Цой Анна-Мария : другие произведения.

"Книга таинств" каракалпакских вышивальщиц

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Опубликован в журнале авиакомпании "Хаво йуллари" (2007), а также в еженедельнике "Леди" (2010). Узбекистан.







"Книга таинств" каракалпакских вышивальщиц

Вышивка [Э.Алейникова] Вышивка2 [Э.Алейникова]
   Мысль рассказать о каракалпакской вышивке и мастерицах появилась давно, но, видимо, всему отведен свой час. Поводом для статьи стал случай в кафе в Ташкенте. Иностранец из-за соседнего столика спросил разрешения сфотографировать меня, вернее даже не меня, а вышивку на накидке, которая была на мне надета. Он фотографировал и громко восхищался красивым орнаментом и затем со знанием дела заметил, что это изумительная техника и очень тонкая работа, которая присуща только каракалпакским мастерицам. Здесь пришло время восхититься мне, - переполняла гордость за своих землячек, работы которых, как оказалось, не только знают за рубежом, но и узнают по технике исполнения в буквальном смысле на улице. Накидка приобрела новый смысл, перейдя из разряда красивой, оригинальной одежды в разряд "книги таинств", которую могли прочесть только настоящие ценители искусства, благодаря именно ручной вышивке, которой каракалпакские умелицы её щедро украсили. Красными и желтыми нитями с помощью разных орнаментов они вышили таинственные сказки и описали реальные события, мечты о будущем и печаль о прошедшем, вложили в узоры жизнь и подпитали их богатой историей края... Гульнара Ембергенова [Э.Алейникова]
   А подарила мне эту ценнейшую "книгу таинств" моя подруга Гульнара Ембергенова, скромно обратив моё внимание на то, что это ручная работа. В этом Гульнара толк знает, неся на своих плечах ни много, ни мало целое "Золотоё наследие Арала". Это женское общественное объединение Каракалпакстана вплотную занимается поддержанием традиций и восстановлением забывающихся сегодня промыслов и ремесел, в ряду которых вышивка выделяется особо, ведь именно с помощью этого искусства многие каракалпакские женщины сегодня не только зарабатывают на жизнь, но и творчески самовыражаются, рассказывая через свои работы о самобытной культуре и быте каракалпаков. А ведь ёще в начале ХХ века искусство вышивки носило массовый характер в Каракалпакии.
   "Пальцы проколоты" - говорили с почтением о мастерицах-вышивальщицах в Каракалпакстане, так как умение вышивать считалось одним из достоинств девушки, и нередко приносило ей славу, если она достигала мастерства в этом древнем искусстве. К мастерице, сделавшей что-то оригинальное, эксклюзивное, отправляли всадника из соседних аулов (селение в Каракалпакстане), чтобы он привез её изделие на показ всем остальным. Полюбоваться, а может быть скопировать, изучить технику и орнамент вышивки собирались все женщины и девушки аула. Поэтому в искусстве каракалпакской вышивки были свои непревзойденные мастерицы, имена которых до сих пор помнят в народе, именно они были хранительницами и продолжателями художественных стилей, своеобразных канонов орнамента и принципов их построений в вышивке.
   И вот я уже еду в Каракалпакию, чтобы еще раз самой лично прикоснуться к тому, что вызвало бурю положительных эмоций у иностранного туриста, поблагодарить наших женщин за прекрасную накидку, снять на камеру их работы и, конечно же, накупить сувениров себе и друзьям.
   ...Мы с Гульнарой в бывшем портовом городе Муйнаке, жители которого до сих пор не смирились с мыслью, что Аральское море их бросило, и упорно ждут прихода большой воды. Дверь мастерской, где женщины сидят на одеялах прямо на полу за маленьким столиком, гостеприимно открыта для всех. Здесь они изготавливают небольшие сувениры - кошельки, тумары (традиционные треугольные обереги), футляры для очков, косметички, сумочки и многое другое. Глаза разбегаются от разнообразия красок и изделий! Все хочется разглядеть внимательно и получше, - вышивка-то очень мелкая, погладить и полюбоваться переливами нитей. Вот витиеватый растительный орнамент на кошельке, а на футляре для визитных карточек зооморфный орнамент - бараньи рога искусно изогнуты и больше напоминают цветок. А как хочется все это великолепие купить... Отбираю десяток сувениров, на мой взгляд самых-самых красивых и оригинальных, повторяя вслух (больше для себя, чтобы остановиться!), что куплю только эти и ни на одну больше, как вдруг Гульнара достаёт из-под низкого столика еще один узёлок с изделиями, и под общий смех мастериц я начинаю отбирать ещё добрый десяток работ, чтобы и их увезти с собой. Успокаиваю себя, что такой шанс нельзя упускать, - когда мне ещё придется приехать в этот далекий городок и, пообщавшись с настоящими мастерицами-авторами сувениров, купить их изделия? А ведь их работы экспонировались на выставках изделий мастеров Центральной Азии во многих странах и получали международные дипломы и сертификаты! Смотрю на эти проворные загорелые руки, на крепкие пальцы, сжимающие тонкую иглу, и не могу до конца поверишь, что простые руки сельской женщины способны творить такую красотищу, которой восхищается весь мир. Неосознанно разглядываю и свои кисти, сокрушаясь в душе, почему им не дан такой дар - превращать обычные нити и ткань в искусство. Но, каждому своё.
   В старину каракалпакскую девочку вышивке никто специально не обучал, её вначале учили узорному ткачеству для украшения юрты, что было важнее в повседневной жизни семьи. Обычно вышивать девочки и девушки собирались группками, среди которых были уже умелые мастерицы и только начинающие. Для образца брали законченную кем-то вещь, которую клала на колено самая старшая девушка или женщина. Имея перед глазами образец, юные рукодельницы могли придумывать тут же новые орнаменты, находить их другие сочетания, комбинировать цвета. Все это происходило привычно, часто под навесом у кого-то во дворе или в доме, но при этом в этих будничных посиделках был заключен такой дух творческого соревнования, такое горячее желание научиться технике вышивки, а потом превзойти других, что многие девушки становились искусными мастерицами, прославившись умением вышивать красивые наряды. Их часто приглашали для работы по приготовлению свадебной одежды невесты в соседние аулы; вещи, украшенные вышивкой, высоко ценились на базарах и приносили авторам неплохой доход.
   ...Наблюдаю за работой мастериц в мастерской в Нукусе, фотографирую, успевая поделиться впечатлениями с Гульнарой. На мои восхищенные высказывания с досадой замечает: "Часто слышу от довольно солидных людей, имеющих право голоса при принятии важных для нас решений, что изделия ремесленников остаются невостребованными, и нет смысла развивать это направление. Но как можно согласиться с этим?". Гульнара и её мастерицы убеждены, что их продукция необходима и востребована на рынке, особенно как вспомогательный компонент для развития туризма в стране. Просто нужно изменить отношение к ремеслу - чаще отправлять мастеров-изготовителей в другие города и страны для участия в выставках, семинарах, чтобы они знали, что происходит в этой сфере, помнить о том, что именно они являются хранителями секретов традиционного искусства, создавать условия для развития ремесленничества. Наш становившийся тяжелым разговор прервали заказчики, которым для молодежного конкурса мастерицы шили и вышивали традиционный костюм каракалпакской девушки. На примерку пришла девчушка, ничем особенным не отличающаяся от своих сверстниц, но стоило ей надеть костюм, как вся она непроизвольно преобразилась, превратившись из нукусской студентки в одну из воинственных массагеток, воспетых в каракалпакском народном эпосе "Сорок девушек".
   В который раз удивляюсь, - неужели новый наряд и обычная вышивка на платье могут таким образом преобразить женщину? При этом гордо поправляю свою накидку с вышитой на груди "книгой таинств", начиная мечтать уже о традиционном каракалпакском торжественном платье.

