Про программиста Прокофьева, мусор Кабалевского и кучку Мусоргского
или "Про ЯИЧНУЮ СКОРЛУПУ, ТЕЛЕГИ, АПЕЛЬСИНЫ, ШУТОЧКИ и "ДРЯНЬ АДМИРАЛЬСКУЮ"
*
"Поразительно, что есть композиторы, не знающие, что такое Музыка.
Идея всех их сочинений - иллюстрация мимолётного впечатления, то есть
уже изначально стопроцентная фальшь.
Таким хочется сказать только одну фразу: дядя, лучше бы ты родился глухим
или стал... трактористом!"
*
"К "программным" (греч. "programma" - "объявление", "распоряжение") относятся музыкальные произведения,
имеющие определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором.
Благодаря конкретному содержанию программная музыка... более доступна и понятна слушателям.
Ее выразительные средства особенно рельефны и ярки"
(Из энциклопедической статьи о Программной музыке)
***
Был такой композитор - Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953).
Некоторые пропагандисты всего советского его ещё к гениям причислили, помните? А другие государственные "деятели" любили ему
премии государственные давать.
А вы часто обращаетесь к музыке Прокофьева?
Правда?
Если да, то скажите честно - а что конкретно вы в ней слышите?
Вы, наверное, с упоением заслушиваетесь сегодня его сочинениями - ораторией "На страже мира", смотрите на одном дыхании
балеты "Стальной скок" и "На Днепре", слушаете "Здравицу, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)", а также симфоническую
сказку "Петя и волк", и, конечно же, погружаетесь вместе с автором в глубокомысленные "Мимолётности" (или, точнее сказать, "мимодумности").
Ещё есть опера "Любовь к трем апельсинам", "Кантаты к XX-летию Октября", "Семь массовых песен" (среди которых, например, "Дрянь адмиральская"), "Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов (!).
Есть у него ещё такие "замечательности" как увертюра "Встреча Волги с Доном", героико-патриотическая опера-эпопея "Война и мир" (!)
(Цитата: "Либретто оперы - фрагменты из романа, а не привычно рифмованные строки. В романе Толстого, например, Граф Ростов сообщает
Княжне Марье: "...Уж как я рад, что вы познакомитесь. Ежели позволите, княжна, на четверть часика подкину Вам мою Наташу, я оставил бы
вас, а сам к Ахросимовой съездил...", то в опере они делают то же самое. Точнее, пропевают, но на то она и опера, чтобы петь (!).
И в этом тоже проявляется гений композитора" (!!) ).
Ну, и, конечно же, другая "великая" опера Прокофьева в 4 действиях, 10 картинах "Повесть о настоящем человеке"!
Куда ж без неё и особенно "поэтического" либретто, типа "давайте отрежем Мересьеву ногу... Ну, вот и готово. А вы молодец! Вы молодец... Вы молодец!". (Цитата из книги "Оперные либретто": "Жизнеутверждающе звучит оркестровое вступление. В быстром темпе проносятся
маршеобразная тема победы и распевная, величавая тема стойкости советского человека". <...> "Сцена Алексея с Комиссаром завершается жизнеутверждающей мелодией песни о молодом дубке". <...> "Заканчивается опера торжественной хоровой песней о молодом дубке").
Вот сколько там "жизнеутверждений" и "величавых тем стойкости" сразу!
Ещё на минутку остановимся на "Войне и мире".
Что-то было у Сергея Сергеевича такое, что он тщательно скрывал всю жизнь от всех.
Но скрыть все же не смог, потому что совершенно забыл, видимо, что пишет он музыку, а музыку вообще-то слушают.
за занавесом загадочные слова "пи-ти, пи-ти", человеку, мало-мальски знакомому с оперным искусством, нежелательно.
Или арию Кутузова, декламирующего что-то совершенно немелодичное на тему белокаменной столицы.
