Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, алгоритмы и кактусы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из самых интересных вопросов в фанфиковедении - причины, побуждающие авторов писать фанфики.


If there is anything pleasant in criticism,

it is finding out what we aren't meant to find out.

Ronald A. Knox

  
  
   ... Чем дальше, тем больше мои фанфиковедческие штудии напоминают мне какой-то закрученный детектив: иногда из глубин фэндомов и творческих индустрий всплывают аспекты темы, заставляющие вгрызаться в современное литературоведение, теорию систем или вообще в биохимию мозга.
  
   Истоки потребности в фикрайтерстве - один из таких аспектов. Потребность в написании фанфика зачастую осмысливается его автором как почти физиологическая. Например, типичные ответы фикрайтеров на вопрос "Why Albania?!" "Зачем вы пишете фанфики?" включают в себя объяснения вроде "нас, фикрайтеров, заставляет писать то что мы без этого не можем" или "человеку просто нравится каноническое произведение <...> он чувствует глубочайший облом, когда эта история заканчивается".
  
   Причём речь идёт не только о подростковом фанфикшене, имеющем прямое отношение к пубертату и инициаторным процессам (то есть - как раз к физиологии), но и о так называемом "взрослом" фанфикшене, то есть - о фанфиках, появление которых не связано с началом позитивной фазы пубертата у девочек и, генетически и функционально, с рукописным девичьим рассказом.
  
   Я активно думаю на эту тему. И пока пришла к довольно простому выводу: потребность в написании фанфиков прямо связана с сюжетами и, шире, алгоритмами, существующими и в литературе, и в жизни каждого отдельно взятого человека.
  
   (Видимая невооруженным глазом сюжетность, кстати, - едва ли не единственное требование к произведениям так называемой массовой культуры. Произведение, не имеющее сюжета - будь то книга, фильм, комикс или музыкальный клип, - не может быть частью массовой культуры или, если сузить определение, не может стать массовой вторичной вселенной: если текст не изоморфен сознанию читателя, он не будет воспринят.)
  
   Почти любой текст является уникальным набором неуникальных (уже существующих) сюжетностей/алгоритмов/гештальтов. Они - полные аналоги стереотипов (стереотипизация - способ облегчить взаимодействие человека с окружающей реальностью через формирование автоматических или полуавтоматических реакций при получении стимула определённого типа), поскольку имеют отношение к сигналу и запускаемой им реакции на контекст. Проще говоря, человек, потребляющий сюжет с определёнными характеристиками, ожидает определённого же характера развязки.
  
   Сюжеты в моём понимании являются сложными алгоритмами, состоящими из множества алгоритмов более низких порядков (или субалгоритмов, или подалгоритмов - кому как больше нравится). Управляющими алгоритмами в случае со вторичными вселенными являются стандартные этапы разворачивания сюжета: завязка, развитие, кульминация, развязка. В этом смысле сюжеты полностью изоморфны человеческой жизни, эмоциональному метаболизму и повседневным моделям взаимодействия человека с окружающим миром (см., в первую очередь, Бёрна с его играми и сценариями).
  
   При этом текст, не будучи полным отражением какого бы то ни было мира, естественным образом оставляет часть алгоритмов низкого порядка "за скобками", причём это обычно не сказывается на качестве восприятия (все понимают, что карта не является территорией). Управляющий алгоритм обычно разворачивается полностью, так что выпадение каких-то шестерёнок мелких сюжетностей не является критичным.
  
   А вот тут, как водится, из кустов появляется большое "НО": как уже было сказано, текст должен быть изоморфен сознанию читателя, иначе восприятие будет невозможно. И в том случае, если в хорошем, годном тексте (= макроалгоритме) отсутствуют составляющие низшего порядка, люди со сложными внутренними сюжетностями будут плакать, колоться, но продолжать грызть кактусы испытывать потребность в том, чтобы сделать сюжетность текста соразмерной своей собственной сюжетности, своему собственному внутреннему содержанию.
  
   На данный момент фанатское творчество (почти все его виды - от дейдримов до фанфиков класса "макси") является основным способом достройки алгоритма вторичной вселенной до приемлемого, с точки зрения читателя, уровня.
  
   В этой логике бесконечные баталии за и против канона вызваны именно различиями в сюжетностях, носителями которых (или носителями представлений о которых) являются читатели. К логике автора и логике канона многие читательские сюжетности отношения не имеют. Часть слэша, кстати, тоже связана с особенностями читательской аудитории: люди находят в текстах то, что кажется им отсылками к или прозрачными намёками на. Завидное единство мнений в интерпретации канона может иметь месть только в тех случаях, когда речь идёт о макроблоках, "управляющих" алгоритмах и общей логике текста. То есть - о тех сюжетностях и алгоритмах, которые являются универсальными для большинства людей.
  
   Общепринятая классификация фанфикшена также маркирует разницу в читательских сюжетностях: сиквелы, приквелы и "заполнение пустот" (missing scenes) характерны для фанфикописцев, чья сюжетность близка сюжетности канона; в свою очередь, AUшки (alternative universe) и кроссоверы - продукт разума тех людей, чья сюжетность (в какой-то части или полностью) противоречит сюжетности канона.
  
   Лирическое отступление мелким шрифтом: я не поленилась и произвела анализ случайно выбранных авторов фанфикшена, сделав минимально допустимую с точки зрения социологии выборку из 200 человек (в выборку попали авторы ресурса Hogwarts.net, хотя бы одно произведение которых было классифицировано как AU). Я прилежно посчитала общее количество произведений каждого из авторов и процент, который составляют от этого количества AUшки. Картинка получилась показательная: порядка половины авторов пишут только и исключительно AU, ещё около четверти предпочитают AU (количество соответствующих фанфиков в общем объёме их творчества составляет от 60 до 90%). Иными словами, фикрайтеры-AUшники - это такой специальный подвид фанфикописцев, отыгрывающих на полюбившемся им материале собственные сюжеты (или представление об алгоритмах, которые могут или должны быть заложены в текст канона).
   AU diagramm [daelle_si]
  
   Хотя тезис про предпочитаемые сюжетности, конечно, всё равно может оказаться неправдой, а разные типы фанфиков - просто ментальными упражнениями на тему всякоразного, без малейшей привязки к сюжетностям самих людей.
  
   Как-то так.
  
   Далее в эфире: фанфикшен и постмодерн; модальности вторичных вселенных; производство вторичных вселенных как отрасль промышленности. Оставайтесь с нами!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"