|
|
||
"Проще сказать о каждом авторе отдельно..." |
Проза жизни и жизнь прозы *
О сборнике сыктывкарских писателей «Авария» **
«О чём, прозаик, ты хлопочешь?»
(А. С. Пушкин, «Прозаик и поэт»)
Вышла новая книга, представившая прозу сыктывкарских авторов, как знакомых читателю, так и публикующихся впервые. Трудно дать общую оценку сборнику в целом, настолько разными оказались вошедшие в него рассказы и повести. Проще сказать о каждом авторе отдельно.
Рассказы Василия Журавлёва-Печорского «Выхожу на связь» и Владимира Блинова «Люблю и помню, помню и люблю» носят характер скорее мемуарный, чем собственно художественный. Первый производит впечатление очерка-воспоминания, второй ближе к записям дневниковым. К сожалению, оба они отмечены некоторой незавершённостью. Рукопись Журавлёва-Печорского оборвалась вместе с жизнью писателя. Отсюда, видимо, ощущение недосказанности. Не успел... А вот рассказ Блинова, который ранее был известен как поэт, по-моему, недостаточно отредактирован. То идёт повествование от первого лица, то, без видимой причины, рассказчик оказывается в третьем лице. Странно, что и автор, и составитель сборника сочли такое возможным. Наше лихорадочное время понуждает к спешке, чтобы не упустить саму возможность издания книги, но остаётся и осадок сожаления.
Легко читается рассказ Алексея Попова «Сенокос» (перевод с коми А. Канева). Комичная и немного грустная история о молодых супружеских парах, чьё воображение сделало их жертвами собственной ревности.
Не слишком затейлив, может даже чересчур линеен сюжет рассказа Елены Киселёвой «Мелодия любви моей». Однако несмотря на некоторую наивность повествования, надо отдать должное его поэтичности. Думается, лирический тон автора сможет порадовать читателя новыми произведениями.
Чтение рассказа Александра Вахнина «Подарок, присланный по почте» напомнил мне о годах пресловутого соцреализма. Но тут же подумалось: а разве не устали мы от чёрной полосы «новой» литературы; и разве этот рассказ с долей идеализма не о том лучшем, что в нас было и что мы должны сохранить?
А вот, словно контрастом к только что сказанному, рассказ Андрея Влизкова «Авария». Признаться, читать его мне было тяжело. Нет, не потому, что рассказ в чём-то не удался. Просто не совсем по себе становится, когда тебе воочию показывают, что то, чего мы втайне страшимся, не вне, а внутри нас. Мне кажется, вряд ли автор ставил своей целью показ каких-либо перипетий или сам «космический сюжет»; важнее было отразить сущность явления, происходящего в душе героя.
Зато приятным подарком оказался «Юбилейный подарок» Александра Клейна. Вот ведь, и время-то, из которого взят описываемый случай, было страшное и тягостное, а сколько доброго, светлого юмора вложено в совсем небольшой рассказик об одном «обаятельном вертопрахе» и незадачливых жертвах его простодушной хитрости.
Ещё более краток рассказ Валентина Лычковского «Последние варяги», который словно сам слегка подтрунивает над читателем своей неожиданной концовкой.
Повесть Андрея Канева «Желты пески, круты берега» показывает всего один день из жизни главного героя, но день, когда он испытывает некий катарсис, очищение, связанное с памятью рода. Один за другим проходят в его воспоминаниях члены его семьи, составляя единую историю. Тут, однако, заметим, что не все персонажи, сменяясь как в калейдоскопе, успевают ожить в душе читателя. Возможно, лучше было бы разложить повесть на ряд коротеньких новелл со своим героем в каждой. Возможно, следовало придать ей бóльший объём, чтобы неторопливей и глубже показать характеры и судьбы людей.
Имя Александра Чернецова новое для меня. Тем приятнее было прочитать весьма зрелое произведение повесть «В царицыной опочивальне». Не будучи историком, не берусь судить об исторической точности сюжета, показывающего нравы, царящие на Руси времён правления Алексея Михайловича. Но нисколько не сомневаюсь ни в её психологической достоверности, ни в литературных способностях автора, которого, пользуясь случаем, хочу поздравить с удачным и уверенным дебютом.
Есть женщины, не только внешне красивые, но и притягивающие своей внутренней красотой. Не часто они встречаются в нашей жизни, но почему-то ещё реже в литературе. Именно о такой женщине, вернее, об одном случае из её жизни, рассказ Елены Габовой «Билет на поезд». Интересно, что рассказ этот не кончается там, где героиня выходит из не совсем приятной ситуации. Видимо, писательское чутьё подсказало автору, что вернее будет оттенить женский образ её героини, пожертвовав возможностью завершающей кульминации ради сохранения тональности повествования.
К сожалению, я не знаком с Александром Ульяновым, представившим в книге рассказ «Чёрная осень» (перевод с коми Л. Семигиной), рассказ, за который мне просто хотелось бы поблагодарить. Несомненны его литературные достоинства. И сколько душевности, такта вложено в него. Тихо гибнет коми деревня. Тихо гибнет человек. И всё-таки наутро, после всех разоров и опустошений, выпадает белый-белый снег, словно покрывая грехи наши и возвращая эту землю Богу.
Невозможно в двух словах достаточно полно сказать о каждом произведении. Книга появилась в продаже, и любой читающий сам может её оценить. А появилась она благодаря энергии её редактора-составителя Андрея Канева и доброй воле отдела культуры сыктывкарской администрации в лице завотделом Виктора Швецова. Нелишне заметить, что «Авария» уже вторая книга, вышедшая в свет с их помощью в этом году. (Первый сборник «Звезда забытого завета» представлял поэзию сыктывкарских авторов).
И последнее. О моде на всякого рода презентации. Такой презентацией был отмечен и выход «Аварии». Присутствовать на этом мероприятии мне не довелось, видел только телевизионную передачу о нём. К сожалению, с самой книгой познакомиться пришлось ещё позднее, и интервью, взятые тогда у авторов сборника, запомнились лишь в самых общих чертах и на впечатление от книги не наложились. Так, может, имеет смысл вместо (или кроме) таких презентаций устраивать встречи с авторами не до, а после того, как книга окажется на руках у читателей? Тогда и вопросы к авторам появились бы, и обмен мнениями оказался бы более интересным и, несомненно, более полезным как для читающей публики, так и для самих писателей.
В. Цивунин
(30 августа - 1 сентября 1994 г.)
----------------------
* Первая публикация: газета "Вечерний Сыктывкар" от 16 ноября 1994 г.
** "Авария". Рассказы, повести. Сыктывкар. 1994 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"