Чугунов Олег Станиславович : другие произведения.

Век Упрощения вещей: вчера и завтра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Век Упрощения вещей (термин И.А. Ефремова, "Туманность Андромеды" - Библиотека журнала "Альтернативы": тезисы доклада на конференции 20 апреля 2007г..

  Олег Чугунов.
  ВЕК УПРОЩЕНИЯ ВЕЩЕЙ: ВЧЕРА И ЗАВТРА
  
  
  Одно из очень сильных по воздействию на читателя мест в романе И.А. Ефремова "Туманность Андромеды" (ТуА, гл.7) - описание сборов покидающего своё постоянное жилище Дар Ветра перед отъездом к новому месту работы: "Дар Ветер собрал все мелкие вещи, принадлежавшие ему лично, уложил в шкатулку пленки с изображениями и голосами близких и важнейшими записями собственных мыслей. <...> Все это, с небольшим количеством одежды, поместилось в алюминиевый ящик с кругами выпуклых цифр и линейных знаков на крышке. Дар Ветер набрал сообщенные ему координаты, открыл люк в стене и толкнул туда ящик".
  
  Идеи И.А. Ефремова об "упрощении вещей", преодолении "непосильного усложнения жизни", чтобы "каждому дать всё", вытекают непосредственно из фундаментальной мысли Маркса о коммунизме, "царстве осознанной необходимости" (2), где люди всё ещё "рационально регулируют свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил (курсив мой. - О.Ч.) и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей" (1).
  
  Во время выхода в свет ТуА была фактически первая попытка сознательного, а не вынужденного "упрощения вещей" в масштабе государства в нашей стране, после десятилетий напряжения сил при индустриализации, войне и послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства. Практически не было личного транспорта, но развивался общественный, началось массовое строительство дешевого малогабаритного жилья, массовый ввод в обиход таких вещей, как службы быта, общественные столовые и домовые кухни при них, система проката разнообразных вещей. Вспоминается, правда, и китайский вариант "упрощения", когда каждому человеку на год выдавалось несколько метров синей ткани для пошива рабочей униформы как единственной одежды.
  
  Мысли И.А. о разработке детальных стандартов для создания многого из немногих стандартных элементов (гл.2) так же имели в основе реалии того времени: СССР был в числе государств-основателей в 1946 г. Международной организации по стандартам - ISO. А вот фраза, что "все, что относится к обслуживанию повседневной жизни, так же обдумывается лучшими умами, как и важнейшие проблемы науки" (гл.9) родилась явно не из того окружающего мира, где лучшие умы были сосредоточены в секретных заводах и КБ - "ящиках".
  
  Сегодня ясно, что эта сильная идея об "упрощении вещей", имея большие технологические возможности, чем полвека назад, перестала фактически работать в нашей стране, сменившись противоположной идеей "хорошего потребления". Представляется, что главными причинами этому являются не её нежизнеспособность, не государственная, промышленная или какая-либо иная политика, а ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, вернее, упущение их развития, ярко проявившееся в эпоху "развитОго социализма". Социализм попал в поле общей с капитализмом суперидеологии, а потом и вовсе перестал существовать. Лауреат Нобелевской премии Э. Тоффлер писал об одном из аспектов этой суперидеологии так: "Всепоглощающая забота о деньгах, товарах и вещах присуща не капитализму или социализму, а индустриализму. Это отражение той центральной роли, которую занимает рынок во всех обществах, где производство отделено от потребления, где каждый человек зависит от рынка, а не от своих навыков, служащих удовлетворению жизненных потребностей" (3). Тоффлер распространил это в основе своей марксистское утверждение не только на социально-рыночные механизмы, ориентированные на прибыль (капитализм), но и ориентированные на план (социализм). Возможно, именно это имел в виду И.А., когда писал в "Часе Быка": "На первых порах на Земле социализм подражал капитализму в его гонке за материальной мощью и массовой дешевой продукцией, иногда принося в жертву идеологию, воспитание, искусство".
  
