Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О мифотворчестве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что-то начинает потихоньку двигаться в общественном сознании...


  

О мифотворчестве

  

"Миф есть (...) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни"

  
Алексей Фёдорович Лосев "Философия. Мифология. Культура"
  
   Большие ученые - кандидаты наук считают, что в настоящее время "складываются условия, способствующие возникновению и распространению особого типа мифов, свойственных сознанию информационного общества". Этими условиями, по их мнению, являются следующие:
   - глобализация - переход к новому типу общества, имеющему стандартизированные потребности и способы их удовлетворения (хавка, тёлки, пиво и телек - Н.Ч.);
   - господствующее положение средств массовой информации в формировании образа окружающей социальной действительности (часто не имеющей ничего общего с реальностью - Н.Ч.);
   - активизация образного мышления, связанная со всё возрастающими возможностями мультимедийных технологий (переход на комиксы для тех, кто уже разучился читать - Н.Ч.).
  
   Большие ученые, кажется, пропустили еще одну особенность современного мифотворчества - десакрализацию устойчивых мифов положительного характера, вытеснение традиционных архетипов и замену их ложными, искусственно наведенными. На этих ложных мифах и держится у нас вся демократия. Шаткая, надо сказать, основа.
  
   Известно, что причинами сверхсмертности, Нового Холокоста, который выкашивает у нас по миллиону человек в год сверх обычных норм, является "духовное неблагополучие, слом идентификации и наведение ложных идентификаций, отсутствие перспективы полноценной жизни, качественных образования и здравоохранения, интересной работы, невозможность иметь здоровую и полноценную семью для большинства населения страны, то есть, в целом, низкое качество жизни..." (И.А.Гундаров). Отсюда возникает дополнительная функция социального мифотворчества - компенсировать "потребность сознания общества в гармонии, идеале, стабильности, защищенности, самоидентификации"
  
   Беда в том, что в данной области коллективного бессознательного на протяжении жизни одного поколения в нашем обществе произошла резкая и неоднократная метаморфоза основных мифов. Давно исчез миф о коммунизме - светлом будущем всего человечества. Миф "партия - ум, честь и совесть нашей эпохи" сначала выступил в своей извращенной форме "Америка - ум, честь и совесть нашей эпохи", а потом как-то скукожился, и не то, чтобы исчез, а стал достоянием маргиналов. Долго гулял по нашим умам миф о том, что "рынок всё расставит по своим местам", но благодаря ельциноидам, кучке абрамовичей и мировому кризису и этот, наиболее устойчивый миф приказал долго жить. Духовного благополучия такие метаморфозы отнюдь не прибавляют: рано или поздно коллективное бессознательное приходит к индивидуальному сознательному и навевает мысли о мыле, веревке и табуретке.
  
   В последнее время в Сети появляется всё больше работ, которые обращают внимание на этот вопрос. Связаны они все с пониманием того, что идеология либеральной демократии американского разлива с ее устойчивыми мифами, усердно внедряемая к нам за последние два десятилетия, так и не привилась на нашей почве, была отторгнута живым еще организмом нашего общества, как человеческий организм отторгает чужеродные клетки искусственно пересаженных органов. Одну из таких работ, главной задачей которой была десакрализация возникающих новых мифологем, мы коротенько рассмотрели в статье "Как нами манипулируют": http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/blocknot_18.shtml. Рассмотрим еще одну такую работу - она опубликована в Живом Журнале вот здесь: http://makkawity.livejournal.com/907548.html
  
   Следует отметить, что автор этой работы так же, как и многие из нас, озабочен отсутствием в России собственной идеологии (вопрос провала как идеологии исторического материализма, так и идеологии либеральной демократии американского разлива, сейчас считается уже само собой разумеющимся). Автор определяет десять новых мифов, которые по его мнению формируются сейчас в нашем общественном сознании, хотя по его мнению с обретением собственной идеологии Россия опоздала, возможно, навсегда. Давайте коротко посмотрим, что это за мифы. В целях экономии места я сократил авторские формулировки и надеюсь, что это не привело к искажению их смысла. Впрочем, вы сами можете проверить по первоисточнику.
  
1. Россия объявляется наисамейшей страной, которая всегда была великой и древней. (...) Однако нормальных объяснений, в чем особость России, пока не выдвигается.
  
   Здесь два момента. Наисамейшим считает себя каждый народ, и каждый находит для этого определенные аргументы, которые для своего народа являются само собой разумеющимися, а для любых других вызывают легкую усмешку. Типичный пример - албанцы. Типичный пример - евреи. Типичный пример - цыгане.
   В чем именно особость России - на эту тему написаны сотни, если не тысячи работ. Практически вся русская литература посвящена или защите, или опровержению тезиса об особости России. Тем более, что мифологема - она потому и мифологема, что является способом изображения реальности в тех случаях, когда эта реальность не укладывается в рамки формальной логики.
  
