вопроса, на который бы не нашелся экзотичный ответ.
Впрочем, если серьезно, я иногда спрашиваю себя - почему Бог не открыл своим пророкам правду? Почему бы три-четыре тысячи лет назад не рассказать о Большом Взрыве, о галактиках, о форме планет? Почему несчастного Джордано сожгли именно с благословения Папы, а Высшие силы даже не попытались этому воспрепятствовать?
Духовные люди, последователи различных религий и сект, аргументируют свою позицию тем, что в древние времена народ был еще малограмотен и, как следствие, не способен принять такие сложные откровения. Но позвольте, любую проблему можно изложить простым доступным языком. Вот, хотя бы про Большой Взрыв вполне приемлемы были бы такие строки:
"И создал Господь мир из маленького плотного огня, который, разгораясь, расширялся во все стороны света, и потом разделился на множество отдельных частей. Одной такой частицей стало наше Солнце. А все звезды на небе - тоже солнца, только расположенные очень-очень далеко, поэтому и кажутся нам такими крошечными..."
Теперь скажите - чего тут непонятного? Даже первобытный человек соображал, что если факел держать вблизи лица - он ярко светит и палит, а на большом расстоянии этот же факел выглядит лишь едва заметной искоркой.
Но ведь нет - ни в одном древнем религиозном писании не находится ничего подобного... или я чего-то не знаю?
Ладно, идем дальше. В нашем изучении Вед мы, кажется, подошли вплотную к сотворению человека:
атхабхидхйайатах саргам
даша путрах праджаджнире
бхагавач-чхакти-йуктасйа
лока-сантана-хетавах
Тогда Брахма, получивший свое могущество от Верховной Личности Бога, решил создать живые существа и произвел на свет десять сыновей.
арвак-сротас ту навамах
кшаттар эка-видхо нринам
раджо 'дхиках карма-пара
духкхе ча сукха-манинах
Человек, обладающий пищеводом, происходит на девятом этапе творения. Люди находятся под влиянием гуны страсти, хлопочут о чем-то в гуще полной страданий жизни, но считают себя счастливыми.
Далее я вынужден многое пропустить - так как в "Бхагавата-пуране" довольно долго и довольно занудно описывается в подробностях создание всех частей человеческого тела. Что примечательно, так это то, что каждому органу на теле соответствует свое локальное божество, управляющее действием данного органа. Ну... это типа того, как ветром повелевает бог ветра, огнем - соответственно, бог огня, и так далее... Ничего представляющего интереса для современной науки.
Все же мимо одного шлока я не мог пройти равнодушно. Надо записать его для истории, вот он:
гудам пумсо винирбхиннам
митро локеша авишат
пайунамшена йенасау
висаргам пратипадйате
Затем сформировалась прямая кишка, куда, вместе с функцией выводящих органов, вошел их повелитель Митра. Так живые существа обрели способность испражняться и мочиться.
А теперь держу пари - никто из вас раньше и не догадывался, что для того, чтобы просто-напросто сходить в туалет, мы должны воздать хвалу полубогу Митре, благодаря которому мы вообще обрели такую чудесную способность.
В Пуранах приводится точное количество всех сотворенных форм жизни. Не утомляя читателя "многими буквами", скажу коротко - в нашем мире, по версии Вед, существует 900 000 разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2 000 000 типов растений, 1 100 000 типов насекомых и пресмыкающихся, 1 000 000 видов птиц, 3 000 000 видов животных и 400 000 человеческих тел. Всего на разных планетах Вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни.
Теперь стоп! Это как минимум интересно. Для начала обратимся к научным данным. По приблизительным подсчетам на Земле обнаружено около 1,2 млн. видов флоры и фауны. И, с первого взгляда, Веды не так уж далеки от истины... Но! Большая часть живых организмов попросту еще не обнаружена, а дно океана вообще исследовано не более чем на пять процентов. Это первое. Цифра 8 400 000, и так сама по себе низкая, относится не только к Земле, но охватывает все "обитаемые планеты Вселенной". Это второе. Особое изумление вызывает сие число - 400 000 человеческих тел! Что это? Откуда? О чем вообще разговор?
Увы и еще раз увы! Как только речь заходит о цифрах, то с реальными данными расхождение по всем параметрам.
Эта мысль касается и астрономии, о которой пойдет речь ниже. Древние индусы имели особое пристрастие к космосу, поэтому неудивительно, что ему посвящено немало шлоков. Вот один из них: