Аннотация: Такие уж мы, расисты, грубые и циничные.
...Хоть жираф был не прав, но виновен не жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей: "Жираф большой -
Ему видней!"
В. Высоцкий.
Когда-то... впрочем, у оппонентов всё записано, два года назад, в 2011, в статье "Манифест создателей миров, или Спасём фэнтези" - тогда я ещё верил, что можно попытаться - я написал такую вещь: "Клянусь ужасным именем Доктора Моро никогда - помоги мне Бог! - не создавать омерзительных и противоестественных гибридов человека с нечеловеческими существами, а так же - не принуждать несчастную нечисть и нелюдь скрещиваться между собой. Во имя гуманности я не заставлю демона сношаться с эльфой, а гнома - с драконицей! Я не заставлю читателей любоваться несчастным ублюдком от непотребных и кровосмесительных связей представителей разных биологических и мистических видов лишь ради жалкой страсти к приданию героям "нечеловечески прекрасного облика". Теперь мне это аукнулось. Рад представиться: расист и ксенофоб.
Как сказал один милый литературный персонаж, "филателистом меня ещё никто не называл". В ксенофобии меня обвинили впервые. Раньше всё больше - в разнузданности и отстутствии чётких принципов, равно как и фантазиях, недостойных истинного арийца. Всё меняется, хе!
Поскольку такое дело для меня внове, удивило и всё такое - захотелось прояснить позицию по этому вопросу. Частая фишка: друзья-храбрецы так часто и так лихо путают любовь с сексом, уважение с вожделением, страсть со страстишками, а фантастику - с порнографией, что удивительно, как я раньше об этом не заговорил.
Ни для кого не секрет, наверное, какая это вкусная конфета для наших порнографов, слегка маскирующих свою писанину под НФ или фэнтези. Просто же слюной капают: эльфийская дева - законнейшая добыча Ггероя, уже настолько общее место, что об этом и говорить в аспекте межвидового союза как-то смешно, но и орки в постелях у красавиц со странностями бывали, бывали. И драконы там бывали. И кого там только не было. И очередная мерисьюшка гордо сообщала на первой странице романа: "Я - помесь дракона с эльфом, сильфом, ангелом и демоном, поэтому у меня рожки, ножки, ушки и хвост". И это всё уже в печёнках сидит. И в некоторых кругах дрянная эта писанина считается... как бы это сказать... идеалом толерантности, продвинутости и духовной возвышенности творцов.
Я так не считаю - можете называть меня расистом сколько хотите. Для меня все эти радости - насилие над природой собственных персонажей или их мифологической сутью, насилие над здравым смыслом... да ладно. Просто враньё.
Враньё, причём, довольно скверного толка. Грязный порноролик, в котором наркоманка... гхм... ласкает колли. Вещи совершенно того же порядка.
Отчасти это происходит от вечной путаницы в головах наших пописушников. От малой образованности одно понятие заменяется другим - выходит закономерная чушь.
Сразу внесём ясность.
Для начала - чем вид отличается от расы.
Раса - это часть того же вида. Существа разных видов не дают плодовитого потомства при скрещивании - а чаще никакого не дают. Поэтому фэнтезийное "раса" вряд ли может относиться даже к людям и эльфам - если рассматривать их биологически, не дай Бог - у них разные предки. Тем более - энты, орки, драконы и кентавры. Какие же это расы?! Это разные ВИДЫ живых существ! В природе разные виды не скрещиваются за крайне редким исключением - скрешивание может привести к появлению нежизнеспособного потомства и вырождению популяции. Для того, чтобы помешать животным разных видов спариваться "по ошибке" естественный отбор создал забавную такую штуку, которую этологи называют "системой "ключ-замок" - брачные игры и комплекс реакций на потенциального брачного партнёра.
Дольник описывает живущих на одном пруду уток двух видов, очень похожих друг на друга - они между собой не скрещивались, хотя что им, казалось бы, мешает? Утки почти одинаковые - разве что профессионал-орнитолог определил бы, в чём тончайшая разница. Ан нет: "ключ" не подходит к "замку": во время брачного сезона парочки одного вида, ухаживая друг за другом, кланяются нос к носу, другого - хвост к хвосту. Подошёл самец к самочке, поклонился головой вперёд - а она отвернулась и хвост показывает! Чужая! Драка! Разлетелись искать своих.
Так происходит со всеми живущими на воле видами.
Но люди - вид особый. И те, кто вступает в контакт с людьми - оказываются в особых условиях. И если нам встретится другой разумный вид - как знать...
И я пытался смоделировать это "как знать" в научной фантастике. Возьмём, скажем, повесть "Блаженны миротворцы": вот же, сказали мне, ты описываешь прекрасных нелюдей, семью человека и чиеолийки... ага. Уже.
