Аннотация: К вопросу о возможном влиянии цикла "Сумерки" на неокрепшую подростковую психику.
Реальный мир с его глобализацией, инновационной экономикой и печеньками заполонил всё моё свободное время. Поэтому, как это ни печально, песни кадавра появляются всё реже и реже. Однако иногда и на моей улице вторичных реальностей случаются праздники. Например, такие, как только что завершившиеся дли-и-и-инные новогодние выходные, помноженные на грипп, во время которых я заставила себя прочитать все четыре книги "Сумерек".
И, как водится, имею что сказать по поводу прочитанного.
Вся серия "Сумерки" должна быть запрещена к прочтению лицами женского пола в возрасте до 25 лет по медицинским показаниям из соображений психологической гигиены. И вот по каким причинам.
Во-первых, книги Стефани Мейер состоят из деструктивных поведенческих моделей и, шире, суицидальных жизненных сценариев чуть более чем полностью. Главная героиня с завидным упорством вляпывается в ситуации, опасные для жизни, причём мотивом для этого является "вечная любовь". Постоянно акцентируется внимание на том, что ГГ значительно слабее окружающих - и друзей, и недругов, - поэтому почти не может повлиять хоть на что-нибудь в своей жизни. Кроме того, ГГ считает себя виноватой во всех бедах, случающихся и с ней, и с её близкими (утопил Нуменор, закрыл Валинор, вырубил все леса, вытоптал всю траву... И убивал кроликов!). В общем, в центре внимания - мироощущение и самоощущение крайне затюканной, страдающей от перманентного чувства вины девочки-подростка. Причём такое самоощущение преподносится в книгах как идеальное - ведь именно Беллу Свон (с её виноватостью и тотальной зависимостью от окружающих) полюбил Принц На Белом Коне! И фигня война, что Принц На Белом Коне не стесняется прибегать к прямому насилию, мотивируя это "заботой".
Во-вторых, "Сумерки" оперируют конструкциями и сюжетами, полностью оторванными от реальной жизни. Убейте меня, но я не понимаю, зачем рассказывать трепетным девам о вечной любви, о непереносимости жизни без Идеального Возлюбленного?.. В общем, я за реализм, пусть и в вампирской саге. Я всё знаю про рукописные девичьи рассказы (читывали Борисова, читывали), пубертат и механизмы инициации. Но давайте уж инициировать девочек в реальный мир, чёрт возьми!
В-третьих, тексты Мейер формируют, мягко говоря, странные представления об идеальной женщине. Как уже было сказано выше, перманентное чувство вины и зависимость преподносятся как неотъемлемые составляющие Женщины, Пригодной К Замужеству. Более того: единственной значимой ценностью для женщины объявляется это самое замужество (= вечная и великая любовь)... Ну, и в последней книге - деторождение. Карьера, личностное развитие, творчество - всё идёт по боку.
Если проследить за эволюциями Беллы Свон на протяжении четырех книг, то общий сценарий "Жизненный путь настоящей женщины" выглядит следующим образом. Необходимо встретить любовь всей своей жизни - агрессивного, опасного альфа-самца, который будет обращаться с женщиной как со своей собственностью. Прощать ему все его выкрутасы и финты ушами, выполнять все требования, даже если они причиняют серьёзный дискомфорт (класса "ты не будешь видеться с тем-то и с тем-то"). Выйти за альфа-самца замуж. Забеременеть, настоять на сохранении ребёнка (невзирая угрозу жизни), умереть при родах и превратиться в вампира (= войти в семью мужа) - и только после этого стать красивой, сильной, талантливой и пр., то есть - равной мужчине-возлюбленному.
В общем, феминистки должны негодовать (и негодуют, насколько я могу судить по публикациям в американских СМИ).
И, наконец, в-четвёртых: "Сумерки" - это фанфик. Причем весьма средненький. Только написан он по мотивам среднестатистических девичьих грёз (а последняя книга - ещё и по мотивам типичных девичьих же страхов, связанных, в частности, с беременностью и родами). Я не могу сказать, что там с языком оригинала (читать по-английски я предпочитаю тексты, которые мне нравятся), но на русском тексты выглядят именно что фанфиками - бесконечные описания восторгов по поводу внешности, слезливые сцены, признания в любви, невозможные в реальной жизни диалоги и пр. Не говоря уже об общей стилистике... Ну, и фанфики по фанфику "Сумеркам" соответствующие, их даже не интересно анализировать - разве что из любопытства, чтобы получить картинку "что делается в головах у поколения 1990-х годов рождения".