Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Комментарии: 1. Неизбежность
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru)
  • Размещен: 17/08/2006, изменен: 11/09/2006. 1k. Статистика.
  • Стихотворение: Поэзия
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Поэзия (последние)
    11:18 Чваков Д. "Шлак, версия" (4/3)
    11:17 Мананникова И. "Пушистый маленький зверёк" (1)
    11:11 Логинов Н.Г. "Горькая правда жизни..." (4/2)
    11:08 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (3/2)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    11:23 "Технические вопросы "Самиздата"" (178/41)
    11:23 "Форум: все за 12 часов" (222/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    11:26 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (32/8)
    11:25 Ремельгаc С. "Дорога на Иолат" (38/2)
    11:23 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (178/41)
    11:22 Артюхина И.В. "Обратная связь" (2/1)
    11:21 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (988/9)
    11:18 Коркханн "Угроза эволюции" (746/35)
    11:18 Чваков Д. "Шлак, версия" (4/3)
    11:17 Мананникова И. "Пушистый маленький зверёк" (1)
    11:11 Логинов Н.Г. "Горькая правда жизни..." (4/2)
    11:10 Рыжкова С. "Гостиная - добро пожаловать" (822/1)
    11:10 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (207/2)
    11:08 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (3/2)
    11:06 Хорошавин С.A. "Опричник I I I" (410/1)
    11:06 Вебер А. "Полеты во сне и повелитель " (2/1)
    11:05 Стоптанные К. "Пропастью до дна раскололся " (50/2)
    11:04 Патер Р. "Таинственные голоса" (6/3)
    11:04 Никитин В. "Беседа о свободе" (2/1)
    11:03 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (186/17)
    11:03 Фатеева Л.Ю. "Имплантант" (31/1)
    11:00 Безбашенный "Запорожье - 1" (974/17)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    21. *Аноним (om_shri_ganeshaya_namaha@rambler.ru) 2016/05/12 21:02 [ответить]
      > > 20.Велигжанин Андрей Витальевич
      Даже не знаю, что сказать. Я и сам, бывало, пытался проверить алгеброй гармонию, но результат всегда получался противоречивым. В конце концов я отказался от этого, но продолжаю с неизменным интересом изучать результаты исследований моих коллег. Мне представляется, что сонет действительно очень близок той идеальной форме, к которой стремится поэзия. Поэзия, само собой, идеальная :)
    20. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2016/05/12 14:18 [ответить]
      > > 19.Аноним
      >> > 18.Велигжанин Андрей Витальевич
      >Ув. А.В., большое спасибо за такой исчерпывающий ответ, который упредил мой следующий вопрос, касаемый вашей техники чередования 5-ти и 6-ти стопных строф. Это так меня заинтересовало, что я проверил по вашей методике кое-что из своего. Увы, лишь 0,74. Нужно будет подумать над этим :)
      После последней беседы с mek'ом я начал сомневаться, правильно ли соотносятся звуковые объемы катренов и терцетов.
      Ведь (при слуховом восприятии) деление стихотворения на части происходит в момент смены рифм (то есть когда рифмы ab катренов изменяются на cde в терцетах, то есть именно здесь проходит граница между частями). В этом случае первую строчку терцета надо отнести к большей части (А) и отнять от меньшей части (B).
      По идее коэффициент должен улучшиться.
      Но я эту гипотезу не проверял.
    19. Аноним (om_shri_ganeshaya_namaha@rambler.ru) 2016/05/12 14:04 [ответить]
      > > 18.Велигжанин Андрей Витальевич
      Ув. А.В., большое спасибо за такой исчерпывающий ответ, который упредил мой следующий вопрос, касаемый вашей техники чередования 5-ти и 6-ти стопных строф. Это так меня заинтересовало, что я проверил по вашей методике кое-что из своего. Увы, лишь 0,74. Нужно будет подумать над этим :)
      Позвольте еще раз поблагодарить вас за то удовольствие, которое доставило мне это стихотворение. Оно прекрасно.
    18. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2016/05/12 12:29 [ответить]
      > > 17.Аноним
      > Двойной вздОХ в конце - это просто мурашки по коже, которые, как известно, являются лучшей похвалой любому стихотворению. Если это случайная находка, ее случайность оттеняет ее красоту, а если намеренный прием - ее красота становится ослепительной :)
      
      Двойной ох -- прием намерянный.
      В данном сонете я запретил себе употребление слов дважды. Поэтому любое слово является тщательно выбранным.
      Больше скажу. Герой этого сонета имеет реального прототипа. У героя было два сына. И две снохи.
      
      "Неизбежность" имеет две стороны. С одной стороны, сонет неизбежно заканчивается (холодная рука времени нарушает плавное течение сонетной строчки).
      С другой стороны, сонет неизбежно продолжается (потому что, однажды завершенный, он уже не может быть разрушен).
      
