Артюх Анатолий Артурович : другие произведения.

Кому мешает Петров пост

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


 []

Раскол рядится в разные одежды, предстает порой как нечто "совершенно новое". Но на самом деле он -- древнее зло, которое не несет с собой ровным счетом ничего, кроме смерти и распада. Под его овечьей шкурой всегда скрывается враг, человекоубийца искони, отец всякой лжи и разделения, страшный лжепастырь, желающий увлечь стадо Христово за собой лишь затем, чтобы его погубить.

Из предисловия к книге Архимандрита Рафаила (Карелина) "Падение гордых":
"И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:2).
К одному старцу пришёл его ученик и с большой радостью сообщил ему: "Отче, я достиг того, что когда я молюсь, то мысленными очами вижу всегда перед собой Господа". "Не велико твоё достижение и напрасно ты так радуешься, -- отвечал ему старец, -- вот, если бы ты стал видеть свои грехи, то это бы было для тебя великим приобретением".


Это лишь маленький эпизод из жизни праведников, на самом деле, говорящий о многом.
В сегодняшней жизни Церкви как социального института появилось множество мирян, считающих себя миссионерами, и множество священников, взявших на себя роль проповедников-богословов за рамками церковных оград. И этот факт не может не радовать сердца наших сограждан, так соскучившихся, за времена явно безбожной власти, по живому духоносному слову. Сегодня и священников в семинариях проповедовать учат, и миряне курсы богословские заканчивают, и фильмы появились "православные"... Но вот что-то не стало больше народу в наших храмах, а число сект растёт с каждым месяцем, если не днём. В чём же дело? Народ не готов воспринимать проповедь? Но ведь во времена святых апостолов язычников, внимающих им, никто предварительно не катехезировал, и общий курс православной веры не читал, а результаты были поразительными. Почему? Ответ прост и очевиден для любого верующего человека. Простых рыбаков преобразовал Сам Господь -- Святый Дух, сошедший на них в день Пятидесятницы в виде огненных языков. Сегодня, при широко развитой сети массовой информации, как и сети богословских институтов, часто движущей к миссионерству и проповеди силой становятся такие понятия как: наличие духовного сана, знание, образование, и очень часто прелесть в стадии самодовольной наглости. И во многом благодаря такому миссионерству и такой проповеди наши сограждане, и так очумевшие от советского беспредела, продолжают слушать церковный звон с расстояния своих мягких диванов. И жизнь показывает, что это не самый худший вариант. Ведь, увы, известны случаи когда в первый раз в своей жизни зашедший в храм человек слышит такое, что уходит, убегает напуганный, обиженный, ошеломлённый прочь из того места, где слово любовь имеет особое значение. Почему так происходит? Скорее всего потому, что миссию учителя берут на себя люди, которые не имеют на это права. Как в случае с вездесущими зоркими бабушками в храме, будто бы только туда и пришедшими для того, чтобы ловить девушек в джинсах. Либо священники, которые научились проповедовать не по любви или хотя бы по опыту, а по семинарскому шаблону: исповедь -- служба -- обязательная проповедь.
В III веке местный епископ позволил проповедовать в храме мирянину Оригену ради его великих дарований. В России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину, впоследствии -- митрополиту Московскому Платону. То есть и в третьем веке, и позже, священноначалие тонко и не шаблонно подходило к этому вопросу. Проповедовать разрешалось тем людям, которым Бог дал талант исповедника или тем, кто стяжал Дух Святой своим смиренным и подвижническим житием. И были явные положительные плоды такого подхода. И странно было бы допустить, что подобные дарования могут появиться сразу после рукоположения в священство. Но, тем не менее, сегодня именно так и считают многие молодые священники. Но не стоит забывать, что были и есть духовники, не облачённые в сан священства, но к которым смиренно приходили за помощью и советом и иереи, и епископы. Это и отец Паисий Святогорец, и преподобный Силуан Афонский. А сегодня роль старцев, наставников, миссионеров берут на себя люди, возомнившие себя профессорами богословия или вполне конкретные профессора духовных академий. Но...
Старцы -- явление редкое. И когда речь идет о старчестве, о священстве, о "младостарчестве", мы должны помнить, что речь не идет о возрасте телесном, о том, седая ли у тебя борода или еще русые локоны, а о том, до какой глубины тебя увлек Святой Дух, чему ты научился и что ты можешь сказать. Причем старец не обязательно будет давать приказания, он может давать советы, он может давать указания, но должен хранить, беречь нашу свободу, потому что Бог не ищет себе рабов, а ищет Себе детей, братий, сестер: Я не называю вас больше рабами, потому что раб не знает воли Господина своего, а Я вам все сказал... Это духовник должен помнить. Я старался ответить на вопрос о том, чем отличается старец от обыкновенного духовника, и ТАК мне хотелось бы сказать громко, на всю Русь: БЕРЕГИТЕСЬ, братья мои, священники! Берегитесь, не принимайте на себя роли, которая не соответствует вашему духовному возрасту, будьте просты! Будьте просто священниками - это уже так много! Человек, который силой благодати Святого Духа может совершить литургию, может окрестить ребенка, может помазать миром, это не мало, это нечто столь великое! (Митрополит Антоний Сурожский).
