Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Этногеополитические основы государственности

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий конспект монографии П.В. Чернова "Россия: этногеополитические основы государственности". Краткий разбор этой работы здесь


Этногеополитические основы государственности

(Краткий конспект монографии П.В. Чернова "Россия: этногеополитические основы государственности", Изд. "Восточная литература" РАН, М., 1999, 210 стр.)

  
   На книжной ярмарке в сентябре 2004 года мне попались на глаза две книги П.В. Чернова - "Россия: этнополитические основы государственности" и "Новый геополитический передел мира: что будет с Россией?". У меня случайно оказалась необходимая сумма, и я купил обе книги, прочитал и счел нужным конспективно изложить их содержание.
  
   Павел Владимирович Чернов родился в 1955 году, доктор наук (2000), первую свою книгу "Справочник по грамматике арабского языка" написал еще студентом. Его концепция геополитических образований и их взаимодействия считается новым направлением в политической науке. Как и у многих ученых, сложившихся в советское время (приятное исключение - Кирилл Резников), стиль письма у Павла Владимировича Чернова коряв, нелогичен и непоследователен, монография насыщена наукообразными терминами и схемами, необходимыми, чтобы произвести впечатление при защите диссертаций, но для нормального читателя выполняющими лишь отпугивающую функцию. Зато сам подход, постановка проблемы, отказ от некоторых сложившихся догм и стереотипов, смелость в анализе, неожиданность некоторых выводов вызывают интерес к его работе. Да и проблема основ государственности является в настоящее время для России более, чем актуальной. К сожалению, работа во многих ее элементах сырая и недостаточно аргументированная. Но - этногеополитика как наука только-только начинает складываться. Все впереди!
  
   В этой короткой статье я постараюсь своими словами донести до читателя некоторые мысли Павла Владимировича из первой монографии так, как я их понял, оставив пока в стороне их детальный анализ и ограничившись лишь короткими репликами в тех местах, в которых будет невозможно удержаться от реакции. Затем, если будет такая возможность, изложу свои замечания и возражения в отдельной статье, а уж потом мы вместе перейдем к его второй монографии, которая, кажется, еще интереснее первой.
  
   Я сам считаю, что объективная основа для распада современной России на феодальные княжества, в том числе, по этническому признаку, была создана большевиками в период их активной работы по дестабилизации положения в императорской России, единой и неделимой по определению. Тактическая задача привлечения на свою сторону националистических, национальных социал-демократических и других организаций привела к огромной стратегической ошибке. В 1913 году появилась печально известная работы И.В. Сталина "Марксизм и национальный вопрос". Именно в этой работе право наций на самоопределение трактовалось как необходимый пункт в решении национального вопроса в стране. Правда, получив реальную власть, сам Сталин сделал всё, чтобы исправить эту ошибку, перенеся акцент в национальной политике на расцвет и сближение наций, а также на жесточайшее подавление малейших проявлений национализма. Страна понемногу стала превращаться в "плавильный котел" наций, что почти привело к созданию новой исторической общности - советского народа.
  
   Крах идеологии исторического материализма, впрочем, неизбежный, привел к распаду Советского Союза, хотя сам этот распад вряд ли был исторически предопределен. Политическое невежество Ельцина: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить", - резко обострило вопрос о распаде и самой России. Собственно, и этот распад уже шел и набирал обороты, пока приход к власти группировки Путина не положил конец некоторым наиболее опасным процессам. Путину удалось несколько стабилизировать ситуацию, опасность распада России немного отодвинулась, но полностью устранена не была. Добровольно расстаться с обретенной властью этнократия не согласится никогда, а принудить ее к этому сил пока не хватает: у нас везде Чечня по образному выражению того же нашего царя-государя, батюшки, отца родного. Более того, ему приходится пока на эту этнократию опираться, становясь заложником собственных вынужденных решений, которые в свое время диктовались остротой соответствующих моментов. Но вернемся к монографии Павла Владимировича Чернова.
  
  
   1. Основная терминология Чернова
  
   Создавая собственную концепцию этносистемы, Павел Владимирович пользуется своей терминологией, которая на первых порах сильно затрудняет понимание читаемого текста. Надо сказать, что в ряде случаев эти нововведения абсолютно не оправданы, хотя и позволяют избежать опасности путаницы из-за подмены понятий или несовпадения сферы применимости терминов, изначальный смысл которых сейчас искажен до неузнаваемости политологами и "акулами пера". Я пока приведу определения нескольких понятий, которыми оперирует Чернов, а потом, при необходимости, буду давать расшифровку другим его терминам. Все они взяты из монографии, но хаотично разбросаны там по всему тексту.
  
