Аннотация: Рассказ опубликован в Журнале Магия ПК в 11 номере 2008 под названием "Генератор снов" с сокращениями и некоторыми изменениями.
Гоша работал начальником отдела программирования в компании "Софт энд хардвер", производящей комплектующие к компьютерным системам и принимающей заказы на софт любой степени сложности. За универсальность сотрудники в шутку называли его Железным Дровосеком. Потому что, что был он мастером на все руки - сам железо ковал (формировал, а в некоторых случаях и создавал оборудование), сам под него дрова рубил (писал драйверы). Его имя - Игорь - переводилось со скандинавского языка как "сила", может быть, поэтому он и был силён в своей профессии. Когда он пришел в "Софт энд хардвер", за его плечами уже имелось несколько побед на международных конкурсах программирования. Но, как каждый думающий и сомневающийся человек, Гоша оставался недоволен собой - ему казалось, что он мало работает.
Этим летом "Софт энд хардвер" взялась за правительственный заказ, которым могла гордиться любая крупная компания. К 2020 году Россия планировала закончить подготовку к старту первой марсианской экспедиции. Работы было непочатый край и ее доверили передовым компаниям. Специалисты из "Софт энд хардвер" получили заказ на разработку системы экспресс-анализа химического состава атмосферы. В качестве консультантов к компании прикрепили группу профессоров из одного научного института. Как ученые мужи ничего не смыслят в программировании, так и программисты не знают биологии, физики и химии. Половина программистов из школьного курса по химии помнили только формулу h2o, а химики считали, что дровами топят печи.
Руководствуясь наставлением учёных мужей, они принялись за экспресс-анализатор. Каждый из программистов работал над одним компонентом системы. Оборудованием занимались так называемые железячники, компьютерные инженеры и техники. И лишь один Гоша действовал сразу на трех фронтах - работал над программой, ковырялся в железе и при этом умудрялся руководить отделом.
- Нам придется отказаться от выходных, - сказал Сергей Геннадьевич, генеральный директор "Софт энд хардвер". - И про праздники в этом году тоже можете забыть.
- А как же Новый Год? - спросил Артём.
- Отметим на рабочем месте, - обрадовал их директор.
-Времени и так ни на что не хватает! - пожаловался Артём. - Загрузили работой по самое не могу!
- Это точно, - заметил Гоша. - Приходится работу на дом брать, а о своих прожектах и говорить нечего.
- Хватит плакаться, - сказал Сергей Геннадьевич. - Я плачу вам приличную зарплату. А если мы завалим проект, то после этого нас всех даже к фрезерным станками с ЧПУ не подпустят. Не забывайте, что это правительственный заказ.
У Сергея Геннадьевича никогда не было правительственных заказов, он влюбился в это словосочетание и повторял его как мантру по несколько раз в день.
Как и всякий нормальный человек, Гоша мечтал создать свой шедевр, свой чёрный (ну, на худой конец, синий) квадрат. Дома, в свободное время он работал над интересной идеей. Он решил создать генератор снов, библиотеку, вернее снотеку, подключившись к которой и заказав на ночь сновидение, человек будет до утра участвовать в фантастических боевиках или слезливых мелодрамах. Гоша уже почти завершил работу над программой, и с железом разобрался, осталось лишь собрать библиотеку. Он разработал формат, в который конвертируются текстовые и видео файлы, трансформируемые затем в сновидения. Он уже наполнил снотеку серией ужастиков и комедий, осталось подобрать боевики и мелодрамы. Но времени оставалось всё меньше и меньше.
- У меня такое ощущение, что в сутках стало меньше часов, - сказал как-то Артём.
- Мне тоже так кажется, - ответил Гоша. - Целый день на ногах, с утра до ночи как заведённый, а вечером посмотришь, оказывается, ничего толком и не сделал.
- У меня уже мысли такие - вот бы в сутках было времени на час больше. Сплю по пять часов, утром не выспавшись, бегу на работу. Недосыпание на производительность ого-го как влияет!
Гоша крепко задумался над словами Артёма. А подумать было над чем. Артём предложил изменить константу времени. Но известно, что время - субстанция неизменяемая, его ни ускорить, не замедлить, ни вспять повернуть нельзя. Нужно не время изменять, а подстраиваться под него. Поменьше спать? Да он и так спит по пять часов в сутки! А если спать по четыре часа, то он не сможет нормально работать. Значит надо сделать так, чтобы и спать мало, и при этом высыпаться.
- Артём, ты гений! - воскликнул Гоша.
Мозг уловил суть идеи и мысли потекли в другом русле. Нужно создать такой программно-аппаратный комплекс, который будет регулировать часы сна и бодрствования. С драйверами Гоша справится быстро, а оборудование, подготовленное для "Грезы" подойдёт и для регулятора сна.
Вечером после напряжённой работы он вернулся домой, сел за свой компьютер, надел на голову тонкий обруч, обеспечивающий надёжный электромагнитный сигнал, и запустил регулятор сна. На экране появилась горизонтальная шкала с цифрами от 0 до 100, на одну треть заштрихованная зеленоватыми шашечками. Одна треть шкалы, 33%, восемь часов сна.
