Martann : другие произведения.

Часть 1. Bauta Casanova

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая часть закончена. Прошу комментарии в основной файл.

   Именно эта венецианская маска считалась идеальным прикрытием для аристократов, желающих прогуляться по городу без риска быть узнанными; ее с удовольствием носили и чужестранцы. Слава Бауты жила до тех пор, пока существовала Светлейшая Республика Венеция (Serenissima Republic). Баута имела жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с tricorno (черная треуголка, распространенная в Венеции), zendale (длинный капюшон из атласа и кружева) и длинным плащом.
  
  Возвращаясь в свой номер после завтрака, я рассеянно кивнула человеку на reception и сделала шаг в сторону лестницы, когда портье окликнул меня
  - Синьора! Простите, ваша почта!
  - Почта? - удивилась я. - Странно, я, вроде бы не жду никаких известий...
  - О, синьора, это местная почта. Из Ка"Градениго.
  Еще более странно. Я очень удивилась бы, получив известия из клиники или из дому, поскольку просто сбежала, не оставив координат. Но письмо от кого-то в Серениссиме, городе, где я впервые?
  Я взяла конверт. Плотная рельефная бумага, в правом верхнем углу вытиснен зеленым и золотом герб: грифон, держащий в клюве оливковую ветвь. Под грифоном девиз: POST TENEBRAS LUX ("после мрака свет"). Четким почерком на всеобщем адрес: отель "Палаццо Дандоло", синьоре Хэмилтон-Дайер. Надо же, даже имя не переврали.
  Портье протянул мне резной костяной нож для бумаг
  - Спасибо, - улыбнулась я и вскрыла конверт.
  Письмо было написано (да-да, написано, а не напечатано!) тем же четким почерком на бумаге с тем же гербом, и приглашало синьору Хемилтон-Дайер, то есть, меня, посетить Chiocollata Danzante завтра вечером, после десяти, во дворце Градениго. Приглашение было на двоих.
  - Очень странно, - я посмотрела на портье. - А что такое Chiocollata Danzante? Впрочем, нетрудно догадаться, шоколад и танцы, не так ли?
  - Вы совершенно правы, синьора, - вновь поклонился портье.
  - И что мне с этим делать?
  - Подбирать костюм и маску, синьора. Вам удобно будет посетить ателье Флавиа сегодня в полдень? Тогда, при необходимости, останется еще время, чтобы подогнать платье.
  - Ну... пожалуй, да, благодарю вас. Но подождите, ведь приглашение на два лица. Получается, я не могу идти на бал без спутника, а здесь, в Венеции, у меня нет знакомых!
  - Это не проблема, синьора. Вас будет сопровождать accompagnatore temporaneo, в плаще и бауте, разумеется.
  Сопровождающий на один раз, перевела я для себя. Почему бы нет?
  Начать новую жизнь с бала-маскарада, это, по крайней мере, оригинально. Я вновь направилась к лестнице, когда портье продолжил говорить:
  - Если позволите, синьора, я рекомендовал бы вам на три-четыре дня воспользоваться услугами consigliere... советчика, если можно так выразиться. Вы ведь не просто туристка, которая завтра упорхнет куда-нибудь в Галлию или Дойчланд. Вы здесь задержитесь, и, значит, вам нужно знать, что стоит, а что не стоит делать там, - он кивнул в сторону лагуны, за которой высился Дворец Дожей, - в Городе.
  - Вот как... - я медленно вернулась к стойке рецепции. - И это будет тот же самый человек, который должен сопровождать меня на вечер с шоколадом?
  Если он скажет "да", я немедленно уеду из этого отеля, поняла я. Но портье был искренне возмущен таким предположением:
  - Ну, что вы, синьора! Как можно! Встретьтесь с consigliere, это ни к чему не обязывает ни вас, ни, кстати говоря, его самого. Синьор Лаварди не со всеми соглашается работать.
  - Хорошо, - я кивнула. - Давайте попробуем.
  - Благодарю вас, синьора! Думаю, через час-полтора он приедет.
  - Скажите мне еще вот что, синьор... - я поискала на лацкане его форменного пиджака табличку с именем, но ее не было.
  - Меня зовут Антонио, синьора.
  - Синьор Антонио, а почему никого нет? Мы с вами беседуем уже полчаса, и за это время никто не выходил сюда, в лобби.
  Портье позволил себе снисходительную ухмылку.
  - Дело в том, синьора Хемилтон-Дайер, что все эти люди, - он очертил рукой круг, захватывающий, кажется, всю территорию отеля, - все эти tedesco и другие туристы отправились на Сан Марко, смотреть полет голубки. Пффф! Церемония для плебса! Вы увидите совсем иную Серениссиму.
  Вернувшись в номер, я перечитала приглашение, и снова удивилась красоте почерка. Значит, бал-маскарад... Говорят, костюмы и маски в венецианских ателье стоят целое состояние, а самые большие энтузиасты заказывают их за год. Вот просто в последний день карнавала приходят в ателье, и придумывают то, в чем будут танцевать через год.
  Цена будущего наряда меня не особо волновала, благодарение богам, денег у меня больше, чем нужно одинокой женщине, не ведущей светской жизни. Я унаследовала неплохое состояние от родителей и получила еще одно после смерти мужа. Впрочем, даже если бы они ничего мне не оставили, я могла заработать своими руками и головой сколько угодно: пластические хирурги, владеющие еще и медицинской магией, бедными не бывают.
  Наверное, я задремала в кресле у окна с видом на город, иначе, почему от резкого звонка внутренней связи сердце мое заколотилось, как заячий хвост?
  - Синьора Хемилтон-Дайер, вас ожидают в баре нашего отеля, - сообщил мягкий женский голос.
  И что я так всполошилась?
  В конце концов, если мне не понравится этот синьор... как его? Лаварди, я всегда могу мило улыбнуться и сообщить, что у меня изменились планы. Мои планы могут измениться даже так сильно, что я закрою чемодан, отправлюсь на станцию и сяду в первый попавшийся поезд.
  Я ополоснула лицо холодной водой и взглянула в зеркало. Увиденное мне не понравилось.
  
  Синьор Лаварди был похож на любимого дядюшку. Ну. у меня лично был именно такой любимый дядюшка, двоюродный брат отца. Дядю Руфуса в семье никто не принимал всерьез. Вот он точно так же осыпал сигарным пеплом лацканы пиджака и цветной шелковый платок в нагрудном кармане, и морщинки у уголков глаз у него были похожие.
  Он встал, здороваясь, и оказался высоким и худым, словно складной метр.
  - Итак, синьор Лаварди? - спросила я самым деловым тоном.
  - Итак, синьора, - передразнил меня собеседник, и неожиданно засмеялся. - Я весь в вашем распоряжении. Как мне сообщил наш дорогой Антонио, у вас завтра Chiocollata Danzante в ка"Градениго, и для начала вам нужно подобрать наряд?
  
  Ателье Флавиа сверкало витриной на calle de le Becarie, однако гондола подвезла нас к водному подъезду, со стороны sotoportego de ca"Dorso. Я уже знала, что вход с воды считается здесь более почетным. За двадцать минут в гондоле от причала "Палаццо Дандоло" до этого sotoportego синьор Лаварди успел рассказать мне о некоторых тонкостях жизни в городе, и я чувствовала, что информация меня уже переполняет.
  Хозяйка ателье, синьора Паола Флавиа, смотрела на меня без особой приязни, постукивая указательным пальцем по выпяченной нижней губе. Потом повернулась к моему сопровождающему, и пальцы ее быстро замелькали в воздухе, ведя разговор на тайном языке жестов. Я не удивлялась: два моих старших кузена освоили подобный язык во время службы в армейской разведке специального назначения, и кое-каким жестам даже научили меня. Синьор Лаварди отвечал редко и коротко, но, по-видимому, был убедителен, так что через короткое время дама вновь посмотрела на меня и сказала вслух:
  - Ну, хорошо. Значит, Chiocollata Danzante, и будет это завтра.
  - В Ка"Градениго, Паола, - многозначительно сказал мой consigliere.
  Обойдя меня, будто колонну, она задумчиво постучала себя пальцем по подбородку.
  - Серые глаза, светлая шатенка, кожа чуть смуглая... Вы, наверное, носите голубое и синее, синьора?
  В ее голосе мне послышалось слегка прикрытая снисходительность, я разозлилась и ответила резко:
  - В основном я ношу зеленое! Хирургическую робу. А в свободное время, которого немного, надеваю джинсы и то, что попалось под руку.
  - Понятно, - откликнулась синьора Флавиа, нисколько не обидевшись. - Черное и белое, вот так мы попробуем. Джованна! Принеси "герцогиню Сфорца" и все, что положено!
  Я хотела упереться: что такое, вокруг полно дивных платьев всех цветов радуги - малиновые, золотые, бирюзовые - а меня, словно монахиню, упихивают в ахроматическую гамму. Но потом мне стало любопытно, что ж за платье названо именем знаменитой герцогини?
  Черный шелк, шитый серебром. Белое кружево манжет и широкого стоячего воротника, сверкающее серебром и мелкими страза. Черный плащ с объемным капюшоном и треуголка, отделанная серебряным галуном.
  И корсет, мамочки!
  - А неплохо, - с одобрением сказала синьора Флавиа, осматривая меня со всех сторон. - Весьма неплохо. Осталось подобрать маску.
  - Возможно, у госпожи Хемилтон-Дайер есть какие-то предпочтения? - вежливо поинтересовался синьор Лаварди, одновременно продолжая выплетать пальцами кружево тайной речи.
  - Джованна! Принеси второй и третий набор! - закричала хозяйка ателье, и, еще прежде, чем эхо от ее голоса затерялось в складках платьев, немолодая помощница внесла две подставки с масками.
  Я затаила дыхание. До меня вдруг дошло, что с завтрашнего дня в этом городе можно не снимать маску вообще. Быть без лица. Без имени. Без биографии, анкетных данных, перечня научных достижений, списка использованной литературы. Медленно я протянула руку к белой маске, полностью закрывающей лицо. Нижняя часть ее была выдвинута вперед длинным и довольно уродливым клином.
  - Это баута, синьора, - мягко проговорил Лаварди. - Отличный выбор, именно то, что нужно к tricorno. Только, позволю себе заметить, белую бауту носят летом, зимой полагается черная. Вот, например, такая.
  И он протянул мне черную маску, украшенную алыми ограненными кристаллами.
  
