Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Фотогалерея. Комментарии. Монастыри ч.1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня добавил несколько фото Иосифо-Волоколамского и Антониево-Сийского монастыря


   Фотогалерея. Комментарии. Монастыри ч.1
  
   Раздел "Монастыри" фотогалереи находится на сервере моего друга Андрея Косорукова здесь . Пока в галерее представлены только отдельные фотографии, снятые мной в Свято-Троицком Александра Свирского, Иосифо-Волоколамском Успенском, Воскресенском Ново-Иерусалимском, Антониево-Сийском, Кирилло-Белозерском, Ферапонтово-Белозерском, Соловецком монастырях, а также в Лукиановой пустыни, Сольвычегодске, Великом Устюге и в Ярославле. Среди монастырей, фотографии которых помещены в разделе, есть всемирно известные, есть забытые и чудом сохранившиеся, есть монастыри, блестящее будущее которых, безусловно, затмит их славное прошлое. Сотни снимков, сделанных в других Православных монастырях, ждут своего часа.
  
   Интерес к монастырям возник у меня не случайно, по целому ряду причин, и трудно сказать, какая из них является главной. Я изучал Православие, его историю, его догматику - неизбежно должен был возникнуть интерес к монастырям. Многие мои друзья - художники были выпускниками МАРХИ - Московского архитектурного института. Отсюда мой интерес к архитектуре вообще, к русской архитектуре, в частности, а она лучше всего сохранилась в архитектуре церковной и монастырской. Углубляясь в историю России, я не мог не соприкоснуться с той ролью, которую играла в ней Православная церковь и ее монастыри. Изучая природу России, отыскивая и находя самые красивые ее места, я не мог пройти мимо монастырей: ни один из известных мне монастырей не был основан на случайном месте.
  
   Надо сказать, что мой интерес к монастырям внешний, он ближе к праздному любопытству бывшего советского человека - активного строителя коммунизма, чем к священному трепету истинно верующего. Я с большим уважением отношусь к благочестивым паломникам, странствующим по святым местам, знаком с некоторыми из них, но сам пока ни разу не решился к ним присоединиться: что-то внутри не пускает сделать последний шаг. Может, осознание моей греховности. Может, трезвый взгляд на атмосферу лицемерия и неприятие духа стяжательства, особенно ярко проявляющиеся в этой среде именно сейчас, в период всеобщего духовного оскудения и обнищания. В любом случае, священный трепет, охватывающий меня в монастырях, имеет другое происхождение - это непосредственное ощущение глубины и непрерывности истории, слияние с ней, это переживание состояния единства с величайшими подвижниками, основателями и строителями монастырей, знаковыми фигурами нашей истории.
  
   Я посетил около сотни наших монастырей. Был в самых значительных из них, много читал о других, менее известных, забытых или забываемых. Всего в России было около тысячи монастырей. У меня есть репринтное издание книги "Православныя Русския обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне", вышедшей в 1910 году в книгоиздательстве П.П. Сойкина в Санкт-Петербурге. В ней даются краткие справки о почти шестистах мужских и почти трехстах женских монастырях, пустынях и обителях. При этом надо учесть, что при секуляризации церковных и монастырских земель, проведенной в середине XVIII века при Елизавете, Петре III и Екатерине II было закрыто 496 монастырей (Барсегян Т.В. "Типология православных монастырей России" в сборнике "Монастыри в жизни России", Калуга-Боровск, 1997 стр. 6).
  