   Геоатом - первичный элемент геополитических отношений, относительно моноэтничное геополитическое образование. Коренной, оригинальный моноэтничный первичный элемент системы. В нем органически сочетаются свойства живого организма и физические закономерности, характерные для неживой материи.
  
   Скрытый геоатом - этнополитическая структура, вживленная в органический геоатом. Примером может служить диаспора, образовавшаяся в результате выброса из зоны конфликта.
  
   Геомолекула - иерархическая совокупность геоатомов, в том числе, этносистемных. Характеризуется наличием политических, экономических, исторических и других силовых полей, удерживающих данную совокупность геоатомов в единой системе.
  
   Геомолекулярное соединение - соединение геомолекул, находящихся приблизительно на одинаковом уровне вертикально-цивилизационного развития, тесно взаимодействовавших между собой на протяжении 3-7 поколений и более, принадлежащих к одной и той же из пяти цивилизаций. (Термин введен Черновым для описания СНГ и ЕС).
  
   Этнос - Павел Владимирович не определяет этнос. Косвенно можно понять, что он принимает определение Л.Н. Гумилева: "Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (подсознательной взаимной симпатии и антипатии)
  
   Коренной этнос - этнос, у которого нет второй родины и второй территории, но может быть диаспора вне места рождения и места развития.
  
   Этнократия - власть, основанная на этнических (родовых, племенных) чувствах, общности самоидентификации конкретной, как правило, небольшой социальной группы, придерживающейся широко распространяемой концепции этнос = государство. Политика строится на противопоставлении своего народа другим народам.
  
   Нация - исторически сложившаяся большая самоидентифицировавшаяся группа (масса) индивидуумов, социально связанная и обладающая определенной степенью внутреннего инфраструктурного единства и общими чертами стереопсихотипа. Нации бывают моноэтничные и полиэтничные. Полиэтничные нации бывают этносистемные и "социализированные". Этносистемных гоударств, по большому счету, три: бывший СССР, бывшая Югославия и Индия.
  
   Цивилизация - Черновым прямо не определяется. Логика его рассуждений предполагает примерно такое определение: Цивилизация - это геополитическое образование высшего порядка, сложившееся в ходе многовекового развития на собственной уникальной материальной и духовной базе, сохраняющее свои черты в течение исторически длительного времени и являющееся субъектом взаимодействия с другими цивилизациями.
  
   Вертикальная и горизонтальная цивилизация - два возможных ракурса рассмотрения цивилизаций. Вертикальный рассматривает уровень развития общества (материальный, духовный и т.д.). Горизонтальный - тип развития общества, это культурологическая, духовная, психофизическая и иная почва для геополитического процесса. Чернов выделяет пять явных цивилизаций и одну скрытую горизонтальную цивилизацию. Явные цивилизации: Западно-Христианская, Восточно-Христианская, Восточно-Исламская, Восточно-Буддийская, Языческая. Скрытая цивилизация существует в недрах и за счет других цивилизаций, другая форма бытия для нее неприемлема и невозможна. Ядро скрытой цивилизации составляет цивилизация иудейская. Ее основным носителем сейчас являются чужие генеративно-политические центры, в первую очередь, США и Россия. В некоторых местах Чернов говорит о нескольких "скрытых цивилизациях", прямо их не определяя.
  
   Межцивилизационная зона - определенный геополитический регион, в котором взаимно пересекаются, сплетаются различные цивилизации. Как правило, они потенциально или функционально конфликтны. Границы этих зон не совпадают с границами государств. Имеется пять межцивилизационных зон, в каждой из которых почти всегда присутствует "скрытая цивилизация".
  
   Цивилизационный иммунитет - Чернов определяет его как органический иммунитет конкретной горизонтальной цивилизации. Возможно, он имеет в виду способ обеспечения жизнеспособности данной цивилизации в ее столкновениях с другими цивилизациями.
  
   Этновыброс - исторически мгновенные миграционные процессы, вследствие которых в крупных городах и отдельных регионах нарушаются традиционные межнациональные связи, перераспределяется жизненное пространство, формируются диаспоры, концентрируются различные враждебные группировки.
  
   Трансплантант - геополитическое образование, большинство исторических полей и корней которого находится в другом геополитическом регионе (США, Канада, Австралия, Тайвань, Шри-Ланка и др.). Бывают органические, когда национальные стереопсихотипы формируются методом "плавильного котла" и искусственные.
  
   Геополитический трансферт - малое геополитическое образование (государство) существующее за счет внешних, "чужих" экономических, валютно-финансовых и иных силовых полей. Трансферты бывают естественные (Швейцария, Сингапур, Ливан, Кипр) и искусственные (Латвия, Литва, Эстония).
  
