Дашков Фёдор Андреевич : другие произведения.

История села Перво

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ ДАШКОВ
  
  ИСТОРИЯ СЕЛА ПЕРВО
  
  Данный материал составлен по материалам текста, написанного Фёдором Андреевичем Дашковым в 1970-е годы.
  Село Перво - первое славянское поселение по Оке близ впадения речки Ташенки, где образуется треугольник: с одной стороны - Ока, с другой - Ташенка, с третьей - леса. Этот треугольник, представлявший для живущих в нем относительную безопасность, был густо населен; тут были селения: Перво, Василёво, Поздняково, Давыдово, Жданово. Сами названия показывают их славянское происхождение, тогда как вне треугольника встречаются названия угро-финские: Чинур, Ерахтур. В деревне Жданово крестьяне были государственными, не принадлежали помещику, и это было заметно по их более независимому и вольнолюбивому поведению и в годы советской власти.
  Перво расположено на правом берегу Оки, на 12 километров ниже города Касимова. Прежнее название села - Перья, а еще раньше - Перенья (Перынья). Название, возможно, происходит от имени славянского божества Перун. Вероятно, здесь у язычников когда-то была поляна, где стоял идол, изображающий Перуна, и где проходили молебища этому идолу. Позднее название местности перешло селению.
  Есть также версия, что название было дано селу в связи с тем, что в старину на берегу реки в этом месте водилось много птицы. Об изобилии птицы свидетельствует также название "Гусинка" в лугах на противоположном берегу. От птиц в этом месте накапливалось большое количество перьев. В начале ХХ века местные помещики переправили название села на "Перви", а после событий октября 1917 года село стало называться "Перво". Природные условия села - близость полей, лугов, леса, воды, изрезанность местности глубокими оврагами - способствовали поселившимся здесь людям находить средства к существованию, заниматься сельским хозяйством, охотой на зверей, рыбной ловлей, сбором ягод и грибов, укрываться от зверей, набегов других племен и народов.
  На спуске к реке на возвышенном месте, называющимся в данное время "Пальцо", существовало древнее городище. По течению Оки между Перво и Касимовом находятся Баишевское, Ташенское и Поповское городища.
  Село Перья впервые упоминается в 1628 году в писцовых книгах Воейкова как имеющее две церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы. По окладным книгам 1676 года в селе Перья значится церковь Великого Чудотворца Николая, два двора поповых, пять дворов помещиковых, двадцать дворов крестьянских и три двора бобыльских. В XVIII веке в селе вновь значатся две церкви: деревянная в честь Рождества Пресвятой Богородицы и каменная в честь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. С 1861 года в селе существовала земская школа. В 1905 году село входило в состав Бетинской волости Касимовского уезда и имело 87 дворов при численности населения 667 человек.
  В селе сохранилось много памятников старины, относящихся к временам крепостного права. Ведущее место среди них занимает Старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. К сожалению, сейчас в ходе реставрации придел разрушен. Как считают специалисты, она является архитектурным памятником XVII (по некоторым данным - начала XVIII) века. Колокольня была приделана позднее. Архитектурно колокольня представляет собой высокую башню с оригинальным завершением и звонницей на уровне третьего, открытого яруса. Большой интерес представляют собой кресты над алтарем основного здания и над приделом "во имя Николая Чудотворца". В нижней части креста имеется полумесяц вместо прямой линии. Как уверяют старожилы села, это было сделано по особому повелению в честь взятия в 1552 году Иваном Грозным Казани. Это - знак того, что русский Бог победил и положил под свой нож татарского Бога, изображаемого полумесяцем.
  Существует предание, что село принадлежало князьям Шуйским и, вероятно, именно при них была построена церковь. На стене внутри церкви долгое время сохранялась надпись, сделанная славянской вязью и свидетельствующая о том, что здесь похоронен майор Засецкий. Очевидно, Засецкий владел селом после Шуйских. Видимо, при нем и была построена колокольня. На сельской площади, теперь уже застроенной, старожилы помнят часовню. Она находилась на месте деревянной церкви. Последняя была построена еще до старой церкви, но сгорела от молнии во время грозы. Вокруг деревянной церкви было кладбище, где долгое время сохранялись в большом количестве на невысоких холмиках совершенно неотесанные камни. Часовня была уничтожена после революции. Есть сведения, что напротив Перво участок заливных лугов Оки принадлежал Александру Васильевичу Суворову.