   Главенствующая роль Церкви в духовной жизни общества и государства была ликвидирована Петром Первым, который упразднил должность патриарха, подчинил Церковь Синоду и превратил ее в подобие идеологического отдела, стандартного колеса в общей бюрократической телеге государства. Главенствующую роль Церкви и монастырей в экономической жизни страны окончательно ликвидировала Екатерина Вторая: в руки государства перешло около миллиона монастырских крестьян, которые теперь получили статус "экономических". Надо сказать, что монастыри являлись самыми крупными в стране центрами вотчинного землевладения. Так, если Троице-Сергиевой Лавре принадлежало 106 000 душ крестьян, то самому крупному землевладельцу, семье графа Шереметьева, принадлежало почти вдове меньше - 64 000 душ. На третьем месте стояли владения Разумовских - 35 000 душ. Из почти 4 млн. рублей собственного годового дохода, полученного от церкви государство стало отдавать церкви и монастырям на содержание чуть более десяти процентов, 460 тысяч рублей, распределяя их в соответствии с утвержденными штатами. Значительная часть монастырей оказалась вообще за штатом, то есть, земли и крестьян у них отняли, а содержание не выделили. Вот они еще где корни экспроприации! Вот они еще где корни приватизации по Чубайсу и дефолтов по Ельцину! Вот он пример взаимоотношения между федеральным центром и регионами! (Фактические данные взяты у профессора А.В. Карташева в его двухтомном издании "Очерки по истории Русской Церкви", "Терра", М., 1992, стр.471). Таким образом, духовный пастырь нашего народа-богоносца был обюрокрачен и ограблен. Логического продолжения оставалось ждать недолго, и оно не замедлило наступить.
  
   При историческом материализме все Православные монастыри в СССР были закрыты. На их территории было размещено 48 санаториев и домов отдыха, 168 детских колоний, 97 школ и различных курсов, около 200 тюрем, 188 военных учреждений, 349 больниц и приютов для душевнобольных. Последний монастырь на территории СССР был закрыт в 1937 году. Однако оставались Православные монастыри в Финской еще тогда Карелии - Валаамский, в Эстонии - Псково-Печерский и Пюхтицкий, несколько монастырей в Польше, в том числе, знаменитая Почаевская Лавра. С присоединением к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии в стране в 1939-40 гг. оказалось 46 монастырей, которые закрыть до войны просто не успели.
  
   Во время Великой Отечественной войны было воссоздано еще около 40 монастырей. В апреле 1946 года открылась Троице-Сергиева Лавра. Постановлением Совнаркома от 22 августа 1945 года местным властям было предписано не препятствовать деятельности монастырей, сохранять их здания, землю, инвентарь и скот, чуть позже монастыри были освобождены от налогов, а безземельные монастыри наделены землей. Однако в 1948 году процесс открытия новых храмов и монастырей прекращается. С 1948 по 1980 гг. число монастырей сокращается с 85 до 16.
  
   С крушением исторического материализма начинается воссоздание монастырей. Динамика их возрождения впечатляет: 1988 год - 22 монастыря, 1993 - 360 монастырей, 2000 - свыше пятисот монастырей. (Фактические данные взяты из Энциклопедического справочника "Русская Православная Церковь. Монастыри", изд. Московской патриархии, 2000, стр. 417-420). Наблюдается строительный бум, подогреваемый естественным интересом теневых и чисто криминальных структур к возможности быстро и очень чисто отмыть неправедно нажитые денежки, а заодно откупиться от многочисленных грехов, совершенных в процессе их нажития. Такая вот диалектика... В духовной же сфере успехи возрождающейся церкви гораздо более средние: конкурировать с телевидением, с его мексиканскими сериалами и другими инструментами зомбирования населения, церковь пока не в состоянии. Да ей, собственно, и некогда: с мирскими бы заботами справиться.
  
   Но вернемся к фотографиям. Троицкий Александра Свирского монастырь расположен в крупном селе Свирское в нескольких километрах от Лодейного Поля в окрестностях Ладожского озера. Когда-то это была Олонецкая губерния, территория, изначально населенная вепсами. Говорят, вепсом был и сам основатель монастыря Александр Свирский, второй в истории человек (после праотца богоизбранного народа Израилева Авраама), который наяву разговаривал с Богом, явившимся к нему в виде Троицы, что очень правдиво изобразил Андрей Рублев на своей знаменитой иконе.
  
   Я некоторое время жил в Свирском, наблюдал жизнь монастыря. Подробно я пишу об этом в путевых заметках Ладога, во второй их части.
  