   Стереопсихотип - Психотип человека по И.Н. Шваневой - это способ понимания и действия, интегрированный потенциал всех возможностей, все проявления индивидуальности - от свойств нервной системы до способов самореализации. Каждому психотипу присущи свои типологические черты: паттерны эмоций, чувств, настроений, форма психологической защиты, внутреннего планирования, интересы, способности, жизненные ориентиры, комфортные и дискомфортные психологические состояния. Шванева различает двадцать основных психотипов человека. Национальный (этнический) стереопсихотип - это специфический, относящийся к данной конкретной нации или национальности набор психических качеств в области коллективного бессознательного, национальный характер.
  
   Генеративно-политический центр - цивилизационное ядро, самое мощное геополитическое образование (государство) на данном конкретном историческом этапе развития каждой цивилизации.
  
   Этнодоминанта - основная по численности этническая группа, обладающая широким диапазоном этновалентности, материализующимся в особенности национального стереопсихотипа и позволяющим бесконфликтно взаимодействовать с различными этносами.
  
   Этновалентность - имманентное динамическое качество этнопсихотипа, заключающееся в силе возможного притяжения или отталкивания других этносов, народностей, конвиксий и консорций, способность (неспособность) к формированию этносистемы. В конечном счете определяется стереопсихотипом.
  
   Этносистема - фундаментальное понятие этнополитологии, единый живой организм, совокупность коренных этносов, имеющих свою микро- и макрородину, но тесно взаимодействующих между собой и образующих бесконфликтную этническую иерархию, основанную на разной этновалентности составляющих ее элементов. Живой многоаспектный организм, который в силу своих свойств не может развиваться линейно.
  
   Силовое поле - фундаментальное понятие, отражающее реальный системный геополитический процесс. В этом процессе участвуют экономические, правовые, идеологические, инфраструктурные, духовные, этнические, национальные, социальные, исторические и другие силовые поля. Их можно разделить на первичные (действующие через подсознание) и вторичные (действующие через сознание).
   Граниальная точка - геополитическая точка, воздействие на которую вызывает процессы во всем обширном геополитическом регионе. Процессы в данной точке порождают своеобразные геополитические волны, оказывающие влияние на политическую, экономическую и иную обстановку в данном геополитическом образовании.
   Автаркийность - способность конкретного геополитического образования обеспечивать свое функционирование и воспроизводство при полной внешней изоляции. Общемировая тенденция - уменьшение автаркийности геополитических образований.
  
