Цой Анна-Мария : другие произведения.

Эй, веселей, скачи, мой верный конь!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк опубликован в еженедельнике "Леди", Узбекистан, 18.03.2010.








Обычаи и традиции

ЭЙ, ВЕСЕЛЕЙ СКАЧИ, МОЙ ВЕРНЫЙ КОНЬ!

   В легендах и сказках многих народов мира фигурируют кони. И, как правило, они наделены необычной силой, выносливостью и... мудростью. Порой сказочный конь обладает таким умом и сноровкой, что не только спасает своего хозяина, но и помогает ему совершить подвиг, завоевать любовь неприступной красавицы, выиграть в состязаниях. Легенды многих европейских народов утверждают, что кони когда-то были людьми, у восточных народов кони - излюбленные персонажи сказаний и песен. В этом нет ничего удивительного, ведь эти великолепные животные были первыми помощниками человека. Ещё первобытные охотники изображали на скалах сцены охоты на диких зверей с участием всадников верхом на лошадях.
   Машины, поезда, самолеты не смогли вытеснить лошадей из сельской жизни. В соответствии с народными обычаями и традициями, они - неизменный атрибут любого праздника. А народные обычаи - это исторически сложившиеся, более или менее устойчивые нормы поведения людей, их образа жизни и быта, и передаются они из поколения в поколение, охраняемые силой общественного мнения. А кони, пока живы традиции и обычаи, будут украшением свадебного кортежа, помощниками в сельском быту и главными актерами на больших праздниках.
  
    []  []
  
   ...Празднование весеннего Навруза в Фаришском районе Джизакской области. Горы, голубое небо, воздух наполнен ароматами весенних трав. На склонах зеленых холмов расположились целыми семьями местные жители, рядом за праздничным дастарханом туристы из Японии и гости из столицы, бегает вездесущая ребятня, грациозно выступают смуглые фаришские красавицы под разноцветными китайскими зонтиками, деланно не обращая внимания на веселую компанию молодых людей. Ржут кони, о чем-то громко говорят всадники. И вдруг все замерли. Вот судья взмахнул рукой, и лавина всадни-ков сорвалась с места. Один из них в старом шлеме танкиста вырывается вперед и на всем скаку подхватывает с земли тушу козла. Мгновение, и уже остальные окружили его, пытаясь отнять трофей. Неистового кричат болельщики, пыль из-под копыт коней на миг скрывает всадника с тушей козла, и вот уже судья объявляет победителя этого тура. И все начинается заново. Это узбекский улак или "купкари" - в бук-вальном переводе - "дело многих людей". На русском языке игру называют "козлодрание", на киргизском - "улак тартыш", на казахском - "кокпар".
  
  
    []  []
  
  
   Улак (купкари) - самый распространенный вид конного спорта узбеков, казахов, кыргызов, афганцев, таджиков, ка-ракалпаков... Каждый именует игру по-своему, но, несмотря на некоторые различия, суть ее одна: овла-деть тушей козла и доставить ее к финишу или бросить в специально очерченный круг.
   В Центральной Азии лошадей разводят не одно тысячелетие. Этим занимались и предки народов, населяющих Ферганскую долину, Нуратинский хребет. Одним из древних районов коневодства был 3арав-шанский оазис с центрами в Самарканде, Ургуте, Каттакургане. Разводили разные породы, но самой распространенной была карабаирская. Человек, у которого был конь, считался зажиточным, а кто имел табун, был богатым человеком. Эти критерии определения уровня достатка сохранились по сей день в сельских районах страны. Сегодня в Нуратинских горах и прилегающих к ним Кызылкумах лошади разводятся большей частью на продажу под седло (жеребцы). Лошадь на местном рынке в Фаришском районе стоит в среднем от 300-350 до 500 тыс. сум (от 300-350 до 500 долларов). Наилучшие верховые лошади, обученные для конноспортивных состязаний "купкари", стоят до нескольких тысяч долларов.
  
