Посвящается светлой памяти мастера Алибоева Сорабека
Искусство ремесленников Центральной Азии известно во всем мире и пользуется заслуженной славой не одну сотню лет. О нем написаны научные исследования, изданы книги, каталоги и красочные альбомы, на километрах пленки сняты фильмы. Вроде бы и добавить нечего, но каждый человек, соприкасаясь с этим искусством, переживает свои собственные чувства, с которыми хочет поделиться с другими, каждый человек находит здесь свою, незнакомую для других территорию... Каждый, кто знакомится с искусством восточных мастеров, совершает собственное открытие, и оно ценно, так как пропущено через душу.
В чем секрет вечно актуальных старинных ремесел Востока? Почему неяркий нуратинский узор сюзане, вышитый простой женщиной из местечка Нурата, или шелковый хивинский ковер будоражат фантазию европейца, заставляя ехать издалека, чтобы полюбоваться на эти привычные для нас вещи? Почему резные деревянные двери, ворота, колонны, потолочные балки, украшающие как старинные мечети и дворцы Ичан калы в Хиве или дворец последнего кокандского правителя Худояр хана, так и современные здания в Ташкенте, не оставляют людей равнодушными, заставляют прикоснуться к ним, погладить с каким-то неосознанным благоговением? Почему на столе привлекает внимание не дорогая посуда, а расписанные гиждуванскими мастерами блюда? Точного ответа, наверное, нет. Очень близок к истине утвердившийся в науке тезис о том, что интерес к ремеслам, их историко-культурная роль определяются тем, что в ремесле как в эпосе и музыке, поэзии и танце отражены самые сокровенные черты народного характера, его эстетические взгляды, вкус, мироощущение, его талант. Для меня же ценно то, что каждая вещь сделана руками человека, чувствующего красоту окружающего мира, а не отштампована бездушной машиной, что в каждой вещи, будь это корзинка или ложка, теплится частичка души мастера, энергия его рук.
И одно дело держать в руке готовое изделие, другое - быть свидетелем таинства, когда из куска глины рождается кувшин, из деревянных чурочек - детали дутара, обычная белая ткань превращается в расшитое цветами и узорами сюзане. Эти чувства непередаваемы простыми словами. Лучше все же один раз увидеть. И пусть для этого придется объездить всю Центральную Азию... Но есть ли у нас на это время и средства? Неужели не дано увидеть все сразу и в одном месте?
А вот в старину во многих городах и кишлаках существовали целые махалли (районы) ремесленников, где в добром соседстве жили разнопрофильные мастера, но до нашего времени таких мест сохранилось немного. Иногда только названия улиц или местечек в Самарканде или Бухаре напоминают об этом.
Вот и название Усто кишлок ("усто" переводится с узбекского языка как "мастер") говорит за себя, - здесь жили в основном семьи ремесленников. Жили... Где же сейчас династии скорняков и кузнецов? Разбрелись кто куда... Старые проблемы этого кишлака ничто по сравнению с мировыми катаклизмами и войнами, но история каждой семьи, каждой поломанной судьбы - трагедия, а трагедия не бывает маленькой или большой. История Кишлака мастеров печальна.
...Поселок Осмонсай (переводится с узбекского языка как "Воздушная река") в Фаришском районе Джизакской области - довольно большой, вмещает в себя несколько маленьких кишлаков, каждый из которых сам по себе удивителен и интересен. Усто кишлок в старину славился своими искусными мастерами, продававшими изделия на территории нынешних Джизакской, Навоийской и Самаркандской областей, а также части Казахстана. Старики пересказывают воспоминания своих родителей о том, что давным-давно здесь проводились огромные, шумные базары. Жители далеких и окрестных кишлаков приезжали специально за товарами, производимыми здешними мастерами. Сами мастера часто нагружали арбы изделиями и ехали через перевал в сторону Самарканда, продавая по пути кетмени и топоры, мебель, музыкальные инструменты, кухонную утварь. Так длилось долгое время, но наступили новые времена... По этому поводу у кишлака есть своя печальная история. Взрослые и ребятня знают ее и рассказывают, как бы оправдывая нынешнюю ситуацию, когда на весь Усто кишлок осталось два-три старых мастера. Она начинается в 20-х годах ХХ века. Вот как эту историю в своей летописи пересказывает местный учитель Таштемир Худойбердиев: "Здесь раньше проживали только мастера, - это были кузнецы и скорняки, строители и плотники, мастера резьбы по дереву. Они обеспечивали своей штучной, ручной работой жителей около 100 окрестных кишлаков. Конечно, жили они лучше других. И поэтому в 30-х годах ХХ века почти все мастера были раскулачены и многие из них выселены из своих родных мест. После мытарств и горя, большинство потеряли интерес к своему ремеслу, видя в нем источник своих бед. А потом, свобода в изготовлении и реализации была ограничена, индивидуальная трудовая деятельность была запрещена. Так, осталось только название - Усто кишлок-Кишлак мастеров...".