  
   2. Горизонтальные цивилизации и их краткая характеристика
   Как я уже сказал, Павел Владимирович выделяет пять открытых горизонтальных цивилизаций плюс одну скрытую, присутствующую и в открытых цивилизациях, и в межцивилизационных зонах. Рассмотрим по порядку.
   Западно-Христианская цивилизация - Западная и частично Восточная Европа с отростками и трансплантантами (США. Канада, ЮАР, Латинская Америка, Австралия). Историческая память Черновым не указывается, возможно, Римская империя. Этнодоминантой являются англосаксы. Генеративно-политический центр цивилизации смещался (Франция - Великобритания - Германия - США). Переход генеративно-политического центра к трансплантанту (США) опасен, поскольку трансплантант, обладая умами, ресурсами и технологиями, не обладает соответствующей им духовно-исторической базой. Цивилизационный иммунитет агрессивно-активный. Главное свойство Западно-Христианской цивилизации - принудительное мессианство, подчинение и использование других наций и народностей. Колониализм - неоколониализм - новый мировой порядок. Стратегическая задача - введение "нового мирового порядка".
   Восточно-Христианская (православная) цивилизация - Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения. Болгария, Румыния, Эфиопия, Югославия (которой уже - увы! - не существует), Греция. Антиохия и др. с отростками и ответвлениями. Историческая память - Российская империя, возможно, Византия. Этнодоминантой последние столетия являются русские. Генеративно-политический центр - Россия. Цивилизационный иммунитет собирательно-пассивный, но в критической ситуации агрессивно-активный. Главное свойство цивилизации - собирать вокруг себя малые коренные этносы и народности, поднимая их до современного вертикально-цивилизационного уровня - ведет к ее внутренней мозаичности. В сочетании с почти полной автаркийностью и впитывающими, не поглощающими, свойствами это ведет к ее устойчивости, и в то же время к уязвимости. Стратегическая задача - этносистемное самосохранение.
   Восточно-Исламская цивилизация - Северная, частью Центральная и Восточная Африка, Арабский Восток и его периферия, Иран, Афганистан, часть Пакистана, Индонезии, Филиппин, Малайзии и др. Историческая память - Багдадский Халифат. Характерным для Восточно-Исламской цивилизации является отсутствие внутри нее "великой державы". Этнодоминанту Чернов не указывает, скорее всего, эту функцию выполняют арабы. Генеративно-политический центр Чернов также не указывает, но исторически эта роль принадлежала Саудовской Аравии, Ирану, Турции. Впрочем, сейчас Турция играет роль "троянского коня" Западно-Христианской цивилизации, внутреннего трансплантанта. Цивилизационный иммунитет пассивный, но с формированием собственного централизованного генеративно-политического центра может активизироваться, признаком чего является усулия - исламский фундаментализм. Главное свойство Восточно-Исламской цивилизации по Чернову - борьба "за место под солнцем" и самосохранение, самоидентификация. В этом же заключается и ее стратегическая задача, причем, исламский фундаментализм, "усулия" по Чернову, это всего лишь реакция отторжения, проявление цивилизационного иммунитета Восточно-исламской цивилизации.
   Восточно-Буддийская цивилизация - Китай, Индия (с некоторыми оговорками), Монголия, Корея, страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона и др. Основной трансплантант Япония. Индия, являясь неотъемлемой частью Восточно-буддийской цивилизации, включает в себя элементы исламской и индуистской цивилизации (прекратившей свое существование в качестве политико-цивилизационного фактора). Историческую память цивилизации Чернов не определяет, возможно, она связана с ранними империями. Этнодоминанта - ханьцы, значительную часть цивилизации составляют китайские этновыбросы. Генеративно-политический центр - Китай и технотронный восточный трансплантант Япония. Цивилизационный иммунитет агрессивно-ассимилятивный, реализуется демографической экспансией и "тихой колонизацией". Главное свойство - ассимиляция, поглощение других наций и народностей. Стратегическая задача - колонизация жизненного пространства.
   Языческая цивилизация - состоит из двух частей: Северной (часть России и Канады) и Южной (страны Центральной Африки и часть Австралиия). Историческая память, этнодоминанта и генеративно-политический центр отсутствуют. Главное свойство - внутренняя замкнутость, мирное существование с другими цивилизациями и их подпитка. Иммунитет пассивно-замкнутый. Стратегическая задача - самосохранение.
   "Скрытая" цивилизация - существует в недрах других цивилизаций и за их счет, другая форма бытия для нее неприемлема и невозможна. Историческую память Чернов не определяет, возможно, она связана с богоизбранностью иудейского народа. Этнодоминанту он также не определяет прямо, указав лишь, что ядро скрытой цивилизации составляет цивилизация иудейская и что занять место этнодоминанты можно, лишь уничтожив предшественника. С победами в "третьей мировой войне" иудейская этнодоминанта приобретает форму мировой. Генеративно-политический центр "Скрытой" цивилизации размыт и выступает в разных вариантах, в настоящее время находится в США и в России, причем, в США местная этнодоминанта практически уже не существует, а в России целенаправленно уничтожается. Главное свойство "Скрытой" цивилизации - использование "чужих" достижений и "чужих" имманентных свойств, межцивилизационное взаимодействие и межцивилизационное противодействие, стремление к управлению миром. Цивилизационный иммунитет - пассивно приспособленческий, высоко лабильный с использованием органических иммунитетов других цивилизаций. Стратегическая задача - усиление межцивилизационных противоречий за счет которых эта цивилизация существует. Израиль является искусственным трансплантантом и этнотаксоном "скрытой" цивилизации.
  