К сожалению действия многих священников, мягко говоря, заставляют задуматься о том, какую пользу извлекает народ от их бурной деятельности, выходящей за рамки возложенных на них при хиротонии обязанностях. В Санкт-Петербургской епархии известны случаи, когда священники проповедуют после службы от сорока минут до двух с половиной часов на каждой службе, а исповедует каждого более сорока минут, и многие просто не успевают подойти к священнику. Видимо такие батюшки ощущают особую значимость своих слов, но вот только прихожане тайком ездят плакаться в жилетку к другим, более опытным и более чутким наставникам. И те им говорят совсем немного слов, но каждое дорогого стоит.
Известны случаи, когда люди, едва окончив богословские курсы, и получив диплом катехезаторов, всерьёз собираются канонизировать Ленина со Сталиным, уж не говоря о Иоанне Грозном и Распутине. Но самые вопиющие перегибы, граничащие с расколом, исходят как раз не от доморощенных неофитов, а от действительно умных, образованных и талантливых людей, да ещё облачённых в саны священников. Именно они наносят самый больной и самый разрушительный для Церкви удар. Во-первых, потому, что люди им почти всегда верят, а во-вторых, потому, что они живую веру стали красиво подменять своей собственной философией и своим собственным богословием.
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2, 8). Эти слова апостола Павла, увы, звучат сегодня так же актуально, как и в первые годы христианства. Почему? Да потому, что ум без духовности всегда самостен. И наука без духовности всегда разрушительна. Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому, как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным. И вот, вполне разумные, дипломированные и признанные миссионеры, сегодня поучают истосковавшийся по живому слову народ. И народ с должным почитанием санов и уважением к дипломам внемлет богословам-миссионерам, которые, не запинаясь, отвечают на любой(!) вопрос аудитории. И с большим сожалением приходится констатировать, что духовные аспекты проповедей и лекций у многих таких миссионеров стали уступать места витиеватым и лукавым умозаключениям. Опасность применения энтимематических (греч. in thymos -- в уме) заключений проповедниками очевидна. Отвечая на вопрос, миссионер делает выводы не на истинных дедуктивных посылках, которыми в православии являются Святое Писание, Святое Предание и труды святых отцов, а на собственных разумениях. Если, конечно, это не делается специально и злонамеренно. Так, на пресловутый вопрос "о джинсах и спасении", миссионер страны "намба ван" что только не рассказал доверчивому народу на одной из лекций. И про гигиену, и про одежду "уни-секс", к коей, по его словам, принадлежат валенки, и про отделы женской и мужской одежды, но ни слова им не было сказано о самом главном -- о соблазне, то есть о духовном аспекте проблемы. На это есть красивые отговорки, например, что миссионерство -- это "открытая дверь" с разными аудиториями и на один и тот же вопрос приходиться отвечать по-разному, но... не надо забывать, что благодаря сегодняшним средствам распространения информации, лекцию в "Косопетовке" для доярок через неделю уже будут смотреть и слушать молоденькие семинаристы в Петербурге.
Но джинсы -- это "цветочки" по сравнению с вопросами постов или с чудом сошествия Благодатного огня, а также другими, свято хранимыми Церковью, святынями. Кстати, по поводу того, что всероссийский протодиакон, мягко говоря, усомнился в нетварной Божественной природе Благодатного огня, я впервые услышал в Гатчине от Алексея Лебедева, раскольника, "священника" Истинно-Православной Церкви. Он был очень обрадован тому, что даже клирики РПЦ МП в лице протодиакона Андрея Кураева, стали понимать что... Огонь, сходящий ко Гробу Господню в Великую Субботу, это простой, тварный огонь. Вопрос. Как умозаключение клирика Православной Церкви, могло так ласково лечь на уши раскольников? Ответ прост. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РАСКОЛЬНИЧЕСКОЕ!!!
В том же духе отец Андрей высказывается и о Петровом посте.
...И то, что потом, скажем, в этом году пост после Пятидесятницы стал таким же по объему, как Великий пост (...), -- это есть некий модернизм". "Даже еще в VI веке церковные каноны осуждали ересь квадразимитов, четыредесятников, то есть тех, кто считает, что надо поститься дважды в году по сорок дней, якобы они тем самым утверждают, что Христос дважды распинался, а он на самом деле распинался один раз, поэтому еще даже в VI веке считалось, что многодневный пост может быть только один раз в году для православных христиан. Ситуация, конечно же, менялась, скопился всяческий духовный опыт Церкви, я не призываю к тому, чтобы этот опыт пересматривать и пересматривать нынешнюю церковную традицию соблюдения Петрова поста, но просто я призываю к тому, чтобы мягче относиться к тем православным христианам, которые по тем или иным причинам этот пост не смогут соблюдать во всей его строгости", -- заверил протодиакон Андрей Кураев. (РНЛ)