  После известных экономико-экологических прогнозов Римского клуба 60 - 70-х годов стало ясно, что идея "упрощения вещей" - не причуда фантаста или артефакт вчерашнего дня, а насущное требование дня завтрашнего. Безудержное производство вещей для удовлетворения искусственно созданных их производителями потребностей столкнется, по меньшей мере, с угрозой исчерпания природных ресурсов. Так, по некоторым оценкам, при нынешних нормах потребления извлекаемых мировых запасов угля хватит лет на 220, природного газа - на 57 лет, а нефти - лишь на 43 года (4). Но страшнее исчерпания ресурсов природных исчерпание ресурсов человеческих, психологических.
  
  Ефремов поместил свой "век Упрощения Вещей" в 26-й век нашей эры, однако вряд ли в реальной истории нам будет отпущено столько времени на подготовку. Особенно это относится к России с её всё ещё диким рынком, с тенденцией стать приёмником устаревших вещей из развитых и развивающихся стран мира. Упрощение вещей должно начаться уже сейчас, чтобы их производство было вообще возможно завтра.
  
  Примерно двадцать лет назад Тоффлер писал о возрастании на новой основе роли сектора производства для себя (по его терминологии, сектора А), а не для обмена (сектор Б), об упадке протестантской рабочей этики и начинающейся "демаркетизации" рынка, которая уменьшит диктат производителя. Разумеется, сектор А не заменит сектор Б полностью. Рынок как коммутатор, "трубопровод" (3), который направляет товары и услуги к месту своего назначения, будет до тех пор, пока человек остаётся биологическим видом. Замечательно описал И.А. лет за десять до Тоффлера этот коммутатор продуктов на подземном заводе Будущего. Там "шла неустанная работа механизмов, наполнявших продуктами дисковидные здания подземных складов, откуда разбегались транспортные линии, тоже скрытые под землей. А под голубым небом расширялся простор для человеческого жилья" (7).
  
  Пример производства сектора А, приводимый Тоффлером в 80-х годах (увы, не из советской действительности) - бытовая швейная машинка с загружаемыми с кассеты программами пошива вещей. В настоящее время широко распространены идеи производства разных вещей для себя с помощью микростанков с ЧПУ и 3D-Принтеров с загружаемыми дистанционно программами (5). Футурологи полагают, что 3D-Принтеры появятся в будущем в каждом доме, открыв дорогу воспроизводству и производству новых деталей и готовых изделий дома, простой печатью. В среде сообществ формирующейся Ефремовской (или, как её ещё называют, ноосферной) субкультуры циркулирует интересная идея создания потребительско-конструкторских кооперативов, в которых разработанная кем-то для себя вещь может быть воспроизведена автоматически (или заказана с модификацией) всеми членами кооператива.
  
  Это даёт надежду, что после долгой борьбы на этом пути, через немалое техническое усложнение вещей, мы придем хотя бы к указанному Ефремовым веку, к их подлинному (в человеческом смысле) упрощению.
  
  Примечания:
  
  (1) Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 386-387. (3-й том Капитала)
  
  (2) "Коммунизм, по Марксу, есть царство осознанной необходимости, эпоха, опосредующая царство естественной необходимости - человеческую предысторию, и царство свободы - эпоху Гуманизма". СОКРАТ ПЛАТОНОВ. ПОСЛЕ КОММУНИЗМА. МОСКВА, 1989.
  
  (3) Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999
  
  (4) AAAS Atlas of Population and Environment. University of California Press. 2000. Сегодня, стало быть, приведенные цифры надо уменьшить минимум на 8 лет.
  
  (5) http://www.3dnews.ru/peripheral/3d-print/ - К. Афанасьев. 3D-принтеры.
  
  (7) И.А. Ефремов "Час Быка", гл.6
  
  Примечание: цитаты с неуказанными источниками - из "Туманности Андромеды".
  
  01.03.2007
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"