  Я приложила маску к лицу и повернулась к зеркалу. Там отражалась совершенно не знакомая мне дама, лицо которой искажал и немало уродовал клин, клюв, выпяченный подбородок. Мой глаз хирурга, специалиста по красоте это резало ужасно.
  - Синьор Лаварди, а почему эта... баута имеет такую странную форму? - спросила я, пока госпожа Флавиа завязывала на затылке ленты маски, закрывала мои волосы шелком и кружевами, и водружала треуголку поверх платка.
  - Это очень просто, синьора. Благодаря этой детали, кажущейся вам столь странной, вы сможете есть и пить, не снимая маски. Кроме того, она изменит ваш голос.
  - Изменит голос, - повторила я, продолжая глядеть, как в зеркале приобретает пугающую реальность черно-белая фигура, на бауте которой сверкают алые капли, - Очень интересно. Скажите мне вот еще что, я ведь могу носить и мужской костюм?
  - Разумеется, синьора! - ответили в один голос мои советчики.
  - Тогда хотелось бы примерить... ну, скажем, вот этот, - не глядя, я ткнула пальцем и попала в лазурно-синий камзол, отделанный бледно-голубым шитьем и белоснежными кружевами.
  
  В гондоле синьор Лаварди снова сел напротив меня и спросил:
  - Могу ли я предложить вам отличное место, чтобы пообедать? Вам понравится.
  Я взглянула на часы: оказывается, в ателье мы провели гораздо больше времени, чем я предполагала, стрелка подползала к половине шестого. Ну да, уже почти стемнело...
  - А нас сейчас покормят где-нибудь? - с сомнением спросила я. - Мне говорили, что в Лации все рестораны закрываются в половине третьего, и будут открыты уже только к вечеру. Вообще-то, конечно, есть хочется.
  Есть хотелось просто зверски, честно говоря. Завтрак был давным-давно, утром, а с тех пор мне перепала только чашка кофе с крохотной печенинкой, принесенная одной из мастериц в момент смены костюма.
  - Покормят, - кивнул мой consigliere. - Конечно, вам не принесут раззолоченного меню на десяти языках, что так любят туристы. Уж что приготовили сегодня, то и подадут. Но зато это будет настоящая венецианская кухня, никаких штучек с юга.
  Слово "юг" было выплюнуто синьором Лаварди с таким презрением, что я поклялась себе самой страшной клятвой, никогда при нем не признаться в своей любви к пицце.
  Настоящая венецианская кухня на сегодня была представлена sarde e saor - сардинами, обжаренными в масле с луком, изюмом и орешками пинии. Их сменило risotto de go, затем хозяйка, суровая старуха в черных кружевах, подала телячью печень. Белое вино, чуть-чуть газированное, разливалось из холодного, запотевшего стеклянного кувшина. Третий его бокал привел меня в состояние примиренности со всем миром, которого так долго не удавалось мне добиться дома, в Бостоне.
  Все-таки это была траттория, и хозяйка принесла счет - несколько нечитаемых закорючек на листке бумаги из блокнота в клеточку. Впрочем, сумма выглядела просто смешной, что-то полтора дуката за все, и я даже не стала разбирать написанное.
  
  Когда гондола привезла нас с синьором Лаварди в "Палаццо Дандоло", темнота залила лагуну. Небо было затянуто тучами, и гондольер озабоченно поглядывал вверх, торопясь достичь отельного причала.
  - А что, плыть в дождь опасно? - поинтересовалась я.
  - Нисколько, - бодро ответил мой спутник. - Но если Массимо не успеет до дождя, мы с вами промокнем, и я буду недоволен.
  Даже в слабом свете фонаря, висящего на свае, можно было разглядеть, как дрогнули плечи гондольера.
  Впрочем, мы прекрасно успели: дождь обрушился на город в тот момент, когда за нашими спинами закрылась тяжелая дубовая дверь "Палаццо Дандоло", и навстречу с улыбкой поспешил уже известный мне Антонио.
  - Добрый вечер, синьора Хемилтон-Дайер! Синьор Лаварди, buona notte! Синьора, ваши покупки доставили, Лаура разобрала пакеты и повесила все костюмы. Там в паре мест было слегка помято, она разгладила.
  - Спасибо, - я удивилась. Вроде бы хозяйка ателье собиралась что-то еще подгонять по моей фигуре. И уже все привезли?
  - Ну что же, - голос у синьора Лаварди был уставший, и меня начала грызть совесть. Он ведь раза в два старше меня, а я чувствую себя так, будто провела три серьезных операции... - На сегодня я прощаюсь с вами. Завтра, надо полагать, вы захотите прогуляться по городу? Я бы советовал вам начать с окрестностей Риальто, дойти пешком до Сан Марко и вернуться в отель, чтобы пообедать и отдохнуть перед вечером. Массимо будет в вашем распоряжении.
  - Спасибо, синьор Лаварди, я так и сделаю. Я хотела бы отправиться завтра на прогулку в костюме. Это не нарушит правила?
  - Нисколько! С сегодняшней полуночи и до конца Карнавала можно все, - consigliere улыбнулся. - Завтра будет солнечно и прохладно, не забудьте плащ и tricorno. Я приеду в отель к восьми часам, чтобы рассказать немного о завтрашнем Chiocollata Danzante, о Ка"Градениго и его хозяине.
  
  Усталость ли была тому виной, или лишним оказался тот самый третий бокал вина, но мне приснился сон. Это было странно уже хотя бы потому, что сны я никогда не запоминаю. Наверное, вижу, все видят, но у меня обычно утром, после пробуждения, не остается даже отзвуков того. что я видела ночью. А вот сегодняшний сон запомнился, и запомнился в деталях...
  Мне снилось, что я - кот. Не кошка, нет, во сне я твердо знала это. Кот по имени Руди.
  Кот легко вспрыгнул на подоконник, просочился в узкую щель приоткрытого окна, едва не запутавшись в легкой прозрачной занавеске, и, наконец, бесшумно спрыгнул на пол. В глубине большой комнаты спала, отвернувшись к стене, женщина. Предутренняя тьма скрывала все детали, даже цвет волос, но это и не было нужно незваному гостю: во-первых, он отлично видел даже в полной темноте, а во-вторых, и без того знал, что попал именно в ту спальню, куда было нужно.
  Окон в комнате было три: левое, через приоткрытую створку которого кот и просочился; правое, точно такое же, но плотно закрытое; центральное, более высокое, увенчанное стрельчатой аркой, кажется, и вовсе невозможно было открыть. Возле правого окна стоял письменный стол, именно он интересовал визитера. Руди запрыгнул на стол и обследовал стопку бумаг, лежащую слева; лапой аккуратно отодвинул верхние три или четыре листка и. наконец, добрался до предмета своего интереса. Письмо на плотной дорогой бумаге все еще несло какой-то свежий запах, то ли скошенной травы, то ли арбузных корок, то ли свежевыпавшего снега. Кот разжал пасть и аккуратно положил на письмо тонкую белую нитку, которую до этого держал в зубах.
  Его миссия была выполнена.
  Сидя на прохладном темном дереве поверхности стола, кот наскоро умылся, спрыгнул на пол и подошел к высокому, в человеческий рост, зеркалу в золоченой раме. В гладком стекле отразилась рыжая морда, желтые наглые глаза, порванное левое ухо, длинный полосатый хвост - словом, все, что и должно было быть.
  Занавеска даже не шелохнулась, когда Руди снова оказался на подоконнике и вытек за окно. Ему предстояло забиться под сиденье, так, чтобы даже поправляя бархатные подушки, гондольер его не заметил, дождаться наступления утра и доплыть неучтенным пассажиром до Риальто, но это уже были мелочи.
  
