Цодикова Ада : другие произведения.

Ах, эта свадьба!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Свадьба состоялась в воскресенье 29 мая 2005 года.


   Ах, эта свадьба!
  
   Об этой свадьбе меня предупредили заранее. За много месяцев вперёд. Подруга знала, что мне надо отпрашиваться с работы и писать заявление заранее за два месяца. Я страшно хотела попасть на эту свадьбу. По двум причинам. Во-первых, это была первая и единственная еврейская свадьба, на которую меня пригласили. Во-вторых, на ней должно были быть множество наших музыкантов из Баку, с которыми я или училась вместе, или работала в симфоническом оркестре.
Я непременно должна была быть на этой свадьбе! Не заболеть, не умереть, не окосеть на один или оба глаза. Вобщем - выглядеть на все сто! Про себя решила, что если даже моя невестка вздумает рожать прежде времени (ей полагается в июне) и выпадет на эти числа, я всё равно поеду! К счастью, ничего такого не приключилось, и я благополучно прибыла на свадьбу. А вы уж меня не выдавайте, насчёт предательских мыслей о невестке..
  
Женился сын моей давнишней подруги. Когда-то мы с ней вместе ходили в одну музыкальную школу. Правда, она была на класс старше. Потом вместе учились в консерватории (опять с таким же интервалом). Ну а потом вместе работали в симфоническом оркестре, где она была у нас концертмейстером первых скрипок. Зато рожали своих двух детей по очереди. Каждый раз она бывала на год позади меня. Я уже с лялькой, а она ещё дохаживает. Нашим детям было интересно бегать и прыгать в зале филармонии на репетициях, пока их мамаши сидели за пультами и одним глазом смотрели в ноты, а другим - косились на своих беззаботных малышей.
  
И вот, наконец-то, её тридцатидвухлетний сын женится. Мои дети уже давно женаты, её младшая дочка тоже замужем, а сын только теперь нашёл свою суженную. На шесть лет младше, с хорошим образованием, из еврейского дома (как когда-то говорили).
Поэтому я почти не удивилась, когда подруга сказала мне, что дети захотели делать свадьбу в синагоге, с равинном и всеми полагающимися по такому случаю традициями. Даже еда будет кошерная! - предупредила она меня.
   Ну, мне в общем-то безразлично. Я кошер не соблюдаю. Но слышала, что кошерная еда особенно вкусная.
Я долго думала: почему вдруг, ребята, в общем-то и не религиозные, решили делать свадьбу в еврейской традиции? Потом поняла. Думаю, что не ошибаюсь. Свадьбы в Америке обычно справляются очень пышно, в церкви. Невеста разодета в пух и прах. Один раз в жизни её доводится быть принцессой. И, если средства позволяют, она действительно выглядит принцессой на балу. Это её день. И она прекрасна в своём подвенечном платье, с белой фатой на красиво убранной головке. Её окружает рой подруг в одинаково сшитых платьях с букетиками в руках. Я была на таких свадьбах в церкви. Было действительно очень красиво и торжественно. Но, поскольку, наши ребята не христиане, то что им мешает сделать всё то же самое, но только в синагоге?
  
Мы приехали с друзьями наших друзей в синагогу вовремя. Стоял прелестный майский день. Ярко светило солнце, воздух наполнял аромат цветущих роз, пели птички.
Синагога и снаружи, и внутри - резко отличается от христианских храмов. Впрочем, она и не храм. А просто молельный дом. Красиво, но не больше того. Современное здание. И только вывеска с названием синагоги отличает его от остальных домов. Внутри стены украшены гобеленами и ручной выделки коврами с вышитыми древнееврейскими буквами (очевидно, словами, которые я не понимаю и не умею читать).
  
Мы зашли в просторное светлое фойе. Некоторое время, пока собирался народ, постояли, поговорили, встретили знакомых, осмотрелись,пофотографировали друг друга и, наконец, чинно по ступенькам поднялись в молитвенный зал. Там уже стояла перед рядами кресел на небольшом возвышении, как на сцене, хупа. Это такой специальный навес для обряда бракосочетания, как палатка, на четырёх высоких подпорках, покрытых светлым балдахином со свисающими до пола концами.
  
Наконец, говор затих, зазвучала немного грустная еврейская мелодия в исполнении органа и в зал, в проходе между рядами кресел, стали по одному заходить вначале свидетели со стороны жениха и невесты, потом друзья и подруги, потом показались бабушка и дедушка невесты. Следом за ними, чуть погодя, мерным шагом торжественно провели жениха под руки его родители.
  