      Мы как бы обманываем время: в момент завершения, сонет как раз и рождается. Тут некое шаманство. Время позволило мне завершить сонет, и больше оно не может его уничтожить. (Хочется думать, что и герой продолжает жить, в тех измерениях, куда мы просто не можем проникнуть. Хочется думать, и мы продолжим жить, когда неизбежность так же окутает нас сетями, как она окутала ими героя сонета).
      
      >Ув. А.В., не могли бы вы пояснить, что означает коэффициент.
      
      Коэффициент - это коэффициент приближения к золотому сечению. В идеале он должен быть 1. Чем ближе к единице, тем лучше выдерживается пропорция золотого сечения.
      
      Я предположил, что если родоначальники сонета искали звуковой гармонии, то, возможно, звуковой объем катренов и терцетов относится друг к другу в пропорции золотого сечения.
      
      Звуковой объем измеряется в слогах.
      
      Катрен - это большая часть(A), терцеты - меньшая часть(B), сонет - целое(C).
      Как известно, в золотом сечении меньшая часть относится к большей так же, как большая к целому.
      
      или
      
      B/A = А/C
      
      или
      
      (B/A) / (А/C) = 1
      
      или
      
      (А/C) / (B/A) = 1
      
      "Должно быть, - предположил я, - наше подсознание улавливает некую звуковую гармонию".
      
      Покажу на примере. Первый сонет Пушкина.
      
      Суровый Дант не презирал сонета;________________11: -. -. .- -. -. -
      В нем жар любви Петрарка изливал;_______________10: .. -. -. -- -.
      Игру его любил творец Макбета;__________________11: -. -. -. -. -. -
      Им скорбну мысль Камоэнс облекал._______________10: .. -. -. -- -.
      
      И в наши дни пленяет он поэта:__________________11: .. -. -. -. -. -
      Вордсворт его орудием избрал,___________________10: -. -. -. -- -.
      Когда вдали от суетного света___________________11: -. -. .. -- -. -
      Природы он рисует идеал.________________________10: -. -. -. -- -.
      
      Под сенью гор Тавриды отдаленной________________11: .. -. -. -- -. -
      Певец Литвы в размер его стесненный_____________11: -. -. -. -. -. -
      Свои мечты мгновенно заключал.__________________10: -. -. -. -- -.
      
      У нас еще его не знали девы,____________________11: -. -. -. .. -. -
      Как для него уж Дельвиг забывал_________________10: .. -. .. -- -.
      Гекзаметра священные напевы.____________________11: -. -- -. -- -. -
      
      СЛОГИ: {11, 10, 11, 10}, {11, 10, 11, 10}, {11, 11, 10}, {11, 10, 11} = 148.
      КАТРЕНЫ + ТЕРЦЕТЫ: 88 + 60 = 148
      КОЭФФИЦИЕНТ: = (88/148) / (60/88) = 0,75
      
      Прочерком у меня обозначен безударный слог, точкой - ударный.
      В строке СЛОГИ перечислена последовательнсть, содержащая количество слогов сонета построчно. Фигурными скобочками обозначена группировка катренов и терцетов.
      
      Недавно в апреле мы разговоривали с mek'ом по этому поводу (см. "Почти хокку" и "Полукрона сонетов" в его разделе). Я перенес объяснения, приведенные выше, из его ветки.
      
      В моем случае, в случае сонета "Неизбежность"
      
      СЛОГИ: {11, 12, 12, 11}, {11, 12, 12, 11}, {10, 11, 10}, {11, 10, 10} = 154.
      КАТРЕНЫ + ТЕРЦЕТЫ: 92 + 62 = 154
      КОЭФФИЦИЕНТ: = (92/154) / (62/92) = 0,88646837
      
      Количество слогов всего - 154.
      Количество слогов в катренах - 92.
      Количество слогов в терцетах - 62.
      
      Видно, что в форме, примененной в сонете "Неизбежность", коэффициент приближения к золотому сечению оказался выше на 10%, чем в традиционном сонете.
      
    17. Аноним (om_shri_ganeshaya_namaha@rambler.ru) 2016/05/11 19:23 [ответить]
      Замечательно!
      Двойной вздОХ в конце - это просто мурашки по коже, которые, как известно, являются лучшей похвалой любому стихотворению. Если это случайная находка, ее случайность оттеняет ее красоту, а если намеренный прием - ее красота становится ослепительной :)
      Ув. А.В., не могли бы вы пояснить, что означает коэффициент.
      П.С.: Пошел дальше читать.
    16. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2011/04/21 10:51 [ответить]
      > > 15.Калинин Андрей Анатольевич
      > жесткие рамки, хоть и дисциплинируют и заставляют тщательнее выбирать слова, не повторяя их, всё же сковывают.
      