Одним словом - самое громоздкое сочинение Прокофьева можно декламационно "пропеть" на одной ноте так: "о-чень нуд-на-а-я тя-го-мо-ти-и-на".
Что-то всё-таки было неладное с головой Сергея Сергеевича, двенадцать лет (с1941 по 1953 гг.) переделывавшего одну и ту же "оперу".
И даже очень и очень неладное! (Чего стоит один факт того, что Прокофьева... женили повторно на "правильной жене" с санкции
соответствующих органов, а пока он "сочинял" свои "пи-ти, пи-ти" со своей новой "возлюбленной", его любимая жена сидела в лагерях,
созданных тем самым "любителем музыки", который давал ему премии за то, чего сам никогда не слушал !).
Музыки как таковой в опере нет... совсем.
Есть то, что с начала 50-х годов называется "music soundtrack" - как в плохих голливудских фильмах - актёр скажет пару слов,
а контрабасы тут же проскрипят "ду-ду-ду", а если актриса "про любовь" заговорила, то фон заполнят, соответственно, скрипочки.
Сейчас опера "Война и мир" Прокофьева возобновлена в Мариинском театре. (19 октября 2009 была премьера).
Как вы думаете, кто режиссёр этого шоу ?
"Эпическая опера, поставлена Андреем (Андроном) Кончаловским в Мариинке с голливудским размахом: более 200 человек заняты на сцене,
в общей сложности к спектаклю было сшито около тысячи костюмов, сложнейшие декорации спектакля весят более 60 тонн, сообщает
пресс-служба".
Ну да, конечно же,... куда же сегодня без Кончаловского - этого голливудского "братца Михалкова", лишённого напрочь вкуса, слуха, нюха
и всех остальных признаков хоть какого-нибудь таланта, поэтому и пытающегося всю жизнь "взять масштабом" - массовками, тоннами
декораций и пр.
(Кстати - декораций в постановке Маринки как раз нет никаких. А пресловутые тонны весит железная конструкция
примитивного вращающегося круга, чтобы выдержать пару сотен хористов на сцене. Только и всего).
У Сергея Сергеевича есть и непрограммные произведения - сонаты, концерты, аж семь симфоний.
Но направление его "композиторской" мысли изначально было настолько "запрограммировано" на примитивную иллюстративность,
на рассказ о сюжете, что везде, во всех без исключения сочинениях "видятся" вполне конкретные образы действительности первой
половины двадцатого века - это, в основном, солдаты, рабочие и колхозники, шум завода или "просторы бескрайней родины", пионер Петя,
бодро шагающий по лужайке под идиотский аккомпанемент оркестра, похожий больше на скрип несмазанного велосипеда, или даже просто -
"двадцатилетие октября".
Вот такое вот содержание музыки - "двадцатилетие" и всё тут!
Можно даже новую мажорную тональность придумать для такой "музыки" - это будет не "dur", а чисто прокофьевская тональность! - вечный
"про-dur-мажор".
И если симфоническую бредятину про Петю ещё можно как-то отнести к "детским" сочинениям композитора, то, что можно сказать
про симфонии, сонаты и концерты, похожие друг на друга как две капли воды.
Чем похожие?
Да тем, что нигде, абсолютно нигде у Сергея Сергеевича вы не найдёте никакого мало-мальски серьёзного подтекста.
Слушая Прокофьевские опусы, представляются одни и те же пасторали - как будто окончательно бессмысленные пациенты
психиатрической лечебницы высыпали на залитую солнцем лужайку и кувыркаются там.
Уху просто "не за что зацепиться", чтобы обогатить фантазию хоть какими-нибудь ассоциациями.
А про то, чтобы слушатель после концерта захотел бы что-то только ему ведомое постичь или проанализировать дальше, и вообще думать не приходится. Слушательскому воображению делать в музыке Прокофьева просто нечего.
Всё как-то "в лоб". Прямолинейно и тупо - "в лоб".
Ещё прокофьевские сочинения очень похожи на книжные иллюстрации художника Сергея Алимова - примитивно исполненные во всех смыслах.
