Цой Анна-Мария : другие произведения.

Нежнее шелка лист письма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Опубликован в журнале авиакомпании "Хаво йуллари" и еженедельнике "Леди", Узбекистан, 2007,2009.







Нежнее шелка я держу страницу...

     
      Центр самаркандской ручной шёлковой бумаги создан на базе Ассоциации ремесленников "Мерос". Общественная организация "Мерос" была создана по проекту Программы развития ООН в Узбекистане и ЮНЕСКО "Культурно- познавательный туризм и развитие ремёсел в Узбекистане" в 1996 году. Цель Ассоциации - сохранение, развитие и возрождение ремесленнических традиций Узбекистана.
     
      ...С замиранием сердца беру в руки желтоватый лист бумаги с неровными оборванными краями, рассматриваю его узоры на свету. Затем кладу на стол и глажу, - под ладошкой гладкая шелковистая поверхность, по которой хочется проводить рукой ещё и ещё раз, ощущая тепло агата, которым мастер шлифовал этот лист. Беру тонкую кисть и вывожу миниатюру: фигурки юношей на конях с луками в руках несутся вперед; облака с завитушками задорно смотрят на наездников сверху; испуганная газель выглядывает из-за скалы...
      Просыпаюсь и весь день затем вспоминаю красивый сон, в котором моя заветная мечта сбылась, - я рисовала настоящую миниатюру на настоящей шелковой бумаге, я была художником. Этот сон я вспомнила, когда оказалась в гостях у Усто Зарифа Мухтарова, председателя Ассоциации ремесленников "Мерос" в Самарканде и по-настоящему держала в руках точно такой же лист бумаги, как в моём сне - с неровными краями, полупрозрачный, приятный на ощупь. Наивно спрашиваю у мастера, как удаётся сделать бумагу из шелка. Усто Зариф только улыбнулся в ответ и пригласил приехать к нему на водяную мельницу в кишлак Кони Гил весной, где он покажет весь процесс изготовления бумаги. Ну что ж, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
      Автобус с группой туристов, не въезжая в центр Самарканда, свернул с заасфальтированного шоссе на грунтовую дорогу, которая вела к кишлаку Кони Гил (в переводе с таджикского означает "Глиняная шахта"), и пассажиры прильнули к окнам, за которыми проплывали глинобитные дома, цветущие сады, группки женщин и играющие дети. Речка Сиёб (в переводе с таджикского - "30 родников") преградила дорогу, а за мостиком около традиционной водяной мельницы гостей уже ждали мастера, готовые не только показать свои изделия, но и научить посетителей азам своего ремесла, чтобы они своими руками могли попробовать изготовить то, что вызывает восхищение и удивление в наш автоматизированный век, - возрожденную по старинным технологиям, самаркандскую шелковую бумагу.
  
    []  []
  
      Мастера Ассоциации ремесленников "Мерос" возродили древнее искусство производства самаркандской ручной бумаги и заново представили её миру совсем недавно - в конце в XX века. В кишлаке Кони Гил с помощью ЮНЕСКО, Представительства японского агентства международного сотрудничества (JICA), Фонда помощи ремесленников (США) построена и работает водяная мельница, где и производится шёлковая бумага, а также принимают многочисленных гостей ремесленники, работающие по таким направлениям, как керамика, фарфор, вышивка, текстиль, натуральный шёлк, резьба по камню и дереву, ювелирное искусство, национальные игрушки и миниатюра, музыкальные инструменты.
      На протяжении многих столетий вдоль речки Сиёб стояли 400 водяных мельниц, которые использовались для переработки глины, бумаги, масла, муки, мыла, очистки риса. Водяная мельница Ассоциации ремесленников "Мерос" построена именно на том месте, где 300 лет тому назад работала водяная мельница по изготовлению самаркандской шелковой бумаги. В начале XX века владельцем мельницы был некий богатый человек Шарифбой, который занимался не производством бумаги, а переработкой риса. Долгое время мельница была в запустении и разрушалась и лишь в 2002 году её начались работы по её реконструкции, чтобы не только производить здесь бумагу, но, восстановив весь производственный процесс, показывать его всем желающим.
  