  
    []
  
  
   За века сложились приемы не только отбора, но и методы подготовки лошадей к соревнованиям. Так, для купкари животных начинают готовить с четырех--пяти лет, тренируют их, ухаживают как за детьми. Тренер - он же является и всадником, должен обладать недюжинной силой и ловкостью, чтобы одновременно управлять конем, суметь раньше других схватить тяжеленную тушу козла (кстати, тушу набивают солью!) и удержать ее до финиша под градом тычков, ударов и натиском противников. Важную роль при подготовке к состязаниям играет и местный кузнец, от его мастерства зависит удача. Вот уж действительно подкова - на счастье!
   Купкари проводят на большие праздники, как Навруз, в выходные дни, особенно зимой, но самый массовый купкари - свадебный.
   Традиционно свадьбы в Нуратинских горах проходят поздней осенью (после сбора урожая). Ноябрь. Гости с раннего утра, а кто и с вечера, съез-жаются со всей округи, едут из соседних городов и столицы. Непонятно, что для них интереснее, - сама свадьба или купкари. Для женщин важнее присутствовать на церемонии - себя показать, на родню посмотреть, благословить новую пару. Мужчины же ждут, не дождутся начала состязаний, готовя призы и заключая пари. К игре заранее готовят не только лошадей, но и жертвенных козлов. В качестве призов выставляются вер-блюды, лошади, быки, козы, ковры, отрезы тканей, хрустальная посуда, сервизы и другие предметы быта.
   Перед началом купкари гостей созывает глашатай. Он объявляет имя хозяина свадьбы и приглашает всех на угощение. После завершения трапезы ста-рейший из аксакалов от имени собравшихся дает бла-гословение игре. Сохранился до наших дней и обы-чай садиться на лошадь лишь после омовения и мо-литвы.
  
    []
  
  
   Всадники одеваются своеобразно, порой смешно, но практично. Ватные фуфайки или широкие на вате чапаны, ватные же штаны. Узкая одежда ско-вывала бы движения. Ноги во избежание травм обматы-ваются плотной тканью. Сапоги надевают с широ-кими голенищами, за которые затыкают плетки.
   Особые требования предъявляются и к экипировке лошадей. Так, уздечки должны быть без металличес-ких украшений, а стремена - гладкими. К соревнова-ниям не допускаются лошади с шипованными подко-вами.
   Для купкари выбирается про-сторное поле, обычно одно на несколько кишлаков, где проводят соревнования, большие праздники или базары. На расстоянии полутора километров друг от друга или меньше размещают два финиша - марра. Марра представляет из себя площадку диаметром до 20 метров. Обозначается рассыпанной соломой, известью или вык-ладывается камнями. В этот круг всаднику и необхо-димо бросить тушу козла. Кто это сделает - считает-ся победителем. У черты, разделяющей поле для игры надвое, - место главного судьи и его помощников. Чаще всего судья и его помощники располагаются на тележке трактора, видимо, в целях безопасности, ведь фаришские парни славятся своей лихостью и силой.
   Правила игры весьма строги. Наездникам не раз-решается скакать в сторону зрителей, а последним -подавать им с земли тушу козла. Игроку нельзя наез-жать лошадью на нагнувшегося наездника. Запрещено также сваливать с лошади захватившего трофей, вы-рывать его со стороны спины игрока. Но без синяков и ссадин все равно не обходится, как не суди. В пылу борьбы всадники не замечают боли, это уже после купкари считают боевые ранения, хвастаясь друг перед другом. Само собой разумеется, что в купкари участвуют исключительно мужчины. Но однажды в Фаришском районе нарушили это правило, разрешив участвовать в состязаниях девушке. Это была Наталья Бешко, сотрудница Нуратинского государственного заповедника, которая держится на коне лучше любого юноши. И что вы думаете? Она победила! Правда, участники-мужчины говорили, что они сами так подстроили, чтобы Наташа дошла до финиша и, якобы тушу козла ей на седло бросили, иначе бы она ее не дотащила сама... Кто знает, а может просто стыдно признаться, что девушке проиграли?
  
   В Узбекистане учреждена Международная спортивная федерация, в которую вошли не только республики региона, но и предста-вители Китая, Пакистана, Турции и даже Франции. Приняты новые правила. Международные соревно-вания проводятся по командному принципу. Игра длится 60 минут, состоит из трех периодов по 20 ми-нут каждый. Победа достается той команде, которая сумеет большее число раз забросить тушу козла в специально оборудованный финиш - в той-казан со-перника. А наездник, забросивший в той--казан больше туш козлов, считается личным победителем соревнований.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"