Они как бы нарочно рассчитаны на то, чтобы всем, кто на них взглянет, стало бы до того тоскливо от изначальной безысходности, что даже
и сам текст читать уже не захочется продолжить.
Про "мелодиста" Прокофьева тоже нужно сказать пару слов.
У него везде всё как-то так... начинается, начинается, начинается... и вдруг кончается ничем - какими-то "оркестровыми размытостями".
То есть ни одной начатой мелодии композитор не довёл до логического смыслового завершения.
Всё время получается так, словно вдох уже случился, а вот выдохнуть вроде как вовсе и необязательно.
Одна из шаблонных цитат из "хвалебной" литературы о нём:
"Особенности творческого метода Прокофьева - напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития,
лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации".
Подобные строчки можно прочесть абсолютно обо всех композиторах того времени и представителях "могучих кучек".
Только авторы подобных комментариев не говорят, что все сочинения Прокофьева похожи друг на друга и, прежде всего,
на... композицию "Пети и волка" - те же примитивно-детские противопоставления низких и высоких голосов, те же характерные
интонации чётко разграниченных "добра и зла" - всё везде абсолютно одинаково, только названия сочинений разные.
Музыкантов, сидящих в оркестре и исполняющих "музыку" Прокофьева можно заранее назвать несчастными и обделёнными, потому что
один "бедняжка" из них вместо музыки должен "исполнить" на кларнете "кряканье утки", а другой такой "несчастный" обязан "выдуть",
например, из фагота "кряхтенье дедушки".
Флейтисты же на протяжении всего концерта изображают порхающую птичку.
Наиболее часто употребляемые эпитеты для самого Прокофьева - "очень живой", "солнечный", "радостный", "жизнеутверждающий",
"широкий", "светлый", "весёлый", и тому подобные.
И в самом деле, если внимательно вглядеться в портреты или фотографии этого господина, очень и очень похожего на трактирного слугу
с характерной зализанностью жидких волос, то сразу становится окончательно понятным то, что ничего кроме кантаты "Александр Невский"
или "Пети и волка" Сергей Сергеевич сочинить был не в состоянии.
Любимым словом Прокофьева было... "шуточка".
Есть даже такое творение у него - "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего".
Видели?
Уже одного названия достаточно, чтобы эту "сказку-балет" не смотреть никогда, а тем более - не слушать.
А "программирование" детского сознания на "пожизненное правильное понимание" и восприятие музыки Прокофьев легко взял на себя.
И очень быстро добился "желаемого" результата, навязав всем детям своего "Петю и волка".
Благодаря этому "великому композитору" сотни тысяч детей навсегда запомнили, "для чего" нужны музыкальные инструменты,
что "флейта - это всегда птичка", "валторны - это волк", а "кларнет - это кошка" и т. д.
То есть, отныне в представлении ребёнка смысл музыки (любой) сводится в принципе до одной единственной ассоциации - если слышна,
например, флейта, значит, композитор думал о птичке.
И ни о чём другом более и думать не мог.
Впоследствии, слушая симфоническую музыку, подростку уже практически невозможно отделаться от представления о том, что цель всех
композиторов вообще - изображать птичек, собачек и прочих зверей - только не красками или карандашами, а звуками различных
инструментов. Или же ветер, дождь, гром и тому подобную погоду.
И смысл создания музыкальных инструментов тоже прост - их изобрели и делают для... изображения различных животных и ещё природных явлений.
Вот, оказывается, как всё просто у музыкантов!
Инструменталисты и дирижёры, исполняющие сочинения Прокофьева (есть ретивые сторонники всего "прокофьевского"), не включают в
концерты и не записывают музыку Баха, Моцарта или Бетховена, что весьма показательно.
А если играют, то они у них "не получаются" даже "на троечку". (Видимо, потому что... программы нет, и приходится думать).
Зато Мясковские, Кабалевские, Листы, Мусоргские и прочие Хренниковы исполняются весьма охотно.