  
   3. Межцивилизационные зоны
   Если помните, межцивилизационные зоны по Чернову - это определенные геополитические регионы, в которых взаимно пересекаются, сплетаются различные цивилизации. Конкретными представителями этих цивилизаций в таких зонах являются определенным образом взаимосвязанные полиэтнические и поликонфессиональные общности. Географически такая зона размыта, но обычно имеет генеративный центр с функцией связки (разобщения) цивилизаций.
   Межцивилизационными зонами являются Кавказ, Балканы, Восточная Индия, Средняя Европа. На Ближнем Востоке межцивилизационная зона создана с основанием межцивилизационной точки - государства Израиль. Характерным для межцивилизационных зон является смена конфессий конкретными этносами. Так, ингуши за исторически обозримый период прошли стадии язычества - христианства - язычества - ислама.
   Особое значение межцивилизационные зоны имеют для России. Будучи генеративно-политическим центром Восточно-Христианской цивилизации, на Россию оказывают воздействие следующие межцивилизационные зоны:
   3.1 Межцивилизационная зона с Западно-Христианской цивилизацией - геополитическое и геоэтническое пространство Прибалтики, Калининградской области, Западной Украины и Западной Белоруссии.
   3.2 Межцивилизационной зона с Восточно-Исламской цивилизацией - Северный Кавказ, Абхазия, Таджикистан, внутрироссийские анклавы Татарстан и Башкортостан. Позже Чернов причисляет к этой зоне также Марий-Эл и Удмуртию.
   3.3 Межцивилизационная зона с Восточно-Буддийской цивилизацией - районы, пограничные с Китаем и Монголией, южные регионы Дальнего Востока, Сахалин, Курилы, а также анклавы - Бурятия, Калмыкия, Хакасия, Алтай, Тува и др. Особенность этой межцивилизационной зоны в том, что она почти целиком находится внутри нынешней территории Российской Федерации.
   3.4 Межцивилизационная зона с Языческой цивилизацией (хотя по определению Языческая цивилизация таких зон не образует!). Павел Владимирович считает, что её таки следует выделять, поскольку при блокаде Северного морского пути этот район быстро станет демографически пустым, а соприкосновение его с более развитыми западными аналогами неизбежно приведет к возникновению на севере России проводника стратегических интересов Западно-Христианской цивилизации.
   Опасным для России является и создание в ее межцивилизационных зонах своеобразных генеративно-политических центров, ориентированных на такие же центры других цивилизаций.
   Важнейшим фактором государственного строительства является цивилизационная принадлежность конкретного геополитического образования. В случае с Россией, игнорирование этого факта может привести (и уже приводит!) к угрозе распада и отторжения территорий. Призрак "Китайской дальневосточной республики" становится все более и боле реальным.
  
   4. Россия - этносистемное государство
   Этносистема, как мы помним из Чернова, - единый живой организм, совокупность коренных этносов, имеющих свою микро- и макрородину, но тесно взаимодействующих между собой и образующих бесконфликтную этническую иерархию, основанную на разной этновалентности составляющих ее элементов.
   Чернов исходит из посылки о том, что каждый коренной этноэлемент может нормально воспроизводиться только в определенном месте, на микроэтнородине. Степень привязки к микроэтнородине у различных элементов неодинакова. Каждый элемент в своем коллективном бессознательном ощущает разный масштаб этнородины. При нормальном состоянии этносистемы масштаб такого ощущения постепенно расширяется. При нарушении внутреннего баланса этносистемы происходит неадекватное сужение/расширение внутреннего ощущения родины. Это объективно порождает конфликтность, поскольку любой этнос при попытке очертить границы своей микроэтнородины обязательно войдет в конфликт с соседними этносами, причем, обе стороны будут иметь достаточное количество исторических аргументов в свою пользу.
   Этносистемные государства имеют ряд неповторимых свойств, отличающих их от других типов государств. К этим свойствам относятся следующие:
   4.1 Они не могут быть разделены бесконфликтно.
   4.2 В них значительно большую роль играет идеологическое поле, коррелируемое с общенациональным стереопсихотипом.
   4.3 Этносистемные образования объективно имеют слабую периферию.
   4.4 При социальных потрясениях в них образуются большие потоки беженцев из коренного населения, обладающие большой социально-разрушительной энергией.
   4.5 Уязвимость национального инстинкта самосохранения превращает историческое бытие этносистемных государств в периодическую геополитическую пульсацию.
   Кроме того, этносистемное государство не может воспринять государственную модель "социализированного" государства, в котором коренных этносов не существует.
   Как этносистема, Россия состоит из центрального ядра и субэтносистем: росийской западно-христианской, российской северо-языческой, элементов российской буддийской, российской среднеазиатской и российской кавказской субэтносистем.
   Субэтносистема в этносистеме принципиально отличается от этносистемы, тем, что она не может существовать автономно, вне общей системы, и что она начинает разрушаться без присутствия в ней этнодоминанты общей системы. Ее собственный вертикально-цивилизационный уровень чаще всего недостаточен для выполнения системообразующей функции, а ее этновалентность не имеет достаточно широкого диапазона. Она включает в себя в качестве коренных жителей представителей значительного числа этносов системы.
   Центральное ядро России по Чернову ограничено с запада поясом западно-христианских и восточно-христианских государств, с юго-запада - полуостровом Крым, побережьем Черного моря, с северо-запада - побережьем Баренцева и Белого морей, с востока Уралом, с юга - Кавказом. Центральное ядро связано со всеми цивилизациями, включая Восточно-Буддийскую (через Калмыкию). В полном объеме здесь представлена и "Скрытая" цивилизация, причем, за последние два десятилетия она имеет отчетливую тенденцию к усилению своих позиций. Как и при всякой этнократизации существует опасность преодоления планки достаточности, за которой начинается игра на межцивилизационных противоречиях и их стимулирование. Чернов считает, что такая тенденция представляет опасность как для строительства Российской государственности, так и для всей Восточно-Христианской цивилизации.
   В центральном ядре России представлены этноэлементы не только ядра, но и периферии всех существующих горизонтальных цивилизаций. В этносистемном виде это нормально и даже является непременным условием формирования российской государственности. Однако, имеется тенденция в смещении Центрального региона в сторону Западно-Христианской цивилизации. Гипертрофированная роль других горизонтальных цивилизаций разрушительна для российской государственности.
   Чернов считает, что для выживании России необходимо осознание простейших истин:
  
Органическое единство системы - путь к ее выживанию.
  
