Первое, что о нем вспоминали, было - красивый. Потом уже шло - легкий, светлый, талантливый, а как пел, как играл на гитаре и на гармошке! Говоря о ролях, первым делом вспоминали не Лаэрта, не Михаила Бестужева и не матроса Гайдая, а Рисположенского из "Свои люди - сочтемся". Абсолютно харАктерную роль, ничего общего не имеющую с киноролями красивых, независимых и состоятельных внутренне героев Каморного, уже знакомых кинозрителям.
Интересно, что по поводу причины озвучки Тихоновым в "Зосе" несколько человек с уверенностью говорили - в тот момент у Каморного еще сохранился северный "говор", от которого он после этого очень быстро избавился.
Он был "двадцать два несчастья". Если на съемках рванул заряд не под тем понтоном, то на этом понтоне мог быть только Каморный. Спектакль "После казни прошу...", поворотный круг вращается, и все актеры, участвующие в сцене, переходят со ступеньки на ступеньку. Каморный промахивается, падает, ломает ребро. Гастроли в Москве, триумф, "Славянский базар", отъезд... в поезде труппа собирает по карманам мелочь на понятные цели, но только Каморный делает это, лежа на верхней полке, и когда поезд внезапно тормозит, бабахается на пол с руками, застрявшими в карманах джинсов, съехавших на щиколотки.
Спектакль "Шел парнишке 13-й год", автор пьесы - М. Бегалин, никогда не существовавший в действительности. Пьесу писали актеры Е. Белодубровский, В. Гальперин, М. Богин. Спектакль из пяти новелл, в четырех из них герои - дети и подростки - погибали. Романтика гражданской войны и 60-е, "комиссары в пыльных шлемах", попытка театра осмыслить время тогдашнее и сегодняшнее.
Новелла "Агитатор" начиналась с закадрового пения Прапорщиком "Поручика Голицына" - "Четвертые сутки пылают станицы..." . Было ли так на премьере, теперь уже некого спросить. Но вполне могло быть. Сюжет новеллы достаточно прост - белогвардейского прапорщика (Каморный) охраняет подросток Лешка. В финале прапорщик решается бежать и, поскольку других вариантов нет, убивает подростка выстрелом из винтовки.
Кирилл Филинов, игравший Лешку, рассказывал, что однажды забытый реквизиторами шомпол вылетел из ствола и глубоко воткнулся в деревянную выгородку в считанных сантиметрах от его головы...
Один из старейших актеров труппы говорил, почему ему интересно было играть с Каморным на сцене - от него шла волна живой энергии, у него никогда не было "пустых глаз" актера-теоретика.
Каморный снимался все чаще, и соответственно, в театре появлялся все реже. Однажды он не смог добраться на спектакль "Хозяин" из-за нелетной погоды - снимался где-то на другом краю страны, и актеру, который его заменял, но никогда не играл раньше эту роль, пришлось срочно вводиться на Коновалова. Через 15-20 минут после начала спектакля в пароде - одном из боковых входов на сцену - появился Каморный.
- Юра, как ты прилетел? - спрашивали его, не веря глазам своим, а он, чудом добравшийся с помощью летчиков, которых бог знает, как сумел уговорить, улыбаясь, отвечал - на метле!
Вспоминали один из стандартных сборов труппы, незадолго перед уходом Каморного. Пришел он, заспанный, с редким и дорогим по тем временам "дипломатом". ("У него были такие капли для глаз, кажется, привезенный из Англии, назывались "голубые глаза", капнул - и пошел дальше красивым!".) Сборы труппы в ТЮЗе, как правило, очень располагали ко сну. Поэтому голубые глаза Каморного неумолимо закрывались, а дипломат, стоявший рядом с его стулом, с орудийным грохотом хлопался об пол... и так несколько раз подряд.
Каморного в театре любили. В одной из актерских квартир, как реликвия, хранилась (а может быть, хранится и до сих пор) гитара, разбитая им на одной из посиделок о чью-то непутевую голову.
P. S. Один актер рассказывал мне о тюзовском спектакле "Гамлет". Сцена похорон Офелии, толпа придворных, ссора Лаэрта и Гамлета. Во время ссоры один из актеров массовки оборачивается к другому и шепотом задумчиво говорит: "Господи, неужели я родился для того, чтобы стоять у этой могилы?!." Это был лучший из всех, слышанных мною, эпиграф к истории Ленинградского ТЮЗа эпохи Корогодского.
Однажды, как и все, кто учился когда-нибудь на театроведческом факультете, абсолютно внезапно я столкнулась с необходимостью написать дипломную работу (здесь должен стоять нервно хихикающий смайлик).
Почему-то пришла мысль написать о Каморном (которого никогда не видела ни на сцене, ни в жизни). О том, как ушел выдающийся характерный актер, который был обречен в силу внешних данных пожизненно играть в кино советских суперменов. И о том потрясающем, нераскрытом актерском потенциале, который ушел бесследно, и поэтому сегодня мы можем только догадываться о том, какие замечательные роли он мог бы сыграть.
Увы, в 1992 году абсолютное большинство тех, кто был, что называется, "в теме", сразу понимали, что это дело безнадежное. З.Я. Корогодский сказал сразу "Там нет материала на диплом, но поговорить можно" =)
Это сейчас достаточно зайти на любой торрент-трекер и за полтора часа скачать все фильмы с Каморным, а потом пересматривать с карандашом наготове столько раз, сколько понадобится. В 1992 все было несколько сложнее.
На основании одной роли Рисположенского в спектакле "Свои люди, сочтемся", от которой остались только свидетельства очевидцев и серия очень, очень хороших для того времени фотографий сложно было строить какие-то выводы.
Тему диплома пришлось поменять. Но остались какие-то "лоскутки" из бесед с теми, кто работал вместе с Каморным, они в любом случае не годились для диплома, но имели значение для меня, потому что мне интересен был Каморный - и как личность, и как человек, и отчасти как икона, в которую людям свойственно превращаться после смерти.