Эльмира Алейникова

  
   ССЫЛКИ: 1.Мир орнаментальных образов каракалпакских мастериц-вышивальщиц широк. Он включает природу, предметы украшения, быта. Значительную группу орнаментов составляют знаки, тамги, связанные с этнической историей, верованиями и представлениями народа. Многие из них утеряли в сознании народа былое значение и наименование, как, к примеру, крест, свастика. Их смысл можно восстановить, только опираясь на косвенные источники. (Из книги: Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус. Каракалпакстан. 1977).
  
   2.Общественное объединение женщин Каракалпакстана "Золотое наследие Арала" - республиканская некоммерческая организация. Создана представительницами различных профессий. Это врачи и художники, швеи и искусствоведы, преподаватели и молодые ученые. Целью их объединения явилось желание приложить свои силы и возможности для улучшения положения женщин и детей в регионе Аральского экологического кризиса. Девиз организации "Сохранить и передать потомкам лучшее, что имеется". Председатель общественного объединения "Золотое наследие Арала" - Гульнара Ембергенова.
  
   3.Сложно делить каракалпакские орнаменты на группы, однако еще в 70-е годы ХХ века ученые приблизительно разделили их на четыре группы - растительный, зооморфный, геометрический и изобразительный, исходя из их сходства с реальной природой, но, учитывая, что многие названия мастерицы давали не по сходству, а по ассоциации или по другим признакам.
   Часто встречаются растительный и зооморфный орнаменты. Растительный орнамент - схематизированное, незавершенное изображение растения (цветок с листьями, тростник, ветка). Варианты - "ерик гуль" (цветок урюка), "карели гуль" (цветок сливы), "коралы гуль" (загороженный цветок), "кауаша гуль" (цветок хлопчатника) и др. Зооморфный орнамент связан с миром животных. Основной мотив - муйизы (бараньи рога). Их встречается множество, в различных вариациях. Есть также "Кумырска бель" (талия муравья), "гарга тырнак" (когти вороны), "шаян куйрык" (хвост скорпиона), "курбака" (лягушка) и множество других.
  
   4.Цвет в каракалпакской вышивке играет активную роль, делает возможным "разночтения" одних и тех же мотивов. По белому фону вышивают красными, желтыми, зелеными шелковыми нитками, причем, преобладает красный цвет. Белый цвет одежды был принят у пожилых женщин. Вышивка по красной основе использовалась в наряде невесты, где преобладали зеленый, красный, желтый, белый цвета ниток. На черном фоне использовали красные, желтые и белые нитки, причем все зависит от типа одежды, от расположения орнамента и других требований.
  
   5.Ряд орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди традиционного торжественного синего платья каракалпачки (кок койлек) напоминают панцирь, кольчугу. Орнамент называется "сауыт нагыс" ("узор кольчуги"). Это наводит на мысль, предполагают искусствоведы, что в узоре нашли отклик традиции древнего наряда воительниц, описанных в каракалпакском народном эпосе "Сорок девушек". С постепенным прекращением участия девушек и женщин в военных делах, девушки массагетов (предполагаемых древних предков каракалпаков), становясь искусными вышивальщицами, перенесли некоторые черты воинского одеяния в мирный праздничный наряд. (Из книги: Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус. Каракалпакстан. 1977).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"