Системная целостность функциональна только тогда, когда она едина.
  
   5. Кавказская субэтносистема и ее противоречия
   Это наиболее сложная (вместе со Среднеазиатской) субэтносистема, в первую очередь, с точки зрения взаимосвязей и взаимозависимости. Для нее характерно следующее:
   5.1 В определенной своей части Кавказская субэтносистема является периферией Восточно-Исламской цивилизации, находящейся на территории России. Внутренние процессы в Восточно-Исламской цивилизации, а также усилившееся давление на нее Запада приводят эту цивилизацию в "возбужденное" состояние, что отражается на Кавказе.
   5.2 В связи с распадом СССР на территории России образовались осколки, "части" и "куски" некогда единой субэтносистемы.
   5.3 Имеется обширная диаспора кавказской субэтносистемы как в России, так и за рубежом.
   5.4 Кавказская субэтносистема содержит как тюркские, так и эндемические (автохтонные) этнические группы. Эндемические группы обладают ярко выраженным "горским" признаком, что динамизирует этнополитические процессы в регионе.
   5.5 Кавказская субэтносистема, в первую очередь, ее тюркская часть, является объектом активного воздействия со стороны Турции. Идея "Великого Турана" возрождена и начался процесс ее реализации. Он выражается пока в замене русской этнодоминанты турецкой (тюркской).
   5.6 Имеется прямая заинтересованность Запада в поддержании конфликтности в российской Кавказской субэтносистеме.
   5.7 Наличие в регионе значительных ресурсов, в том числе, энергетических создает благоприятную почву для мифа о возможности создания здесь собственных Кувейтов и Брунеев.
   5.8 Кавказская субэтносистема испытывает мощное воздействие со стороны Восточно-Исламской цивилизации, которая, не будучи единой, приносит сюда и реализует здесь ряд своих проблем.
   Характерным для этой субэтносистемы является клановый, родовой, тейповый характер внутренних взаимоотношений, а также высокая роль традиционного права - адата и его преобладание над формальной системой права, а также - в последнее время - усиление роли шариата. Ориентирующиеся на Москву и пришедшие во власть с помощью Москвы местные правители зачастую оказываются вне тейповых отношений, то есть, фактически не имеют реальной базы среди местного населения, хотя принадлежат к местным этносам. Подъем национального самосознания ведет к уменьшению роли русской этнодоминанты и выдвижению на эту роль местных этносов, которые по определению не обладают для нее необходимыми качествами.
   В значительной степени все вышесказанное относится и к среднеазиатской субэтносистеме. В итоге южные границы России фактически стали политико-символическими, а с этнополитической и правовой точки зрения они абсолютно некорректны.
   Основные внутренние противоречия Российской части Кавказской субэтносистемы по Чернову вылились и выливаются в следующие реальные и потенциальные конфликты:
   Осетино-ингушский. Причиной конфликта явилось непонимание тогдашним ельцинским руководством России специфики северокавказских реалий, поводом возвращение на этническую родину (Пригородный район Владикавказа в Осетии, естественно уже занятый и обустроенный представителями других этносов) незаконно депортированных ингушей. В итоге в октябре 1992 года разразился кровопролитный конфликт с многочисленными человеческими жертвами. Ввод федеральных войск остановил кровопролитие, однако ни Центр, ни его армия не имели ни малейшего представления о местных традициях, о сути конфликта и об объекте защиты. В итоге антирусские настроения резко возросли как в осетинской среде, так и в ингушской.
   Чечено-ингушский. В силу ряда обстоятельств (этническая близость, один язык, один стереотип поведения) носит более мягкий характер. Война в Чечне объективно способствовала гашению противоречий и вектор противостояния все более поворачивается против России. Финансовые успехи ингушской диаспоры привели к экономическому росту в Ингушетии и появлению мифа о возможной автаркийности этого региона.
   Грузино-осетинский. Осетия расколота на две части: ее северная часть находится в России, южная - в Грузии. Грузия проводит политику территориальной целостности республики, а грузины претендует на функцию субэтнодоминанты. Стремление Южной Осетии к вхождению в состав Российской Федерации привело к масштабному кровопролитию 1989-1992 гг. С 1996 года ввиду ослабления центрального руководства Грузии наблюдалась латентная фаза объединения Южной и Северной Осетии. (Напомню, что работа написана в 1999 году).
   Внутридагестанский (латентный). В Дагестане как субъекте Российской Федерации создана этнополитическая система, состоящая из 12 элементов - коренных этносов. (Всего в Дагестане проживают представители 102 национальностей, относящиеся к трем языковым семьям. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам. Общая граница с Чечней и наличие значительного по численности чеченского населения, общая граница с Азербайджаном и наличие значительного по численности азербайджанского населения делают ситуацию в Дагестане крайне хрупкой). К 1998 году Дагестан почти с точностью начал повторять ситуацию "Ливан-75". Чернов предсказал, что развитие ситуации в Дагестане должно закончиться этноядерным взрывом. (Как мы помним, произошло вторжение чеченских вооруженных формирований в Дагестан, потерпевшее крах благодаря своевременному и жесткому вмешательству центра, в котором "демократы" уже начали терять влияние, а власть смещалась в сторону группировки Путина, занимавшего тогда пост премьер-министра.
   Кабардино-Балкарский (латентный). Кабардинцы относятся к адыгскому (черкесскому) этноэлементу, балкарцы - к тюркскому. Адыго-черкесская диаспора весьма влиятельна и насчитывает около 2 млн. человек, проживающих в Ливане, Иордании, Египте, Израиле, на Кипре, в Гибралтаре и других странах. Социальные позиции адыгов в этих странах весьма велики. Так, основные посты в службе общей разведки Иордании, в ее контрразведке и полиции занимают чеченцы, дагестанцы и черкесы. Нальчик сейчас является крупным финансово-посредническим центром Кавказа. На территории Краснодарского края есть еще и Республика Адыгея - субъект Российской Федерации.
   Осетино-Грузино-Ингушский. Военно-грузинская дорога, контролируемая осетинами, стала основной артерией поступления в Россию контрабандного турецкого спирта, из которого потом в массовом масштабе производилась "паленая" водка, продававшаяся по территории всей России. Доходы от этого "бизнеса" чрезвычайно велики, что подтолкнуло Ингушетию на строительство параллельной магистрали в Грузию. Строительство вели грузинские рабочие, что привело к вооруженному столкновению в районе строительства.
   Кроме того, регион находится под воздействием грузино-абхазского конфликта (чеченский батальон Шамиля Басаева защищал Абхазию во время войны с Грузией, а находящееся на территории Грузии Панкисское ущелье с местным чеченским населением служит тыловой базой чеченских боевиков), армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе, азербайджано-талышского конфликта, не говоря уж о главном факторе, дестабилизирующем регион и приводящем к росту антирусских и антироссийских настроений - войне в Чечне. Складывается стереопсихотип восприятия русских как врагов.
   Стратегически западные государства, особенно США, заинтересованы в чеченском кризисе и в дальнейшей дестабилизации положения в Кавказской субэтносистеме как с точки зрения детонатора распада России, так и с точки зрения ожидания, что исламский фундаментализм (усулия) переместит фронт борьбы с Запада на Россию. В любом случае, при реализации на Кавказе югославского сценария одной из составляющих миротворческих сил НАТО будут части турецкой армии. В направлении интернационализации северокавказского кризиса уже активно действуют ОБСЕ и ряд других международных организаций.
  