   Иосифо-Волоколамский монастырь я упоминаю, когда пишу о Пафнутии Боровском в путевых заметках Боровск. Основатель монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин) семнадцать лет провел в непосредственной близости к преподобному Пафнутию, который назначил его своим преемником. Однако, братия, беспрекословно подчинявшаяся авторитетному Пафнутию, не захотела ходить под началом подобного себе, и Иосиф вынужден был тайком покинуть Боровск. Побродив по монастырям, Иосиф возвращается к себе на родину, под Волоколамск, где в 1479 году, ему было явление природы - страшная буря, поломавшая вековую лесную чащу и открывшая вид на красивое озеро. Именно здесь в пустынном месте, на берегу озера, он и решил основать монастырь. Владевший этими местами князь Борис Васильевич Волоцкий выделил Иосифу эту пустынь, благословил инока и во всем поддерживал его начинания, чего нельзя сказать о сыне Бориса Федоре, унаследовавшем удельный княжеский престол.
  
   Иосиф Волоцкий был не только церковным и монастырским строителем, но и известным церковным писателем. Его перу принадлежит "Просветитель", книга, состоящая из пятнадцати глав, "слов", книга, обличающая опасную и широко распространенную тогда ересь "жидовствующих", появившуюся в Новгороде около 1470 года. Передовые идеи свободомыслия пришли на Русь со свитой киевского князя Александра Михайловича Олельковича, в которой, как пишет профессор А.В. Карташев, наиболее выдающуюся роль играли лейб-медик Схария, а также Моисей Хануш и Иосиф Шмойло. Иван III Васильевич, сын того самого великого князя Василия II Васильевича Темного, который четко разобрался в историческом значении для Руси Флорентийской унии, так же четко разобрался в опасностях, исходящих из Новгорода, и уже в 1471 году послал туда войска.
  
   Но оккупировать город оказалось гораздо легче, чем задушить идею, уже начавшую овладевать массами новгородского духовенства и купечества. Суть идеи заключалась в неизменности Ветхого Завета, а поскольку сам Христос "пришел не разрушить закон, а исполнить", то до обрезания оставался всего один шаг, и многие отчаянные головы на этот шаг решились то ли от избытка благочестия, то ли от избытка чего другого. Десять лет секта росла и развивалась в условиях строжайшей конспирации и захватила Москву, проникнув в царский двор Ивана III через Федора Васильевича Курицына, который при Иване был чем-то вроде Шеварднадзе при Горбачеве - дьяком посольского Приказа. Сам же Курицын познакомился со Схарией у Крымского хана и правоверного мусульманина Менгли-Гирея. Чудны дела Твои, Господи!
  
   В 1487 году конспирация была раскрыта самими заговорщиками, поссорившимися, как водится, по пьяной лавочке. Новгородский архиепископ Геннадий начал активную борьбу с ересью, но не преуспел, частично потому, что тогдашний московский митрополит Геронтий не любил Геннадия и ловко обвинил его в том, что Геннадий борется с ересью не совсем ударными темпами. Слава Богу, Геронтий скоро отошел в мир иной, но в митрополиты не без участия заговорщиков был поставлен слабовольный, хорошо знакомый с зеленым змием и большой любитель молоденьких женщин Зосима. И только со смертью в 1497 году всесильного Федора Курицына настает час Иосифа Волоцкого, уже написавшего к тому времени свой "Просветитель", "Триодь Постную" и Устав своего монастыря. На соборах 1503 и 1505 года он требует смертной казни для еретиков. Несколько еретиков "сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем". Так пишет о ереси "жидовствующих" А.В. Карташев в "Очерках по истории русской церкви" (стр. 489-505).
  
   Сам Иосифо-Волоколамский монастырь служил местом заточения многих выдающихся людей своего времени. Здесь отбывал наказание и был погублен Михаил Триволис, более известный у нас как Максим Грек, ученик Савонаролы, публицист и переводчик церковных книг. Здесь умер в заточении ученик Нила Сорского Вассиан Патрикеев, ставший после смерти преподобного Нила главой нестяжателей, разгром которых также не обошелся без деятельного участия Иосифа Волоцкого. Здесь простым зеком содержался даже настоящий царь - Василий Иванович Шуйский, свергнутый боярами, которые предпочли ему ставленника Польши Лжедимитрия II.
  