  В 1955 году ученики Первинской школы нашли небольшую кубышку с серебряными монетами времен царя Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676). Находка, свидетельствующая о многовековом существовании села, была передана в Касимовский краеведческий музей. Кроме старой церкви, в Перво сохранилось большое количество различного рода помещений и остатков бывших зданий и земляных сооружений, сделанных во времена крепостного права. К наиболее древним из них относятся фундамент с подвалом бывшего дома майора Засецкого, остаток от кирпичной мельницы и подвальное помещение, называемое исстари острогом. По всей видимости, оно было местом заключения провинившихся крепостных крестьян. По крайне мере, в пользу этой версии говорит сама планировка подвала.
  К более поздним постройкам относятся барский дом, выстроенный или Гильдебрандтом, или его предшественником Киселевым, каретный сарай, две кладовые с башенками (эти здания построены в стиле классицизма), скотный двор, Барская дорога, пруд, остатки от кирпичных заводов и Новая церковь, носящая имя Диомида. Кроме того, сохранилось много канав, остатки кирпичных и каменных стен. Уже в наше время часть зданий подверглась реконструкции. Так, к примеру, двухэтажный барский дом стал наполовину одноэтажным.
  Очень важным сооружением является так называемая Барская дорога по склону горы. Длина ее около 800 метров, ширина 7-8 метров. Чтобы закрепить сделанную насыпь и предохранить дорогу от разрушения, она вся была обсажена деревьями - березой и ясенем. Очевидно, что на постройку дороги было потрачено много труда и времени крепостных крестьян. Нет никаких сомнений в том, что эта работа осуществлялась ручным способом.
  Все постройки, сделанные крепостными мастерами, отличаются добротностью и надежностью. Особенно это чувствуется в архитектуре Новой церкви. Удивляет как точность в укладке кирпича по горизонтальным и вертикальным линиям, так и изящная обработка известнякового камня. Высокое мастерство было показано и при строительстве каретного двора. Жаль, что при его реставрации первоначальная архитектура была нарушена. Так, был снят купол, покрывающий все сооружение, пострадали точеные столбы и камни. Но сохранились в первоначальном виде ворота, отличающиеся своей мощностью.
  Сохранилось предание о том, как была построена Новая церковь. Известно, что имя Диомид носил помещик Киселев. Он был очень богат, но слаб здоровьем и часто и подолгу болел. Его жена, женщина молодая и красивая, пригласила лечить мужа врача по фамилии Гильдебрандт. После смерти Киселева вдова вышла замуж за лекаря, сделав того, таким образом, богатым и знатным. Для того, чтобы успокоить свою совесть, супруги пожертвовали 200 тысяч рублей (гигантскую по тем временам сумму) на построение "храма Божьего в честь Диомида". Как это часто бывает, стройка подзатянулась. К тому же, часть денег была проиграна в карты. И тогда, чтобы довести начатое дело до конца, супруги послали стариков по всей стране для сбора недостающей суммы. В общей сложности храм строился около 50 лет. Строительство храма было завершено в 1900 году.
  Приступая к закладке храма в честь Диомида, супруги Гильдебрандт решили сделать 16 августа (по старому стилю), когда православная церковь отмечает этого великомученика. народным праздником. Им очень хотелось, чтобы в этот день народ молился за своих господ. Но оказалось, что храмовых праздников было и без того предостаточно: в честь Богородицы, в честь Николая Угодника, два раза в году в честь Параскевы-мученицы. И тогда супруги попытались предать праздник в честь последней забвению, мотивируя это тем, что храм ее имени давно уже сгорел. Следовательно, рассуждали они, нужно заменить этот праздник праздником в честь Диомида. С этой целью бургомистру была поставлена задача опрокидывать кувшины с брагой у тех, кто готовил ее ко дню Параскевы. Народу же в этот день было приказано трудиться. И действительно, в селе Перво праздник в честь Параскевы был упразднен, хотя в других населенных пунктах церковного прихода (Давыдове, Савине) его отменить не удалось. Объясняется это тем, что эти две деревни принадлежали помещикам Шуваловым, которым до затеи их соседей не было никакого дела.
  Как бы то ни было, но и первинские крестьяне не приняли праздник в честь Диомида. "Этот праздник ваш, а не наш", - твердо заявили старики своим господам. И в день мученика Диомида они также трудились в поле.
  Вокруг села имеются большие залежи известняка. С давних времен жители села занимались его добычей. Известняк использовался при строительстве каменных зданий. Накопанный в течение зимы камень каменщики продавали скупщикам. В XIX веке в роли последних выступали, в основном, жители Елатомского уезда Тамбовской губернии Кугушев и братья Василёвы. В свою очередь скупщики переплавляли камень в Нижний Новгород.
  Широкое распространение в Перво имел отхожий промысел. Большинство мужчин среднего и молодого возраста не оставались на лето в селе, а разъезжались по городам наниматься на строительство домов, фабрик и заводов. Первинские женщины традиционно были отличными мастерицами по изготовлению тонкой пряжи полотна и сукна. Среди них было много известных на уезд вышивальщиц. Широкой гаммой красок отличались вышивки на рубашках.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"