Отец Андрей как всегда красноречив и уверен в себе. И, видимо, только ему, за всю историю Православной Церкви пришло в голову сравнить людей, старающихся жить по церковным канонам, с какими-то еретиками квадразимитами. Господи, помилуй! Вот уж воистину, горе от ума. Если строгость постов воцерковленным христианам определяют духовники, то к чему тогда дорогому профессору богословия было вообще об этом говорить? Неужели отец Андрей не понимает, что смущает и искушает "малых сих". Ведь человеку, окрепшему в вере, это не навредит и не поможет, то есть бесполезно. Но вот новоначальным, которые, раскрыв рты, внимают каждому слову популярных богословов, от таких интерпретаций огромный вред! Как может навредить человеку даже большой по времени Петров пост? Никак! А вот само обозначение долгого поста как модернизма и является опаснейшим модернизмом, разрушающим устои Православной Церкви.
Именно такие мудрования и имел в виду Фёдор Михайлович Достоевский, когда писал: "...Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной".
Люди, не знавшие истины, признавали Христа Сыном Божьим по ходу повествования Евангелия. И таким Господь говорил, "Вера твоя спасла тебя: иди с миром!". Спасла вера, а не истина! И наоборот, такая же книжная истина и побудила Иудеев распять настоящую ИСТИНУ на Голгфском кресте.
Подобные смущающие и искушающие заявления протодиакона Андрея, к сожалению, нельзя назвать просто миссионерскими ляпами. Это становится тенденцией, и подтверждение этому - подобного рода выпады и других проповедников, облачённых в рясы. К примеру, протоиерей Георгий Митрофанов с его защитой генерала Власова, предателя Родины, пусть и коммунистической. А так же и другим его заявлением о том, что, якобы, "среди сонма русских святых практически отсутствуют семейные люди"...
Жаль, что несколько лет назад в Муроме, молясь у раки с честными мощами святых Петра и Февроньи, я грешный не знал, что есть в Петербурге такой священник Георгий, который не только умеет комментировать фильмы ужасов с богословской точки зрения, но и подвергает сомнению само житие святых покровителей православной семьи. Зная, я бы помолился сугубо о вразумлении протоиерея Георгия и избавлению его от духов раскола и прелести. А по Достоевскому это выглядит так: если бы какой-нибудь историк, или даже сто историков, облечённых санами священников, публично заявили, что житие Петра и Февроньи это художественный вымысел, русский народ всё равно бы не перестал почитать их как святых. Это как раз и есть тот духовный уровень восприятия истины народом, в независимости от глубоко научного мнения некоторых высокообразованных провокаторов и раскольников.
Очень хочется верить, что эти отвратительные перегибы искоренят сами их загибающие. Ведь у отца Андрея Кураева были лекции такого духовного уровня, по сравнению с которыми его обновленческие выпады кажутся просто бредом. Но на это нельзя не обращать внимания, ведь от каждого нашего слова зависит и наше спасение, и наша погибель. И что очень заметно во всех подобных случаях проявления младостарчества вольного или невольного, у подобных проповедников и миссионеров нет достойных духовников. Либо они от таковых отказались, либо вышли из послушания, либо они посчитали, что диплома и сана им вполне достаточно.
Схииеродиакон Андроник (Шаруда)...Недавно в ночь под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в дни Светлой седмицы, мирно отошёл ко Господу сторож и садовник Псково-Печерского монастыря схииеродиакон Андроник (Шаруда). Мне посчастливилось два раза повстречаться с этим простым монахом. Его не почитали старцем в широком понимании этого слова, но все, кто к нему обращался за советом или просьбой о молитве, всегда знали, что сказанное отцом Андроником не исчезнет просто так и конечно не навредит, а всегда останется в сердце человека. Осталось и у меня. Остались простые и мудрые слова человека, который большую часть своей жизни посвятил служению Богу. Осталось не столько их прямое значение, а наполняющая их любовь. Любовь укрепляющая, любовь просвещающая, любовь утешающая.
Однажды я слышал, когда отец Андроник разговаривал с паломниками, а проходящий мимо приезжий священник буркнул: "Схимник не должен столько говорить...". Вот в этом и скрывается суть обозначенной в этой статье проблемы. Именно отец Андроник имел полное право, право блаженного нищего духом -- каждым своим словом проповедовать Христа. А вот кому-то действительно следовало бы воздержаться.
Когда я рассказал о кончине схииеродиакона Андроника своему духовнику, знавшему его лично, он сказал просто: "Какой хороший был человек..." Дай Бог, чтобы так, в своё время, могли бы сказать люди обо всех нас, и особенно о тех, кто избрал непростой путь священства, миссионерства и проповедничества.


Анатолий Артюх -- сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. Г. Гатчина.

 


 

K_Krylow [Анатолий Артюх. http://creativecommons.org/licenses/by/1.0/deed.ru]

 

 

 


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"