Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О школе и школьниках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.31*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано где-то в конце 1999 года, опубликовано в книге "Длинное лето 1999 года". Актуальности вряд ли потеряло. Во что это вылилось в 2020 году смотрите вот здесь (там ссылки внутри)


   О школе и школьниках
   (Из переписки с нижегородской художницей Аней Бузыкиной по вопросу образования)
  
   Мне сегодня абсолютно ясно, что набор знаний, даваемый детям в школе, деформирует личность ребенка, приучает к механическому заучиванию гигантской массы неактуальных сведений, готовит безвольного и бездумного исполнителя или лицемера и хитреца, продукта и будущего активиста общества, в котором доминирует идеология подлости.
  
   Я предполагаю, что образовательные программы должны создаваться, не отталкиваясь от достигнутого с добавлением того или сего необходимого, а исходя из конечного продукта, который мы хотим получить на выходе из этого технологического, по сути, процесса, процесса превращения неопытного ребенка в человека, готового к самостоятельной жизни в той реальности, которая сложится к моменту получения им аттестата зрелости.
  
   То, что изложено ниже - минимум. Наряду с этим с определенного возраста ребенок должен получать еще и систему знаний, определенных его собственным выбором своей будущей сферы деятельности и готовностью этой сферы принять именно этого ребенка.
  
   Процесс выбора такой сферы и квалификационные критерии - отдельная тема. Ясно только, что выбор должен быть ступенчатым и должен предполагать набор тестов и экзаменов, любой из которых не является окончательным приговором, но предполагает определенную процедуру реабилитации.
  
   Некоторые мысли о том, что должен уметь и знать каждый юноша по достижении 18 лет. Сейчас, кстати, понятия знать и уметь едва ли различаются. Отсюда, знающие много гораздо более беспомощны в реальной жизни, чем много умеющие. Нужен оптимальный баланс, возможно, индивидуальный для каждого человека.
  
   Доказав, что он знает и умеет на уровне определенного минимума, юноша может получить паспорт и какие-то гражданские права. Те, кто сразу доказать не сможет, должны иметь возможность нескольких повторных попыток. Тем, кто не сможет доказать вообще, должны быть готовы к жизни вне основного ее потока.
  
   Изложенное ниже отнюдь не догма, а лишь обозначение направления, в котором должна поработать мысль педагогов, психологов, специалистов по обществу и многих других профессионалов.
  
   Юноша должен уметь к 18 годам
  
   Духовная среда
   Управлять собственными эмоциями. Владеть приемами самоограничения и самоконтроля.
   Бороться с собственными пороками.
   Определять для себя границы возможного/невозможного по материальным, физическим, волевым, социальным и другим параметрам.
   Расширять для себя пределы возможного/невозможного.
   Анализировать нравственную сторону каждого своего поступка.
   Различать пороки в окружающей среде и уметь избегать соблазна.
   Поддерживать и расширять возможности собственного тела.
  
   Бытовая среда
   Выполнять любую работу по дому, включая все виды уборки, ремонта (включая ремонт квартиры и основной по электроприборам, водопроводу и отоплению), пользоваться всеми современными видами бытовой техники.
   Ухаживать за домашними животными (заготовка кормов, организация содержания, профилактика болезней и пр.).
   Готовить основные виды пищи, включая разделку тушек животных, птиц и рыбы.
   Уметь построить собственный достойный быт, исходя из наличия бюджета различного размера.
   Пользоваться общественным транспортом, в том числе, в незнакомых городах.
   Пользоваться системой общественного питания и проведения досуга (кафе, рестораны, дискотеки и пр.). Заказ столиков. Выбор уровня и меню в пределах имеющегося бюджета.
   Пользоваться почтой, телеграфом, Интернетом и другими средствами коммуникации.
   Пользоваться средствами гигиены личной и интимной жизни.
   Пользоваться справочной литературой.
   Уметь составить основные юридические документы: договор (купли-продажи, аренды, займа, страхования и др.), доверенность, завещание, заявление в милицию и другие госорганы, декларацию о доходах.
  
   Общество
   Строить свои отношения в различных формальных и неформальных коллективах и общинах.
   Различать декларируемые и фактически преследуемые цели партий, движений, объединений.
   Различать тоталитарные секты и преступные сообщества, уметь определять вербовочные подходы и избегать вербовочных поводов.
  
   Природа
   Ориентироваться на местности по топографической карте, солнцу и звездам.
   Определять время по солнцу днем, по звездам и луне ночью.
   Разводить костер, в том числе, в ветреную сырую погоду.
   Организовать ночлег в палатке, в том числе, зимой.
   Переправляться через реки с использованием подручных средств.
   Определять погоду на 2-3 дня по естественным признакам.
   Работать топором, пилой, лопатой. Добывать и сохранять огонь и воду. Добывать пропитание в лесу и готовить пищу на костре.
   Выбирать по карте маршрут, определять места ночевок и остановок, пройти за неделю по незнакомой местности 100-120 км в автономном походе (всё на себе).
   То же с использованием любых средств транспорта (по выбору) по замкнутому четырехугольнику 200 х 200 км.
   Определять основные растения, животных, птиц, насекомых места проживания.
  
   Другое
   Обеспечить собственную безопасность и безопасность близких людей.
   Оказывать первую помощь при ранениях, травмах, отравлениях, заболеваниях.
   Пользоваться основными видами оружия: пулемет, автомат, гранатомет, пистолет, револьвер, нож.
   Устанавливать и снимать мины, тушить пожары.
   Водить легковую и грузовую машину, мотоцикл, катер, прыгать с парашютом, плавать, преодолевать препятствия.
   Фотографировать, снимать видео, пользоваться основными видами оргтехники и мобильными средствами связи.
  
