Аннотация: Вторая работа по итогам короткой (чуть больше суток!) поездки в Великий Новгород. Первая здесь. Фото в приложении.
Витославлицы
Музей народного деревянного зодчества Витославлицы находится на южной окраине Великого Новгорода неподалеку от Юрьева монастыря. В XII веке здесь располагалось село Витославлицы, приписанное к тогдашнему Пантелеймонову монастырю. Обширная и хорошо обустроенная территория, красивая местность, богатая коллекция уникальных памятников ставят этот музей, пожалуй, выше более известных Малых Корел под Архангельском.
Памятники деревянного церковного зодчества по типу принято относить к клетским и шатровым. Клетские в своей основе имеют простой прямоугольный бревенчатый сруб, клеть. У них простая крыша, почти всегда с главками над ней, крытыми серебристым от времени осиновым лемехом. Клетские церкви повторяют крестьянскую избу, приукрашивая ее, устремляя ввысь, к Богу.
Считается, что шатровые церкви возникли из сторожевых башен рубленых городов - костров или веж. Наиболее полный объем при той же длине бревна (а длина эта всегда ограничена!) давала восьмигранная башня. Да и в эстетическом плане она более совершенна. Шатер же является самым естественным видом покрытия для восьмигранных башен. Вот как пишет о шатрах большой знаток древнего деревянного зодчества академик Александр Викторович Ополовников, инициатор создания и автор проекта музея-заповеднкика "Кижи": "Идея торжества и мощи воплощена в стремительном взлете шатра, чудного своей "высотою, и красотою, и светлостию". Именно эти качества - величие, грандиозность, высота - становятся общественно-эстетическим идеалом на протяжении ряда столетий развития русской архитектуры - и каменной, и деревянной". (А.В. Ополовников "Русское деревянное зодчество", М., Искусство, 1986).
Самой древней дошедшей до нас деревянной церковью клетского типа считается Лазаревская церковь Муромского монастыря. Она датируется до 1391 года. Муромский монастырь находится не во владимирском городе Муроме, а на берегу Онежского озера, там, где в Онегу впадает река Муромка. Самая древняя сохранившаяся в целости шатровая церковь - Никольская из села Лявля под Архангельском. Она гораздо моложе Лазаревской: ее построили в 1581-1584 гг. Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района, представленная в Витославлицах, датируется до 1539 года, но после этого она трижды перестраивалась.
Деревянное строительство следует отнести к очень высоким технологиям. Материал простой - слегка обработанное дерево. Инструменты тоже нехитрые - топор, долото, скобёлка или наструг, бурав, позже - пила, рубанок, фуганок. А проблемы решались громадные: обеспечить прочность, устойчивость и долговечность, удержать тепло внутри зимой и не впускать его снаружи летом, защитить от проливных дождей, от снега, от намерзающего льда, от конденсата, который образуется всегда, когда есть перепад температур, и как следствие, от гниения и порчи. Плюс сделать всю конструкцию пригодной к эксплуатации и ремонту. Много всего, знакомого любому, кто хоть однажды брался за строительство собственного дома. И ведь никакой химии!
Сегодня эти проблемы решаются применением специального оборудования, особых материалов, специальных способов их обработки, высокой точностью изготовления и пр. Всё это - затратно, всё это требует огромной инфраструктуры, редко допускает возможность ремонта и вряд ли так же положительно влияет на здоровье, как простой деревянный дом, срубленный обычным топором из бревен, доставленных из ближайшего леса. Правда, и тонкостей тут не меньше, чем при изготовлении хороших стеклопакетов для тройного остекления или охлаждаемых лопаток для турбин авиационных двигателей.
Деревянная крестьянская изба представляла собой тогда что-то вроде космического корабля: здесь была жилая часть, здесь же хранились полугодовые запасы всех средств жизнеобеспечения: зерно и мука, сено и дрова, мясо и грибы, огурцы и капуста. Здесь же находились возобновляемые ресурсы: корова с теленком, лошадь-кормилица, куры-несушки, овцы, дающие шерсть для валенок и теплых носков. Особое раздолье было для кошек - к зиме под крышу сбегались мыши со всех окрестностей. Человек же мог длинными и холодными зимами месяцами не выходить из дома: всё здесь, всё под рукой, всё под крышей. Ни одна калория тепла, ни один объём пространства не расходовались понапрасну!
Когда решалась проблема выживания, наступала пора эстетики. Кто бывал в Вологде, видел, как разнообразна, как выразительна и как красива резьба по дереву, которой украшались деревянные дома. И это - не единичные образцы. Сила примера в деревне особенно заразительна: есть у соседа, завтра будет у меня, и ещё лучше! Все это кануло в прошлое, заменено в городах убогими и безликими бетонными коробками, на которые, правда, теперь к месту и не к месту присобачивают нелепые башенки. А в деревнях... Деревня у нас умирает или, точнее, умерла. Почти все новые строения принадлежат дачникам из ближайших городов. Эти жильцы - временные.
Слава Богу, остались музеи деревянного зодчества, которые хранят воспоминания о прошлом, которое отнюдь не было таким убогим, как нам его рисуют в книжках и кинофильмах. Хранят живую память о величии человека - творца и строителя. Нашего человека.