- Так, - сказал он себе. - 100%, это 24 часа отдыха, а мне нужно 3 часа. Значит, выставляем 12,5%. И так, если аппарат работает, как положено, то я посплю ночью 3 часа и отдохнувший пойду на работу.
Он выставил желаемые 12,5%, зелёные квадратики поползли влево, освобождая пространство на шкале. В небольшой коробочке зажужжало и обруч, выстреливающий в мозг электромагнитным излучением, слегка нагрелся. Гоша почувствовал лёгкое головокружение, но секунду спустя неприятное ощущение прошло. Три часа поработав на "Софт энд хардвер", он переключился на "Грезу". Остаток времени он потратил на конвертацию фильмов в формат сновидений. Поздно ночью (или рано утром) он лёг спать и за три часа прекрасно выспался. На работе он приехал раньше всех и был свежим как огурчик.
- Да как ты успел? - с белой завистью спрашивали сотрудники, увидев, что он проделал уйму работы.
- Полночи не спал, - признался он. Не до конца, впрочем, признался.
- А вид такой, будто сутки отсыпался!
Через два дня он определил, что времени всё равно не хватает. Тогда он продолжил экспериментировать с регулятором сна. Указатель на этот раз он поставил в положение 10,5%, что означало, что спать он будет 2,5 часа. Всё повторилось - тихое жужжание, минутное головокружение. Работа пошла споро, как по маслу. Да это была и не работа, а сплошное удовольствие! Давно такого с ним не происходило. Все затруднения решались в считанные секунды, мозг был остёр как бритва Оккама. Интуиция не подводила. За ночь он сделал много работы. Подправил драйвер к анализатору и добавил сотню сюжетов к библиотеке для "Грезы".
Но и на следующий день он решил, что хотел сделать больше, чем сделал за эту ночь. Несмотря на то, что в конторе все удивлялись его работоспособности (из запланированного на этот месяц софта, он сделал процентов на сорок больше остальных программистов), он был собой недоволен.
Вечером он снова перевёл указатель влево на несколько делений. Зелёные шашечки ещё раз отступили, передвинув фронт. На этот раз шкала показывала 8,5%, и это значило, что рабочий день Гоши теперь составляет 22 часа.
На работе Сергей Геннадьевич, увидев результаты работы, расцеловал его и пообещал увеличить зарплату в два раза. Но Гоша уже не думал о деньгах. Важен был принцип. А что, если попробовать ещё? Потянет ли программа? О том, потянет ли Гоша, вопрос не ставился. Гоша всё потянет. На то он и Железный, поэтому и переводится его имя как "сила".
И он рискнул. Он выставил 1%. Он решил, что 15 минут здорового сна достаточно для того, чтобы потом целые сутки трудиться, не покладая рук. Два дня он ничего странного за собой не замечал. Будто спал не 15 минут в сутки, а восемь часов. За это время он успел собрать полную библиотеку снов, оставалось лишь опробовать "Грезу". Товарищи на работе восторгаться Гошей устали и зависть из белой постепенно стала трансформироваться в серую, обещав перепрыгнуть через всю гамму на чёрную.
- Да ты у нас гений! - с кислыми улыбками говорили они.
Гоша их чувств не понимал и скромно принимал похвалу.
На третий день, когда он сидел за домашним компьютером и архивировал готовую снотеку, перед ним вдруг всё поплыло. Цветные пятна застили свет перед глазами. Не то усталость с ног свалила (техника техникой, а против природы не попрёшь), не то программа стала сбоить, но глаза Гоши закрылись, голова его свалилась на клавиатуру. Своим лбом он нажал определённое сочетание клавиш и зелёные шашечки на экране, едва заметно дрогнули и медленно поползли вправо. 10%, 20%. Вместе с регулятором сна вдруг запустилась "Греза". 50%, 70%. Он улыбнулся во сне. 100%!!! Гоша крепко и надолго уснул.
***
Гошина мечта сбылась. Он стал Архивариусом в библиотеке сновидений. Быть Библиотекарем, который заведует мечтами всех людей, ему понравилось. Архив выглядел так, как Гоша его и представлял. Это было огромное помещение, заставленное стеллажами, подпирающими небо, с корнями, уходящими в глубь земли. Библиотека плавала в пространстве между сном и явью и называлась она Библиотекой Грёз. Библиотекарь, одетый в белую тунику и лёгкие сандалии, ловко лавировал между стеллажами и перебирал лежавшие на полках сны. В руках он держал толстый фолиант, в котором регистрировались заказы.
Он как Харон, переправлял из своего мира в мир материальный заказанные сны. Ни один сон на земле не снится без участия Библиотекаря. Стоит только кому-нибудь пожелать, и в книге заказов появляется новая запись. Гоша, пролистал фолиант до последней страницы и, водя пальцем по строкам, прочитал последний заказ.
- Заказчик - Игорь Степанов. Желает просмотреть сон о программисте, который стал Библиотекарем.
Это имя, Игорь (Гоша) Степанов, ему что-то смутно напомнило. Так и не вспомнив, чьё это имя, он подошёл к стеллажу со сновидениями, подобрал подходящую грезу и выполнил заказ.