Все с нетерпением ожидают невесту. А вот и она! В длинном белом платье, бережно поддерживаемая с двух сторон родителями, в белой длинной фате, сквозь которое видно счастливое красивое лицо, она неторопливо приближается к хупе, где её уже ожидают жених, свидетели и раввин с кантором. Вообще, по еврейской традиции, женить под хупой могут не обязательно раввин, но даже друг дома. Главное, это в присутствии свидетелей подписать ктубу ( документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, "ктуба" подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: "Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее".). Затем надо сказать напутственные слова молодожёнам.
  
К моему немалому удивлению раввин объявляет о ктубе. Я понимаю, что это всего лишь традиция, но всё равно интересно, что этот немаловажный документ будет подписан. Брачная церемония началась. Я не совсем понимаю, что говорит раввин (даже не помню, по-английски, или на древнееврейском), но вижу, как невеста с покрытым фатой лицом, обходит несколько раз жениха, как земля вокруг солнца.Наверно, в этом есть смысл. Ведь в стародавние времена женщина целиком и полностью зависела от мужа. Он был для неё и солнцем, и защитником, и добытчиком. Правда, теперь всё это несколько изменилось...
Жениху и невесте предлагают выпить по бокалу вина. Жених откидывает фату невесты, чтобы она могла пригубить бокал. Потом раввин требует кольца. После некоторой заминки кольца подаются (я даже испугалась, что в спешке и нервотрёпке забыли о кольцах!) и жених надевает кольцо на палец невесте. Раввин говорит слова благословения. И вот, настала решительная минута, после которой свадебный церемониал можно считать оконченным. Жениху предлагают разбить бокал. Что он и делает, с удовольствием топнув ногой на завёрнутый в белый платок (чтобы осколки не разлетелись) бокал.
Свершилось! Все хлопают и счастливо переглядываются. Перед нами муж и жена. Раввин напоследок объясняет им и нам всем значение этого древнего обряда и почему так важно в наше время его соблюдение. Он говорит, что в эту минуту вместе с нами радуется весь Израиль. Одной еврейской семьёй стало больше на свете.
   От себя добавлю, что в условиях многочисленных интернациональных женитьб и замужеств, это обстоятельство немаловажно для маленького народа, чтобы не раствориться, сохранить свою этническую и религиозную структуру.
  
   Вперёд выступает кантор. Он поёт песнь на древнееврейском. Очевидно, хвалебную и поздравительную. Я слов не понимаю. Но мне так думается.
У всех слёзы радости на глазах. Больше всего, конечно, рады мамы новобрачных. Да и сами новобрачные счастливы. Молодые, красивые. Вся жизнь впереди.
А нас всех ожидает праздничный обед.
  
Мы переходим в другой зал. Там стоят огромные круглые столы, накрытые белыми скатертями. Не спрашивайте меня, что подавали на обед. Я не помню. Слишком взолнованна, много впечатлений. От свадьбы, от встреч с музыкантами, которых не видела много лет.
Играет оркестр. Все идут танцевать. Первый танец - традиционно - жениха и невесты. Затем следуют танцы жениха со своей мамой, невесты со своим отцом. Потом танцуют все в одной куче, хотя по древнему еврейскому обычаю, мужчины должны танцевать отдельно, взявшись за руки, а женщины отдельно. Но кто сейчас соблюдает такой наивный и даже немного смешной обычай?
   Кто-то приносит два стула. На них усаживают новобрачных и они взметаются на сильных руках друзей высоко над головами танцующих. Сегодня они князь и княгиня. Выше всех. Счастливее всех. Им почёт и уважение.
   Свадьба продолжается за полночь.
Давно уже я так весело не танцевала, как в ту ночь!
  
   И я вспоминаю свою, много лет назад, в тёплый сентябрьский вечер... Нет, у меня не было хупы (да и у кого она в то время была?). И платье, хоть и белое, но короткое (по тогдашней моде). Регистрировали нас (ну и словечко!) во Дворце Бракосочетания. Это был действительно дворец! Красивый, с широкой лестницей торжественно ведущей на второй этаж, где в огромной комнате с потолками до поднебесья молодая толстая тётка пригласила нас поставить свои подписи на документе (не ктубе, конечно!), предложила обменяться кольцами, поцеловаться и поздравила нас напутственными словами, типа жить и трудиться по коммунистически. А на следующий день была моя свадьба. У нас во дворе. Где накрыли столы на семьдесят человек и все мои и моего жениха родственники и друзья, вместе с нашими соседями по дому, гуляли и веселились до утра под звуки небольшого оркестра с трубачом, игравшем "Лисы Аляски"...
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"