  
   Юноша в 18 лет должен знать
  
   Духовная среда
   Основные типы характеров и свое место среди них. Пути и способы духовного совершенствования, выработки волевых качеств, преодоления комплексов и природных недостатков характера.
   Особенности духовного развития подростков, действие основных факторов и возможности их контроля.
   Основы мотивации поступков других людей.
   Проблематику духовной стороны семейной жизни
   Собственные физические возможности и ограничения. Способы расширения физических возможностей.
  
   Бытовая среда
   Основы ведения домашнего хозяйства.
   Параметры основных приборов, свойства и качества материалов, применяемых в быту.
   Состав месячного бюджета семьи из 1-2-3 человек
   Уровень цен на основные товары, необходимые для обеспечения быта
   Уровень цен на основные продукты питания в зависимости от качества и степени предварительной обработки.
   Основы гигиены личной и интимной жизни
   Систему построения общественного городского, районного и междугороднего транспорта, расписания, уровень цен на билеты, предварительная продажа, заказ.
   Систему общественного питания и проведения досуга
   Основные виды справочников и способы их получения
   Основные процедуры, связанные с юридическими документами бытового характера, и ответственность по этим документам.
  
   Общество
   Основные принципы построения общества: диктатура, демократия, олигархия, охлократия и др.
   Тип общества, в котором приходится жить, его структура, история и проблематика. Партии, движения, объединения, декларируемые и реальные цели.
   Правовая основа общества. Конституция. Кодексы законов. Нормативные акты. Исполнительная система.
   Бюджет страны и источники его формирования. Налоги и Налоговый кодекс.
   Возможные направления развития общества и свое возможное участие в этом развитии.
   Другие современные общества и их история.
   Религия, философия, наука. Состояние и проблематика.
   Технология. Состояние и проблематика.
   Производство. Состояние и проблематика.
   Иерархия. Духовная, материальная, физическая зависимость от других людей и сообществ. Преступные сообщества. Секты. Способы их построения, вербовка новых членов.
   Уголовный Кодекс. Правоохранительная и пенитенциарная система. Гражданская ответственность.
   Наркотики. Основные типы и последствия их применения.
  
   Природа
   Человек как часть природного комплекса. Экология
   Основные растения местности проживания (100-150 наименований, в том числе, латынь). Их систематика по семействам, родам и видам.
   Основные представители животного мира местности проживания (100-150 наименований, в том числе, латынь). Их систематика по родам и видам.
   Красная Книга.
   География места проживания (в радиусе 25 км - детально и лично, 100 км - основные природные комплексы, города и др. населенные пункты; страна - карта, исторические места, природные и культурные комплексы).
   География зарубежных стран - климатические и природные зоны, исторические места, природные и культурные комплексы.
  
   Другое
   Основы биологии человека, симптомы основных заболеваний и применяемые лекарства.
   Принципы устройства двигателя внутреннего сгорания, ходовой и других частей автомобиля, бытовых электроприборов, компьютера, фотоаппарата, огнестрельного оружия.
   Основные положения ЕСКД
   Основы топографии и условные обозначения топографических карт
   Карта звездного неба
   Английский разговорный язык бытового общения
  
   В целом, дальнейшая работа над этим проектом может выглядеть следующим образом. Мы имеем набросок конечного результата образования для восемнадцатилетних юноши и, отдельно, девушки. Теперь надо разбить по годам обучения, определив вначале, а сколько их будет, этих лет обучения. Дальше в каждом году определить формат, то есть, а в каких, собственно, предметах необходимо преподносить (и получать!) знания и навыки, а также сколько часов должно быть выделено в каждом году для каждого предмета. Потом, естественно, составить детальную программу по каждому предмету для каждого года обучения с разбивкой по часам. Потом составить методики преподавания. Потом написать два-три альтернативных учебника по каждому предмету для каждого года обучения. И все это - с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника!
  
   Отсюда подлежит пересмотру все, что есть у нас сейчас в школе: формирование классов и групп (чем выше по классам, тем мельче группа!), требование к преподавательскому составу и структуре педагогического коллектива, периодичность обновления учебников и даже архитектура школьных зданий. Главное - система отбора: постоянные экзамены, конкурсы, тесты. Ребенок должен с первых шагов приучаться сражаться за себя, своими усилиями добиваться собственного места, стойко переносить поражения, осознавать временность и непрочность побед. Исподволь в этих сражениях должна формироваться мораль на уровне условных рефлексов: какие средства приемлемы в борьбе за себя, а какие абсолютно недопустимы, - так, чтобы в последующей самостоятельной жизни они только воспроизводились.
  
   Система должна предусматривать, что к 18 годам каждый человек, получая аттестат зрелости, будет отчетливо осознавать: я не могу быть художником; я не могу быть музыкантом; у меня слабая воля и низкая работоспособность - я не могу руководить другими людьми. Но у меня хорошие руки и тонкий вкус. Я буду модельером, как Версаче. Он не сразу станет Версаче. Но иерархия от Версаче до рядового портного позволяет, кажется, вместить всех, кто почувствует это призвание.
  
   Разрабатываемая система должна дать хорошую базу для последующего образования в любой сфере, которую выпускник сочтет своей. Хорошую не значит - исчерпывающую. Заложенные навыки самоподготовки должны позволить выпускнику самостоятельно и в разумный срок получить недостающие знания, требуемые программой вступительных экзаменов.
  
   Ну и главное - создать для ребенка безопасную информационную среду, оградить его неустойчивую психику от грязного, злого и агрессивного потока пропаганды, от антигуманных идей, внедрение которых, кажется, стало единственной задачей наших самых свободных в мире СМИ, а в первую очередь телевидения.
  
Без слов [В.Песков украдено на
  


Оценка: 3.31*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"