Мысль о возрождении ремесел в своем кишлаке не дает покоя оставшимся старым мастерам, вот они и стремятся передать ремесло внукам, соседским детям, только бы возродить былую славу Усто кишлака. И пока взрослые рассуждают о том, кого удивишь в век компьютеров самодельными дутаром и дойрой или привычным с детства кетменем, растет новое поколение умельцев. А имена "последних из могикан" - мастера Сорабека и Жонибека - уже на страницах газет и на сайтах бескрайнего Интернета.
[Сорабек Алибоев (Фото моего друга Маттео Моде)]
Из летописи Таштемира Худойбердиева.
"...с 1970 годов все свое свободное время посвящает музыкальным инструментам Алибоев Сорабек. По профессии он педагог. Много лет проработал в местной школе и воспитал не одно поколение. Многие из его учеников сегодня занимают высокие государственные посты. Все с уважением относятся к нему и сегодня. Ведь профессия учителя почетная.
Когда Сорабек был совсем маленьким, он видел, как работает его отец. Отец был искусным мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Сорабек сидел рядом и наблюдал за его работой. Погиб отец во время войны, когда мальчик был еще мал, но, как говорят в народе, что на роду написано, то и сбудется. Так и произошло с Сорабеком Алибоевым. Сколько времени прошло, а ведь как сейчас помнит, как работал его отец, что за чем изготовлял. И когда уже вышел на пенсию взялся делать дутары и рубабы, без обучения и опыта, видимо, по наследству досталось отцовское искусство и музыкальный слух. Его инструменты звучат чисто и удивительно, поражая музыкантов и дипломированных мастеров. Сорабек-ака сам проверяет на звучание свои изделия, прекрасно играя на изготовленных инструментах. Сегодня он учит своих внуков находить особое дерево и работать с ним, слышать его, чтобы народные музыкальные инструменты - дутар, дойра, танбур, рубаб и тор звучали".
[Сорабек Алибоев со своей семьей (Фото Маттео Моде)]
Из летописи Таштемира Худойбердиева.
"В каждом доме жителя Осмонсая обыденны хакандоз (совок), арра, лопата, теша, кабкир и другие необходимые предметы быта. Можно сказать, что кузнец Норкулов Жонибек обеспечивает изготовленными вручную металлическими изделиями весь поселок. А когда он перевыполняет план "обслуживания" соседей, продает свои изделия на рынке поселка Осмонсай, который называется Богдон. Жонибеку Норкулову исполнилось 75 лет. Но, несмотря на свой возраст, он полон сил и идей. Сегодня у него уже есть свои ученики-подмастерья. Он их учит как когда-то его обучал этому ремеслу отец. Тогда Жонибеку было 14 лет".
[Жонибек Норкулов за работой. (Фото Маттео Моде).]
...Горит огонь в кузнице, звонко и весело стучит по наковальне молот в руках мальчишки-подмастерья, глухо и значимо - в морщинистых ручищах кузнеца Жонибека. Мы смотрим то на огонь, то на кусок металла, который на наших глазах превращается в нож, то на невозмутимого старого мастера, и невозможно оторвать глаз от этого чудодейства. Мудрецы утверждали, что можно смотреть бесконечно на огонь, льющуюся воду и работающего человека. Мы же смотрели не на простого ремесленника, а искусного мастера, который здесь и сейчас создавал для нас удивительные, неповторимые вещи. |