    []
  
      ...А нас встречает Усто Зариф, которых без долгих вступлений предлагает самим начать готовить сырьё для бумаги. Под руководством мастера соскребаю ножом верхний слой коры шелковицы (вот почему бумага называется шелковой!), оставляя светлые полоски, которые вываривают в огромных казанах, а из полученного теста делают бумагу. Кто-то из туристов с энтузиастом мешает в казане варящуюся кору, приятный аромат дерева заполняет все вокруг, притягивая к себе любопытных. Чтобы не терять время, поднимаюсь на крышу здания по боковой лестнице, где с площадки осматриваю территорию вокруг мельницы и часть кишлака, хорошо просматриваемую сверху. Вокруг шумно - шумит вода в реке, стучат деревянные молоты для измельчения сырья для бумаги, которые двигает колесо мельницы, вращаемое водным потоком, громко восклицают и переговариваются между собой туристы. В цеху внутри мельницы кипит работа, - мастер с многочисленными помощниками из числа приехавших гостей уже измельчили и размяли сваренную кору, и начали готовить массу, которую будут заливать в специальные деревянные сетки для бумаги с камышовым основанием, а затем закладывать в литейные формы и прессовать на специальном оборудовании. Процесс производства бумаги оказался непростым, хотя и состоял из простых вроде бы этапов, и захватил нас целиком, погрузив с головой в таинство изготовления такого привычного в быту предмета, как бумага. Но эта бумага особая, которая имеет древние корни.
  
    []  []
  
  
      История самаркандской бумаги берёт начало в VIII веке и все считают Самарканд родиной шелковой бумаги, т.к. она производилась в основном у нас и распространялась по Великому шелковому пути, хотя на самом деле родина бумаги Китай. Её производство было инициировано китайскими завоевателями после битвы при Таласе в 751 году, таким образом, Самарканд стал первым городом в Центральной Азии и вторым городом в мире, производящим собственную бумагу. Самаркандскую бумагу изготавливали из коры тутового дерева с добавлением хны и розовой воды, которая придавала нежность краскам и тонкий аромат бумаге. На протяжении веков бумага высоко ценилась в среде аристократии и ремесленников, её почитателем был знаменитый каллиграф XVI века султан Али-Мешхеди.
      В ходе работы Усто Зариф Мухтаров рассказывал нам о том, почему его Ассоциация решила восстановить производство ручной бумаги, о своём путешествии в далёкую Японию к ремесленникам за обменом опытом, о 10 днях, проведенных на острове Шикоку в семье народного мастера Акиро Кубота, который занимается изготовлением ручной бумаги, о том, как Акиро-сан приезжал помогать наладить её производство в Самарканде. Мы услышали невероятно захватывающую, почти детективную историю, в которой самаркандские ремесленники предстали в новом свете, - они не просто восстановили утерянное производство знаменитой на весь мир бумаги, но и пытаются таким образом спасти старинные книги. Обеспечивая узбекских миниатюристов отечественной, недорогой ручной шелковой бумагой, ремесленники пытаются остановить процесс уничтожения древних фолиантов, написанных на шелковой бумаге, ведь не секрет, что ещё недавно на вырванных листках из этих книг рисовались миниатюры. Также новая бумага будет служить материалом для реставрации старинных книг. Усто Зариф мечтает экспортировать свою бумагу за рубеж, где множество настоящих ценителей и любителей ждут этот товар, а также обеспечивать государственную канцелярию, где, оказывается, правительственные указы и постановления пишутся на ручной бумаге.
      Возможно, совсем скоро мечта Усто Зарифа сбудется, и самаркандская шелковая бумага займёт своё почётное место на мировом рынке, а в кишлак под Самаркандом будут специально приезжать туристы со всего мира, чтобы посмотреть на производство бумаги, я же уезжаю из Кони Гил с драгоценным листком бумаги, на котором когда-нибудь нарисую свою первую миниатюру. Да, мечты рано или поздно сбываются. Нужно просто очень этого хотеть.

Анна-Мария Цой


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"