Только что вернулась с концерта. Клейзмеры. Из Монтреаля (Канады).
Ну что сказать...
То, что переполняло меня там, на концерте, невозможно выразить никакими словами. Я благодарна музыкантам за тысячи "мурашек", которые бегали по мне во время концерта.
Было горько и сладко. То слёзы накатывали ... То смеяться хотелось... Иногда, одновременно... Ну, те, кто слышал еврейские мелодии, знают, поймут... Даже во взрывах веселья музыка минорная. Смех скозь слёзы...
Библия - история жизни древнего народа. Музыка этого народа - его звучащая история. Много было слёз, много было горя. Но ведь он выжил, мой народ! И дожил до сегодняшних дней! И надеется жить дальше!
А одними слезами тысячи лет не прожить. Были свадьбы. Рождались дети. Была любовь, наконец! И тогда весело гудели дудки на свадьбах, пиликали скрипки, звенел бубен и все пускались в пляс. И старики, и молодые. А детишки поглядывали на взрослых и мечтали о том дне, когда и они будут так же плясать.
На сцене появился ансамбль скрипачей: с двумя альтами, виолончелями и контрабасом. Музыканты стояли большим полукругом, посередине дирижёр, воспитанник Московской Консерватории, виолончелист, завоевавший международное признание, Юрий Туровский.
Программа концерта была довольно необычна для меня, ожидавшей услышать еврейскую музыку и только. Выступление началось и я услышала знакомые мелодии, но явно не еврейского происхождения. Заглянула в программку - автор, армянский композитор, Камитас. И произведение называется: "Армянские танцы". Вот оно что! Очень похоже на азербайджанскую народную музыку. И так же печально и трогает душу. У какого народа судьба была лёгкой?..
Барток, "Народные Румынские Танцы" - следуют за армянскими. И снова печаль. Снова слёзы. Или же это у меня такое настроение? Сижу, вспоминаю об отце. Какое бы удовольствие он получил от этого концерта! Как он любил музыку! Всем сердцем, всей душой...
Понимаю, что главное впереди. И не ошибаюсь.
После короткого перерыва на сцене вновь появлятся тот же ансамбль, вот только прибавилось несколько новых музыкантов. Их пятеро. Девушка-скрипачка, одетая в современные чёрные брючки и блузку без рукавов, расшитую по глубокому вырезу блёстками. И четыре парня в костюмах, которые евреи-мужчины носили в начале века в России и на Украине: белая рубашка с длинными рукавами и поверх неё жилет. На голове кепка. Такой вот, мастеровой вид. Да они и были, в основном, мастеровыми в то время. Сапожники, портные, лавочники и, конечно же, музыканты.
"Если моя старшая дочь выйдет замуж за портного, за кого я отдам младшую? За музыканта?" - пелось в песне.
Вот так относились тогда к бедным музыкантам. Бедные-то они бедные, а только ни одна свадьба, ни одно веселье без них не обходилось.
"Свадьба без клейзмеров ещё хуже, чем похороны без слёз" - говорилось в еврейской пословице.
Кто же они? Откуда взялись?
Читаю програмку. Кладезь премудрости! В ней и о музыке, и о музыкантах - всё написано.
Так вот. Клейзмерская музыка - это традиционная музыка Ашкеназских евреев Восточной Европы. Раввины не признавали такую музыку и даже запрещали её после того, как был разрушен Храм в 70 году н.э. Но музыка выжила и прошла через века и тысячелетия, сохраняя душу народа и помогая ему не потерять себя в череде тяжёлых испытаний, выпавших на его долю.
Последние тридцать лет эта музыка стала вновь приобретать большую популярность.
Честно сказать, я сама узнала о ней не так давно. Даже слова такого никогда раньше на родине не слыхала. А здесь вдруг узнала, что бывший оркестрант из нашего оркестра стал играть клейзмеровскую музыку и собрал собственную группу. На свадьбе сына нашей общей подруги он отлично сыграл несколько песен и я тогда впервые услышала вживую эту музыку. Мне очень понравилось.
Самые ранние свидетельства существования Еврейских инструментальных групп относятся к 15-му столетию. Тогда еврейские общины, спасаясь от Испанской Инквизиции, перебирались на восток. В Польшу, на Украину, в Румынию и дальше, в городские центры в 19-ом столетии, Константинополь, Одесса, Вильнюс... Музыканты были, как цыгане: не задерживались долго на одном месте. Бродили по деревням и сёлам. Из города в город. Раввины слали на них проклятия, потому что в большинстве своём они не соблюдали законов религии. А местные власти налагали на них всё больше ограничений, указывая, когда и где они могут выступать, какие инструменты разрешено использовать, а какие - нет. Всё это, вместе с нарастающим антисемитизмом и риском, которому они подвергались на дорогах, делало жизнь еврейских музыкантов очень горькой. Не стала она лучше и потом, в прошлом столетии. И только благодаря массовой эмиграции в Палестину и Америку, традиции Клейзмеров сумели избежать трагедий 20-го века.
Интересно происхождение слова "клейзмер". Оказывается, оно произошло от слияния двух слов на древнееврейском: kely (инструмент) и zemer (мелодия). Но только сравнительно недавно, благодаря американскому "возрождению Клейзмера", так стала называться музыка сама по себе, а не только инструментальный ансамбль.
Музыка Клейзмеров - продукт устных традиций, хотя и пережила множество трансформаций во времени. На неё оказало огромное влияние музыка, исполняющаяся в синагогах, у Хасидов и цыган, в Центральной Европе и Греческо-Турецкие танцы. Особенно большое влияние оказывал местный фольклор. И всё это вместе сотворило многогранное чудо той музыки, которую мы слышим сегодня. Той музыки, которой я наслаждалась сегодня вечером на концерте в Нью-Брансвике, в переполненном зале старинного Стейт-театра.