Потому что все эти господа, так же как и Прокофьев, не более чем поверхностные иллюстраторы некоего сюжетика, весь смысл сочинений
которых - развлечение публики, занимающей себя во время прослушивания вопросами "ой,...а на что же это может быть похоже? На зайчика или на крокодила?".
Цитата из французской газеты:
"Весной 1921 года Париж "открыл" для себя Сергея Прокофьева.
Газеты так охарактеризовали новую музыку: "Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был... Прокофьев...".
<...> "Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест...".
По-моему, корреспондент этой газеты был абсолютно прав!
*
Другой "выдающийся товарищ от плохой музыки" - Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) - программист законченный.
Вот слова о нём из энциклопедии: "В основе большинства произведений Кабалевского - социально значимая тематика. Его музыке,
связанной с гуманистическими традициями русской музыкальной культуры, свойственны оптимизм, пафос жизнеутверждения".
А,... скажите, пожалуйста, что такое "пафос жизнеутверждения"?
Что есть музыкальный "оптимизм"?
Это, наверное, когда много музыкантов на трубах и флейтах глубокомысленно выдувают "Песню утра, весны и мира" или "Родину великую".
Откуда берутся эти абсолютно бессмысленные метафоры?
Кто и когда сказал, что жизнь нужно "утверждать"?
Зачем?
Может быть, это нужно делать такими словами из оперетты Кабалевского: "цвети, душа, цвети, пока не поздно!" (мало того, что душа цвести может, так ещё и ... в определённое время, оказывается!).
Или такими: "То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!"
Да никто ведь и не сомневается, - нигде не найдёшь!
Только у Кабалевских такие края и есть. И даже полно их!
Грузин всей страны Джугашвили, для которого смысл вообще всей музыки заключался в "песне про Сулико", раздавая сталинские премии,
а также заодно ленинские и государственные, сам подобную композиторскую чушь не слушал никогда, но, тем не менее, премии давал охотно,
поскольку... идеология тоталитарного строя отражалась в них более чем верно.
Одни названия "творений Кабалевского" чего стоят - "Народные мстители", "Поэма борьбы" или "Ленинцы"!
*
До Прокофьева и Кабалевского жил и "сотворял" программные "шедевры" ещё один "запрограммированный" человечек - Модест Петрович Мусоргский (1839-1881).
(Точнее сказать - один из тех, с которых весь ужас в музыке и начался!)
Цитата: "В центре его творчества - народ как "личность, одушевлённая единою идеею", важнейшие события отечественной истории,
в которых с большой силой проявляются воля и суд народа".
Опять же, вопрос, - а что такое "воля и суд народа" и какое отношение эта метафора может иметь к музыке вообще?
Другая цитата о Мусоргском: "Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном
контроле, крупного чиновника Т. И. Филиппова, однако, в 1880 году он все же вынужден был оставить должность (точнее, его попросили её
оставить из-за... беспробудного алкоголизма) и в течение последних 14 месяцев своей жизни Модест Петрович существовал на средства Филиппова.
В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, в последнюю неделю жизни
Мусоргского И. Е. Репин и написал с него всем известный единственный портрет)".
"Мусоргский, представитель русской "Пятерки" - "Могучей кучки" (название, сами видите, очень и очень... программное !), в которую
входили кроме него ещё Балакирев (глава и руководитель), Бородин, Кюи, Римский-Корсаков, а некоторое время также Лодыженский,
Гуссаковский, Щербачёв (а... кто эти граждане?).
Программа и эстетика "Могучей кучки" сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов
художественного критика В. В. Стасова, который и дал кружку само наименование "Кучка"".
(В разного рода общества, в партии, всегда объединяются, "кучкуются" только те персоны, чьё "сочинительство" в силу разных причин -
дилетантства, подражательства, или же просто - бессмысленности, нуждается в поддержке таких же "товарищей", которые помогают
выработать разного рода уставы, программы... всё что угодно, лишь бы как-то обосновать право на существование бездарного творения своего
соплеменника.