      Сковывают.
      А мы эту скованность -- преодолеваем!
      
      В том то и фишка: нас сковавают, а мы оковы разрываем.
      :)
      
      Я читал одно мнение, что сонет -- это модель жизни.
      Сонет краток -- как и жизнь.
      Сонет ограничен четырнадцатью строчками, как ресурсами, которыми располагает человек.
      А как распорядится своими ресурсами? своими четырнадцатью строчками?
      Чтобы самовыразиться? Чтобы запомниться? Чтобы не раствориться среди других слов других сонетов?
      
      Вот такая идея.
      
      Неупотребимость дважды одного слова -- обясняется тем же самым.
      Слова -- это тоже ресурсы, которыми располагает человек.
      А ресурсов у человека немного.
      
      Что написано пером, не вырубишь топором.
      Сказанного не воротишь.
      Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
      
      Как в шахматах: взялся за фигуру, ходи.
      Сказал слово в сонете, всё -- дальше жонглируй другими словами.
      Слова в сонете -- это вроде как дни прожитой жизни.
      Их вернуть нельзя.
      
      Ну, впрочем, это я сам себя накрутил. ;))
      
    15. *Калинин Андрей Анатольевич (kalinin_a55@mail.ru) 2011/04/20 18:29 [ответить]
      Добрый вечер, Андрей Витальевич!
      Совершенно случайно выбрал этот сонет и просто удивился как по тематике он совпал с моим
      http://samlib.ru/editors/k/kalinin_a_a/sonet27.shtml
      Он, конечно, несовершенен с Вашей точки зрения. Но меня постоянно тянет попробовать что-то новое, а жесткие рамки, хоть и дисциплинируют и заставляют тщательнее выбирать слова, не повторяя их, всё же сковывают.
      Но одно главное правило я неизменно стараюсь выдержать - последняя строка должна быть главной и по возможности неожиданной.
      С уважением, А.К.
      
    14. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2007/08/15 10:03 [ответить]
      Дима,
      
      вот еще феномен: иногда смысл (обоснование) "собственной", казалось бы, мысли приходит с неким опозданием. Как это получается, загадка...
      
      Так вот. Я по-другому попробую сформулировать. "Сонетной строчки плавное теченье нарушит времени ... рука."
      
      Сонет заканчивается. Следовательно, сбылось. Время нарушило.
      
      Но!
      
      Сонет, оказывается, складывается в момент завершения! То есть - именно в момент завершения - сонет становится Сонетом. Я не говорю сейчас о своем конкретном сонете, я говорю о сонете вообще. До момента завершения сонет сонетом не является: это рифмованные строчки, слова, незавершенность.
      
      И как только произнесен (прочитан) последний слог: всё - сонет состоялся. Он ожил! Все слоги - оказались на своем месте. Маленькие солдатики заняли исходную позицию и обросли связями. Начало увязано с концом и конец с началом. Всё - это маленький мир. И они, солдатики, будут стоять насмерть. Друг за друга. Они - неуничтожимы. Сонет - завершился, и, одновременно, - сонет начал жить.
      
      И вопрос: может ли Время нарушить плавное течение сонета? Может ли нарушить теперь, когда он - состоялся? Что написано пером, не вырубишь топором. Если сонет состоялся, он - неуничтожим. Если солдатики заняли свои места и связались в кристаллическую решетку, образовалась форма. Новая форма. Кристалл. Солдатики не сами по себе, они - вместе. Конец - в начале, начало - в конце. Каждый с каждым. Один за всех и все - за одного.
      
      Ну, тут долго можно рассматривать. Конца нет. Кольцо.
      
    13. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2007/08/14 13:58 [ответить]
      Спасибо, Дима.
      Я старался.
      Честно говоря, на сонетной форме я "переклинут" (правда, в настоящее время в меньшей степени, чем год назад).
      
      Это - такие миниатюры, в которых заключена жизнь.
      И жизнь наша - тоже миниатюра.
      
      И вот когда такая миниатюра складывается, это - и радует, и пугает. Радует, что сложилось. И пугает, оттого, что не могу объяснить, каким образом. Вроде, я и автор, и слова подбирал, но оно как-то само собой получилось, помимо меня, объяснить не могу.
    12. *Папета Дмитрий Сергеевич (konteriy@mail.ru) 2007/08/14 13:16 [ответить]
      > > 11.Велигжанин Андрей Витальевич
      >Сонет - закольцован. Снохи - плачут, но снохи дают жизнь сыновьям. И жизнь - продолжается!
      
      Слушай читал комент и просто восхищался.
      Ты отлично выражаешь мысль, это большой дар.
      А такие сонеты не могут не жить. В них сама энергия жизни.
      Истиное слово которое дает начало всему.
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"