В последнее время пришлось несколько раз рассуждать о феномене крутизны. Почему бы не сказать об этом еще и здесь? Я не претендую на то, чтобы выстраивать ландшафт новейшего психоанализа, поэтому свободна пользоваться любой терминологией.
Мне кажется, что крутизна означает наличие у человека каких-то качеств, которыми мы восхищаемся, но при этом совершенно не завидуем. Объект настолько далек по уровню мастерства от нас и наших амбиций, что мы просто радуемся, что он такой есть и украшает собой наш червивый мир.
Крутизна сопряжена с завистью, вернее определяется ее отсутствием. Нет ни злобной черной зависти, ни белой и кружевной. Если мы не считаем, что можем (должны) достичь того же самого, то только так можем получать настоящее удовольствие от образа и талантов другого.
Самые распространенные носители крутизны - вымышленные герои. Они часто имеют утрированные черты, и при этом большинство из нас еще в своем уме, чтобы не соревноваться с выдуманными персонажами. Например, весьма крут господин Бигби Вулф из The Wolf Among Us, крут старик Кончис из "Волхва", крут, в конце концов, Джуд Лоу в роли маньяка-фотографа из "Проклятого пути". Крутизна не имеет морально-нравственного вектора, это исключительно сила, потенция. Крутизна лишена пафоса, претенциозности и снобизма. Конечно, эти качества могут быть намешаны в образе, но сами по себе они вызывают не крутизну, а жалкое зрелище.
Понятие крутизны очень относительно, например, для своры дворовых мальчишек пацан с раздолбанной гитарой, научившийся брать три аккорда, выглядит круто. Однако Стив Вай вправе смотреть на это все с презрением и легким недоумеванием. Чем лучше мы разбираемся в теме, чем больше у нас самих способностей в заданной сфере, тем сильнее понятие крутости смещается к экстремуму мастерства.
Вообще, приятно окружать себя крутыми людьми. Приятно общаться с художниками, когда сама не рисуешь, приятно общаться с финансовыми аналитиками, когда не играешь на бирже. И противно почитывать форумных графоманов, когда можешь связно связать пару слов.