Чиеолийка. Её "невыразимая прекрасность" - не для всех глаз, совсем. Лишь для тренированного восприятия очень терпимо настроеных к нелюдям мейнцев. Перечитайте описание внешности этих существ; гедонцы дружно считали их омерзительными - и у них были для этого причины. Чиеолийцы, во всяком случае, совершенно не человекообразны, хоть и имеют этакую "антропоидную форму" - две руки, две ноги, голова.
"Семья". Усомнюсь, что Йомин и чиеолийка занимались сексом. Нет, они друг к другу прикасались нежно, и им это нравилось, но вряд ли это был секс и в понимании людей, и в понимании чиеолийцев - у этих двух культур принципиально разные способы воспроизведения, разные способы взаимодействия, разная физиология, всё разное. Сам подход разный, отношение к сексу, отношение к брачным партнёрам. И приёмыши Йомина - чиеолийки на двести процентов; общего потомства у этой милой пары быть не может ни при какой погоде. Межвидовой союз, любящие друг друга существа, боевые товарищи, вместе воспитывают детей - очевидно; любовники в человеческом понимании - спорно. В общем, "Блаженны миротворцы" - повесть о чём угодно, но не о межвидовом сексе.
Далее. Знаменитая тема. "Лестница из терновника", "Время Любви". Нги.
Они, вроде бы, ближе к антропоидам. Больше похожи на людей внешне. Психика почти человеческая. И, тем не менее, при нежной любви некоторых своих героев-людей к нги, мне только один раз удалось описать межвидовой союз - и для этого понадобился совершенно безбашенный пират, со стальными тросами вместо нервов и давней привычкой к взаимодействию с явными нелюдями. И для него этот союз оказался шоком и стрессом ещё тем. И притирались друг к другу эти "внешне схожие" довольно мучительно. И для рождения ребёнка потребовались чудеса мейнской генной инженерии. И всё могло кончиться из рук вон плохо, не успев начаться - этим двоим просто невероятно повезло.
Землянин из "Лестницы..." не смог переспать с нги, когда у него появилась возможность. И не потому, что расист, и не потому что нги ему не нравился - просто разные видовые схемы, не срабатывающая система "ключ-замок", жестокий внутренний стопор. А в другой ситуации - другой землянин, вроде, мог бы, но нги не мог перешагнуть через себя. Вот два представителя разных видов, вот перед каждым из них - Эверест социокультурных запретов и предпочтений, встроенные представления об эстетике, ощущениях, темпераменте... Два этих горных пика надо преодолеть влюблённым - и вовсе не факт, что им будет хорошо, когда дело дойдёт до постели. Кровавый ритуал нги ужасает и шокирует землян, им хочется сделать всё нежно, тепло, спокойно, найти безболезненный способ; для нги земной подход нестерпимо унизителен и оскорбителен - но до потенциального партнёра это даже просто донести тяжело.
Любовь - любовью, понимание - пониманием, но секс между созданиями разных биологических видов не так прост, как кажется пописушникам. Тела иномирных и инородных существ пописушники воспринимают, как собственные "костюмчики для особых случаев". Ради сексуального разнообразия - переоденусь-ка я в полисмена, горничную или дракона... Им в голову нейдёт, сколько факторов требуется принять во внимание, у них нет ни воображения, ни совести, они капают слюной на картинки Вальехо и выплёскивают в текст собственные сексуальные фантазии, рассчитывая на понимающего читателя: то, на что один человек дрочит, порой может и других возбудить, правда?
Оно, конечно, фэнтези - вестимо, не научная фантастика. В народных сказках хоть "комар на мухе оженился", хоть барышня понюхала цветок - и зачала от ромашки. Магия, волшебство, чудо. Поэтому аффтарам - плевать, они выделываются, как могут. Им вообще свойственно отключать мозги и объяснять всё магией.
Но тут фишка в том, что фэнтези - не народная и не сказка. Оно слишком натуралистично для сказки, подробно и смотивировано. И поэтому все эти потрахушки между мифическими существами, которых сам автор себе толком не представляет, выглядят либо противно, либо неправдоподобно. Поясню.
Если мы пытаемся прописывать мир "достоверно", то не может у них быть общего потомства - и секс крайне спорен: система "ключ-замок", повторюсь, не говоря уж об обычаях-традициях-подходах.
Но нет! Для фанфикёров - любителей межвидовой порнухи всё просто, как всё всегда просто для дилетантов. Они ни чёрта не учитывают, стаскивая сопротивляющихся персонажей в одну постель - а вы умиляетесь "отсутствию расизма"! Да это - насилие, неужели вы не понимаете? Между негром и европейцем куда меньше физических различий, чем между эльфом и гномом - и то для многих людей непросто перешагнуть социокультурный запрет. А дело-то всего лишь в цвете кожи и непривычных пластике-запахе!