2. При этом особая роль России обосновывается не столько перечнем достижений страны, сколько россказнями о том, насколько все вокруг уроды и хуже. Особенно это касается Запада и США. (...)
  
   Ага, таки особость России обосновывается, но автор не считает это нормальным обоснованием. Кстати, почему особая роль России должна основываться на ее достижениях, и что именно считать достижением? Число "Мерседесов" на душу населения или близость к природе и наличие ее пока неиспорченных источников? Цивилизация потреблятства подходит к концу, и особая роль России должна сказаться как раз в постпотреблятский период, к которому мы, кажется, готовы намного больше других. Вот вам и еще одна особость!
   Россказни о том, насколько все уроды. Это не случайно. Во-первых, потому, что они действительно уроды - возьмите Балканы. Возьмите Ирак. Возьмите Афган с его десятикратным и более ростом производства наркотиков после прихода туда "их", в смысле, общечеловеческих ценностей на американских штыках. Коренная же причина здесь заключается в том, что нам слишком активно внедряли западный либерально-демократический миф, слишком велики потери и потрясения, которые вызвало его внедрение. Поэтому "россказни о том, насколько все вокруг уроды и хуже" - естественная реакция отторжения этого чуждого нам мифа.
  
3. Из априорной наилучшести вылезает стремление не признавать темные пятна своей истории. (...)
  
   Думаю, что здесь нет ничего страшного. Наоборот, это естественно для нормального организма: не расчесывать болячки, не посыпать их солью на потеху западной публике. У нас, слава Богу, нет недостатка в тех, кто это делает за нас, каждодневно и ежечасно. В том числе, здесь, на Самиздате.
  
4. Тупость и уродство Запада сочетаются с его извечной неприязнью к России. Враждебность Евросоюза и США подразумевается на уровне контекста - по мнению создателей мифа это настолько очевидно, что нет необходимости его доказывать. (...)
  
   Да, это факт, хотя в отношении враждебности Евросоюза я сделал бы оговорку: он воспринимается как Запад, но как часть Запада, старающаяся выйти из-под оккупации Вашингтонским Обкомом. Поэтому я на место Евросоюза в этом контексте поставил бы НАТО. НАТО и Вашингтонский Обком воспринимаются как единое целое. Враждебное России по определению.
   А в том, что оно враждебно России - не надо заглядывать в справочники. Народ жил все эти двадцать вместе со всеми и вместе со всеми видел реальные, не мифические проявления этой враждебности. Да западники и сами признают, что по отношению к новой России они вели себя, как к побежденной стране, то есть, как оккупанты. У кого же может возникнуть любовь к оккупантам? Разве у полицаев?
  
5. Соответственно, ценности тупого Запада абсолютно неприемлемы и противны России. Те же, кто пытается их внедрять, являются или осознанными вредителями, ворами и негодяями (если они делают это сознательно), или сумасшедшими извращенцами, если они сами того не понимают. Таким образом, в любом случае все демократы - безумные предатели, вредители, педофилы и т.д.
  
   Ну, тут некого винить, кроме самих демократов, которые в 1991 году получили в свои руки Россию - нате, пользуйтесь, стройте светлое демократическое будущее. Что они сделали, эти демократы? Первым делом бросились разворовывать закрома Родины, общенародное достояние, созданное потом и кровью нескольких поколений. Но они и этого толком сделать не могли, а пропустили к власти кучку абрамовичей, которая успешно довершила разгром и разграбление России. И кто они после этого?
   О западных ценностях можно поговорить особо. Мы уже упоминали потреблятство, но не говорили о статусном тоталитаризме, о гомосексуализме, проституции, наркомании, пропаганде насилия и гламура - именно эти западные ценности расцвели у нас пышным цветом с приходом демократии. Конечно, такие ценности никогда не могут быть приняты здравомыслящим человеком.
  
   Не, народ не проведешь!
  
6. Вообще, все проблемы страны в тот или иной период объясняются исключительно внешним давлением и происками врагов. При этом, поскольку просто так всё на врагов свалить непросто, в ход идут конспирологические концепции и аргументы. Соответственно, с этим смыкается ставшее в рамках данного мифа общим местом утверждение о том, что реформаторы "первой волны" были агентами влияния Запада, целью которых был развал Союза и России в угоду врагам. (...)
  
   Здесь автор грешит против истины. И в народном сознании, и в серьезных работах (в том числе, в "Русской Доктрине") все проблемы четко различаются на две группы: внутренние проблемы и внешнее давление.
   А то, что реформаторы-ельциноиды в массе были агентами влияния Запада - к бабке ходить не надо. Хорошие аргументы в пользу этого приводит полковник Квачков: почитайте, думаю, и у вас не останется сомнения: http://www.kvachkov.org/info/post_1176559415.html. Хотя многих, конечно, использовали "втемную", есть такая практика у разведслужб.
  