  Я проснулась рано, когда было совсем темно, серенький рассвет еще даже не думал стучаться в окна. Полежала минуту, пытаясь понять, откуда взялся рыжий кот, и куда он делся. Потрясла головой, умылась, и только тогда сообразила: Руди бродил именно по этой комнате. Вот в это окно он влез, пока я спала, вот в это зеркало смотрелся. Ну, да, конечно, и бумаги на столе сдвинуты и лежат совсем не так, как я их оставляла. Я подошла к столу, щелчком пальцев зажгла в воздухе неяркий фонарик и бегло, ни к чему не прикасаясь, осмотрела стол. Да, все верно: рыжий кошачий волос лежит на проспекте отеля.
  Интересно, и каким образом получилось, что я смотрела сон глазами забравшегося ко мне в комнату кота?
  Ладно. Проверим, что же он мне оставил.
  При внимательном осмотре стало понятно, что тонкая белая нитка прилипла к приглашению на сегодняшний вечер в Ка"Градениго.
  Погасив фонарик, я снова легла, закуталась в одеяло и стала размышлять. Об артефакторике я кое-что знаю, в моей работе без некоторых амулетов не обойтись. Что можно привязать к тонкой и недлинной нитке, шелковой, судя по блеску? В голову пришел только маячок. Ничего зловредного, типа проклятия на болезнь, или даже банальный насморк не привяжешь, слишком эфемерный носитель. Подглядывающее или подслушивающее устройство тоже не прокатит, формула заклинания просто не удержится на тоненькой ниточке. Наверное, удержалось бы что-то типа насланного пожара, но опять же, на таком ничтожном носителе это заклинание должно было подействовать практически сразу после активации. А после визита Руди прошло уже часа два, не меньше. Значит, все-таки маячок. То есть, кто-то хочет на сегодняшнем вечере гарантированно опознать меня под маской.
  Следующий вопрос - что делать с этой ниткой. Снять и выбросить, или оставить и сделать вид, что я ничего не заметила? Стоит ли вообще мне опасаться того, что кто-то неведомый узнает меня среди нескольких десятков замаскированных дам и кавалеров?
  Встречный вопрос: а что он может мне сделать? На балу, в ярком свете, или по дороге в лодке, при гондольере и сопровождающем - да ничего, пожалуй. Уж если бы хотели навредить, ничто не мешало войти в номер, пока я сплю. Кот же вошел? Да и вообще, я не пятнадцатилетняя дебютантка, видывала всякое. Не хочу пугаться, хочу узнать, кто это сделал и зачем. И я снова заснула, теперь уже без сновидений.
  
  После завтрака я переоделась в костюм - то самый, мужской, лазурно-синий с кружевным жабо и манжетами. Заплела волосы в короткую косичку, завязала синей лентой в тон камзола. И наконец. надев треуголку, подошла к зеркалу.
  Ощущение было не таким, как в ателье. Я совсем по-другому себя видела. Нет, поправка: в зеркале я видела не себя, а малознакомого молодого человека, одетого по моде былых времен. Прошлась по комнате, влезла в невысокие сапожки, купленные там же, у синьоры Флавии. Попыталась представить себе, как я выйду на улицу в ярком, словно перо сойки, костюме и маске, и вдруг испугалась. Это я, Нора Хемилтон-Дайер, известный пластический хирург, вдова, дочь светской дамы из чопорного Бостона? Вот мои роли, куда ж я влезаю под свет рампы?
  Еще минута, и я бы сняла костюм, поэтому, быстро нахлобучив треуголку, я схватила маску и выбежала из номера, будто за мной гнались.
  
  Невозмутимый портье - сегодня это был не Антонио, а другой - пожелал мне приятной прогулки. Гондольер Массимо сидел на скамье возле причала, опираясь на стену павильона и надвинув на глаза шляпу-канотье с красной лентой. Я откашлялась, и он вскочил на ноги.
  - Синьора, доброе утро! - вежливо поклонившись, Массимо успел окинуть меня вполне мужским оценивающим взглядом, и одобрительно повел бровью. На душе у меня стало чуть легче: если гондольер не выказывает ни грана удивления, значит, мой костюм не так уж выбивается из нормальной действительности.
  Гондола сегодня была другая - не просто узкая лодка с высоко приподнятыми носом и кормой, нет, в середине ее размещалась... будка? Маленький домик, вроде как в паланкинах, выкрашенный такой же черной краской, как и борта гондолы. Молодой человек подал мне руку, помогая шагнуть через борт, и я с удобством расположилась на алых бархатных подушках, глядя в окно.
  Вчерашний дождь сменился солнцем, но не ярким, жарящим и всепроникающим; сегодня Серениссима была залита рассеянным сквозь легкую дымку золотым утренним светом, окрашивающим поверхность воды и стены дворцов в нежные оттенки розового.
  Массимо ловко накинул канат на полосатый причальный столбик, помог мне выйти из черной будки и перебраться на деревянные мостки причала.
  - Я вам пока не нужен, синьора, - спросил он вежливо.
  - Нет, я хочу прогуляться, - сказала я невнятно, так как в этот момент пристраивала на место маску.
  - Тогда вот мой номер коммуникатора. Как только я понадоблюсь, звоните.
  Поклонившись, он лихо перепрыгнул назад, на корму гондолы, и тут же отчалил.
  "Коммуникатор", - подумала я, в ступоре сжимая бумажку с номером. - "А взяла ли я свой коммуникатор?"
  Похлопала по бокам камзола, с радостью обнаружила не только коммуникатор, но и другие предметы, связывающие меня с современностью: чековую книжку, мешочек с монетами, идентификационную карту, карточку с адресом отеля... Слава всем богам, сейчас февраль 2184 года от Открытия Дорог, и мой синий костюм сшит на вполне современной швейной машинке.
  Я огляделась вокруг: вопреки моим мрачным ожиданиям, я не выглядела белой вороной. И синей тоже. В толпе вокруг были еще люди в самых разных старинных платьях и масках, в плащах, треуголках или кокетливых шляпках с перьями. На том берегу Гранд-Канала уличный музыкант играл на скрипке, прямо передо мной на небольшом пятачке выступали жонглеры и акробаты. Люди смеялись, что-то выкрикивали, покупали и тут же надевали маски. Карнавал бурлил.
  
  Пройдясь по мосту Риальто, я заглянула в расположенные на нем ювелирные и парфюмерные лавочки, но цены в них явно были рассчитаны на мимоезжих туристов. Потом, не торопясь, следуя указаниям ярких крупных указателей, нарисованных прямо на стенах домов, отправилась по направлению к площади Святого Марка. Свернула в какой-то тупик, увидела небольшую вывеску с изображением треугольника, вписанного в круг, традиционного знака артефакторов. Зашла туда... и пропала.
  Вот же тьма, если бы я знала, что эти водные маги создают такие вещи, я бы давно сюда наведалась! Ну, например, амулет, останавливающий кровотечение строго на определенном участке операционного поля - какая ценная вещь, я-то знаю. Сколько раз делала ринопластику, поминутно осушая мгновенно заливающуюся кровью зону вокруг носа, столько и ругала наших артефакторов, не сообразивших сочетать зажим и водное заклинание. Я разбежалась было купить сразу десяток таких амулетов, чтобы отправить в клинику, но тут вспомнила, что могу и не вернуться... Еще ничего не решено.
  Ну и ладно, все равно, для себя я возьму пару штук. Оперировать я все равно ведь не перестану. Мало ли что, вот завтра выйду я к завтраку, а портье отдаст мне письмо от какого-нибудь местного аристократа с просьбой немедленно помочь. Или, наоборот, от директора сиротского приюта...
  В общем, у артефактора я провела часа полтора и оставила немалое количество денег. Попросив отправить покупки в отель, я вновь надела маску и пошла в сторону главной площади города. Потихоньку пошла, останавливаясь у каждой витрины и заглядывая в любую попавшуюся calle или rugetta. Столкнувшаяся со мной возле ювелирной лавки дама в нежно-розовом платье с кружевами зябко куталась в плащ, но, тем не менее, мы долго обсуждали достоинства выложенных на белом бархате колец и ожерелий. Наконец, я отправилась дальше, а дама в розовом, пробормотав что-то вроде: "я же должна примерить!", толкнула входную дверь ювелира.
  На площадь я вышла как-то неожиданно для себя. Вот только что шла по узкой улочке-calle, то и дело задевая краем плаща такой же плащ, подол широкой юбки, кирпичную стену или чьи-то модные джинсы - и вдруг в лицо ударил порыв соленого ветра, смешанного с волной музыки и запахом кофе, ванили и шоколада. Сверкнуло золотом и лазурью слева, и в один стук сердца я увидела Собор, кампаниллу, столики кафе, витрины, белые смокинги оркестрантов и широкую площадь, заполненную людьми. Самая элегантная гостиная Европы, площадь Святого Марка.
  Остановилась, держась за спинку подвернувшегося под руку стула, потому что отчего-то замерло сердце, вздохнула поглубже...
  - Чашку шоколада, синьора? - подлетевший официант уже отодвигал стул и усаживал меня лицом к площади.
  Да, вот тут я высоко оценила выбранную мною бауту. Пусть в профиль физиономия в ней напоминает черного бульдога, написанного в жанре кубизма, зато она позволяет поднести к губам тонкую белую чашечку с шоколадом, а потом отправить следом за тягучим горьковатым напитком крохотные печенинки с начинкой из орехов и апельсинового джема, или мармеладные ягоды, или белоснежные меренги...
  Выцедив из чашки последние капли шоколада, я достала коммуникатор и вызвала Массимо. Кажется, за несколько часов прогулки я устала так, словно все это время простояла у операционного стола.
  
