Чугунная Тыковка : другие произведения.

Что такое критика?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не ищите тех, кто будет хвалить ваш роман - эти люди не способствуют вашему развитию.

  Начинающие авторы не могут адекватно оценивать свои рукописи - у них нет необходимого навыка. Это умение приходит только с опытом, поэтому новичкам жизненно необходимы критики, но не абы какие, а начитанные, доброжелательные и искренние.
  
  В подавляющем большинстве члены семьи - это не самый лучший вариант. Они любят нас и видят в наших произведениях не коммерческий продукт, а частицу нашей души. Исключения попадаются довольно редко.
  
  Не ищите тех, кто будет хвалить ваш роман - эти люди не способствуют вашему развитию. Если вы новичок, вы по определению не можете сразу написать гениальное произведение. Ваша задача - найти максимальное количество огрехов и исправить их до того, как рукопись уйдет в издательство. Ищите человека, который поможет вам в этом.
  Самый лучший критик - это тот, кто разберет ваше произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что - не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе. Он будет стараться помочь вам довести книгу до ума.
  
  Самый худший критик - неудачливый злобный литератор. Он и сам ничего не добился (по большей части из-за лени и веры в мифический талант), и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Такие деятели лишь самоутверждаются за счет новичков.
  
  Постарайтесь, чтобы вашу рукопись прочитали несколько человек: что упустит один, заметит другой. Но все бета-ридеры (именно так называют первичных критиков) должны входить в вашу целевую аудиторию. Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.
  
  Я не советую выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв - это может быть человек совершенно неадекватный. Во-вторых, опубликовав сырую рукопись, вы отпугнете потенциальных читателей. Большинство людей не в состоянии сказать, что именно им нравится или не нравится в книге: они оценивают текст с точки зрения "пошло-не пошло". Многие пробегутся глазами по недоделанной рукописи и раз и навсегда решат, что вы плохой автор. И никто не вспомнит, что это всего лишь черновик.
  
  Хорошие бета-ридеры - это находка для писателей. Иногда даже стоит нанять профессионала, чтобы он раскритиковал ваше произведение. Грамотный разбор полетов - это уникальная возможность научиться чему-то новому.
  
  Как реагировать на критику
  
  
  Я разговаривала со многими авторами о критике: все сходятся на том, что десять восторженных отзывов напрочь перечеркиваются одним негативным, а уж тем более -- язвительным.
  
  Но хоть критика -- штука болезненная, с ней все равно надо иметь дело и, по мере возможности, "делать из лимона лимонад". Сбор мнений -- самых разных -- это лучший способ нащупать свою нишу и определить целевую аудиторию.
  
  Личный опыт: Несколько моих приятелей, которых я очень ценю и уважаю, не в состоянии читать мои книги -- они кажутся им перегруженными информацией. И они постоянно советуют мне сделать "версию лайт". Обидно ужасно, мне бы хотелось им нравиться, но теперь я точно знаю, что людям с такими-то читательскими предпочтениями бесполезно предлагать мои романы. И точно так же, собирая мнения, я вычислила, кто с очень большой вероятностью заинтересуется моими книгами: попадание почти стопроцентное.
  
  Многие редакторы, кстати, отказываются говорить откровенно, что они думают о наших произведениях. Они стараются смягчить удар: "У нас нет нужной серии" или "Давайте подождем до лучших времен". Они слишком боятся обидеть впечатлительных авторов. Практически каждый из них в свое время говорил все, что думает, и в результате нажил врага.
  
  Между тем, откровенные отзывы крайне важны. Я всегда прошу читателей высказываться откровенно и обещаю не обижаться и не защищаться: так проявляется более-менее достоверная картина -- как люди могут реагировать на мои книги.
  
  Не всякий критик -- враг писателя. Более того, грамотный критик -- это человек, который может подтолкнуть нас в нужном направлении, показать ошибки и вдохновить на дальнейшие подвиги.
  
  Личный опыт: Я очень благодарна критику Дмитрию Бавильскому за то, что он разгромил в пух и прах один из моих ранних романов. Он подробно разобрал две страницы и у меня буквально открылись глаза. Я и не подозревала, как много у меня было стилистических ошибок. Собственно, мое увлечение писательской техникой как искусством началось именно с этого разговора.
  
  Книга должна нравиться людям входящим в нашу целевую аудиторию. То, что говорят читатели, не покупающие книги в нашем жанре, можно смело оставлять без внимания. Исключение -- самые близкие друзья и родственники.
  
  Личный опыт: Я сама очень люблю игру со стилями -- когда в романе можно найти главы, написанные разными литературными языками. Для меня это признак высокого класса. Не так давно я получила отзыв от девушки, которая назвала все это излишне вычурным. Я специально поинтересовалась, что она читает: разумеется, она не входила в мою целевую аудиторию. Ей глубоко чужда игра словами и ритмами. Значит ли это, что мне надо подстраиваться под ее вкусы? Разумеется, нет.
  
  Беспредметную критику (отзывы вроде "Чушь!", "Мне не понравилось" и т.п.) следует воспринимать как информационный шум. Такие высказывания не помогают нам вырасти в профессиональном плане.
  
  Личный опыт: Каюсь, я иногда вступала в спор с такими комментаторами и пыталась выяснить, что же именно им не приглянулось. Ответа, разумеется, не дождалась. Или дождалась, но в еще более туманной форме: "Да все плохо -- от начала до конца". Даром потраченное время и нервы.
  
  Иногда нас начинают критиковать по глупости, по злобе или просто из зависти -- такое тоже бывает.
  
  Личный опыт: один автор, чью рукопись я отвергла как литературный агент, обиделся и решил напакостить: написал отрицательные отзывы на мои книги везде, где только можно. Ну что ж... Врагов нет только у покойников.
  
  Выводы: Слушать надо всех (это поможет нам определить свое место в литературном мире), а прислушиваться только к тем, кто действительно может помочь нам.
  
  И еще важный момент: нельзя относиться к своим книгам как к детям. Это невероятно трудно, но все-таки книга -- это одна из многих ступеней в писательской карьере, во всяком случае у тех из нас, кто собирается писать всю жизнь. Если разделять: "вот я, а вот мое произведение и мы не тождественны друг другу", переносить критику гораздо легче. Ты просто не воспринимаешь отрицательный отзыв как камень в свой огород.
   Бонус-вывод: Не повторяйте моих ошибок и не критикуйте, когда об этом специально не просят. Я уже несколько раз говорила все, что думаю, -- с искренним желанием помочь. В ответ получила только бурю негодования: "Да как вы смеете?!".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"