  
   6. Практические соображения по Северному Кавказу.
   Историческая память кавказских народов отягощена как кровавыми междуусобицами, так и войной России на Кавказе в XIX веке, депортацией в 1944 году чеченцев и ингушей, непоследовательной, а иногда и преступной политикой России на Кавказе в конце восьмидесятых - девяностых годах XX столетия. Сложившаяся политическая ситуация на Кавказе и вокруг него не совместима ни с интересами России как этносистемного государства, ни с интересами кавказской субэтносистемы. В этой связи П.В. Чернов предлагает следующее:
   6.1. Снять вопрос о праве наций на самоопределение и перевести его в плоскость культурно-национальной автономии в рамках единой России. Опора здесь следует искать среди реальных авторитетов - старейшин кланов и тейпов.
   6.2. В Чечне вести адресную социально-экономическую политику, направленную на поддержку тех, кто дистанцируется от преступной деятельности боевиков и их покровителей (Напомню, работа написана в 1999 году).
   6.3. Любым путем воспрепятствовать всякому вмешательству в северокавказский конфликт международных организаций (включая ОБСЕ), что само по себе сразу же ослабит общую напряженность.
   6.4. Пресечь всякую пропаганду и муссирование идей различных референдумов, выборов и т.п. Несмотря на их показную популярность, они не воспринимаются и не будут восприниматься северокавказским социумом в качестве легитимных. Местное самоуправление может быть с успехом реализовано через традиционные социальные структуры, несколько модифицированные в общих интересах.
   6.5. Резко изменить подход к большинству вопросов практической политики, в частности:
   6.5.1 На руководящие должности в регионе должны назначаться лица местного происхождения, владеющие языком и исламской догматикой, особенностями быта и нравов местного общества, готовые жить в регионе длительное время вместе с семьей. Опираться на традиционные структуры, в первую очередь, на старейшин.
   6.5.2 Предотвратить отток представителей других национальностей из Чечни, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, с тем, чтобы не нарушать сложившееся этническое равновесие. Постепенно усиливать долю русского элемента как этнодоминанты системы там, где для этого имеются благоприятные условия.
   6.5.3 Открыть межреспубликанские административные границы и закрыть границы по внешнему периметру.
   6.5.4 Честно и правдиво объяснить все причинно-следственные связи чеченской трагедии. Публично назвать виновников этой трагедии.
   6.5.5 Принять меры к недопущению формирования чисто этнических государственных и полугосударственных образований. Сломить сопротивление этнократии.
   6.5.6 Навести порядок в так называемых миграционных службах, которые превратились в кормушки для чиновников и своей деятельностью наносят огромный ущерб целостности государства.
   6.5.7 Наладить жесткий контроль за идеологическим обеспечением всех мероприятий. Идеология проста: сохранение единого государства и традиционных межнациональных связей.
   6.5.8 Предотвратить образование промежуточных этнодоминант.
   6.5.9 Взять под контроль распределение гуманитарной помощи.
   6.5.10 Снять опасность односторонней ориентации федерального центра на Северную Осетию.
  