  Свертки и коробки из лавки артефактора, два пакета с новыми масками, пухлый сверток с плащом... Сегодняшние мои покупки, уже доставленные в отель, занимали половину немаленького номера. Ужасно хотелось примерить плащ, он мне понравился необычайно - более широкий, чем мое домино, тоже черный, но на подкладке насыщенного оранжево-розового цвета. Фокус в том, что плащ можно было вывернуть, и сразу стать другим человеком.
  Я героически сунула все пакеты и сумки в шкаф, не распаковывая, и прилегла: до встречи с синьором Лаварди оставалось всего пара часов, а отдохнуть мне было просто необходимо.
  
  Час сна, контрастный душ и чашка кофе, которую мне мгновенно принесли в номер, взбодрили дух и тело. Выходя в холл отеля, я даже слегка напевала.
  Синьор Лаварди традиционно ждал меня в баре за бокалом белого вина. Расспросив меня о сегодняшней прогулке, он отодвинул бокал и сказал серьезно:
  - Итак, синьора, сегодня у вас первый выход в свет в нашем городе. Самые главные правила поведения, когда вы в маске: ничему не удивляйтесь вслух и ничего никому не обещайте. Насладитесь хорошенько музыкой, танцами, ужином. Перестаньте на один вечер быть такой серьезной.
  - Я постараюсь.
  - Ваш сопровождающий на сегодня будет ждать вас в лобби отеля сегодня в десять вечера. Он будет в бауте и черном домино, и передаст вам от меня записку для хозяйки дома. Danzante заканчивается примерно в четыре часа ночи, но вы можете вызвать Массимо в любое время. Вам достаточно пробыть в Ка"Градениго хотя бы два часа.
  - Неужели кто-то будет следить за тем, когда я уйду с бала? - я удивилась.
  - Конечно, синьора! На вас будет смотреть множество глаз. Не одно и не два семейства уже включили вас в свои планы, и, вот увидите, завтра вам будет предложен богатый выбор поля для игры.
  - Вообще-то я уезжаю через пять дней, - зачем-то сказала я.
  - Посмотрим, - синьор Лаварди мягко улыбнулся. - Еще одно: если чье-то поведение покажется вам странным, озадачит вас, если какой-то поступок или жест вызовет у вас тревогу, сделайте две вещи.
  Он отчего-то замолчал надолго, и я рискнула поторопить своего consigliere.
  - Какие две вещи, синьор Лаварди?
  - Ах, да, - очнулся он, неловко улыбнувшись, и договорил. - Первое - ничем не отвечайте на обеспокоившее вас действие. Второе - подойдите к мажордому и скажите, что вы желали бы связаться со мной.
  Вот интересно, это он сейчас меня пугал, предупреждал или заинтриговывал?
  - А сопровождающий в этом случае помочь не сможет? - на всякий случай уточнила я.
  - У него другая роль, - невозмутимо ответил мой consigliere. - Он сегодня только лишь маска, пешка, но не фигура.
  - А я?
  - А вы - определенно фигура. Только пока никто не знает, какая именно. И из какой игры.
  
  Платье было подогнано просто безупречно. Почему-то мадам Лафорж, моя бостонская портниха, никогда не может достичь такого идеального результата, хотя берет, кажется, не меньше, чем синьора Флавиа. Затянутая в черный шелк талия казалась тоненькой, как у юной дебютантки, серебряные кружева трепетали на груди. Черное кружево платка полностью скрыло волосы и овал лица. Глядя в зеркало, я сунула в кармашек в складках юбки узкий стилет, надела маску и водрузила на макушку треуголку. Вот теперь там отражалась та самая герцогиня Сфорца...
  
  Продолжение от апреля.
  
  Прежде, чем выйти из номера, я еще потренировалась подносить ко рту чашку, стакан с водой, виноградину - все получилось отлично.
  
  Ка"Градениго сиял огнями. Моя гондола подошла к причалу дворца, Массимо зацепил причальный канат за полосатый сине-белый столб и ловко выскочил на дощатый помост. Церемонно отворив дверцу кабины, он подал руку моему спутнику. Тот вышел и, в свою очередь, склонился, подавая руку мне. Все это время лакей Ка"Градениго стоял, словно статуя, держа в руке пылающий факел. Покинув гондолу, я сделала два шага по ковровой дорожке, ведущей от причала к ступеням дворца. Украдкой оглядела свое платье - не помялось ли? Вроде нет... Положила левую руку на предложенный мне локоть и медленно пошла за факелоносцем.
  Интересно, почему они освещают дорогу от причала в дом факелами, а не обычными магическими фонариками?
   Пройдя по короткому полутемному коридору, мы вышли в холл, и я даже зажмурилась: вот здесь не было недостатка в свете. Не фонарики, а целые фонари сияли разноцветными шарами, отражаясь искрами и лучами света в зеркалах, позолоте рам, хрустальных подвесках люстр, пробегали бликами по полированному разноцветному мрамору и возвращались к драгоценностям и золотому шитью гостей, неторопливо поднимающихся по широким изгибам лестницы. Арлекин и Коломбина, хозяева сегодняшнего вечера, приветствовали входящих в дверях бального зала, и лакей в белом парике и малиновой ливрее подавал с поклоном бокал шампанского. В глубине зала на балконе играл оркестр, и первые пары уже кружились под знакомую музыку вальса.
   Я отпила глоток из бокала и медленно пошла по залу вперед, рассматривая других гостей и отвечая на поклоны. Костюмы были разные, и в то же время одинаковые; это был не столько костюмированный бал в том понимании, в каком их устраивали в бостонском светском обществе, а, скорее, вечер с тематическим переодеванием. Кое-кто их гостей оделся Арлекином, Панталоне или еще какой-то из масок комедии дель"арте, но большинство выбрало для себя трехсотлетней давности, времен Джакомо Казановы и Карло Гольдони. Зато относительное однообразие стиля искупалось цветом: вся радуга с ее тончайшими вариациями разлилась по бальному залу Ка"Градениго.
   Оркестр замолчал, и в зал вошла цепочка бело-малиновых лакеев с подносами, на которых исходили паром чашки тонкого белоснежного фарфора; в зале мучительно запахло шоколадом. И я невольно сглотнула слюну, вспомнив, что последний раз ела еще днем, в кафе на площади Святого Марка. По счастью, шоколад сопровождался крохотными, на один укус, закусками - профитролями с начинкой из паштета, икры или крема, сэндвичами размером с перепелиное яйцо, микро-пирожными и чем-то еще. Отправив по назначению последнюю хрустящую корзиночку с малиной, я вытерла руки горячей влажной салфеткой, невесть откуда возникшей передо мной и так же исчезнувшей, и поняла, что готова потанцевать.
   Пройдя первый вальс со своим молчаливым сопровождающим, я довольно быстро потеряла его из виду. Впрочем, вскоре я вообще о нем забыла - вальс сменялся мазуркой, танго - паваной, только разноцветные камзолы мелькали перед глазами. Наконец я совершенно выбилась из сил и решила найти и попить воды, отыскать дамскую комнату и чуть-чуть отдохнуть. План этот был с блеском исполнен. Вот только, выйдя из помещения, которое в Ка"Градениго скромно обозначили как powder room, я ухитрилась свернуть не в тот коридор, и уже через пять минут проклинала шепотом свой топографический кретинизм. Явно меня занесло в жилую часть дворца, не предназначенную для гостей бала. Здесь все выглядело менее парадно, но как-то очень по-домашнему. Я заглянула в одну из комнат - небольшая гостиная, где явно любит сидеть хозяйка дома, судя по портретам детей на каминной полке, оставленным на столике пяльцам с вышивкой, букетику примул...
   Надо искать выход в бальный зал, а то неудобно будет, если я наткнусь на кого-то из хозяев или слуг. Стоило мне подумать так, и я почти подпрыгнула оттого, что совсем рядом раздались мужские голоса. Один говорил совсем тихо, почти бормотал, ни слова разобрать было невозможно. Второй, более низкий, ограничивался междометиями, но в его "угу" звучала явственная угроза.
   Проклятое любопытство одержало верх, и я заглянула в чуть приоткрытую дверь между гостиной и соседней комнатой.
   Двое мужчин без масок, но в тех же роскошных камзолах, почти одинаковых, цвета мякоти темного винограда. У сидящего камзол отделан тонким черным шнуром, и лишь на белой рубашке виднеется неширокая полоска кружев; стоящий перед ним, тот самый, что и сейчас продолжал бормотать, захлебываясь, комкал и рвал роскошное серебряное кружево своих манжет.
   - Довольно, - уронил сидящий в кресле, и второй замолк, буквально подавившись словами. - Хватит, Луиджи. Ты виновен, и я мог бы прямо сейчас приказать тебе умереть, но... будем считать, что te la sei cavata. Иди, и будь готов завтра отправиться замаливать грехи в обитель Святого Христофора.
   Небрежным жестом он отпустил своего собеседника - или надо было бы назвать его жертвой? - и перевел взгляд на ту самую дверь, за которой стояла я. Затем, встав, подошел к ней и открыл. Я почувствовала под маской, как мое лицо заливает густая краска. Ох, Великая Мать, кажется, последний раз меня ловили на подслушивании в возрасте трех лет...
  