Странно, но почему-то ни Моцарту, ни Баху, ни Брукнеру... идеи создать "союзы композиторов" в голову не приходили.)
Вот ещё цитата из письма Стасова о "Картинках с выставки":
"Это музыка на картинку Гартмана "Катакомбы парижские", все состоящие из черепов. У Мусорянина сначала изображено мрачное
подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой
променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому..."
(Цикл Мусоргского "Картинки с выставки" посвящен памяти закадычного друга - художника и архитектора Гартмана.
Свое произведение Мусоргский первоначально так и озаглавил - "Гартман")
А кто такой этот самый Гартман со своим поэтическим призывом, и что представляют собою его "картинки"?
Из энциклопедии: "Гартман, Виктор Эдуард (позднее к имени прибавлено было отчество "Александрович") - (1834-1873) - архитектор,
представитель "русского стиля" внутри романтического историзма.
После изучения практически строительного дела, преимущественно под руководством своего дяди П. Гемильена, Гартман провел несколько
лет за границей, повсюду срисовывая детали архитектурных памятников, воспроизводя карандашом и акварелью народные типы и сцены
уличной жизни.
В истории русской архитектуры Г. является одним из представителей направления, стремившегося возродить древнерусский стиль с
применением орнаментации, взятой с предметов прикладного искусства, к украшению архитектурных памятников.
Сегодня из всех работ В.Э.А.Гартмана, по которым сочинены "Картинки" Мусоргского, известны только шесть".
Несколько слов о самих работах, внезапно... "вдохновивших ближайшего друга" Модеста Петровича на написание сочинения "Гартман".
Во-первых, - это не картины. Картин господин Гартман никогда не писал, и писать не умел вообще.
Он занимался только набросками и эскизами к декорациям, выполняя их карандашом или акварелью. Экспонаты представляли собою
страницы из путевого блокнота (размером примерно 13 х 17 см.) или совсем небольшие отдельные листы бумаги (17,6 х 25,3 см.) - только и всего.
Вот это самое "только и всего", оказывается, и вдохновило Мусоргского на "величайшее программное сочинение" века
(! - так пишут о нём почти все муз. словари), состоящее из нескольких фортепианных пьес.
Точное название, однако, должно было бы выглядеть так: "Впечатления от набросков и эскизов друга Гартмана, полученные мною на его
посмертной выставке, когда я пребывал в состоянии крайней тоски, депрессии и, как всегда, пьян".
Кстати, о музыкальных словарях и энциклопедиях нужно сказать несколько слов.
Что ещё остаётся делать издателям, кроме как писать о некоторых русских композиторах, используя эпитеты "величайший", "гениальный" и
пр., если абсолютно все издания подобного рода до выхода из типографии проходят жесточайший и многоуровневый контроль - от самого
мелкого редактора до министра культуры и даже,... как было когда-то, самого Иосифа Виссарионыча?
Ведь вождям "великого государства" нужно отстаивать свой престиж, это вообще их единственная забота.
А если, откровенно говоря, художники и композиторы "не тянут даже на троечку с минусом", то... всё равно... задача партии и правительства
- неизбежно поднимать "рейтинг" этих персон до "величайшего" уровня, чтобы гордились все от мала до велика - "... и ныне дикий тунгус, и друг степей - калмык".
Поэтому в энциклопедиях мы и читаем сплошь и рядом совершенно бессмысленные строки, типа:
"Ценность "Картинок с выставки" - в глубокой правдивости, человечности показанных в ней образов, в подлинно народном складе музыки
и патриотическом характере ведущей идеи".
Правдивость чего? - Скорлупы от яиц?
Человечность, это что? - Баба-яга?
А что такое "ведущая идея патриотического характера"?
Это, видимо, когда пьяный Мусоргский по выставке ходил, и поэтому объединяющая цикл тема названа им "Promenade".