Человечество, в общем, едино физиологически. Фэнтезийный мир обычно населён десятком разумных видов, которые, вопреки принятой "терминологии", вовсе не расы. И халтурщикам невдомёк, как эти виды всерьёз стали бы взаимодействовать. У халтурщиков нет достаточного опыта построения отношений - даже с себе подобными - и нет воображения, к тому же они привыкли гнать порнуху и врать. Да, эльфийская дева прекрасна, герой её хочет. А что глазами самой эльфийской девы, магической и биологической природой своей предназначенной бледным и утончённым дивным эльфийским рыцарям, герой выглядит, как потная волосатая горилла, это ничего? Я уж не говорю, что эльфы наверняка иначе пахнут, что их поведение - в силу возраста, хотя бы, гораздо менее порывисто, чем у людей. Ага, пятисотлетняя эльфа увидела двадцатилетнего человеческого обалдуя, в прыщах и щетине, с грубой харей, отвратительным запахом изо всех мест и неотразимыми человеческими манерами - и влюбилась насмерть. Тысячелетний эльф, ласкавший невесомых дев, сотканных из лунного света и лепестков лилий, заточенный на хрупкость, утончённость, изысканность неимоверную - непременно будет сражён наповал грубой человеческой девахой, не умеющей ни говорить, ни двигаться, волосатой, вонючей, горячей, шумной... Люди, думайте, что пишете! Чтобы преодолеть этот высоченный видовой барьер, героям надо сотню пар железных башмаков вместе сбить, наступить на собственную природу, полюбить чужака за душу прекрасную безоглядно - и вовсе не факт, что после этого что-нибудь выйдет в постели.
Я попытался представить себе два фэнтезийных вида, которые более или менее нравятся внешне друг другу - и между ними немедленно встал барьер бесплодия. И - да, внешне-то они нравятся, но - разные культуры, но - разные темпераменты, но - очень разный подход к жизни. И - да, большей частью, устраивая межвидовые семьи, они несчастны. И - да, появившиеся на свет вопреки всему полукровки - изгои, зависшие между "небом" и "землёй", против них - природа и предрассудки. И - да, их толком не принимает ни человеческое общество, ни общество аглие. Цена страстей, рваных в клочья...
Мир устроен гораздо сложнее, чем хочется считать графоманам. На поверку не только людям разных рас, но даже людям с разным социальным статусом тяжело хоть некоторое время прожить рядом - это в нашем-то сравнительно однородном обществе! Потомственная интеллигентка, воспитанная на музыке-живописи-классической литературе, может легко получить плодовитое потомство от бойкого и симпатичного водопроводчика Васи, знающего, кроме весёлых матерных комбинаций, ещё десять слов - но ведь, остыв от страсти, уже через неделю страдать будут оба! Представьте рядом эльфу и гоблина... ага. Минус - страсть. Что их свяжет?
Что свяжет, хотя бы на одну ночь, человека с драконом? С кентавром? Какая магия требуется хотя бы для того, чтобы человек эту ночь пережил? Героя драконица съела... Героиню кентавр случайно убил... в процессе. Сказке о межвидовой любви - конец.
И я повторяю снова. Если вам дороги ваши персонажи, если вы с ними говорите, если вы их слышите, если вы понимаете их потребности, и психологические, и физиологические - стопяццот раз подумайте, прежде чем стаскивать в одну постель представителей разных видов и заставлять их заниматься сексом. Если вы хотите описать метиса, полукровку, гибрид - стопяццот раз подумайте, каково будет жить этому существу, как оно будет себя чувствовать, физически и морально, зачем оно нужно для сюжета, для идеи, для вашей книги. Если вы хотите описать пару чуждых друг другу созданий - больше, чем стопяццот раз подумайте, что их свело, что держит их вместе, как они сосуществуют, каковы их ощущения друг от друга и чувства друг к другу.
И - да, я против насилия. Поэтому повторю: "Клянусь ужасным именем Доктора Моро никогда - помоги мне Бог! - не создавать омерзительных и противоестественных гибридов человека с нечеловеческими существами, а так же - не принуждать несчастную нечисть и нелюдь скрещиваться между собой. Во имя гуманности я не заставлю демона сношаться с эльфой, а гнома - с драконицей! Я не заставлю читателей любоваться несчастным ублюдком от непотребных и кровосмесительных связей представителей разных биологических и мистических видов лишь ради жалкой страсти к приданию героям "нечеловечески прекрасного облика". И подчеркну слова не принуждать , не заставлю и лишь ради жалкой страсти к приданию героям "нечеловечески прекрасного облика". И можете считать меня хоть расистом, хоть крокодилом. И тогда, и сейчас, и своими книгами - я сказал всё, что хотел.