   - Итак, синьора, - с усмешкой проговорил мужчина, - Проходите, присаживайтесь. Могу ли я предложить вам бокал вина?
   Я присела в реверансе и молча сделала шаг вперед: говорить пока боялась, чувствуя, что голос может подвести. Осмотрелась вокруг, стараясь не особо крутить головой - ну да, еще одна гостиная, но, если можно так выразиться, с мужским акцентом. Панели темного дерева на стенах, карточный стол, крытый зеленым сукном, поднос с напитками...
   Незнакомец за руку подвел меня к креслу, сам уселся напротив и взял бокал с красным вином.
   - Не молчите, синьора, прошу вас. Заметьте, я не требую, чтобы вы сняли маску или назвались. Я даже не спрашиваю, что вы делали в гостиной моей сестры. Пойдите же и вы мне навстречу. Вина? Красное, белое? Шампанское?
   - Белое, пожалуйста, - тихо проговорила я.
   Глоток легкого Bianco di Custoza, сладковато-кислого, с запахом летних яблок, смягчил перехваченное горло, и я смогла говорить уже более свободно.
   - Я прошу прощения, синьор. Моей целью вовсе не было что-то услышать или увидеть. В эту часть дома я попала совершенно случайно, просто не туда повернула в коридоре, и искала, у кого спросить...
   - Вы меня нашли. Спрашивайте.
   Совершенно против моей воли язык мой (враг мой!) сам выговорил вопрос:
   - А что значит "te la sei cavata"?
   Мой собеседник расхохотался:
   - Всего лишь "тебе удалось выкрутиться" на местном диалекте. Иногда мы предпочитаем говорить не на всеобщем, знаете ли...
   - Да, я это заметила.
   - А вы ведь не местная и, похоже, вообще издалека. Бритвальд? Русь? Норсхольм? Качаете головой... Новый свет?
   - Новый свет, - согласилась я, и, поскольку никакого секрета в этом не было, добавила, - Бостон.
   - А! Ну, тогда я знаю, как вас зовут! Вы синьора Хемилтон-Дайер и остановились в "Палаццо Дандоло".
   - Неужели Венеция - такой маленький город, что все обо всех знают? - спросила я с изумлением. - Ведь здесь сейчас, во время карнавала, толпы туристов со всего мира!
   - Конечно, это очень маленький город, - мягко улыбнулся мужчина. - Нас, тех, кто живет на островах круглый год, немногим более ста тысяч. Но о вас, синьора, я был осведомлен еще в тот момент, когда вы покинули борт "Царицы Савской".
   - Вот как? Тогда мне хотелось бы узнать причины такого интереса к обыкновенной туристке... Ну, разве что вы являетесь главой местной ночной гильдии, и планируете ограбление?
   - Ни в коем случае, синьора, скорее уж, наоборот...
   Мне показалось, что мой собеседник собирается представиться, но в этот момент откуда-то из глубины дома послышались громкие и возбужденные голоса, и он, с досадой прищелкнув языком, встал, надевая простую черную полумаску.
   - Прошу прощения, но мне нужно идти. Я обещаю, что мы встретимся еще, и я постараюсь ответить на все ваши вопросы. На все, на которые смогу ответить. А сейчас пойдемте, я провожу вас обратно в бальный зал.
   Искомый зал оказался буквально за углом. Как я ухитрилась его не найти, не понимаю... Танцевать мне уже не хотелось. Загадочный собеседник занимал все мысли и, после того, как я дважды наступила на ногу партнеру в вальсе, стало понятно, что нужно отправляться в отель. Собственно, все запланированное сделано: шоколад попробовала, платье выгуляла, утанцевалась до упаду, записку синьора Лаварди передала, небольшое приключение нашла... Или большое? Ладно, время покажет. Я сладко зевнула, благо под маской этого не видно, и отправилась искать своего сопровождающего. Впрочем, проблемы это не составило: стоило мне сделать два шага в сторону парадной лестницы, как высокая фигура в черном словно сама собой возникла за моим левым плечом.
   На гондоле я бессовестно уснула, едва закуталась в плащ, и проспала вообще все: дорогу по воде, высадку из гондолы и последующее путешествие на руках accompagnatore до номера... Проснулась я уже в тот момент, когда горничная развязывала ленты моей маски.
   - Ох, спасибо, - пробормотала я, благодарно подставляя затылок. - Не могу глаз открыть, так устала...
   - Ничего удивительного, синьора, бал - это тяжелая работа. Спите, утром завтрак принесут вам в номер.
   Я еще ухитрилась поблагодарить женщину, слабо ворочая языком, но ее ответа уже не слышала.
  
   Разбудил меня запах кофе и ванильных булочек. Открыв глаза, я поняла, что утро давно уже закончилось, в разгаре день; я лежу в кровати в пижаме, на столике исходит паром кофейник, масло блестит в масленке капельками влаги, а серебряная крышка прикрывает что-то аппетитное. На часах была половина второго. Ого! В такое время я не вставала со времен колледжа, да и там не особо позволяла себе...
   Небольшая гимнастика, горячий душ, завтрак, кофе - чего еще хотеть человеку в отпуске? Только информации. И я попросила портье найти для меня синьора Лаварди. Раз уж он мой consigliere, пусть отвечает на вопросы, не дающие мне покоя!
   Как оказалось, синьор Лаварди уже был в отеле и ждал моего пробуждения. Я бы сказала, что мне стыдно, но это было бы абсолютной неправдой: мне было весело и смертельно любопытно. И главный вопрос, который крутился у меня на языке - а чего все они от меня хотят?
  
   - Синьора, - поприветствовал меня мой consigliere, поспешно вставая. - Добрый день! Вы довольны вчерашним вечером?
   - О, да! Правда, у меня накопилось огромное количество вопросов...
   - Я постараюсь ответить на них, но прежде скажите, синьора Хемилтон-Дайер, вы уже посмотрели вашу почту?
   Почту? Я почти удивилась, затем вспомнила, как пришло мне приглашение на вчерашний вечер, и сообразила, что удивляться нечему. А синьор Лаварди махнул кому-то рукой, и через минуту один из консьержей принес поднос, на котором высилась буквально гора конвертов.
   - Мамочки... это все мне? - только и смогла выговорить я.
   - О да, синьора. Вы за одно утро стали весьма популярны в нашем городе.
   - Но за то время, которое мне осталось здесь провести, я даже прочитать все это не успею!
   - И не нужно. Сейчас мы с вами быстро все разберем и рассортируем.
   Он отставил кофейную чашку, размял пальцы и провел рукой над подносом, что-то тихонько бормоча. Под его ладонью конверты сами собой складывались в аккуратные стопки, которых я насчитала пять. Я подняла глаза на синьора Лаварди, который с довольным видом хмыкнул и пояснил:
   - Итак, вот это, - рука его легла на крайнюю стопку слева, - те письма и приглашения, на которые обязательно нужно ответить, а мероприятия - посетить. Это очень важно.
   Я с любопытством взяла верхний конверт: письмо на тонкой бумаге цвета лаванды в самых велеречивых выражениях приглашало меня завтра в Ка"Боттарди на partito delle signore с духами.
   - ДухИ - это в смысле, ароматические вещества?
   - Нет, синьора, имеются в виду дУхи. Призраки, если желаете.
   - И что, вы хотите сказать, что призраки, привидения, называйте как угодно, и в самом деле примут участие в вечеринке? - скепсис в моем голосе, надеюсь, чувствовался явственно.
   Но синьор Лаварди ответил со всей серьезностью:
   - Я хочу сказать, что от приглашений графини Боттарди никто в Серениссиме не отказывается, даже бесплотные сущности.
   - Хорошо, - пожала я плечами. - Значит, на завтра приглашение принимается. Но это ж нужен новый костюм?.. и сопровождающий?
   - О, нет, это вечеринка только для синьор! И вы вполне можете надеть один из своих мужских костюмов, вариант вполне допустимый. А вот для следующего дня новое платье вам понадобится...
   Так мы разобрали стопку писем с пометкой "очень важно", в результате чего выяснилось, что все мои вечера на ближайшие шесть дней полностью расписаны.
   - Я врач. И, следовательно, у меня очень скверный почерк, так что не представляю себе, как на все это отвечать, - сообщила я с мрачным удовлетворением, окидывая взглядом нетронутые письма. - И я планирую через неделю уехать, это значит, что больше ни одного приглашения мне просто не освоить.
   - Ответные письма не составят проблемы, - махнул рукой великолепный consigliere. - Вот так вот...
   И роскошная ручка с золотым пером сама собой заскользила по листу бумаги с грифом отеля.
  