7. Тайные враги (демократы и т.п.) позиционируются как нелюди, заведомо лишенные нормальных человеческих черт. Эта дегуманизация слегка напоминает то, как в антисемитских изданиях подаются евреи - существа априори, генетически враждебные государству, народу страны, в которой они проживают и ее национальной традиции. Смысл дегуманизации довольно прост - выведение приверженцев "синего" мифа из образа и подобия человека, после чего любые действия по отношению к ним, даже нарушающие закон, получают оправдание.
  
   Вот ведь парадокс! У автора, наверное, нет ни малейшего сомнения в том, что Гитлер, Розенберг, Эйхман и другие нацисты, устроившие Холокост, относятся к нелюдям скорее, чем к людям. Но почему-то обижается, когда устроителей Нового Холокоста, который намного холокостее того, прежнего, относят к нелюдям.
   Зачем он сюда приплел евреев - непонятно. О "генетической враждебности евреев" стране проживания - смотрите данные Антидиффамационной Лиги, это здесь: http://www.adl.org/anti_semitism/european_attitudes_may_2005.pdf. Оказывается, над этой "генетической враждебностью" очень серьезно задумываются, но не в России, а в политкошерной Европе.
  
8. Соответственно, решение проблем сводится к устранению врагов и их происков. С точки зрения "нового мифа" достаточно расстрелять всех коррупционеров и выслать эмигрантов, после чего жизнь в России чудесным образом наладится. (...)
  
   Ну, мысль, конечно, интересная! Особенно, про высылку эмигрантов: интересно, откуда и куда? Если оттуда, куда они сбежали, назад к нам - спасибо, не надо. Обойдемся как-нибудь сами.
   Устранить врагов, вернее, разорвать порочный симбиоз компрадорской олигархии, организованной преступности и продажной власти - настоятельная необходимость сегодняшней России. Это понимает народ. Это понимает власть. Это понимают даже некоторые интеллигенты. Но - никто не решается это сделать. Потому, что сами по себе составные части этого симбиоза не устранятся. Потому, что при их устранении будет сопротивление. Потому, что без насилия, без топора и колючей проволоки, тут не обойтись, а либеральная парадигма не предусматривает ни то, ни другое.
  
   Любые разговоры о будущем России бесполезны, пока Россия в руках вот этого подлого триумвирата.
  
9. Отсюда как сама собой разумеющаяся, возникает идея о том, что борьба за социальную справедливость - это истребление "плохих людей". Подобная программа очень хорошо ложится не столько на состояние масс, которые ощущают себя проигравшими "холодную войну", сколько на всех тех, кто считает, что нынешний мир несправедлив к ним.
  
   Это авторские домыслы, или страх обывателя перед будущим и осознание собственной виновности. Даже не буду комментировать.
  
10. Еще одна проблема этой парадигмы в том, что у затянутого в нее человека атрофируется представление о конструктивном решении проблемы. Подобный поиск врагов абсолютно вышибает мысль о том, что мы сами должны заниматься самосовершенствованием.
  
   Это следствие мифологемы номер 7.
   Если говорить о самосовершенствовании, то оно возможно и целесообразно в рамках устойчивой системы положительной направленности. В рамках системы, враждебной государству, обществу и человеку, индивидуальное самосовершенствование до самых больших высот не даст никакого общественно значимого результата.
  
   Далее автора совсем уж занесло, и он теряет связь между тем, что происходит в реале и тем, что ежедневно внушается народу по "стеклянному окну в духовный мусоропровод", каким у нас стало наше самое свободное в мире телевидение.
  
Оправдание жестокости проходит и в другом контексте. Человек, проявивший жестокость в рамках "борьбы за справедливость" (например, убивший оскорбившего его человека), перестает считаться преступником. Если в рамках любого из трех мифов, о которых мы говорили раньше, подобные обстоятельства воспринимались как смягчающие, но преступление от этого не переставало быть преступлением, в рамках формирующейся парадигмы такой человек становится героем вне зависимости от того, насколько проявленная им жестокость была адекватна ситуации.
  
   А откуда она, эта жестокость? Не из телевизора ли? Сейчас, вследствие общего кризиса, на улицу будет выброшено огромное количество людей, обреченных быть маргиналами. Города захлестнет уличная преступность. Возможно тогда кто-то и спохватится: а что же мы им показывали по телевизору, каких героев воспевали, какие стереотипы поведения вдалбливали денно и нощно?
   Но - будет поздно рефлексировать, когда нож вот этих, воспитанных телевизором и выброшенных на улицу демократией, выброшенных тем самым рынком, который "всё расставит по местам", будет приставлен к вашему горлу.
   Тут уж будет не до мифов.
   А все пиры во время чумы заканчиваются примерно одинаково
  
Пора изучать! [Из сети Интернет]
  
   14 февраля 2008 года
   Москва
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"