   7. Послесловие и некоторые выводы
   Любой этнополитический процесс затрагивает главный вопрос - вопрос о власти. Современные тенденции к этнократизаци власти в России чрезвычайно опасны сами по себе. Истина проста: невозможно всем этносам, нациям и народностям, группам и племенам дать власть и позволить создать собственное независимое государство. В этом случае мировой процесс превратится в сплошной поток малых и больших войн, национальных и этнических конфликтов, межконфессиональных столкновений. В 1991-1993 гг. значительная часть политической энергии была направлена в самый опасный из социальных коридоров - в этнический. Власть и этнос стали неразделимы. Массовые этноэмиграционные потоки разрушили устойчивую этносоциальную структуру многих регионов. Традиция централизованной российской государственности была нарушена. Одновременно начался и стал нарастать процесс форсированной мутации российского этносистемного стереопсихотипа.
   В то же время шла смена естественного для России пирамидального политического режима на горизонтально-кольцевой, характерный для западных демократий, живущих в абсолютно других условиях: ни одна из них не является этносистемной. Форма российской государственной власти перестала соответствовать содержанию ее политических реальностей. "Российский эксперимент" наглядно показал, что как только в этносистемном государстве размывается вертикаль, ее место занимает "Скрытая" цивилизация в сочетании с круговой коррупцией и олигархией.
   С потерей экономического потенциала в России может быть уничтожена этнополитическая основа развития не только федерализма, но и государства вообще. В результате российский федерализм быстро превратится в конфедерализм, а затем в разрозненные конгломераты маргинальных образований. Россия превращается в колонию.
   Для собственного спасения Российская Федерация должна постепенно нивелировать этническую окраску своих субъектов, выдвигая на первый план экономическое районирование в рамках национально-культурного равноправия. Критерий здесь один и достаточно жесткий - сохранение геомолекулярной этносистемности, что возможно только в условиях прерывания тенденции к превращению административных границ в государственные.
   Главная задача российской этносистемы - налаживание нормального межцивилизационного взаимодействия на всех уровнях, начиная с горизонтальных цивилизаций и заканчивая конкретными этнополитическими элементами и даже граниальными точками. Российское этносистемное государство должно превратиться из объекта цивилизационного дробления и растаскивания в центр межнационального притяжения.
   Современная геополитическая модель мира также конфликтна. Стоит вопрос о пересмотре международно-правовой системы, сложившейся после Второй мировой войны и приведении ее в соответствие со сложившимися мировыми геополитическими реалиями. Однако, пока "третья мировая война" не закончилась, даже постановка этого вопроса утопична. Главный вопрос "третьей мировой войны" - сумеет ли "Скрытая" цивилизация удержать завоеванные позиции в расчлененной этносистеме СССР-СНГ-Россия.
   От себя добавлю, что другой, гораздо более известный этногеополитик, утверждал прямо противоположное: "Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства".
   Политики, блин!
  
   14.09.04
  
  
  

Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"