   С остальными письмами было уже проще. Половину из них составляли предложения от ателье, ювелирных и меховых магазинов, косметических салонов и прочее, отправившееся в корзину. Единственное из таких рекламных писем, я бы даже назвала его запиской, которое оставил синьор Лаварди - это приглашение посетить закрытую продажу шелка из Комо. Более того, с самым серьезным видом он переложил это письмо в первую стопку.
   - Почему? - поинтересовалась я.
   - Во-первых, шелк с озера Комо, несомненно, лучший в мире. Во-вторых, там будут персоны, с которыми вам полезно будет познакомиться. В-третьих, уверяю, это будет не менее интересно, чем посетить вернисаж.
   - Ладно. По времени получается, вроде бы. А теперь объясните мне...
   - Нет, синьора, давайте, вы расскажете мне о вчерашнем вечере. Ведь там было что-то, чего вы не ожидали?
   Я вспомнила синий шелк гостиной, бокал с Bianco di Custoza, темные глаза незнакомца...
   Вопреки моим ожиданиям, синьор Лаварди был очень доволен моим приключением.
   - А как выглядел ваш незнакомец, он ведь был без маски? - переспросил он.
   - Как выглядел... Знаете, мне проще будет нарисовать его, чем описать словами.
   Я взяла у моего собеседника ручку, мимоходом поразившись ее тяжести, и нарисовала запомнившееся мне лицо: складку губ, упрямый подбородок, разлет бровей, волосы, небрежно завязанные в низкий хвост... Посмотрела на получившийся портрет, кивнула сама себе и отдала его синьору Лаварди. Тот посмотрел, взглянул на меня, снова на рисунок, и брови его поползли вверх.
   - Вы хорошо рисуете, синьора, - сказал он.
   - Ну, при моей специальности это весьма полезный навык, - я пожала плечами. - Так кто это такой? Я поняла только, что он брат хозяйки дома, но не успела влезть в Сеть и поискать информацию об этой семье.
   - Дело не в том, что он брат синьоры Градениго. Он - член клана Торнабуони. Вы познакомились с юристом клана, Джан-Баттиста, вторым сыном главы семейства.
   Я присвистнула. Об этой семье магов воды слышала даже я, человек весьма далекий от высокой магической науки. По мнению самых серьезных магов Нового и Старого света, их вклад в разработку математических моделей процесса создания заклинаний переоценить невозможно. Однако, получается, мой знакомец не маг и не математик?
   - Юрист? - озвучила я свой вопрос.
   - Ну... - синьор Лаварди поднял взгляд к потолку, внимательнейшим образом разглядывая синие и алые стеклянные завитки люстры. Потом посмотрел на меня, и договорил, выделяя каждое слово, - Те, кто считает его палачом, ошибаются.
   - Так вот почему он так разговаривал с тем напуганным человечком... - пробормотала я.
   - Вы не рассказали мне об этом, - упрекнул мой собеседник.
   - Да там практически нечего рассказывать. Я случайно услышала часть не предназначенного для чужих ушей разговора, - вспомнив, как меня застукали на подслушивании, я вновь покраснела. - Ваш... Джан-Баттиста сказал некоему Луиджи, что тот виновен, и отправил его в монастырь Святого Христофора.
   - Вот как... Значит, Фоска все-таки попался. Интересно... - с отсутствующим видом проговорил consigliere, затем встрепенулся и продолжил. - Ну, хорошо, так о чем вы хотели меня спросить, синьора Хемилтон-Дайер?
   Почему-то у меня возникло ощущение, что сию минуту синьор Лаварди получил от меня некий кусок паззла, которого ему не хватало. Вот зачем я ввязываюсь в эти местные интриги? Мало мне было склок между хирургами и выяснений, кто самый великий в нашем крохотном садке с акулами?
   Вздохнув, я попыталась как можно точнее сформулировать беспокоящее меня ощущение:
   - Понимаете, синьор Лаварди, мне все время кажется, что окружающие знают что-то, о чем мне не говорят. Нет-нет, я не имею в виду какие-то местные секреты! Мне кажется, что что-то знают обо мне. Ну, как это объяснить... Вот когда в школе учитель поставил точку возле твоей фамилии в журнале, все это видели и уверены, что сегодня тебя вызовут. А ты не в курсе, просто лопатками чувствуешь грядущие неприятности.
   - Да, понимаю. - Синьор Лаварди потер пальцами подбородок, потом решился и начал говорить. - Вы правы и неправы одновременно. Да, когда вы приехали в Венецию, многие усмотрели в этом некий знак. Я не имею права рассказывать о подробностях, но... Дело обстоит так: в одном из семейств наших нобилей есть серьезная проблема. Для ее решения может понадобиться специалист вашего уровня.
   - Специалист в пластической хирургии?
   - В магической пластической хирургии, да. Но пока никто не говорил о такой возможности с...ээээ... объектом. И неизвестно, как он к этому отнесется.
   - И что, весь город в курсе этой проблемы?
   - Ну, вам ли не знать, что сложности такого рода бывает чрезвычайно трудно скрыть, - синьор хмыкнул несколько принужденно. - Не буду скрывать, мне поручено сделать ваше пребывание здесь максимально приятным и увлекательным. И вот, кстати, отель ведь у вас оплачен по завтрашний день?
   - Да, я как раз собиралась продлить бронь номера.
   - Позволено ли будет мне предложить вам посмотреть... эээ... ну, скажем, апартаменты. Если вы захотите, их можно будет арендовать на любой срок. Иногда свой дом бывает предпочтительнее, сами понимаете.
   Дом или апартаменты, ага... Прикинем быстренько: в отеле завтраки, уборка, все вокруг абсолютно чужие и можно их не принимать в расчет. В доме или апартаментах нужно думать о еде, говорить с уборщицей, решать вопросы со стиркой и глажением, вообще, как-то начинать жить. Я уже открыла рот, чтобы вежливо отказаться, но с удивлением поняла, что договариваюсь ехать смотреть этот самый дом. Ехать прямо сейчас, даже не задав ни одного вопроса!
   Положительно, этот город действует на меня развращающе.
  
   Апартаменты? Ха-ха три раза. Гондола под управлением неизменного Массимо привезла нас с синьором Лаварди к самому настоящему палаццо: с водным подъездом, охраняемым причальными столбами в желтую и зеленую полоску, с черно-белой шахматной доской мраморного пола при входе и высокими стрельчатыми окнами в piano nobile.
   Массимо накинул канат на полосатый столбик с позолоченным набалдашником и ловко выпрыгнул на доски причала. Помог выйти синьору Лаварди, потом мне, запрыгнул обратно и уселся на корме гондолы, вытянув вперед длинные ноги и надвинув на глаза соломенную шляпу, украшенную разноцветной лентой.
   - Итак, синьора Хемилтон-Дайер, разрешите представить вам - Ка"Виченте.
   Сделав пару шагов назад, я окинула взглядом здание. Вызывающе асимметричное, оно было узким и будто устремленным ввысь; справа сдвоенная арка вела к входной двери, слева на первом этаже виднелись три небольших квадратных окна, загороженных толстой решеткой. Piano Nobile, господский этаж, радовал глаз шестью соединенными в ряд стрельчатыми окнами и угловым балконом. Между квадратными окнами третьего этажа и мощными балками, поддерживающими крышу, сияла яркими красками фреска, но разглядеть ее с того места, где я стояла, не получалось. Ну, ничего, посмотрю, когда будем отплывать.
   - Прошу вас, синьора, - мой спутник склонился в поклоне, и я вошла в арку.
   Широкие двустворчатые входные двери были распахнуты, и солнечный луч через них попадал внутрь, отражался от высокого золоченого канделябра и рассыпался искрами по позолоте, стеклянным подвескам люстр и бра, сверкающим зеркалам, после чего затихал на черно-белом мраморе пола. Вот же тьма, если такова прихожая, каковы будут парадные залы?
   В центре холла стояла высокая худая женщина в белом фартуке и длинном коричневом платье с небольшим кружевным воротником. На поясе ее платья выразительно покачивалась солидная связка ключей. У левой ноги женщины сидел здоровенный рыжий кот и жмурил желтые глаза на солнечный луч.
   Женщина присела в реверансе.
   - Добрый день, синьора Пальдини, - кивнул ей Лаварди. - Итак, синьора Хемилтон-Дайер, разрешите представить вам домоправительницу Ка"Виченте. Именно ее труды позволяют мне утверждать, что здесь вам будет куда уютнее и удобнее, чем в самом лучшем отеле.
   Я поздоровалась с женщиной и перевела взгляд на кота. Как бы ни странно это звучало, но его личность мне знакома. Минуточку, так это же тот самый кот, который во сне шлялся по моему номеру!
   - А ваш кот живет здесь же? - спросила я самым равнодушным тоном.
   - Да, синьора. Его зовут Руди. А вы не любите кошек?
   С трудом удержав на языке расхожую шутку, что я не умею их готовить, я пожала плечами.
   - До тех пор, пока он не решит жить в моей комнате, это не мое дело.
   Руди. Рыжий кот с наглым взглядом желтых глаз и рваным левым ухом. Тот самый Руди, который прилепил ниточку-метку к приглашению на мой первый венецианский бал. Интересно, по чьему приказу?
   А тем временем, коротко переговорив с домоправительницей, синьор Лаварди повел меня смотреть комнаты piano nobile. И сознаюсь, я была ими совершенно очарована. Спальня и прилегающие к ней будуар и гардеробная были отделаны бледно-зеленым с серебром. Окна спальни выходили в небольшой внутренний двор, засаженный цветущими крокусами и анютиными глазками; будуар смотрел на Гранд Канал. В гардеробной стояли три огромных, в рост, зеркала в серебряных рамах и бесчисленные шкафы, ящики, полки и шляпные коробки. Гостиная, оформленная в ярких тонах - малиновом, белом, золотом - также сверкала зеркалами, в которых отражались люстры муранского стекла. Бальный зал был белым, а в кабинете царил чиньский стиль: черный и красный лак, ширмы, карпы и пионы.
   - Потрясающе, - восхитилась я. - Просто невыносимо красиво.
   - Обратите внимание на плафоны, синьора, - голосом искусителя шепнул на ухо синьор Лаварди. - Их расписывал сам Тьеполо!
   - Синьор Лаварди, - сказала я по возможности строго. - Скажите сразу, сколько это стоит.
   - Двести дукатов, синьора.
   - В час?
   - О, нет, я бы не посмел... Двести дукатов в неделю, и это включает уборку и готовку. В качестве горничной, боюсь, синьора Пальдини не слишком подойдет. Но горничную она вам порекомендует за минимальную доплату.
   Двести дукатов в неделю? Номер в "Палаццо Дандоло", в котором я живу сейчас, стоит двести десять в день! И это отнюдь не многокомнатный люкс, а вполне обычный номер, чуть лучше стандартного. Помнится, кошка тоже обещала мышке слишком хорошее вознаграждение за плевую работу - горшок масла, если та пробежит из угла в угол...
   - Синьор Лаварди, я хотела бы посмотреть договор аренды. До этого я не могу принимать решение.
   - Да, синьора, я привезу вам его завтра с самого утра.
   Я поблагодарила домоправительницу и кота, опершись на руку Массимо, устроилась в гондоле, и во все глаза стала смотреть на Ка"Виченте. Фреска в верхней части здания с воды была видна отлично, и я даже определила ее сюжет. Впрочем, трудно было бы его не определить, если изображение включало трех почти обнаженных красавиц и юношу с пастушеским посохом, протягивавшего яблоко одной из них. История Париса, золотого яблока и трех самолюбивых богинь...
  