   При преподобном Иосифе Волоцком его монастырь, конечно, не имел того внушительного вида, соперничающего и со всеми Лаврами, и даже с самим московским Кремлем. Тогда была построена деревянная церковь, освященная в 1479 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через семь лет на ее месте возводится первый каменный Успенский собор. Именно его расписывал наш знаменитый живописец Дионисий Великий, фрески которого так хорошо сохранились в другом монастыре в Ферапонтово . Впрочем, я пишу об этом главе "Ферапонтово" путевых заметок Север . Нынешний Успенский собор возведен в 1688-1692 году талантливейшим архитектором Трофимом Игнатьевым. Под его же руководством в 1677-1688 году построены стены монастыря и его великолепные башни, а также надвратная церковь Петра и Павла. От времен самого Иосифа Волоцкого в монастыре осталась одноглавая Богоявленская церковь, заложенная в 1504 (1506?) году, с гигантской одностолпной трапезной, почти равной по величине Грановитой палате Московского Кремля, да трехъярусная колокольня с церковью Одигитрии во втором ярусе.
  
   Если Иосифо-Волоколамский монастырь находится всего в ста двадцати километрах от Москвы, то монастырь Антониево-Сийский находится уже в двухстах километрах, но не от Москвы, а от Архангельска. Основан монастырь через четыре года после кончины Иосифа Волоцкого, в 1520 году, преподобным Антонием Сийским, чудотворцем, уроженцем здешних мест, в миру Андреем Никифоровичем из села Кехта под Архангельском. Его отец, простой крестьянин-помор, отдал Андрея учиться грамоте и иконописному делу. Андрей женился, обзавелся хозяйством в Новгородской области, но жена вскоре умерла, и Андрей постригся под именем Антония в Пахомьевой пустыни на реке Кене, вытекающей из Кенозера и впадающей в Онегу. Получил сан священника и основал на реке Шелексе близ одноименной деревни Николаевский монастырь, но не поладил с местными крестьянами, которые отказали ему в землях для монастырского хозяйства. В 1520 году он пришел на Михайлово озеро, через которое протекает река Сия, впадающая в Северную Двину чуть севернее Емецка.
  
   Учтя горький опыт с жителями Шелексы, Антоний первым делом послал двух старцев за тысячу верст через леса и болота в Москву, к великому князю Василию III, с прошением о строительстве монастыря. Великий князь не отказал, прислал жалованную грамоту и церковную утварь, после чего была построена первая, деревянная, церковь во имя Троицы. Преподобный Антоний скончался в 1557 году на семьдесят девятом году жизни: мы тогда еще не скатились до средней продолжительности жизни в 57 лет.
  
   Именно в этот монастырь в годы Смуты, в 1601 году был сослан боярами отец первого российского императора династии Романовых, Федор Никитич Романов, насильно постриженный в монахи под именем Филарета. Впоследствии он стал патриархом и управлял государством, пока малолетний Михаил не подрос. (Фактические данные из книги "Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых", изданной в Петербурге в 1862 году, стр. 30-32. У меня есть репринтное издание этой уникальной книги, вышедшее в 1990 году в издательстве "Книга" и отпечатанное в типографии "Искра революции"(!) в Москве).
  
   А еще у меня дома хранится икона преподобного Антония Сийского, Чудотворца, которую прислал мне с монахом настоятель монастыря, отец Трифон, у которого я гостил в 1998 году. Именно отец Трифон на мой вопрос, как же он собирается прокормить ораву в девяносто трудников и послушников, которая собралась в его монастыре под холодную зиму 1999 года, ответил просто и коротко: "А Бог?". Мне было больше не о чем спрашивать.
  
   Кстати, Антоний Сийский был канонизирован в 1579 году при Иване Грозном, а житие его было написано вновь по раннему варианту сыном Ивана Грозного Иваном, убитым впоследствии своим выжившим из ума отцом. До 1764 года, до пресловутой секуляризации церковных земель, монастырь был одним из самых зажиточных в России. Сейчас в монастыре сохранился и восстанавливается величественный когда-то Троицкий собор, церковь Благовещения, братские кельи. Особо тщательно трудники, послушники и монахи ухаживают за кедровой аллеей .
  
   (Продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"