  Просмотрев договор аренды, я откинулась на спинку кресла и посмотрела на синьора Лаварди.
  - Прежде, чем я подпишу договор... Прежде, чем я вообще возьму ручку, я хочу знать, чего от меня потребуют, и кто.
  - Синьора, прошу меня простить, но я не могу этого вам сказать.
  - А кто может?
  Он тяжело вздохнул.
  - Смелее, синьор Лаварди! За названное имя вас не подвергнут остракизму. Ну, так от кого я узнаю подробности, и когда?
  - Завтра вечером граф Контарини вернется в Венецию, - с мученическим выражением лица выговорил он. - Послезавтра вы встретитесь с ним на балу в Ка"Фоскари.
  - Ну, вот видите, и совсем не было больно! - Усмехнулась я. - Значит, рассказать, в чем суть проблемы, вы мне не можете?
  Лаварди замотал головой так, что я испугалась, как бы она не оторвалась.
  - Нет, синьора, простите!
  - Ладно. Тогда расскажите мне о тех, кто имеет какое-то значение в этом городе, и об их взаимоотношениях. Мне надоело чувствовать себя в темноте. И, пожалуйста, начните с кланов Контарини и Торнабуони.
  Мой консультант хмыкнул, неожиданно придя в хорошее настроение.
  - Это-то как раз несложно. Два этих клана можно назвать... союзными, пожалуй. Да, именно так. Они не конкуренты, поскольку Торнабуони занимаются водной магией с точки зрения теории, математических основ, разработки новых заклинаний. К этому вплотную прилегают мореплавание, верфи и погодная магия. А Контарини - это, в первую очередь, все, что используется в строительстве и в военных целях.
  В какой-то момент я даже пожалела о своем вопросе. Во взаимоотношениях кланов и семей Венеции, входящих в Совет десяти, Совет судей и Совет нобилей милейший синьор Лаварди разбирался не хуже, чем я в типах скальпелей. Может быть, даже лучше. Так что через два часа и пять чашек чая я полностью ориентировалась в хитросплетениях жизни венецианцев, как надводной, так и подводной части этого айсберга.
  Итак, завтра вечером у меня бал в Ка"Фоскари и встреча с представителем правящего семейства. Не главой, нет, упаси боги; со мной желает встретиться второй наследник фамилии, граф Пьетро. А сегодня... взгляд мой упал на стрелки часов, и я застонала:
  - Синьор Лаварди, через два часа мне нужно отправляться на эту дамскую вечеринку, а я еще даже не знаю, что надену завтра!
  - Какие, право, мелочи, - небрежным жестом он отмахнулся от моих слов. - Платье для вас из ателье Флавиа привезут вечером, а утром приедет одна из портних, чтобы проверить, не нужно ли что-то подогнать. И, кстати, сегодня вам не нужна будет баута, лучше вот это...
  Он щелкнул пальцами, и на столике появился квадратный футляр, в каких обычно продают дорогие шелковые платки-каре. Я раскрыла коробку - там лежала полумаска цвета абрикоса, расшитая бусинками в тон, все точно такого цвета, как мужской костюм, который я собиралась надеть на partito delle signore в Ка"Боттарди.
  - Спасибо... Красиво. И гораздо удобнее, чем баута, - сказала я, погладив шелковую поверхность полумаски. - Ну, хорошо, я готова подписать договор аренды. На неделю?
   - На две, синьора, на две, а лучше - на месяц, - мурлыкнул синьор Лаварди.
   - Исключено! Через три недели я должна быть на конференции в Медиолануме! - воскликнула я, и осеклась. Я ведь решила не ехать на конференцию, отдала свое выступление Лилии Огден, и вообще планировала больше не работать и близко не подходить к операционному залу.
   Собеседник, кажется, моей заминки не заметил, и продолжал ободряюще улыбаться, протягивая мне ручку и два экземпляра договора. Я вздохнула и подписала. Со стороны арендодателя подпись уже была проставлена: ничего не говорящая мне фамилия, некий Dott. Маурицио Бориле.
   - И к какому клану принадлежит человек, под крышей которого я буду жить?
   - Синьор дотторе - вне кланов. Он ваш коллега, кстати, вы с ним познакомитесь, я полагаю.
   Лаварди встал, мановением пальца отправил свой экземпляр договора в пространственный карман и поклонился:
   - Думаю, вы захотите отдохнуть перед partito, синьора? Я прощаюсь до завтра...
  
   Я растянулась на кровати, положила на веки пакетики со специальным гелем, снимающий припухлость век, и задумалась: вот завтра я перееду в Ка"Виченте. В отеле моя жизнь зависит от работы горничных, портье, консьержей, службы бронирования, поваров, официантов, уборщиц, охраны... Словом, примерно от сотни человек. Там, в палаццо, я буду тесно связана с синьорой Пальдини и ее котом. И все. Ну, наверное, еще будет горничная. Но это будет совсем другая жизнь, домашняя, примерно так я живу в Бостоне - уборка трижды в неделю, и все. Я ведь уехала из Бостона от этой жизни, разве не так? "Не так", отозвался внутренний голос, и я вздохнула. Что уж самой-то себе лгать, я оставила Бостон вовсе не оттого, что мне разонравился мой дом. Перед моим внутренним взором всплыло жуткое лицо миссис Рубинштейн, и я вздрогнула. Не хочу, не хочу об этом думать!
   От приступа самобичевания меня отвлекла горничная, пришедшая спросить, не желаю ли я отгладить костюм, и не нужно ли мне помочь уложить вещи. С благодарностью согласившись на оба предложения, я отправилась в ванную, чистить перышки к дамской вечеринке.
  
  Вечеринка мне неожиданно понравилась.
  Нет, ну, в самом деле, что я, на девичниках не бывала? И сама замуж выходила, и подруги мои, а то еще и не по одному разу. Бывали чисто женские вечеринки и в клинике, хотя бы традиционная, перед Бельтайном. И всегда в какой-то момент выползала неприязнь, сладкая гадость, сказанная с милой улыбкой, давние обиды...
  А здесь ничего этого не было.
  Я не хочу сказать, что дамы восседали на пушистых облаках и чинно играли на арфах: и шутки звучали весьма острые, и заметно было, как кто-то с кем-то старается не садиться рядом. Но большая гостиная в Ка"Боттарди была пропитана доброжелательством и искренностью, и исходило это от хозяйки, графини Боттарди.
  Хозяйка, по виду дама лет пятидесяти с шикарной асимметричной стрижкой черно-серебряных волос, была без маски и в обычном платье из хорошего модного дома. Прочитав на моем лице вопрос, она усмехнулась и поманила меня к себе; с соседнего кресла тут же вскочила леди в голубом с золотом платье совсем уже старинного вида, поклонилась графине и отошла.
  - Итак, дорогая гостья из Нового света, спрашивайте, - кивнула синьора Боттарди, когда я устроилась в кресле.
  - Ох... Вопросов у меня больше, чем я могу сформулировать... Ну, например, почему вы без маски?
  - Потому, что в моем возрасте я могу себе позволить вести себя так, как хочу, а не так, как полагалось бы. За мою жизнь я сменила столько масок, что даю лицу отдохнуть.
  Присмотревшись, я поняла, что в оценке ее лет промахнулась... даже не знаю, на сколько. Небольшие морщинки в уголках глаз и рта только украшали гладкое лицо, но вот взгляд выдавал годы и опыт. Разный опыт, и веселый, и печальный.
  - Вы маг? - осторожно поинтересовалась я.
  - Да, но, в отличие от прочих членов моей семьи - маг жизни. Все остальные в моей семье водники...
  - Тогда понятно, мы с вами в известной степени коллеги. Магические способности у меня слабенькие, но в сочетании с техническими методами дают иногда весьма неплохой результат.
  Мы заговорили о новинках в медицинской магии, и так увлеклись обсуждением, что очнулись только после осторожного покашливания за спиной у графини Боттарди.
  - Вот это очень, очень интересно, - она постучала тонким пальцем по набросанной мною на салфетке схеме пережимания сосудов при операции на носовых перегородках. - Я бы хотела обсудить с вами ваши разработки как-нибудь за чашкой кофе. Ну, скажем...
  - В среду в одиннадцать у вас есть свободный час, - прошелестел голос из-за ее плеча.
  - Спасибо, Джулия. Да, в среду, в одиннадцать вам удобно?
  - Да, синьора, - кротко ответила я, вставая и уступая место следующей, удостоенной аудиенции.
  
  Потягивая из бокала легкое белое вино, я периодически брала с подносов крохотные сэндвичи с копченым мясом или рыбой, тарталетки, наполненные икрой или паштетом, микро-осьминогов, зажаренных в тонком тесте, и наблюдала за окружающими. Оказывается, маски и костюмы вовсе не мешают понимать, что происходит. Более того, мимика иной раз отвлекает. Так, собака может вилять тебе хвостом, а в следующую минуту броситься. А вот язык тела, особенно выразительный, когда не глядишь на лица, наблюдателя не подводит, хотя бы потому, что практически не контролируется сознательно. Вот две женщины: у одной, одетой в мужской темно-лиловый камзол, высоко поднят подбородок и руки скрещены на груди, она отгораживается от того, что горячо втолковывает ей собеседница в нежно-розовом платье с рюшами. Розовая даже ножкой топнула, отчего подбородок у темно-лиловой только вздернулся еще выше. Чего одна от другой требует, я не слышу, но что-то мне подсказывает, что сегодня розовая желаемого не получит.
  А вот эта дама, в светло-зеленом и сиреневом, поникнув, стоит у окна. Плечи опущены, руки теребят веер... Поддавшись любопытству пополам с сочувствием, я подошла к ней и спросила:
  - Прошу прощения, синьора, я никого здесь не знаю, кроме хозяйки, а она занята. Не знаете ли вы, случайно, вот этих двух дам? - я аккуратно кивнула в сторону заинтересовавшей меня пары, продолжавшей спорить тихими голосами.
  Она повернулась в сторону спорщиц и даже слегка приподняла шитую зелеными камнями полумаску, чтобы лучше разглядеть.
  - А! - махнул рукой, моя собеседница повернулась ко мне. - Синьора Тальда и Лидия Хайсмит. Они всегда спорят. Сын синьоры Тальда женат на дочери Лидии, и, хотя младшему внуку обеих дам уже почти десять лет, они обе до сих пор не могут смириться с решением молодой пары переехать в Медиоланум.
  - В Медиоланум? Это связано с делами или со стремлением быть подальше ... эээ... от родственниц?
  Женщина фыркнула.
  - Джованни Тальда утверждает, что тамошние лаборатории дают ему больше возможностей для работы. Он занимается разработкой дирижаблей. А вы?..
  - Простите, я не представилась. Нора Хемилтон-Дайер. Я из Бостона, Новый свет.
  - Рада познакомиться, - рукопожатие оказалось крепким. - Франческа Контарини-Боволо. Как нравится вам жить в Венеции, синьора Хемилтон-Дайер?
  - Просто Нора, прошу вас! Я знаю, что моя фамилия звучит слишком некрасиво для латинян.
  - Ну, тогда я - просто Франческа, - моя новая знакомая пожала плечами, - нет, ваша фамилия - это еще ничего. Вот из Дойчланда иной раз приезжают люди с такими именами, что кажется, их нарочно придумывали для наказания.
  - Или для логопедической тренировки, - возразила я. - У меня был ассистент по фамилии Гогенкраузен-Майрбрюк. По имени Эрих-Адальберт.
  - Ужас какой! - искренне поразилась Франческа. - И что, во время какой-нибудь операции вы так его и звали? Доктор Гогенкраузен-Майрбрюк, подайте мне скальпель?
  Оп-па, и эта знает, кто я такая. Я ведь не говорила, что я хирург, а? Видимо, каким-то жестом я выдала нервозность, потому что моя собеседница сочувственно похлопала меня по руке и сказала:
  - Нас очень мало. Поэтому, когда под маской появляется новое лицо, подробности немедленно становятся известны всему городу. Неужели синьор Лаварди вас не предупредил?
  - Предупредил, конечно, - я покрутила в воздухе пальцами. - Но одно дело знать, другое - почувствовать на себе.
  - Привыкнете, - отмахнулась женщина, и добавила, поворачиваясь к хозяйке дома. - О, кажется, начинается главный номер сегодняшнего представления.
  - Главный номер?.. - недоуменно переспросила я, и тут вспомнила. - А, призраки!
  
  Смешно сказать, но призраки были наименее интересной частью вечера. Какие-то они оказались... унылые, что ли. Дама в Белом расхаживала по гостиной, стараясь задевать полами своего длинного плаща испуганно жмущихся к стенам женщин, и явно получала удовольствие от их реакции. Я, признаться, тоже посторонилась, когда краешек белой тряпки меня задел: плащ был неприятно холодным и будто бы промозглым.
  - Вдова купца, синьора Барбьера, - прошептала мне Франческа, прикрывая рот ладошкой. - После смерти мужа его дети от первого брака быстренько отправили ее в монастырь, там она и умерла. Любит появляться в доме, где жила когда-то, и пугать правнуков пасынка.
  Как ни старалась моя новая приятельница говорить тихо, но призрачная вдова, видимо, услышала ее комментарий, и постаралась пройти особенно близко от нас, захлестывая холодным и липким посильнее.
  Второй призрак, мужчина в роскошном ало-золотом камзоле, был бы всем хорош, но, раскланиваясь, он периодически путал шляпу и голову. То есть , вместо того. Чтобы снять шляпу, снимал голову. Как-то неаккуратно это выглядело.
  Франческа вновь прокомментировала:
  - Винченцо дель Грава, был секретарем Совета судей. Казнен, как нетрудно догадаться, отсечением головы.
  - За что? - шепнула я, стараясь говорить так же тихо.
  - Брал не по чину, - фыркнула моя собеседница. - Да ну их, это призраки давнишние, всем известные, можно сказать - вышедшие из моды, как туфли с острыми носами. Должен бы быть кто-то еще.
  - А вон там, в дальнем углу - мне кажется, или появилось что-то вроде туманного облака?
  - Точно! Давайте посмотрим, - подавшись вперед, Франческа так сжала мою руку, что я пискнула, чего, впрочем, любопытная леди не услышала.
  Туманное облако, тем временем, уплотнилось и стало похоже на человеческую фигуру, только очень маленькую. Карлик?
  - Да это ребенок! - шепотом воскликнула я. - Девочка!
  - Вот это точно новое, она еще никогда не появлялась ни у кого в доме... Но странно, я не слышала, чтобы в городе у кого-то случилась такая беда, - пробормотала Франческа. - Платье на ней - это же школьная форма, а? Форма странная, нигде такую не видела...
  Призрачный ребенок, тем временем, совершенно потерял туманный облик и стал выглядеть, в общем, довольно обычной девочкой - с длинными косами, забранными в сложную прическу, в длинном голубом платье с кружевным воротником и манжетами. Она неторопливо пошла по гостиной, останавливаясь то перед одной, то перед другой женщиной и всматриваясь в черты под масками.
  Всколыхнувшееся было общество постепенно успокоилось, графиня Боттарди предложила в качестве диджестива сладкое и ароматное Amarone, и я сочла, что можно было бы и откланяться. С Франческой мы договорились продолжит знакомство завтра же утром, отправившись вместе на знаменитый остров Мурано, посмотреть, как делают тамошнее стекло: ей нужно было заказать какие-то бокалы, ну, а меня вело любопытство.
  Я распрощалась с хозяйкой дома, отправила сообщение Массимо, чтобы он ждал меня у входа, и пошла к двери. Почти возле нее меня остановило ощущение ледяной струйки, прокатившейся по руке. Я повернулась и увидела перед собой маленького призрака. Темные глаза посмотрели, кажется, внутрь меня, а в голове прозвучал тихий голос:
  - Мы с тобой еще встретимся. Не бойся, я помогу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"